Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 15. Сод-е и методика изучения темы «Имя сущ.» в ст. кл.




По Iв. проги осущ. преимущественно в 5кл. На 6й год О. переносится изучение склонения сущ. во мн.ч., и в 8 кл. сущ. только ед. или мн.ч. (несклоняемые). По IIв. прог принят неск. иной порядок изучения им. сущ., кот. в большей степени отв. концентрическому принципу построения проги. В связи с этим им. сущ. послед-но изучается с 5 по 9 кл. При этом осн. признаками сущ., такие как собств., нариц., число, род, падеж – изучаются в 5 кл., в 6 кл. добавляется 3 скл. сущ. и изучаются правописание безударных окончаний сущ. 1, 2, 3 скл. ед.ч., в 7 кл. добавляется скл. сущ. мн.ч., в 8 кл. к-л new гр. сведений не предлагается и в 9 кл. несклоняемые, однако и в эти годы О. также, как в предыдущие, им. сущ. изучается с позиции реч. R уч. (н/р, в 8 кл. рассм-ся исп-е им. сущ. в кач-ве образных средств яз. и текстовых синонимов для связи предл-й). Изучение любой ч.р., в т.ч. и сущ., осущ. в неск. этапов. На I этапе систематизируются сведения, получ. уч-ся в нач. шк. и вводится понятие ч.р. и соотв. термин. Кроме того, указывается роль той или иной ч.р. в предл-и или в реч. высказывании. На II этапе изучаются гр. признаки. На III этапе изучается правописание значимых частей в изучаемой ч.р. (как правило, это окончание). Этапы изучения им. сущ. I этап. Когда у уч-ся форм-ся понятие о ч.р., необх. показать дет., что к сущ. м относиться не только слова с конкретным значением, кот. в большинстве своём обозн-ют вещи, но и слова с др. гр. и лексич. зн-ями. В I очередь необх. расширять понятие предметности за счёт слов, относящихся к др. лексич. группам (н/р: явл-я природы, профессии людей, события, состояния и т.д.). Авторы IIв. прог считают возм-м при введении понятия «имя сущ.» опускать словосочетание «ч.р.».  II этап.Когда дети знак-ся с гр. понятиями, они изучают им. собств., нариц., одуш., неодуш., изменения по числам и падежам + три скл. Изучение темы «Сущ. собств. и нариц.» достаточно полно подготовлено соотв. материалами, кот. изучаются в мл. кл. В частности, дети знакомы с правописание большой буквы в ФИО людей, кличках животных, наз. городов, сёл и некот. др. географич. объектах; кроме того, на основе обобщения знаний о словах, кот. пишутся с большой буквы, в 4 кл. вводится термин «имя собств.». Однако, опр-е им. собств. в 4 кл. уч-ся не знают. Поэтому в 5 кл. уч-ся предлагается прочит. пары предл-й и объяснить, почему одинак. слова (с .т.зр. буквенного состава) пишутся по-разному: в 1 сл. с заглавной буквы, в др. – со строчной. Учитель предлагает дет. прочит. 1 предл-е из пары и спрашивает, почему «шарик» написано с маленькой буквы. Затем дети чит. 2е предл-е и отв., почему в этом предл. «Шарик» записано с большой буквы, м ли его запис. с маленькой, почему? Для чего собаке дают кличку (чтобы её мб позвать). Если дети затрудняются отв. на этот ?, учитель моделирует ситуацию: если на прогулку неск. собак, а ему н определённая чтобы подошла, что н сделать? Аналогичным образом анализируем ещё 2-3 пары предл. И в конце учитель спрашивает «Как наз-ся имена людей, клички животных?» (имена собств.) Для чего предмету даётся имя собств.? (для того, чтобы отличить 1 предмет от др.). А соответственно нариц. – все ост. Закрепление: 1) подобрать к