Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 14. Сод-е и методика изучения темы «Состав слова».




Словообразоват. понятия изучаются в 2 этапа. I этап – подготовит. (4кл.), II этап – основной (с 5кл.). Изучение СОП в I очередь напр. на R речемыслит. Д. уч-ся. Обусловлено это тем, что в процессе форм-я морфемных (словообразоват.) понятий у уч-ся R и совершенствуются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Причём R этих понятий происх. на языковом материале, кот. обладает достаточной степенью отвлечённости. Кроме этого, изучение состава слова и форм-е связ. с этим гр. понятий напр. на обогащение и уточнение словарного запаса уч-ся. Особую значимость при этом приобретают словообразоват. упр-я, в ходе изучения тем: «родственные (однокоренные) слова», «приставки» и «^^». I этап. В ходе подготовит. этапа уч-ся зн-ся с термином «родственные слова», кот. пока ещё не явл. собственно гр. понятием (догр. понятие). Для того, чтобы показать дет., какие слова явл. родств., возм провести аналогию с родств. отн-ями м/у людьми. Учитель предлагает дет. прочит. стих-е из учебника, а затем выпис. выделенные слова -> найти и наз. общую часть во всех этих словах (для этого учитель показывает, как графически выделяется общая часть) -> объяснить зн-е этих слов или прочит. по учебнику. Учитель обращает вним. уч-ся на то, что все эти слова связ. по зн-ю со словом «гриб», и когда мы объясняем их зн-е, мы исп. слово «гриб» -> учитель говорит, что все эти 4 слова явл. словами-родственниками потому, что у них есть общая часть и они близки м/у собой по зн-ю. Для закрепления понятия «родств. слова» уч-ся предлагается дидактич. игра «Почему так названы?». Для этого учитель предлагает неск. слов и даётся зад. объяснить зн-е каж. слова, исп. исходное слово. Далее дет. н доказать, явл. ли эти слова родств. (находим и выделяем общую часть + близки по зн-ю). М предложить зад. на выборочное списывание: н/р, выпис. слова в 3 столбика (груз, лист, класс – однокор. слова). На след. уроке вводится понятие и термин «корень». Для этого уч-ся выпис. из текста родств. слова, доказывают, опираясь на оба признака одновр. И после этого учитель сообщает, что общая часть родств. слов наз-ся корнем. В процессе изучения темы «Родств. слова» оч важно предупредить появл. ошибок, связ. с исп-ем только 1 к-л признака, хар-ного родств. словам. Для этого уч-ся предлагаются группы слов и следует найти лишнее слово (водичка, водить, вода, водный). Уч-ся предлагается найти общую часть этих слов, выделить её графически. М ли назвать родственными? Почему? Также упр-е на близость по зн-ю: мороз, холодный, морозный. Близки ли эти слова по зн-ю? (да) Почему? Есть ли у всех этих слов общая часть? (нет) У каких есть? М ли считать их родственными? (да) Почему? II этап основной. Нач. с изучения состава слова (всех значимых частей). Повтор. понятие «корень». В 5кл. – «однокор. слова» вводится собственно гр. понятие. Уч-ся предлагается выпис. из текста родств. слова. Стих-е -> найти родств. слова -> выписать -> подчеркнуть общую часть -> объяснить зн-е каж. слова => родств. слова наз-ся однокоренными. Осн. вним. обращается на форм-е умения опр-ть однокор. слова, опираясь на оба признака одновр. И поск. у уч-ся, как правило, не возникает сложностей с нахождением корня, а осн. трудности связ. с объяснением зн-я слова, поэтому каж. раз, выполняя раб. с однокорен. словами уч-ся д доказыват, что эти слова явл. однокорен. ч/з объяснение зн-я. Н/р: дано неск. однокор. слов и объяснение зн-я каж. слова – н к каж. объяснению подобрать соотв. слово. Далее м предлагать дет. зад. на самост. объяснение однокор. слов, однако предварительно следует объяснить зн-е исходного слова. След. часть слова – окончание. При изучении окончания, как и любого др. гр. понятия, необх. выделить его