Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 10. Методика раб. над стихотворением и басней.




В кор. шк. выделяют 2 вида стих-й: эпические и лирич. Эпич. стих-я обладают сюжетом, соотв. в них есть действующие лица, герои кот. совершают опр. поступки. Как правило, в эпич. стих-ях сюжет Rся и в нём м выделить нач. (завязку), кульминацию и окончание. (Мойдодыр, Бородино – 7 кл.). Раб. проводится над ним как над рассказом. В лирич. стих-я в отл. от эпич., в кот. осн. составлял сюжет, осн. составляет худ. образ. Худ. образ – это восприятие поэтом окр. действит. и передача своих чувств, состояния, кот. возникают в процессе этого восприятия. Лирич. стих-я трудны для дет., особ. для УО. Обусловлено это тем, что восприятие и адекватное понимание худ. образа треб. от реб. в достаточно высокой степени развитого воображения, сопереживания, и в целом у него дб развиты высшие эмоции. Кроме того, худ. образ статичен, он не Rся, как Rся сюжетный. А особ. психич. R УО шк., в т.ч. и мл., сост. в том, что им легче воспринимать и усваивать то, что Rся во времени, что имеет своё нач. и конец. И учитывая все эти особ., в раб. над лирич. стих-ями необх. на всех этапах урока создавать опр. условия, кот. бы обеспечивали полноту и адекватность восприятия и дальнейшего понимания стих-я. Раб. над лирич. стих-ем: I этап – подготовка в восприятию в I очередь связ. с созданием опр. эмоц. настроя уч-ся. Такой настрой м создать, исп. прослушивание муз. произвед. и отрывов из них. А затем м чит. на фоне этой музыки. После того, как дети послушали музыку, мы задаём ?? (весело или грустно стало? Какие карт. вы представили? Какое у вас стало настроение? Почему?). II этап – I прочтение стих-я, выученного наизусть. После прочтения задаём ??, кот. не столько связ. с сод-ем услышанного, ск. напр. на чувства и эмоции дет. (понра или нет, какие карт. представили, какое настроение, изменилось ли оно или нет, почему?). III этап – чтение по частям и анализ каж. части. по строфам. Каж. строфу м предложить прочит. каж. уч-ся. И затем мы разбираем с пом. традиционных приёмов каж. часть. IV этап – чтение произвед. уч-ся целиком. На этом этапе готовим уч. к выразит. чтению. Н связать исп-е ср-в языковой выразительности с общей тональностью произвед., с настроением, эмоциями. Н/р, как н чит. – громко или тихо, медленно или быстро? Предлагаем дет. чит. стих-е вслух. V этап – обобщающая раб. Необх. пораб. над ср-вами языковой выразит. (сравнения, эпитеты). На этом же этапе, особ. в ст. кл., уч-ся выбирают из текста стих-я, н/р, краски, кот. исп. поэт, звуки. М предложить дет. самим составлять сравнения и эпитеты. М предлагать чит. дет. уже выразительно, либо наизусть.

Методика раб. над басней.

Басни изучаются с 4 кл. Басня – это аллегорическое произвед. нравоучительного сод-я. 2мя осн. признаками басни явл. аллегория (иносказание) и нравоучение (мораль). Аллегория – представление чел. черт или кач-в в виде присущих животным, или реже предметам. Мораль – поучительный вывод; бывает в нач., либо в конце. Басня обладает целым рядом особ-тей, кот. необх. учитывать при раб. над ней, а самое гл. – особ-сть языка басни. С 1 ст. он архаичен, с др. - образный и яркий (оч много неологизмов, идеом). И поэтому, как правило, каж. строчку басни необх. разбирать (м даже более 2х ??). Др. особ-ть яз. сост. в том, что в большинстве сл. яз. ср-ва басни отражают х-р героя, и в этом сл. м раб. и по составлению элементарной хар-ки героя, и отраб. выразит. чтение. Басня имеет всегда оч чёткую стр-ру, но пересказывать басню нельзя, потому что в пересказе утрачивается образность, аура языка. Работа над басней. I этап - подготовит. раб. Мб построена и как беседа, и как рассказ учителя. Н/р, в 4 кл. перед чтением басни «Стрекоза и муравей» м провести беседу в кот. будут рассм. особ-ти названных насекомых или птиц; м рассм. иллюстрации, мб показать отрывки из диафильма, научно-популярного фильма, задать ??, связ. с особ. жизни этих животных в природе. Рассказ учителя, как правило, исп. в ст. кл. ( с 7 кл.) и это рассказ связ. не только с жизнью и творчеством И.А. Крылова, но мб посвящён событиям, вдохновившим писателя. Обязат. разбираем и некот. слова и обороты. II этап – чтение учителем (лучше наизусть). И обязат. ? перед чтением и повторяем после, просим отв. на него. ? не д касаться деталей (получила ли лиса сыр – ворона и лисица). III этап – чтение басни по частям и анализ каж. части. Как правило, частью басни м считать отдельное предл. Далее разбор: по каж. строчке (!) неск. ??, связ. с: а) уяснением сод-я, б) разбор языковых ср-в. IV этап – чтение басни уч-ся. Vэтап – обобщающая раб. На этом этапе мы впервые разбираем мораль басни. Мораль это есть осн. мысль басни, и к пониманию морали дети подводятся в ходе обобщающей беседы, кот. подводит итог тому анализу прочитанного, кот. был проведён на предыдущих этапах.  После этого м переходить к чтению и разбору морали. Если в морали есть слова и выр-я, зн-е кот. непонятно для уч-ся – их стоит разобрать (лесть, гнусна). А затем соотносим мораль с персонажами басни. М приводить и др. примеры (из др. источников). Далее н раскрыть гл. – осн. мысль (почему же лесть вредна, что в ней плохого) (плохо преследовать опр. цель в лести). Раб. по выразит. чтению басни. Перед тем, как чит., необх. ещё раз разобрать х-р героев, как н чит., каким голосом (искренне говорит лиса или притворяется и т.д.). И м исп. чтение по ролям.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 161.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...