Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Установление автокефалии Московской митрополии и разделение Русской митрополии




6.1.1. Митрополит Исидор и Ферраро-Флорентийская уния. Поставление грека Исидора (1436–1441) на Киевскую митрополию, его краткое пребывание в Москве и Новгороде, сбор церковных даней и отправка на Собор с наказом не менять старины. Участие Исидора в Ферраро-Флорентийском соборе в качестве одного из начальников униатской партии. Возвращение Исидора в Москву, заключение под стражу, осуждение Собором русских епископов (1441 г.), бегство в Рим. Русская Церковь и Ферраро-Флорентиский Собор 1438–1439 гг.

6.1.2. Установление автокефалии Русской Церкви. Нерешительность московского духовенства и великого князя при самостоятельном избрании митрополита, грамоты Константинопольскому патриарху и императору. Избрание митрополита Ионы (1448 г.) и фактическое начало самостоятельного существования Русской Церкви.

6.1.3. Окончательное разделение Русской митрополии. Посвящение для ВКЛ Константинопольским патриархом-униатом Григорием Маммой митрополита Григория Болгарина после отъезда в Рим митрополита Исидора. Собор в Москве (1459 г.). Поставление в Риме для ВКЛ митрополита Григория Болгарина, признание его православным епископатом Великого княжества. Борьба митрополита Ионы и других русских иерархов против Григория Болгарина.Неприятие унии аристократией, народом и духовенством ВКЛ и ее формальный характер. Возвращение митрополита Григория в Православие (1470 г.) и признание его Константинополем, протесты Москвы.

Начало самостоятельного существования Московской митрополии

 Митрополит Феодосий II (1461–1464) и его отношения с Новгородом. Митрополит Филипп I (1464–1473), нестроения в Новгороде и Пскове, сторонники сепаратизма в церковной среде. Битва на Шелони (1471 г.) и поражение новгородцев, увеличение зависимости Новгорода от Москвы в церковных делах. Конфликт с Константинополем, вызванный попытками греков уничтожить автокефалию Русской Церкви.

Государственно-церковные отношения в конце XV–начале XVI в.

Тенденция к вмешательству государства в церковную жизнь и к подчинению церковных интересов государственным. Стремление Московского государя подчинить церковь княжеской власти. Меры по экономическому ослаблению церкви. Вопрос о секуляризации церковных земель на соборе в Москве 1503 г. Поход на Новгород и Псков, конфискация земель. Увеличение зависимости митрополита от великого князя. Митрополит Варлаам (1511–1521) и собор 1520 г. Удаление митрополита Варлаама в связи с делом Василия Шемячича. Соборы 1525 и 1531 гг. Митрополит Даниил (1521–1539) и его отношения с великим князем. Митрополит и Василий Шемячич. Развод Василия III с Соломонией Сабуровой и брак с Еленой Глинской, позиция митрополита Даниила по данному вопросу. Первый прецедент в истории Русской Церкви податей с духовенства. Соперничество боярских партий (Шуйских и Бельских) в период междуцарствия, удаление митрополита Даниила. Митрополит Иоасаф (1539–1542) и его духовный облик.

Ересь жидовствующих

Появление ереси в Новгороде. Генезис ереси ее основные источники и положения лжеучения. Распространение ереси в Москве,вовлечение в ересь знатных людей и членов семьи Ивана III (Елена Волошанка, дьяк Федор Курицын). Открытие тайного движения и первое осуждение жидовствувщих (1488 г.). Митрополит Зосима – приверженец жидовствующих. Использование еретиками эсхатологических настроений. Удаление митрополита Зосимы с кафедры. Высокопоставленные покровители еретиков: дьяк Федор Курицын, ересь в доме великого князя. Борьба с ересью архиепископа Новгородского Геннадия и прп. Иосифа Волоцкого – Геннадиевская Библия и «Просветитель». Причины распространения воззрений жидовствующих в русском обществе. Собор 1504 г. и осуждение жидовствуюцих. Предание их светской власти и позиция по этому поводу заволжских старцев, «Ответ кирилловских старцев» 1504 г.

Споры иосифлян и нестяжателей

6.5.1. Церковное землевладение к концу XV в.Причины роста церковного землевладения на Руси в период монгольского ига. Монастырская колонизация в XV – начале XVI в. Борьба против монастырского землевладения черносошных крестьян. Особожительный, общежительный и скитский устав монашеской жизни. Монастырские вотчины. Церковь – крупнейший землевладелец в Московском государстве. Характер государственно-церковных отношений по земельному вопросу.

6.5.2. Спор иосифлян и нестяжателей. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский и их последователи. Два взгляда на монастыри и монастырское землевладение: «скит» или «пустынь» Нила Сорского и богатое монастырское хозяйство Иосифа Волоцкого. Развитие двух традиций русского монашества. Спор о монастырских имениях. Нил Сорский – первый русский исихаст, продолжатель учения Григория Паламы. Духовный облик митрополита Варлаама, его позиция в споре. Василий III и победа Иосифлян.Князь-инок Вассиан Патрикеев – лидер партии «нестяжателей» и его полемическая деятельность.

6.5.3. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский как представители аскетической традиции. Отражение идей умного делания в «Послании к иконописцу» (преп. Иосиф Волоцкий) и «Предании о жительстве скитском» (преп. Нил Сорский). Понятие об уставном благочестии. Практика уставного благочестия и тенденции к ее абсолютизации. Развитие тенденций секулярного восприятия жизни Церкви и оскудение аскетической традиции.

6.5.4. Преподобный Максим Грек в Московском государстве. Общий низкий уровень культуры ХVI в. – необразованность, невежество. Погрешности в богослужебных книгах и расхождения в обрядах русской и греческой церкви. Вопрос о двоеперстии. Начало исправления богослужебных книг и церковных обрядов. Обращение к греческим книгам для «книжной справы». Значение духовности и культуры Деятельность и ученики Максима Грека – кружок образованнейших людей эпохи. Трагическая судьба Максима Грека в Москве.

Эпоха митрополита Макария (1542–1563 гг.)

Деятельность Макария в Новгороде. Отношения с духовенством и паствой, храмоздательство, литературные труды (Четьи-Минеи, Титулярник, Степенная книга). Избрание Макария митрополитом Московским и его отношения с боярской администрацией и молодым Иваном IV, венчание его на царство (1547 г.). Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 гг. Стоглавый Собор (1551 г.), его постановления и оценка историками. Стоглав 1551 г. и развитие церковного права. Казанский поход (1552 г.) и учреждение Казанской архиепископии. Святитель Гурий и миссионерский характер новоучрежденной кафедры, святые Герман и Варсонофий. Собор на еретиков (1553–1554 гг.). Дело Матвея Башкина. Феодосий Косой. Дело игумена Артемия. Дело дьяка И. М. Висковатого.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...