нариц. сущ. собственные (н/р: город -…, река - …, горы - …, журнал - …); 2) вставить в предл. пропущенное имя нариц. (н/р: А из нашего окна … Красная видна). «Сущ. одуш. и неодуш.». Изучение этой темы подготовлено уже материалом 2кл., когда уч-ся диф-ли слова, обозн. наз. предметов по ?? кто или что, и лексич. зн-ю (обозн. людей и животных, и обозн. все др. предметы). В 5кл. уч-ся предлагается рассм. иллюстрацию и придумать рассказ по этой иллюстрации, к ней даны ещё слова. Уч-ся предлагается к словам, кот. даны под иллюстрацией, устно поставить ?, и затем письм. запис. сущ. вместе с ?? -> учитель спрашивает, что обозн. сущ., кот. отв. на ? кто (людей и животных). В учебнике понятия люди и животные конкретизируются или уточняются (наз-я птиц, насекомых, рыб, профессии людей). И такие сущ., кот. отв. на ? кто и обозн. живых существ, наз-ся одушевл. Затем учитель просит прочит. сущ., кот. отв. на ? что. Далее по учебнику дети узнают, что это растения, события, явл-я природы и т.д., и такие сущ. наз-ся неодушевл. Для закрепления: подобрать к данным словам по 1 сущ. одушевл. и неодуш. (н/р: родной (кто? что?) брат/город). След. признак – изменение сущ. по числам. В нач. шк. уч-ся знакомились со словами, кот. обозн. 1 и неск. одинак. предм. В 5кл. дет. предлагают записать в столбик сущ., кот. обозн. 1 предмет -> учитель предлагает дет. изменить каж. сущ., записанное в I столбике т.о., чтобы оно обозначало неск. одинак. предметов -> уч-ся сравнивают, какая часть слова меняется у сущ., кот. обозн. 1 и неск. предметов (окончание). Дет. предлагается выделить окончания. После этого учитель говорит, что сущ. изменяются по числам. Те сущ., кот. обозн. 1 предмет – это сущ. ед.ч. Сущ., кот. обозн. неск. предм. – это сущ. мн.ч.Для закрепления: 1) образовать от сущ. мн. ч. сущ. ед. ч., и наоборот; 2) вставить в предл-е подходящее по смыслу сущ. ед. или мн.ч. В 6кл., когда уч-ся закрепляют зн-я об изменении сущ. по числам, следует показать на конкретных примерах, какие окончания имеют сущ. ед. и мн.ч. Сущ. ед.ч.: а, о, я, е, нулевое. Сущ. мн.ч.: и, ы, а, я. Род им. сущ. Сложность усвоения этой темы объясняется, по крайней мере, 2 причинами: 1) в нач. шк. уч-ся не изучали тот материал, кот. подготавливал бы их усвоению этой темы; 2) гр. зн-е рода, в отл. от н/р гр. зн-я числа сущ., как правило, не совпадает с лексич. зн-ем соотв-го слова (н/р, если сущ. мн.ч. обозн. неск. предметов, то абсолютно непонятно, почему сущ. СТУЛ м.р., ТАБУРЕТКА ж.р., а КРЕСЛО ср.р.). При ознакомл. с этой темой у учителя на доске заранее вывешены карточки, кот. до опр. момента урока закрыты от уч-ся. Доска разделена на 3 части. Учитель до начала урока (методика Рамзаевой Т.Г.) берёт у уч-ся неск. предметов, показывает -> спрашивает «что это?» -> открывает карточку, на кот. записано это сущ. -> «чей это карандаш?» (мой) -> откр. карточку (ч/з 1) -> какого цв. карандаш? Составьте предл-е (карандаш зел.) -> замените слово карандаш на слово «он» -> откр. карточку со словом «он» (карандаш -> он -> мой -> мужской род (м.р.)). Далее учитель выставляет карточки, на кот. записаны сущ. разного рода. Уч-ся предлагается выбрать только те сущ., к кот. м подставить слова «он мой». Т.о. отбираем 4-5 сущ. После этого учитель говорит дет., что те сущ., к кот. м подставить слова «он мой» - это сущ. м.