Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 12. Сод-е и методика изучения раздела «Звуки и буквы».




Раздел «Зв. и буквы» явл. сквозным, т.е. изучается со 2 по 9кл. включительно. Но именно во 2-4кл., т.е. на этапе практич. гр. упр-й, этот раздел занимает центральное место, и на него отводится самое большое кол-во часов по сравнению с др. разделами проги. Обусловлено это тем, что особ. рус. письма сост. в том, что оно явл. звуковым, поск. послед-ть зв. в слове обозн-ся соотв. буквами, реже – сочетанием букв. Следует также отметить, что зв. в разных словах м звучать по-разному, н/р, тв. и мягк., а обозн-ся они будут 1 и той же буквой. И для того, чтоб уч. м правильно обозначить зв. на письме буквой, он д оч чётко представлять себе, какой это зв.: гл. или согл., если гл. – ударн. или безуд., если согл. – зв. или глух. и т.д. Поэтому, прежде чем реб. научится классиф-ть слова по группам, составлять и записывать предл-я, он д освоить звуковой строй яз. и его обозн-е буквами. Вместе с тем, следует отметить, что изучение зв. и букв происх. на материале слов, кот., в свою очередь, вкл. в состав предл-я. И т.о. осущ-ся взаимосвязь м/у отдельными ед. яз. (зв. и буквами, словами и предл-ями). I, с чем знак-ся дети, соотн-е м/у зв. и буквами. Для этого учитель произносит отдельные зв., н/р, ш, а, р, и просит дет. повторить то, что они услышали. Далее учитель спрашивает: «М ли назвать то, что я произносила словом?». В том сл., если уч-ся будут затрудняться или дадут неправильный ответ, учитель предлагает им сравнить «ш, а, р» и «шар». Когда зв., а когда слово? Итак, из чего сост. слова, когда мы их произносим? (зв.) Что м делать со зв.? (произносить и слышать) -> учитель выставляет на наборном полотне в любой послед-ти буквы Ш. А, Р и спрашивает дет.: «Что у меня выставлено на полотне?» (буквы). «Как вы узнали, что это буквы?» (увидели их, они написаны) -> учитель предлагает дет. составить из этих букв слово и прочит -> знакомит дет. с кол-вом букв рус. азбуки. Понятие и термин «алфавит» дети будут изучать в 3 кл. -> учитель предлагает дет. вспомнить, какие бывают звуки (согл. и гл.) Повторяя эту тему, уч-ся вспоминают, чем хар-ся произнесение гл. зв., чем – согл. Далее учитель знакомит дет. внач. с гл. буквами, кот. на письме обозначают гл. зв. (10 гл. букв и 31 согл). Предлагаем дет. зад. на нахождение и подчёркивание в словах гл. (согл.) букв, придумывание слов с заданной гл. буквой с послед. записью этого слова с опорой на предметную карт. или без, выписывание из слов гл. (согл.) букв, выписывание слов с заданной гл. или согл. буквой из текста короткого и т.д. -> изучение согл. зв. и букв. Нач. с согл. зв. и глух. Для того, чтобы уч-ся м лучше усвоить различие м/у зв. и глух. согл., а затем и м/у др. оппозиционными зв., необх. основываться не только на слух. восприятии, но и на различении произношений этих. зв. + вводятся и доп. опоры, н/р, тактильная чувствительность и также усл. обозн-я (зв. согл. – это кружок или * син. цв. со звоночком, глух. – перечёркнутый). Учитель показывает дет., что слово ЖАР нач. со зв., кот. образуется с пом. голоса и шума, а слово ШАР нач. со зв., кот. произносится только с пом. шума. И те зв., кот. обр-ся с пом. голоса и шума, наз-ся звонкими. Учитель предлагает дет. произнести этот зв., одновр. приложив тыльную сторону руки к гортани (Ж). И тоже самое при произнесении Ш. Для закрепления различия зв. и глух. согл. учитель предлагает уч-ся след. зад.: подобрать подписи к предметным карт. или самост. назвать и записать наз-я предметов, изобр.на них, затем сказать с какого зв. нач. каж. слово (со зв. или глух.) и подчеркнуть буквы, обозн. зв. согл. 1 чертой, глух. – 2мя; затем на след. уроке уч-ся получ. представл. о парных зв. и глух. согл. Лучше всего, если у учителя будут подобраны парные карт. Назв-е каж. пары предметов будет нач. с оппозиционного зв.: учитель показывает I карт. пары, просит наз. предмет, кот. на ней нарис., затем предлагает дет. послушать учителя, как он произнесёт это слово; после чего дети выделяют и изолированно произносят I зв., опр-ют, какой он (зв. или глух.) и почему, находят в классной кассе соотв. букву и выставляют её на наборное полотно в верхний ряд. Затем тоже самое проделывают со II карт., но соотв. букву выставляют во II ряд под I буквой. После это записи учитель предлагает отв. на ??: - какие зв. обоз-ют буквы, расположенные в верхнем ряду? (зв.), - а какие во