Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика церковной жизни в синодальный период




9.2.1. Эволюция высшего церковного управления. Святейший синод: понижение статуса Синода указом Сената от 1726 г. в ряду высших государственных учреждений. Святейший Синод в царствование Елизаветы Петровны. Реставрация института обер-прокурора. Обер-прокуроры Н. Н. Мелиссино и П. П. Чебышев. Указ Петра III «Об управлении всех религий». Институциональные изменения и деятельность Синода. Обер-прокурор А. И. Голицын и «Двойное министерство» при Александре I(1817–1824): причины учреждения, структура. Отношение к Двойному министерству епископата. Упразднение Министерства, причины, роль личности кн. А. Н. Голицына в этом процессе. Аргументация противников Министерства (митрополита Серафима (Глаголевского), архимандрита Фотия (Спасского), А. А. Аракчеева, А. С. Шишкова, М. Л. Магницкого). Усиление обер-прокурорского надзора при Николае I (обер-прокурор Н. А. Протасов), закрепощение Церкви в государственном аппарате. Идея «Православие. Самодержавие. Народность». Обер-прокуроры граф Уваров и «теория официальной народности». Засилье обер-прокурора Д. А. Толстого при Александре II и его реформы. Ослабление государственного давления на Синод. Рост влияния свт. Филарета (Дроздова) на обер-прокуратуру. Обсуждение вопроса о церковном управлении и созыве Поместного Собора. Попытки возрождения соборности в Церкви; окружные соборы 1880-1890-х гг. Обер-прокурор К. П. Победоносцев (1880–1905) – архитектор охранительного курса Александра III, противник Соборов.

9.2.2. Архиереи. Преобладание до второй половины XVIII в. малороссийских епископов. Отношение иерархов к монашествующим и белому духовенств. Феномен архиереев из «ученого монашества». Архиерейские процессы при Анне Иоанновне ицерковный террор Феофана Прокоповича(1730–1740 гг.). Дело Феофилакта Лопатинского. Открытый противник секуляризации митрополит Арсений Мациевич и его судьба. ДелоПавла Конюскевича.

9.2.3. Епархии и епархиальное управление. Основание новых епархий, духовные консистории, благочиния, приходы.Устав духовных консисторий 1841 г.Отмена коллегиальных органов управления епархиями.Назначения епископов без учета представлений Синода.

9.2.4. Нравственное состояние общества и церковная жизнь.Нравственные издержки «эпохи великих реформ». Раскол русского народа на «высшее общество» и простой люд. Различная степень европеизации разными слоями общества. Появление русских «афеистов». Увлечение высшего общества вольтерьянством, рационализмом при Екатерине II. Распространение западного мистицизма и масонство при Александре I (Новиков, Шварц и др.). «Универсальное христианство» и «внутреннее христианство». Русское сектантство:молокане, странники, духоборцы и др. Зарождение церковной публицистики и журналистики. Обсуждение насущных церковных проблем. Русско-турецкая война (1877–1878) и отношение к ней Церкви.

9.2.5. Религиозно-философская мысль в XIX в.Этапы развития русской религиозно-философской мысли. Западники, нигилизм, славянофилы (А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский, И. С. (1806–1856), Аксаков, К. Леонтьев (1831-1891). Становление «светского богословия» (К.Н. Леонтьев, В. С. Соловьев). Основные идеи, церковная деятельность, богословские труды. Ф. М. Достоевский и его влияние на богословие.

9.2.6. Конфессиональная политика российского правительства до 1905 г.Национальный и религиозный состав населения Российской империи (1701–1917).Изменение конфессиональной политики на протяжении Синодального периода.

9.2.6.1. Католическая протестантская и униатская церкви в Российской империи.Разделы Речи Посполитой и первые попытки воссоединения униатов. Униатский вопрос в правление Екатерины II. Присоединение униатов и связанные с этим проблемы. Отношение императора Павла I к неправославным христианским конфессиям. Деятельность иезуитов в Российской империи. Деятельность правительства и митрополита Иосифа (Семашко) по ликвидации унии. Полоцкий собор 1839 г., проблема «упорствующих». Восстания 1831 и 1863 гг. и конфессиональная политика.Присоединение Холмских униатов. Попытки приссоединения униатов Галиции.

9.2.6.2. Православная Церковь в Грузии.Присоединение Грузии и введение в состав Русской Церкви Грузинской Церкви на правах экзархата. Архиепископ Феофилакт Русанов. Очерк церковной жизни Грузии в XIX в.

9.2.6.3. Христианство и ислам в Российской империи.Мирное соседство христиан и мусульман на примере Поволжья. Мусульмане на Кавказе,в Крыму и в Сибири.

9.2.7. Канонизация святых в в синодальный период. Святые синодального периода. Проблема местной канонизации и деканонизации в синодальный период.

Монастыри и монашество в синодальный период

9.3.1. Монашество в XVIII в.Секулярный взгляд на монашество Петра I. Перепись монастырей и монашествующих, препятствия к пострижению, закрытие монастырей и превращение их в школы, госпитали. Прекращение монастырского летописания. Тяжелое положение монастырей и монашествующих в эпоху бироновщины. Временный возврат церкви монастырских земель при Елизавете Петровне. История секуляризации монастырских имуществ в XVIII в. Комиссия 1762–1764 гг. Указ Екатерины II от 23 февраля 1764 г. о секуляризации монастырских имений и его последствия для русского монашества (введение монастырских штатов и финансирования монастырей из казны). Реакция Святейшего Синода и отдельных иерархов на проведение секуляризации(епископ Павел (Конюшкевич), митрополит Арсений (Мацеевич)). Положение штатных и заштатных монастырей. Сокращение числа монастырей. Угроза пресечения монашества в Российской империи.Состав русского монашества в XVIII в.: монахи из аристократии; ученое монашество; рядовая братия. Монашеская письменность XVIII в.

9.3.2. Возрождение монашества в конце XVIII–XIX в. Активный деятель аскетического возрождения митрополит Гавриил (Петров). Прп. Паисий (Величковский), его влияние на русское монашество и возрождение старчества. Восстановление старческого служения в Русской Церкви: прп. Серафим Саровский, основание Серафимо-Дивеевского монастыря. Отношение к старчеству императора Александра I и обер-прокурора князя А. Н. Голицына. Оптина пустынь и ее старцы: Леонид (Наголкин), Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков). Изменение отношения правительства к монастырям в XIX в., восстановление упраздненных в ХVIII в. обителей, и основание новых монастырей, улучшение материального положения монастырей. Уставы русских монастырей. Проблема введения общежительного устава. Расцвет женского монашества, широкая благотворительная деятельность монастырей: Борисоглебский (под Москвой), Спасо-Бородинский и др. женские монастыри. Становление московского старчества (60-е гг. XIX в.). Служение прп. Варнавы Гефсиманского.Глинская пустынь. Имяславцы.Дискуссия о соотношении внешнего и внутреннего монашеского делания в начале XX в.Первый Всероссийский съезд монашествующих 1909 г.: состав, основные вопросы, итоги и значение.Монашеские съезды 1917 г.: съезд ученого монашества, обсуждаемые проблемы и решения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...