р. -> откр. карточку (мужской род (м.р.)). Также ж.р. и ср.р. Для закрепления: упр-я на определение внач. м.р., затем ж.р. и ср.р. ( ~ по 1 уроку). Затем проводится раб. по опр-ю 3х родов сущ. сразу. Для этого предлагается выпис. сущ. в 3 столбика. Определить род выделенных сущ. След. признак – изменение сущ. по падежам. Уч-ся даётся зад. прочит. текст в учебнике и отв. на ? «о чём этот текст». Далее уч-ся предлагается задание выпис. из текста слова (сущ.) «шмель» и «роза» и подставить их к данным словам, от кот. она зависят и ?? (н/р: подружились (кто? … и (что?) …; о дружбе (кого?) … и (чего?) …; отдавала (кому?) … и (чему?) … и т.д.). Далее уч-м предлагается выделить окончание у каж. сущ. Что происх. с окончанием у сущ. «шмель»? (меняется) Почему? (разные ??). В завис. от ? изменяется и окончание. Учитель вводит обобщение: изменение сущ. по ?? наз-ся изменением по падежам или склонение. Далее учитель сообщает, что в р.яз. 6 падежей и показывает таблицу падежей (I графа – наз-е падежа, II - ?, III – пример сущ.). Далее у уч-ся форм-ся сложнейшее умение – определить падеж сущ. Сложность форм-я этого умения сост. в том, что уч. д правильно определять пары слов, кот. связаны м/у собой, находить в этой паре гл. и зависимое слово, и правильно установить смысловую связь м/у гл. и завис. словом с пом. ?. Внач. уч-ся предлагаются словосочетания, сост. из 2 или max 3 слов, в кот. им предлагается поставить ? от 1 слова к др. Причём главное слово уже помечено крестиком (повесили (?) кормушки). После того, как уч-ся вып. это упр-е, т.е. устно поставят и запишут ?, определят падеж сущ. (ориентируясь на табл.), учитель сообщает дет. алгоритм, кот. мб оформлен в виде памятки «Как определить падеж сущ.»: 1) найдите слово, от кот. м задать ? к сущ. и поставьте над ним крестик; 2) задайте от него ? к сущ.; 3) по ? определите падеж. Далее уч-ся отдельно изучают каж. падеж. Им необх. не только запомнить наз. падежа и падежные ??, но и научиться определять тот или иной падеж сущ. по ?. И.п. никогда не употр. с предлогом, и явл. в предл. подлежащ. П.п. всегда употр. с предлогом (о, об, на, в). След. тема – 3 склонения им. сущ. Изучение этой темы нач. с постановки реч. (т.е. языковой, орфографич.) задачи. У учителя на доске предл.: «машина ехала по улице и площади». Учитель предлагает дет. выделить окончание у сущ. «улица» и «площадь» -> даётся зад. определить падеж «улице» (сверху записываем Д.п.), далее определяем падеж сущ. «площади» (сверху записываем Д.п.). Сущ. в 1 падеже? (да) Каком? (Д.п.). Пчм разные окончания у сущ. в 1 и том же падеже (дети пока не знают) => знакомим дет. с темой «3 склонения им. сущ.». Доска учителем разделена на 3 части. В верхн. части доски расположены карточки, кот. до опр. момента урока закрыты от уч-ся. Учитель предлагает уч. вспомнить, как м определить род сущ. Уточняем к какому роду относятся сущ., к кот. м подставить слова он мой». Далее предлагаем уч-ся привести пример сущ. м.р. Сообщаем, что сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями А, Я – это сущ. 1 скл. -> откр. карточку «1 скл.». Сущ. ср. р. с окончаниями О, Е и сущ. м.р. с нулевым окончанием – это сущ., кот. относятся ко 2 скл. -> открываем карточку «2 скл.». Сущ. ж.