II? (глух.), - почему эти буквы записаны парами? Что будет, если нам надо будет произнести зв. согл. «З» шёпотом? (она будет оглушаться). Значит, у каж. зв. согл. есть своя пара – глухая. Для закрепления этого понятия уч-ся предлагается зад. на вставку пропущенной буквы слова, кот. даны к карт. Также м предложить зад. вставить пропущенную парную зв. или глух. согл. в словах, кот. включены в предл-е. Затем каж. пара изучается в отдельности. Согл. тв. и мягк. В РЯ обозн-е тв. и мягк. согл. на письме осущ. 2 способами: буквой Ь и буквами Я, Ё, Ю, Е, И. Для того, чтобы дети не допускали ошибок в обозн-и мягкости согл. зв. на письме, необх., чтобы они: 1) умели различать на слух мягк. и тв. согл. зв. в слогах, отдельных словах и предл-ях; 2) д уметь различать тв. и мягк. согл. в собств. произношении. При наличии этих 2 усл. мы м переходить к ознакомл. с темой "Обозн-е мягк. согл. зв. на письме буквами Е, Ё, Ю, Я, И". Для этого учитель предлагает дет. послушать, а затем и повторить парами слоги (мы - ми, ма - мя и т.д.). После того, как уч-ся воспримут на слух, а затем повторят I оппозиционную пару (мы - ми), учитель спрашивает: "Как произносится согл. зв. в слоге МЫ, тв. или мягк.? Как произносится согл. зв. в слоге МИ?" -> учитель предлагает дет. составить из букв разрезной азбуки или записать I слог и II слог (если записываем - м гл. буквы подчеркнуть), затем также разбираем ост. пары слогов. После того, как уч-ся послушали, произнесли пары слогов, определили, в каких слогах согл. произносятся тв. , в каких мягко, записали слоги парами - после этого учитель просит дет. наз. все слоги, в кот. согл. произносятся тв., затем те гл. буквы, кот. показывают что согл. зв. произносится тв. (ы, а, у, э, о) -> уч-ся наз. те слоги, в кот. согл. произносятся мягко и наз-ют гл. буквы, кот. показывают, что согл. произн. мягко. Для закрепления уч-ся предлагаются слова - паронимы, кот. различаются 1 или неск. зв. (по тв.-мягк.). Лучше всего, если бы эти слова - паронимы обозн. предметы, изобр. на карт Уч-ся прежде, чем записать слово, д разобрать его, т.е. определить на слух и в собств. произношении с какого зв. нач. это слово(тв. или мягк.), объяснить свой выбор положением яз. при произнесении этого зв. и только после этого прочит. I слово и объяснить, какой буквой обозн. в нём мягкость и тв. произносимого зв. В нач. целесообразнее предлагать дет. двусложные слова с тем, чтобы им было легче выделять в них согл. зв., определять, какие они - тв. или мягк. Кроме этого, в коротких словах дет. легче находить буквы, кот. обозн-ют тв-сть и мягкость произносимого зв. М предлагать двусложные слова, в кот. 1 зв. будет тв., др. - мягк. Постепенно м предлагать и наиб. сложные по стр-ре слова (трёхсложные, со стечением согл.). При изучении II способа обозн-я мягк. согл. на письме (Ь) уч-ся предлагется пара картин. На Iх парах изобр. неск. одинак. предметов, на II - 1 предмет (кони - конь, гуси - гусь). Учитель показывает I карт. "Что изображено?" (кони) -> предлагает найти на наборном полотне карточку, на кот. написано соотв. слово и поставить его под карточкой. И просит произнести ещё раз это слово хором, после чего учитель предлагает дет. послушать как он будет произносить слово «кони», а дети подсчитывают кол-во зв. в этом слове ( приём протяжного произнесения). Слово произносится ст. раз., ск. в нём зв., причём учитель послед-но выделяет каж. зв. на фоне полного слова, произнося его протяжно, если этот зв. явл. длительным по способу обр-я, либо неск. раз. Уч-ся, послушав произнесение слова учителем, наз. послед-но каж. зв. Далее учитель предлагает дет. посчитать, ск. букв в этом слове. Вывод: кол-во зв. и букв одинак. Затем переходим ко II карт. «Что изображено?». Находим, выставляем карточку. Произносим слово хором -> произносит учитель, дети подсчитывают зв. Обращаем вним., что последний согл. мягк. (коНЬ) -> считаем буквы -> вывод: букв больше, чем зв. Учитель спрашивает: «На какой зв. заканчивается слово конь?» (согл.), назовите этот зв. (Нь), какой это зв. (мягк.), какой буквой мы показали на письме, что последний согл. Н н произнести мягко? (Ь). М подчеркнуть букву Ь. Затем учитель м предложить дет. раб. со словами – паронимами, кот. будут отл. только кол-вом букв (угол – уголь, мел – мель). В нач. раб. проводится устно, обращается вним. на последний согл. зв. (тв. он или мягк.), и только после этого уч. предлагается сравнить слова, записанные парами, объяснить почему в 1 сл. на конце слова пишется буква Ь, в др. сл. её нет. Для закрепления уч-ся предлагается зад. на изменение слов по образцу «много-1» (караси – карась); вставить в предл. пропущенные слова, исп. слова для справок; подобрать подходящие по смыслу слова к предл-ям, кот. даны в правой части доски. Свистящие и шипящие согл. Учитель проводит раб. по изучению: 1) свист. и шип. зв. и 2) по обозн-ю этих зв. соотв. буквами. Вначале уч-ся д уметь правильно произносить и свист., и шип. зв. Для этого необх. уточнить артикуляцию (исп. зеркало, тактильные ощущения – тепло струи воздуха при шип.). Затем необх., чтобы уч. слышал соотв. зв., м его выделить из слова, произнести изолированно и определить какой он (свист. или шип.). С этой целью уч-ся снач. предъявляются слоги (ша-са, шу-су, жу-зу), а затем слова, кот. нач. со свист. или шип. согл. Не рек-ся предлагать слова, в кот. одновр. будут и шип. и свист. (на этом этапе) -> м перейти к таким словам и вкл. их в предл-я (н/р: Соне купили шубу) -> уч-ся м выделять свист. и шип. зв. из позиции «сер. слова» (машина, мышка). Для закрепления уч-ся предлагается упр-е записать предл-е, заменив в нём карт. на слово; вставить пропущенные буквы (В на…ем …аду ра…стёт кры…овник). Сонорные согл. (р-л). Также, как и при изучении предыдущ. темы, оч важно, чтобы уч-ся правильно произносили эти согл. В нач. необх., чтобы уч-ся правильно произносили эти зв. в слогах, словах и предл. Важно, чтобы уч. не только правильно повторяли эти ед-ы вслед за учителем, но и м бы самост. правильно наз. предметы, в наз-ях кот. есть этот зв., а также составить предл. со словами, вкл. эти зв., а также правильно произнести эти слова. Одновр. с раб. по уточнению арт-и т произношению этих зв. проводится раб. по выделению этих зв. из слова, опр-ю их места в слове, диф-и слов со зв. р-л в завис. от места этого зв. в слове. После этого м переходить к обозн-ю этих зв. буквами на письме. Для этого мб предложены след. зад.: наз. предметы, изобр. на карт., записать соотв. слова (лапа, роза, рука, лампа); вставить пропущенные буквы; заменить I букву в словах лак, лама, ложки на букву р; записать получившиеся слова и т.д. Гл. ударн. и безуд. В I очередь уч-ся знак-ся с понятием «ударение». Здесь важно показать дет., что в каж. слове есть гл., кот. м произносить протяжно, т.е. выделяя голосом, и при этом слово будет в целом произнесено правильно. Для знак-ва уч-ся с ударением во 2кл. исп. двусложные слова. В 3кл. слова, сост. из 3х слогов. На I уроке ознакомл. с темой «Ударение, ударные гл» учитель предлагает дет. слова, сост.из 2х слогов, н/р, имена дет. Для того, чтобы детям была понятна роль ударения в слове, учитель м позвать к-л из уч., произнося протяжно (т.е. выделяя голосом) безуд. гл. М ли так произносить слова? (Сашаа) Получив правильный (нет) учитель предлагает им протянуть I гл. зв. и затем сравнить протяжное произнесение гл. зв. с обычным (Сааша). Меняется ли слово? (нет). Далее учитель говорит, что тот гл.зв., кот. м говорить протяжно, и при этом слово не меняется – наз-ся ударным. И учитель сразу же показывает значок, кот. на письме обозначает ударный гл. зв. В общеобразоват. шк. уч-ся прежде находят ударн. слог, а из него уже выделяют гл. В кор. шк. уч-ся сразу выделяют гл. зв. Учитель, принимая во вним. тот факт, что уч-ся оч сложно определять в слове ударн. гл., исп. различные методич. приёмы, облегчающие выделение ударн. гл. (н/р, приём «Позови слово»). Внач. учитель предлагает дет. прочит. слова, в кот. уже расставлены знаки ударения, выделяя голосом ударн. гл. Затем им предлагается самост. определить ударн. гл. в слове после его прочтения и поставить ударение. Учитель показывает дет., что в слове мб только 1 ударн. гл. и знак ударения не ставится в односложных словах. Также во 2кл. дети знак-ся с тем, что ударение мб как в I слоге, так и во II. Также уч-ся, изменяя форму слова, н/р, по принципу «1-много», убеждаются в том, что ударение м переходить с 1 слога на др. Т.о. изучение раздела «Зв. и буквы» гл. образом во 2кл. создаёт достаточно прочную основу для того, чтобы уч-ся: 1) овладели принципом графики, т.е. м бы обозначать на письме те зв., написание кот. в словах не расходится с их произношением; 2) орфографич. правилами на фонетич. основе, т.е. теми правилами, кот. регулируют написание слов, имеющих расхождение м/у звуковым и буквенным составом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...