Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 18. Сод-е и методика изучения темы «Гл.» в ст. кл.




По Iв прог общее понятие о 3х ч.р., включая гл., дети получ. в 5кл. Однако к изучению гр. признаков гл. они приступают только в 7кл. По IIв прог изучение гл. и его некот. признаков нач. с 5кл. и продолжается далее. На этапе введения понятия «гл.» оч важно расширить лексич. зн-е тех слов, кот. м отнести к гл. В нач. кл., в осн., дети исп. слова, кот. обозн. движение, перемещение в пространстве и непосредственные действия с предм. В ст. кл. расширение семантич. поля происх. за счёт гл., обозн. речевую,, IQ, трудовую и др. виды Д., а также за счёт гл., обозн. состояния, изменение признака. Одновр. следует показать дет., какую роль гл. вып-ет в предл-и. Для этого следует провести разбор по членам предл-я неск. предл-й, и в итоге м сделать вывод: чаще всего гл. бывает сказуемым. Начиная с 4кл. дети делают разбор ( -, =, второстепенные члены), и до 9кл. делают его одинаково. На след. этапе дети зн-ся с гр. признаками гл. (изменение по временам, числам, лицам, неопределённая форма гл., спр.). Изменение гл. по временам. Уже в 3кл. уч-ся изменяли слова, обозн. наз-я действия, по ?? что делает? Что делал (а)? что сделает? (будет делать). В кач-ве опорных слов исп. слова «сегодня, вчера, завтра». Когда же уч-ся переходят к изучению темы «Изменение гл. по временам», они уже не пользуются этими вспом. словами, а обращают вним. с пом. ?? учителя на 2 обстоятельства: 1) гр. кат. времени (действие происх. в момент речи, до момента речи, после момента речи); 2) ??. Учитель предлагает уч-ся прочит. неск. предл-й, записанных на доске. (Н/р: Наташа пишет зад. на доске. Остальные дети пишут в тетр.). Прочит. I предл., найдите в нём гл., подчеркните (как подчёркиваем гл.?), поставьте ? к гл.; записываем ? над гл. Также II предл. Когда происх. действие, о кот. говорится в I предл., сейчас? (да). А во II предл. в момент речи или нет? (тоже да). Гл., кот. обозн. действие, происх. сейчас, в момент речи, и отв. на ?? что делает, что делают – это гл. Н.вр. -> табличка «Настоящее время» на наборное полотно, чуть ниже –«Н.вр.». А под табличкой выставим таблички с ??. Тоже самое с П.вр. и Б.вр. Изменение гл. по числам. Учитель предлагает дет. вспомнить и запис. мест. ед.ч. и мн.ч. После этого (после 2х записанных столбиков) учитель предлагает подставить к каж. мест. глагол -> задаём устно ? от мест. к гл. Учитель спрашивает: «Действие ск-х предм. обозн. гл., кот исп-ся с мест. ед.ч.?» (1) Значит, это гл. тоже ед.ч. -> учитель предлагает во II столбике к каж. мест. подставить гл. ->задаём устно ? от мест. к гл. Учитель спрашивает: «Действие ск. предм. обозн. гл., кот. исп-ся с мест. мн.ч.?» (неск.) Значит, это гл. тоже мн.ч. Как изменяются гл.? (по числам) Как определить число гл.? (по мест.). Если нет мест., как? (подставить его). Для закрепления: 1) изменить в предл-ях гл. ед.ч. на мн.ч., и наоборот; 2) определить число гл.; 3) вставить пропущенный гл. в предл. и определить его число. Изменение гл. П.вр. по родам и числам. Учитель предлагает дет. 4 предл-я: 1) Пиджак висел на вешалке. 2) Куртка висела на гвоздике. 3) Пальто висело за дверью. 4) Вещи висели в шкафу. Учитель предлагает дет. прочит. I предл., найти и подчеркнуть гл., задать ? к гл. от сущ., записать его, определить род того сущ., от кот. мы задавали ? к гл. Записываем род сверху над сущ. Учитель спрашивает: «Если сущ. у нас м.р., то на какой ? отв. гл., кот. связан с этим сущ.? Значит в каком роде стоит гл. П.вр.?» Обязат. в гл. выделяем окончание. Последнее предл-е: «М ли определить род этого сущ.? (нет) Почему? (потому, что это сущ. мн.ч.) Какой ? мы задаём от сущ. мн.ч. к гл.? (что делали?) Какое окончание имеют гл. мн.ч.? (И)». Изменение гл. Н.