Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Богослужебная реформа патриарха Никона и начало старообрядчества




8.4.1. Книжная справа и просвещение в Московском государстве в первой половине XVII в. Состояние богослужения: литургическая практика и обрядовость после смутного времени. Состояние богослужебных книг, и книгопечатание. Начало книжной справы и просвещение в Московском государстве до середины ХVII в.: ртищевское братство, Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, инок Евфимий и Сильвестр Медведев; традиционализм и грекофильство, новаторство и латинофильство. Спор о пресуществлении Св. Даров в XVII в.

8.4.2. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Соборное Уложение 1649 г. и направленность церковной политики окружения царя Алексея Михайловича. Монастырский приказ. Избрание Никона (1652—1658) на патриарший престол и его требования к царю. Конфликт патриарха с царем и оставление им патриаршей кафедры. Собор 1660 г. Взгляды патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Русская Церковь в 1658-1667 гг. Московские Соборы 1660, 1666 и 1666-1667 гг. (Большой Московский Собор), участие в них восточных патриархов, низложение и осуждение патриарха Никона.

8.4.3. Богослужебная реформа и возникновение старообрядчества. Кружок ревнителей благочестия в Москве (Иван Неронов, Аввакум и др.), их борьба с многогласием в церковной практике и отстаивание нравственных устоев. Богослужебные реформы Патриарха Никона. Связи Русской Церкви с Православным Востоком. Соборы 1654 и 1656 гг. Сущность обрядовых разногласий. Оппозиция богослужебной реформе в рядах церковных иерархов (Павел Коломенский, Александр Вятский). Осуждение старого обряда и его приверженцев на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг.

8.4.4. Начальная история старообрядчества.Взаимоотношения Церкви, государства и старообрядцев после Собора. Распространение раскола в среде духовенства. Восстание в Соловецком монастыре 1667–1676 гг. Неприятие церковной реформы в верхах русского общества (Феодосия Морозова, Евдокия Урусова и др.). Пустозерский литературный центр (сочинения протопопа Аввакума, старца Епифания, дьякона Федора, попа Лазаря). «Повесть о боярыне Морозовой»,полемические сочинения противников церковной реформы второй половины XVII в. Староверие в служилой среде, роль старообрядцев в событиях 1682 г. (Хованщина), в стрелецких бунтах конца XVII в. Указ 1685 г. Патриарх Иоаким (Савелов) и его борьба со старообрядцами. Соборы 1675, 1682, 1690 гг.Старообрядчество во второй половине XVII в.: Сстароверие как массовой явление в крестьянской среде, возникновение первых старообрядческих центров в разных регионах Московского государства и за его пределами, формирование поповского и беспоповского толков. Старообрядческие самосожжения в последней четверти XVII в. на русском Севере, Урале и в Сибири. Полемика по вопросу о самосожжениях («Отразительное писание» Евфросина, выговские полемические видения против филипповцев). Раскол на Дону. «Слово о некоем муже именем Тимофей Донской»: игумен Досифей и Козьма Косой – лидеры двух старообрядческих партий на Дону (конец XVII в.).

Московский Патриархат во второй половине XVII в.

Церковно-государственные отношения при патриархах ИоасафеII (1672–1687), Питириме (1672–1673), Иоакиме (1674–1690) и Адриане (1690–1700). Духовно-нравственный кризис общества в Московском государстве накануне петровских реформ. Особенности святости этого периода и проблема восприятия подвига святых в обществе. Кризисные явления в монашеской и приходской жизни: приписные монастыри, крестцовое духовенство, «многогласие» и «поновления».

Миссионерская деятельность в Московском государстве в XIV–XVII вв.

Распространение Православия на Севере Руси. Прп. Кирилл Челмогорский и Лазарь Мурманский. Просвещение Перми. Св. Стефан Пермский. Его преемники: свв. Герасим, Иона и Питирмим, епископы Пермские. Освоение новых земель, освоение уральских земель, поход Ермака, покорение Сибирского ханства, присоединение Казанского, Астраханского ханств. Роль промышленников Строгановых в освоении земель. Просветители Казанского ханства – святители Герман, Гурий и Варсонофий. Проповедь христианства на Севере св. Трифон Печенгский. Распространение христианства в Сибири, Прикавказье, Казанской и Рязанской землях. Учреждение Тобольской епархии в 1620 г. Основание Тобольского Абалакского монастыря. Архиепископ Киприан – первый сибирский святитель и его преемники. Взаимовлияние культур (пермская деревянная скульптура). Трифон Вятский – просветитель остяков.

 

 

Раздел 9.

Синодальный период истории Русской Церкви

Церковные реформы Петра I

9.1.1. Период местоблюстительства. Личная религиозность Петра I. Его отношение к вере и Церкви. Консерватизм и теократические позиции патриарха Адриана. Единство Петра и патриарха в Восточном вопросе и их антагонизм по вопросу о государственном статусе патриарха. Смерть патриарха Адриана (1699 г.). Запрещение избирать нового патриарха. Митрополит Стефан Яворский – Местоблюститель патриаршего престола. Указы 1701– 1718 гг., касающиеся церковной жизни. Охлаждение отношений Петра I к Местоблюстителю. Ересь Тверитинова. Дело царевича Алексея.1718 г. и его влияние на положение церкви.

9.1.2. Церковные реформы. Недоверия императора к церковной иерархии и его причины. Доносительство на исповеди. Фавориты Петра среди архиереев: Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Протестантская направленность церковных реформ Петра. Упразднение Патриаршества. Учреждение Духовной Коллегии (Святейшего Синода), егосостав, статус и устройство.Президент Синода – Стефан Яворский. Степени епархий по старшинству. Феофан Прокопович и составление «Духовного регламента»(история написания, общая характеристика, структура, основные положения документа) и Манифест 25 января 1721 г. Введение должности обер-прокурора как «ока государева» в духовном ведомстве. Уточнение статуса Святейшего Синода в первые месяцы его деятельности: отношения с монархом, Сенатом, коллегиями; с восточными патриархами. Первые указы Святейшего Синода. «Объявление о монашестве» 1724 г. Включение церковного управления в государственную систему петровской империи.Политика петровского правительства в отношении монастырей. Попытка введения штатов священников. Реформы Петра в оценке церковных иерархов его времени и с позиций канонического права.Признание Синода восточными патриархами и церковным сознанием. Проблема созыва соборов в синодальный период.

9.1.3. Гонения на церковь при преемниках Петра I.Учреждение Верховного тайного совета, его отношения со Святейшим Синодом. Изменение структуры и статуса Синода – снижение его роли и положения. Склонность Феофана Прокоповича к протестантизму. Церковный террор Феофана Прокоповича в правление Анны Иоанновны (1730–1740 гг.). Оппозиция архиепископу Феофану (Прокоповичу): архиепископ Георгий (Дашков), епископ Лев (Юрлов), митрополит Игнатий (Смола). Дело Феофилакта Лопатинского. Судьба архиепископа Феодосия (Яновского). Экономический подрыв церкви (закрытие монастырей, передача коллегии экономии Сенату) и тяжелое положение духовенства. Работа Прокоповича над переводом Библии на современный язык.Воцарение Петра II. Обвинения против Феофана (Прокоповича). «Камень веры».










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...