Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гонения на Церковь в 1929–1943 гг.
11.3.1. Гонения 1929–1939 гг. 1929 – год великого перелома. Репрессивная политика государства по отношению к Церкви, «безбожные пятилетки». «Союз воинствующих безбожников». Директива Кагановича о религиозных организациях как силах контрреволюции. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозныхобъединениях» 1929 г. Массовое закрытие и разрушение храмов. Иконоборчество. Выступление мировой общественности в защиту Русской Церкви. Интервью митрополита Сергия газете «Известия» 15 февраля 1930 г., его происхождение и цели. Террор 1937–1938 гг. Разгром церковной организации. Расстрел в 1937 г. митрополита Петра и вступление в должность Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского).Состояние Русской Церкви к 1939 г. 11.3.2. Церковные расколы.«Непоминающие». Иосифлянский и Григорианский (правая церковная оппозиция) расколы, попытки создать «катакомбную церковь». Краткий обзор катакомбного движения в СССР. Ярославский раскол. Викторианство. 11.3.3. Патриотическая деятельность Русской Церкви.Обращение митрополита Сергия к православным стать на защиту Родины. Разоблачение Местоблюстителя антихристианской нацистской идеологии. Призыв митрополита Сергия (30 декабря 1942 г.) собрать средства в помощь фронту, благотворительная деятельность Церкви. Церковь на оккупированной территории во время Великой отечественной войны 1941–1944 гг. Политика нацистской Германии в отношении религии и Церкви вообще ина оккупированных советских территориях. Религиозное возрождение и положение Церкви на оккупированных территориях. 11.4.2.1. Православная Церковь в Прибалтике: деятельность митрополита Сергия (Воскресенского), Псковская духовная миссия. 11.4.2.2. Православная Церковь на оккупированной территории Беларуси. Организация церковного управления. Соборы епископов и вопрос автокефалии. Взаимоотношения беларуских националистических кругов и беларуской национальной администрации и Православной Церкви – требование беларусизации Церкви. Взаимоотношения партизан и православного духовенства. Миссионерская образовательная и благотворительная деятельность Церкви. 11.4.2.3. Православная Церковь на Украине. Автокефальное и автономное направления, террор по отношению к представителем автономного направления со стороны украинских националистов. 11.4.2.4. Православная Церковь в зоне румынской оккупации. Трансистрия – Молдавия и Одесская область. Церковь на других оккупированных территориях. Русская Церковь в 1943–1953 гг. (сталинское «возрождение») 11.5.1. Переориентация политического курса Советской власти по отношению к Церкви.Присоединение Западной Украины, Белоруссии, Бессарабии и Прибалтики к СССР и последствия этого для Русской Церкви. Патриотическая позиция Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны. 11.5.2. Реальныеизменения положения Церкви в СССР.От курса на полное уничтожение до взятия под контроль, чтобы использования в политических целях. Встреча И. В. Сталина с тремя митрополитами. Архиерейский Собор 8 сентября 1943 г. Совет по делам Русской православной церкви, и его председатель Г. Карпов. Архиерейский Собор 1943 г. и выборы Патриарха. Возвращение в Церковь покаявшихся обновленцев. Поместный Собор 1945 г. и его значение. Избрание патриарха Алексия I, утверждение «Устава об управлении Русской Церковью». Открытие храмов и монастырей, возобновление духовного образования и церковной печати. 11.5.3. Государственная политика в отношении Церкви. Двойственный характер государственной политики – противоречие между законодательством о культах и антирелигиозной партийной линией и прагматическим отношением к Церкви и действующими секретными постановлениями правительства. Использование церковных иерархов для проведения внешней политики СССР. Львовский Собор 1946 г., Мукачевский Собор 1949 г., уничтожение униатской церкви в Западной Украине и его трагические последствия для межконфессиональных отношений в регионе. Совещание Предстоятелей и представителей Православных автокефальных Церквей в Москве в 1948 г. Попытка партийного руководства развернуть антицерковную кампанию в 1948 г. и реакция на это И. Сталина. 11.5.4. Церковная жизнь. Преодоление заграничных расколов, открытие храмов и монастырей, новые архиерейские хиротонии. Отношения Русской Церкви с Поместными Православными Церквами. Помощь Русской Церкви Чехословацкому православию. Хрущевские гонения на Церковь 1953–1964 гг. 11.6.1.Антирелигиозная кампания. Первая попытка 1954 г. Постановление ЦК «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению». Идеологические основания кампании (борьба со сталинизмом, преодоление религиозных пережитков в связи с форсированным строительством коммунизма в СССР). Направления осуществления антицерковной политики: ущемление финансово-хозяйственной деятельности Церкви (налог на свечи, повышение налогов для монастырей и запрещение использовать наемный труд и др.); резкое уменьшение численности монастырей и приходов, закрытие духовных школ, развертывание массированной антирелигиозной пропаганды, ренегаты.Аресты и осуждения архиепископов Иова Казанского и Вениамина Иркутского. 11.6.2. Реформа приходского управления. Навязывание государством внутрицерковных решений. Архиерейский Собор 1961 г. и внесение изменений в «Положение об управлении РПЦ» в части, касающейся приходского управления. Последствия этих изменений: запрещение священникам участвовать в финансово-хозяйственной деятельности прихода и перевод их на положение наемного рабочего с твердым окладом. 11.6.3. Международная и миротворческая деятельность Церкви. Митрополит Никодим (Ротов), вступление РПЦ во Всемирный Совет Церквей и активизация внешних контактов ее с инославными церквами, межправославное взаимодействие. Формы участия Русской Церкви в экуменическом движении. Русская Церковь в период «застоя» 1965–1987 гг. 11.7.1. Государственная политика.Отставка Н. Хрущева (1964 г.) и признание некоторых перегибов в проведении антирелигиозной кампании. Политика скрытого давления. Кодификация законодательства о культах (1970-е гг.). Ограничение роли церкви в советском обществе. Разветвленная и разработанная система атеистической пропаганды (партийные органы и партшколы, система образования, культурно-просветительные учреждения, социальные и медицинские структуры, целевые программы, направленные на женщин, молодежь, безрелигиозная обрядность). 11.7.2. Церковная жизнь.Стабилизация численности приходов и монастырей. Поместный Собор 1971 г.Внешние связи Русской Православной Церкви.Дарование автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви. 11.7.3. Диссидентское движение. Рост интереса к Церкви в обществе в 1970-е гг. Выступления «церковных диссидентов» в 1960-е – 1980-е гг. Вызревание оппозиции внутри церкви. Формы «церковного диссидентства». Архиепископ Ермоген (Голубев), священники Глеб Якунин, Георгий Эшлиман и др., миряне — Б. Талантов, Л. Регельсон, В. Шавров и др., церковный самиздат, Церковь и новая православная интеллигенция. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |