Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предыстория:христианство в Восточной Европе до Крещения Руси 988 г.




Миссионерская деятельность апостола Андрея Первозванного

Предание о проповеди апостола Андрея Первозванного в Причерноморье: источники и древние христианские традиции. Оценка историками достоверности источников и современное состояние вопроса. Сказание Повести временных лет о путешествии апостола Андрея и его почитание в Русской Церкви. Споры историков о возможности путешествия апостола через Восточную Европу в Рим.

1.2.  Пути проникновения христианства в Восточную Европу.

Первые христианские общины в Северном Причерноморье IV–IХ вв.: (Томитанская епархия и миссионерские епархии в Скифии, Херсонесская, Фулльская, Готская, Сугдейская епархии, епархии Боспора, Зихии иТаматархи). Набеги готов и славян на города Таврики и черноморское побережье Малой Азии. Жития св. Стефана Сурожского и св. Георгия Амастридского, обращение в христианство князя Бравлина и его дружины.

Первое (Фотиево) крещение Руси

Обстоятельства и датировка похода руссов (киевских князей Аскольда и Дира) на Константинополь (гомилии и окружное послание Константинопольского патриарха Фотия). Первое крещение киевлян в 861 г. Плоследствия Фотиева крещения Руси. Хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия в связи с походом Россов на Константинополь.Гипотеза академика Веселовского. Находка «русских» письмен, и проблема происхождения славянской письменности. Христианство на Руси в IX в.: свидетельства о возможности раннего распространения христианства среди полян, приазовская и прикаспийская Русь, Русь и Хазарский каганат, свидетельство о русских купцах-христианах в Багдаде и об острове русов.

Христианство на Руси в конце IX–X вв.

Захват Киева Олегом и языческая реакция.Судьба христианской общины в Киеве в конце IX – первой половине X в.: договоры Олега (911), и Игоря (944) с Византией.Великая княгиня Ольга (945–969 обстоятельства ее обращения к христианству и проблема датировки ее крещения, государственно-просветительская и миссионерская деятельность великой княгини).Попытки организации проповеди христианства на Руси из Западной Европы (миссия Адальберта–Адальвина). Первые христианские храмы и монастыри в Киеве. Тмутараканская митрополия (конец IX в). Христианство при Киевском князе Святославе (945–972 войны с хазарами, болгарами и греками, толерантность и гонения на христиан). Киевский князь Ярополк и христианство.Роль религиозного фактора в междоусобной войне между князьями Ярополком и Владимиром.

                                               

Раздел 2.

Крещение Руси.

Крещение князя Владимира

Поворот к христианству: посещение Владимира миссионерами и «выбор вер», ответные визиты бояр великого князя. Политические события в Византии в период обращения Владимира и их влияние на проблему крещения князя. Крещение Владимира: проблема определения места и времени крещения, поход на Корсунь и женитьба на византийской принцессе Анне.

Христианизация Киевской Руси

Точки зрения о принятии христианства в Киевской Руси из Византии, Болгарии, от западных христиан, от готов-ариан. Крещение киевлян. Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в ХI–ХII вв.: крещение жителей Новгорода Великого.Миссионерская деятельность среди славян, финно-угорских народов и кочевников: распространение христианства в Ростово-Суздальской(св. Леонтий, епископ Ростовский) иМуромской землях; среди смоленских кривичей, радимичей, северян и вятичей; обращение в христианство волынян и хорватов.Христианизация Дреговичской, Древлянской, Полоцкой (Торвальд Путешественник, Рогнеда и Изяслав) земель, Верхнего Побужья, Верхнего Понеманья и ятвяжских земель (проповедь Бруно Бонифация в Судовии). Проблема двоеверияи ее интерпретация в современной науке, христианство и местная культура.

 

Раздел 3.

Киевский (домонгольский) период.

Киевская митрополия и Константинопольский патриархат

Зависимость митрополии от Константинопольского патриарха и его права по отношению к митрополии. Место киевской митрополии в административно-территориальной системе Константинопольского патриархата.

Киевские митрополиты

Первые Киевские митрополиты (первый митрополит Киевский и проблема изначальной юрисдикции в Русской Церкви, (гипотеза Приселкова и Карташева о пребывании Русской Церкви в Болгарской юрисдикции при св. Владимире). Зависимость от Константинопольского Патриархата. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI—XIII вв. Митрополиты из русских Илларион и Климент Смолятич. Причины положительного отношения русского епископата к юрисдикционному подчинению Русской Церкви Константинополю.

Структура церковного управления Киевской митрополии.

Митрополит, архиереи, духовенство, церковный суд и церковные люди.Вопрос о митрополиях Черниговской и Переяславской.

3.3.1. Епархии Киевской митрополиии епархиальное управление. Учреждение епархий, их количество и границы. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Органы управления епархиями и архиерейские чиновники: клирос и клирошане. наместники, десятники и волостели.

3.3.2. Приходское духовенство. Условия избрания, состав приходского клира.Освобождение духовенства от мирского суда, податей, налогов, воинской повинности.

3.3.3. Средства содержания и источники доходов церковного клира и иерархии. Установление десятины.Доходы с земельной собственности, добровольные приношения прихожан, вклады в Церковь, пошлины со службы мер и весов, плата с церковного суда, пошлины за поставления духовенства, плата за благословение браков, сборы по кунице, дар епископу с мирян. Руга, приношения прихожан, сборы на Пасху, Рождество и Петров пост, пожертвование за требы.

Церковно-государственные отношения

Роль иерархии Русской Церкви в общественной и политической жизни Киевской Руси. Уставы великих князей Владимира и Ярослава Мудрого, права митрополита и епископов в светском суде. Грамоты удельных князей.Церковный суд в Древней Руси. Юрисдикция церковного суда. Семейное и брачное право. Соборные постановления и решения Константинопольских патриархов, грамоты патриархов, касательно дел Русской Церкви. Русские памятники канонического характера: «Церковные правила митрополита Иоанна», «Кириково вопрошание», «Белечский устав».Особенности положения Церкви в различных русских областях.Великий князь Андрей Боголюбский и нареченный митрополит Владимирский Феодор (Феодорец), княжеские междоусобицы и Церковь.

Монашество и монастыри

Пути проникновения монашества на Русь. Две восточнохристианские монашеские традиции на Руси. Ктиторские монастыри. Антоний и Феодосий Печерские, Киево-Печерский монастырь и его общежительный устав, другие древнейшие русские монастыри (Георгиевский, Антониев Хутынский в Новгороде, Спасский и Богородицкий в Полоцке, Борисоглебский в Торжке и др.). Экономическое положение монастырей, система собственности, организация черного духовенства.Основные виды подвижничества. Антоний Римлянин, прп. Варлаам Хутынский, прп. Никита Столпник и подвиг столпничества, прп. Авраамий Смоленский – первый русский старец. Исаакий Печерский, ученик Антония – первый юродивый. Пещерничество.

 

 

Раздел 4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...