Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 22.Методика раб. по Rю лексич. строя речи.




Слово - основная ед-а яз. Изолированное оно вып. номинативную ф-ю – называет предметы, действия, признаки. Так же слово вып. когнитивную ф-ю (познавательную),что ведет к Rю чела. Задачи: 1) обогащение словаря; 2) уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно; 3) активизация словаря. Данные задачи реализ-ся на уроках РЯ, чтения, гр-ки. На чтении - разбор значения слов, уточнение смысла, пересказы, сравнения сюжетов, ответы на ??. На гр-ке и правописании – уточнение словаря. Уроки гр-ки напр. на уточнение фонетич. состава слова, на усвоение его орфографии, на отраб. умений сочетать его с др. словами. Обогащение словаря идет за счет усвоения спец. терминологии: части речи, члены предл. На уроках Rя устной речи – уточнение значения слов, составление описаний, рассказов. Обязат. исп. наглядные ср-ва: показ, экскурсии, демонстрация. Приемы: подбор родственного слова, разложение общего понятия на частные (инструмент-это молоток, пила…), объяснение с пом. толкования слова. Треб-я к проведению словарной раб. в шк.: 1) дб выдержана дозировка слов на ед-у уч. времени. Принцип небольших шагов; 2) стремление к контекстному объяснению new слов; 3) процесс презентации слов д опираться на раб. анализаторов; 4) объяснение значения слова – начальный этап раб. над лексикой. Необх. система упр-й, cost повторение слова; 5) раб. над лексикой дб связана с раб. над гр., фонетич., др. сторонамиязыка.

 

Вопрос 23. Методика раб. по Rю связной устной речи.

Наиб. сложной стороной речи явл. связная речь. Она хар-ся смысловой, структурной и языковой связью частей, так же как и предл-е, служит целям коммуникации, но на более высоком ур-не. Связная устная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь др. людей (импрессивная речь). Различают 2 вида экспрессивной формы речи: диалогическую и монологическую речь. Раб. по R связной устной речи нач. с диалога. Монолог треб. собств. мотивацию для продолжения монолога. Связность устного реч. сообщения достигается за счет исп-я лексико-гр. и интонационных ср-в. К ним относятся: мест., местоименные нар., союзы и союзные слова, частицы, видо-временные формы гл. (морфологич. ср-ва); порядок слов, вводные слова, неполнота предл-й, актуальное членение (синтаксич. ср-ва); повторы

 отдельных лексич. ед., фразовые синонимы (лексич. ср-ва); различные виды интонации (фонетич. ср-ва). Тексты, с кот. раб. дети, мб различными по своим функционально-смысловым хар-кам. Различают типы: повествование, описание, рассуждение. Повествование — это сообщение о событиях и явл-ях, развертывающихся во времени. Эти тексты имеют сюжет, действующих лиц, экспрессивно-эмоц. окраску. Описание, как правило, не имеет сюжета и действующих лиц. В нем дается перечисление ряда признаков, присущих предмету, явл., событию. Рассуждение — наиб. «строгий тип» текста. В нем Rся и доказывается опр. мысль. По своей стр-ре и лексико-гр. ср-вам текст-рассуждение приближается к научному стилю речи. В спец. шк. для форм-я монологич. речи в осн. исп. тексты описательно-повествоват. плана. У УО шк-ков нарушена и диалогич. и монологич. речь. При этом оказываются недостаточно R и экспрессивная и импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот: не выражают заинтересованности в получении инфы. Нар-я монологич. речи проявл. еще более резко: искажение логики и послед-сти высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к обр-ю побочных ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи, бедность и шаблонность лексич. и гр. строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое кол-во мест., перескакивание с 1 события на др.), и др. С целью создания оптимальных усл. для Rя устной речи УО дет. в 1—4 кл. предусматриваются спец. уроки, на кот. форм-е речи осущ-ся в связи с изучением предметов и явл. реального мира. В сод-е этих уроков входят сведения естествоведческие, обществоведческие и бытовые. Сод-е уроков определяет выбор методов О. Осн. явл. наглядные и практич. методы, благодаря кот. дети всесторонне знак-ся с материалом. Исп-ся также словесные методы с целью направить вним. уч-ся на рассм-е объектов, их сравнение, орг-ть действия с ними, побудить к высказываниям. Участие в познании окр. мира max кол-ва анализаторов, сочетание наглядных, практич. и вербальных ср-в конкретизируют чувственный опыт дет., создают ту предметно-понятийную основу, на базе кот. форм-ся связная речь. Не меньшее значение для R речи имеют уроки чтения и гр-ки. Раб. над диалогом: осн. вид упр-й – беседа учителя с уч., в кот. чередуются полные и неполные ??. После того, как дети научатся реагировать на ??, учим составлять и задавать ?? окр-щим – учителю, потом товарищу/однокл., потом работникам шк., затем учим вести диалог в магазине, на почте и т.д. -> в ст. кл. – за порогом шк. Учебные диалоги, исп-емые на уроках, напр. на форм-е след. навыков: 1) ведение беседы, не перебивая собеседника (const говорим дет., что пока кто-то говорит, все ост. молчат), 2) гр. правильное построение предл-й, 3) точный отбор слов для выражения мыслей (н/р, ужасно красивая), 4) соотв. интонационное окрашивание высказываний. Избегать альтернативных ?? (отв. да-нет) и ответа в ?. Форм-е монологической формы речи, т.е. рассказа. Виды зад.: 1) формулировка развёрнутых отв. на ??, 2) пересказ прочитанного текста (подробный -> выборочный -> краткий), 3) устное словесное рис-е (описать явл-е природы, х-р чела, события и т.д. «Представь, что ты художник. Ты нарис. … Расскажи, что у тебя получилось.»), 4) рассказы по серии сюжетных картин или по 1 сюжетной картине (потом м предлагать серию с пропущенным звеном). Орг-я занятий по R связной речи д отв. ряду треб-й: 1. создание соотв. усл-й для возникновения у уч-ся потребности говорить (мотивация, заинтересованность темой); 2. Раб. над логикой высказывания. В мл. кл. она дб рез-том четкой орг-и предметной Д. шк-ков (рассм-е предмета в опр. послед-сти, вып-е строго по плану практич. действий с ним, составление предмета из частей и др.) и фиксации этой Д. в виде картинного, схематического или словесного плана; 3. Орг-я языковой основы для высказывания (приобретение необх. словаря и освоение синтаксич. стр-р для выражения мыслей по теме и овладение спец. яз. ср-вами, кот. обеспечивают объединение синтаксич. ед. в целое. Это треб-е реализуется с пом. словарной раб., построения предл-й с усвоенными словами, ответов на ?? 2-3 предл-ями); 4. Четкая постановка перед детьми цели высказывания, что фактически определяет напр-е, по кот. д строиться рассказ; 5. Орг-я самого высказывания (осущ. с опорой на уже составленный из частей предмет или на картинный, схематический (символический), словесный планы); 6. Многократная тренировка в устных связных высказываниях с исп-ем разнообразной тематики и видов упр-й; пересказ текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок, 1 картинке, опорным словам, предложенной теме, заданному началу и т.д. Руководство вып-ем любого вида упр-й в связной речи обязат. сост. из след. этапов: подготовка к высказыванию (целевая установка, мотивация речи дет.), планирование изучаемого материала и, наконец, его оформление (лексич-е, морфологич., синтаксич.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...