существенные признаки, кот. дб не менее 2х: изменяемость и н для связи слов в предл. При ознакомл. уч-ся с I признаком, хар-щим окончание, учитель предлагает дет. прочит. текст. Дет. предлагается выпис. из каж. предл. слово «вода» в разных формах и сказать, чем отл. эти слова др. от др. (последними буквами). Учитель предлагает дет. выделить эти буквы особым образом – в окошечки, и говорит дет., что та часть слова, кот. изменяется, наз-ся окончанием. Для ознакомл. со II признаком, уч-ся предлагается текст, в каж. предл. кот. есть повторяющееся слово в разных формах, причём выделено и это слово, и слово, от кот. оно зависит. Зад.: выписать из предл. выделенные слова, поставить ?? к этому слову в разных формах (падежах) -> сообщаем дет., что окончание служит для связи слов в предл.; а связь слов м установит с пом. ?. Для закрепления: 1) поставить вместо точек слово «дождь», н/р. Устно поставить ? от выделенного слова к этому слову. Зад.: выделить окончание графически и отв. на ?, для чего служит окончание; 2) уч. предлагается связать 2 слова м/у собой по смыслу, для этого н задать ? от 1 слова к др. (опушка (чего?), лес). След. часть слова – приставка. 2 признака: местоположение – перед корнем, образует слово с new зн-ем. Учитель предлагает дет. рассм. карт., кот. есть в учебнике. И даётся зад. придумать по этим карт. рассказ о том, как маленький моряк не м расстаться с лодкой. Дети записывают получившийся у них рассказ и затем выпис. в столбик слова (вынес, перенёс, принёс) с корнем «нёс», выделить корень в этих словах, назвать в I слове часть, кот. стоит перед корнем (вы), во II (пере), в III (при). Учитель говорит, что та часть слова, кот. стоит перед корнем, наз-ся приставка. И показывает, как м графически выделять её. Дети м дополнить этот список др. коренными словами. II признак: учитель закрывает в однокор. словах приставки, и спрашивает, что случилось со словами, когда них не стало приставок (стали одинак.) -> что значит слово вынес? (убрал), перенёс?, принёс? => приставка н для того, чтобы образовать слово с new зн-ем. Для закрепления выбрать из 2 приставок ту, кот. подходит к смыслу предл-я (хороший кузнец и лягушку за/под куёт). Последняя часть слова – суффикс. Существенные признаки: место ^ в слове – после корня, служит для обр-я слов с new зн-ем. I признак: уч-ся предлагается рассм. иллюстрации в учебнике, 2 серии по 3 карт. в каж. и прочит. подписи в каж. карт. (ключи, ключик, ключница – 1 серия; рыба, рыбка, рыбак – 2 серия). Учитель предлагает дет. назвать в I серии те слова, в кот. есть невыделенная неизвестная им часть, затем предлагается объяснить зн-е слова ключик (маленький ключ), назв. неизвестную часть (ик) и где стоит часть слова «ик». Учитель показывает, как м графически выделить часть слова, кот. стоит после корня. Наз. ту часть слова, кот. вы ещё не знаете в слове «ключница» (ниц); после чего она стоит? (после корня), выделите эту часть -> часть слова, кот. стоит после корня, наз-ся суффикс. Аналогично разбирается и II серия слов. Для ознакомл. со II существенным признаком уч-ся предлагается зад.: подобрать к данным толкованиям слов подходящие по зн-ю слова. Небольшой груз, подвешенный на леске удочки; тяжёлый предмет; грузовой автомобиль; чел., кот. занимается переноской грузов. Слова даны: грузчик, грузовик, груз, грузило. Задаём уч-ся ??: выделите в однокоренных словах ^^; почему все эти слова явл. разными по зн-ю? (разные ^^). После того, как у уч-ся будут закреплены знания и словообразоват. умения, связ. с изучением ^, необх. обобщить и систематизировать знания уч. по всему составу слова. Для этого предлагаются упр-я: 1) выпис. из предл-я однокор. слова, разобрать их по составу; 2) от данных частей слова образовать new слова: вес (подвеска).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...