р. с нулевым окончанием – это сущ. 3 скл. -> откр. карточку «3 скл.». Для закрепления: каж. скл. изучается в отдельности. После этого предлагаются упр-я для обобщения знаний по всему материалу «3 скл. сущ.» -> уч-ся переходят к изучению изменения сущ. по падежам ед.ч. 1, 2, 3скл. Причём изменения по падежам изучаются отдельно применительно к каж. из скл-й сущ. При изучении скл. сущ. м.р. и ж.р. с окончанием А или Я нобх.: 1) вспомнить, к какому скл. относятся эти сущ. или наоборот, какие сущ. относятся к 1 скл. После этого уч-ся предлагается проследить по табл. изменения по падежам сущ. 1скл. С этой целью в учебнике дана табл., в кот. представлено изменение по падежам неск. сущ. (выбраны сущ. обязат. с ударным окончанием). Уч-ся предлагается определить, как слышатся и пишутся в этих сущ. выделенные ударные окончания. Вывод: ударные падежные окончания пишутся также, как слышатся и произносятся. Затем мы переходим к изучению в отдельности каж. падежа сущ. 1скл. После того, как мы изучили все падежи и окончания сущ. 1скл. под ударением, мы с перейти к сравнению правописания безударных падежных окончаний сущ. 1скл. Для этого уч-ся также набл-ют за табл., в кот. представлены безуд. и ударн. окончания сущ. 1скл. Учитель предлагает дет. поставить сущ. «земля» в Р.п. – какое окончание слышим? (и) Какое пишем? (и) Пчм? (ударение) -> также с «роза» в Р.п. (окончание Ы) -> «роза» в П.п., что слышим? (и) Какую пишем букву? (е) Пчм разница? (окончание безударн.). Вывод: безударн. окончания сущ. 1скл. пишутся также, как ударные. В дальнейшем уч-ся учатся писать безуд. окончания сущ. 1скл. Возм исп. 2способа проверки: 1) заучить падежные окончания сущ.; 2) подставлять вместо сущ. с безударн. окончанием в косвенном падеже сущ. с ударн. окончанием в том же самом падеже. Для этого у уч-ся дб выраб. опр. алгоритм действий: 1) поставить ударение; 2) поставить в н.ф.; 3) определить род; 4) выделить окончание; 5) определить склонение; 6) определить главное слово; 7) поставить ?; 8) определить падеж; 9) либо вспомнить табл., либо подставить сущ. с ударн. окончанием; 10) запис. окончание. Т.о. же изучаются изменения по падежам 2 и 3 скл. ед.ч. Затем по Iв проги в 6кл., по IIв – в 7кл., уч-ся переходят к изучению темы «Изменение сущ. мн.ч. по падежам». Прежде, чем уч-ся приступят к изучению, необх. обратить их вним. на то, что во мн.ч. сущ. не различаются по родам. Также следует повторить окончания сущ. мн.ч. в И.п.; для этого уч-ся приводят свои примеры, запис. эти сущ. и выделяют в них окончания (Ы, И, А, Я). Поск. сущ. во мн.ч. не различаются по родам, то они не будут различаться по скл. Учитель предлагает дет. просклонять сущ. с ударн. и безуд. окончанием. В нач. уч-ся самост. склоняют сущ. мн.ч. с ударн. окончанием, ставят ударение и выделяют это окончание (города, городов и т.д.). Затем уч-ся по табл. скл. сущ. мн.ч. набл-ют за безуд. падежными окончаниями. Вывод: падежные безуд. окончания мн.ч. пишутся также, как ударные. Далее изучается каж. падеж в отдельности и особое вним. обращается на правописание безуд. окончаний в каж. падеже. Для этого уч-ся О. действовать по алгоритму: 1) поставить ударение; 2) определить главное слово; 3) поставить ?; 4) определить падеж; 5) подставить сущ. с ударным окончанием, или по табл.; 6) запис. окончание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 172.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...