Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 20. Методика форм-я орфографич. навыков.




Навыки: 1) двигательные (бег, теннис и т.д.); 2) умств. (автоматизация сознания: реш-е задач, уравнений, сочинение стих-й и т.д.). Орфографич. навык – это специфический навык, кот. основывается на: 1) навыке письма, 2) анализе слова с фонетич. стороны, 3) навыке морфемного анализа слова, 4) выборе соотв. правила. 3 группы орфографич. правил: 1) одновариантные правила (шипящие с гл. – единственно возм-й вариант), 2) 2хвариантные (правописание приставок – предлагается выбор), 3) правила – рекомендации. (непроизносимые согл. в корне слова, безуд. гл. – рек-ся некий алгоритм действий, пройдя кот. м придти к верному варианту. Этапы раб. над правилом: I этап) подготовка уч-ся к усвоению правила: а) актуализация необх. знаний, б) создание проблемной ситуации (как написать то или иное слово); II этап) усвоение правила: раскрываем сущность правила (разбиваем правило на составные части – учитель проговорил, затем дети чит. правило в учебнике, выделяя голосом главные моменты). При подборе примеров для объяснение new правила н заботиться, чтобы слова были простыми по зн-ю и стр-ре, а примеры – типичными для данной орфограммы. Весь комплекс примеров д отражать осн. закономерности правила; III этап) форм-е умения объяснить написание слов, пользуясь правилом (реб. доказывает правильность написания опр. орфограммы). Объяснение орфограммы д послед-но фиксировать весь процесс операций, кот. производятся со словом, и вывод, кот. следует сделать для правильного её написания. Исп. упр-й, вкл. в раб. зрит., речедвигат., моторный анализаторы и помогающие запомнить написания слова (обведение орфограммы цв. карандашом, исп. табл. родств. слов с выделенной орфограммой, орфографич. проговаривание слов, зрит. диктанты, письмо по памяти, многократное воспроизведение слов с данными орфограммами при вып-и упр-й в тетр., заполнении перфокарт и т.д.); IV этап) выраб. у дет. умения выделять в тексте слова на изучаемое правило. Форм-е умения замечать орфограммы осущ. снач. на отдельных словах, затем в предл-ях и, наконец, в тексте. При этом первоначально дети выделяют нужные слова в тексте, кот. находится перед их глазами, а потом в предл-ях диктанта по зад. учителя. Так постепенно шк-ки подводятся к вып-ю упр-й типа комментированного письма. Виды диктантов: 1) обучающие: а) картинный (показываем карт. -> называем -> дети запис.), б) объяснительный (объяснение написания слова идёт после его написания), в) предупредительный (объяснение орфограммы предшествует написанию диктанта), г) выборочный (из достаточно большого V реч. материала дети выпис. только то, что соотв. опр. правилу), д) зрит. (записываем на доске связный текст в 2-3 предл., в них много слов на опр. правило -> чит., выясняем -> учитель закрывает доску и дети записывают эти предл. на память), е) письмо по памяти (обычно даётся на дом выучить, а в кл. пишут по памяти), ж) творческий диктант (исп. только в ст. кл.; предлагаем дет. заменять 1 форму слова на др., 1 падеж на др.), з) свободный диктант (зачитываем 2-3 раза дет. текст достаточно большого V -> предлагаем дет. запис. данную историю так, как они её запомнили, но пишем слова для справок на доске, кот. д обязат. исп.); 2) контрольные; V этап) контроль своего письма правилом. Необх. приёмы, кот. д выраб. привычку const внимательно вглядываться в текст, видеть в нём орфограммы, правописание кот. регламентируется правилом. Rе навыка фонетически правильного письма. На Iх этапах О. процесс овладения навыком фонетически правильного письма распадается на ряд осознаваемых действий: уч-ся воспринимают слово, произносят его, выделяют звуки, устанавливают их послед-ть, соотносят зв. с буквами, графически правильно передают их, сохраняя порядок написания в соотв. со звуковым рядом. Шк-ки допускают самые разные ошибки. По распространенности их м расположить в такой послед-сти: замены букв («сапка» — шапка), пропуски («стана» — страна), перестановки («барт» — брат), вставки («балагодарю» — благодарю), пропуски и перестановки слогов («тевилизор»), более сложные искажения слов («у тпи» — у дуба).

Особ. усвоения гр. понятий и орфографич. правил.

Особ-ти освоения УО детьми гр-ки и правописания закл. в след.: 1) механич. заучивание гр. опр-й или орфографич. правил. В рез-те шк-ки, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути. Нередко м набл., как дети, четко запомнив гр. опр-е или орфографич. правило, оказываются не в состоянии справиться с вып-ем практич. зад., связ. с данным материалом; 2) фрагментарное усвоение правила. При опр-и гр. кат. или в процессе письма дети исп. правило частично, не учитывая его многоплановости. Н/р, они относят слово конь к сущ. 3го скл., ориентируясь только на мягк. согл. в конце слова и забывая определить род сущ. Или: проверяя слова с глух. и зв. согл., дети заботятся только об изменении этих слов, не учитывая II необх. при этом усл-я — постановки гл. после проверяемой согл.; 3) замена сложного правила более простым на осн. случайных, несущественных признаков. Так, вып-е упр-й, где в примерах подлежащее оказывается на I месте, выраб. косный стереотип в опр-и подлежащего как слова, кот. стоит в нач. предл-я. В рез-те сложное понятие об 1 из гл. чл. предл-я оказывается упрощенным; 4) смешение гр. понятий и орфографич. правил, кот. происх. или на осн. неточного знания правила (что менее типично), или в силу св-венной УО уч-ся тенденции к уподоблению сходных понятий. Эта. особ-ть выступает в таких, н/р, сл, когда безударн. гл. они проверяют путем замены слова др., в кот. после согл. стоит гл., или когда глагол уч. опр-ет с пом. ? что. Смешение правил м происх. и при их полном различии на осн. случайных сходных признаков. Так, в им. сущ. 1го скл. (Маша, Саша) в П.п. шк-ки пишут окончание - И, мотивируя это тем, что после Ж и Ш пишется И; 5) быстрое забывание гр. и орфографич. материала. Знания и умения у УО дет. чаще всего оч непрочны и без const повторения или при изменении системы работы утрачиваются; 6) неумение применять получ. знания из обл. гр-ки и орфографии на практике. Эта особ-ть связ. и с недостаточной сформированностью умения переносить полученные знания из 1х усл. в др. В рез-те правило, применяемое уч. в процессе упр-й, не исп-ся ими в диктантах и тем более в самост. творческих раб. Несмотря на указанные трудности, изучение гр-ки и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе раб. становится доступным для шк-ков. Оно способствует кор-и недостатков мышл. и речи дет, а также Rю их познават. возм-тей.

Вопрос21. Хар-ка реч. R.

Особ-ти речи: 1) нар-е звукопроизношения по типу полиморфности; 2) нар-е словарного запаса (ограниченный V словаря, преобладание пассивного над активным значительное, неточность исп-я слов или терминов); 3) нар-е лексико-гр. стороны речи (неправильное согласование слов в предл-и в роде, числе, падеже, более частное исп-е нераспростр-х предл-й); 4) нар-е синтаксич. стороны речи (пропуск слов в предл-ях и словосочетаниях, нар-е порядка слов, малая распространённость предл-й, редкое исп-е ССП и СПП); 5) нар-е связной устной речи (неправильная формулировка предл-й, нар-е послед-ти излагаемых событий, недостаточная выразительность устной речи (неправильное исп-е интонационных ср-в, неправильное или недостаточное исп-е логического ударения)).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...