вр. по лицам. Учитель предлагает дет. наз. мест. 1л. (я, мы) Запис. эти мест. в строчку, пропуская м/у ними S -> учитель предлагает подобрать к этим мест. гл. и поставить его в Н.вр., затем в Б.вр. Устно задаём ?? к гл. от мест. Спрашиваем: «Что показывает мест. 1л.? Когда исп-ем? (когда говорим о себе) А если исп. гл. с мест. 1л., то что показывает гл., кто совершает действие?» (говорящий) -> уч-ся наз. мест. 2л., наз. гл. и определяют зн-е гл. 2л. (действие совершает тот, к кому обращаются). Тоже самое с гл. 3л. (действие совершает тот, о ком говорят). Далее отдельно разбирается каж. лицо гл. При этом обязат. н закрепить с уч-ся знание о том, что гл. 1, 2 и 3л. мб одновр. ед.ч. и мн.ч. Причём в ед.ч. они отв. на одни ??, а во мн.ч. – на др. Обращаем вним. на правописание Ь в окончаниях гл. 2л. ед.ч., а также на то, что к некот. гл. добавляется –СЯ или –СЬ. Неопределённая форма гл. У учителя на доске записано: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Учитель предлагает дет. найти и подчеркнуть 2мя чертами гл. Давайте попробуем определить у гл. «бороться» время? (по ??) => нельзя определить время. Попробуем определить лицо – подставляем мест. -> не подходит => нельзя определить лицо. Попробуем определить число – подставляем мест. или сущ. -> не подходит => нельзя определить число. Гл., у кот. нельзя определить время, лицо и число – это гл. неопределённой формы. Заканчиваются на –ТЬ, - ТИ, -ЧЬ. Спряжение гл. Уч-ся предлагается гл. в неопр. форме, кот. следует изменить по лицам и числам, поставив в форму Н.вр. и Б.вр. Учитель предлагает дет. такие гл., у кот. будут ударными личные окончания (висишь, рвёшь). Уч-ся, перед тем, как изменить форму гл. по лицам и числам, устно задают ? от мест (я что делаю? ты что делаешь?). В сл. необх. этот ? мб записан рядом с гл. Учитель, после того, как уч-ся заполнят табл., задаёт ?: «Какая часть слова меняется в гл.? (окончание) Пчм изменяется окончание в гл.? (меняется ?) Пчм каж. раз мы задавали new ?? (меняется мест.) Что меняется у мест. каж. раз?» (лицо и число). Т.е. мы изменяли гл. по лицам и числам. В каком времени стоит гл.? (Н. и Б.вр.) => изменение гл. Н.вр. и Б.вр. по лицам и числам наз-ся спряжением. При ознакомл. уч-ся с понятием I и II спр. гл., уч. анализируют табл. спр-й гл., представленную в учебнике. Учитель предлагает дет. выпис. из табл. личные окончания гл. ед.ч. и мн.ч. 1, 2, 3 лица (2л. ед.ч. – ешь, - ишь; 3л. ед.ч. – ет, - ит; 1л. мн.ч. – ем, - им; 2л. мн.ч. – ете, - ите; 3л. мн.ч. – ут, - ют и –ат, - ят). Учитель спрашивает дет.: «Чем отл-ся личные окончания гл.?» (гл. буквой). В 1 сл. пишем Е, во 2 – И (подчёркиваем ) -> если гл. во 2л., 3л. ед.ч. и 1л., 2л. мн.ч. имеет в окончании гл. букву Е, то это гл. I спр., а если гл. имеет в окончании гл. букву И – то это гл. II спр. (I спр.: - ешь, - ет, - ете, - ем; II спр.: - ишь, - ит, - им, - ите). 2 способа определения спр.: 1) если на конце гл. неопр. формы АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, УТЬ, то это гл. Iспр., а если гл. заканчивается на ИТЬ, то это гл. II спр. 11 гл. – исключений учим, а брить, стелить – нет; 2) если гл. в 3л. мн.ч. имеют окончания –УТ, - ЮТ – I спр., - АТ, - ЯТ – II спр. Далее переходим к правописанию безударных личных окончаний гл. Для того, чтобы научить дет. правильно писать безуд. личные окончания гл. I и II спр., необх. научить их действовать по опр. алгоритму, предполагающему вып-е след. действий: 1) поставить ударение. Если ударное – пишем, как слышим; 2) поставить в н.ф.; 3) определить спр.; 4) пишем окончание. Поск. самост. пользоваться этим алгоритмом для уч-ся достаточно тяжело, поэтому при опр-и безударных окончаний уч. м пользоваться табл. окончания гл. I и II спр., или, определив лицо и число гл., подставлять гл. с ударным окончанием в том же лице и числе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...