Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 11. Этапы О. гр. и правописанию в мл. и ст. кл.: цель, задачи и сод-е каж. этапа.




О. гр-ки и правописанию (орфографии) имеет своей целью сформ-ть у уч-ся достаточно прочные навыки грамотного письма. Реализация этой цели осущ. постепенно в ходе 2 этапов О. гр. и правописанию. На каж. из этих этапов будут реш-ся собственные задачи, кот. и позволяют обеспечить достижение поставленной цели. I этап – 2-4 кл. Этап практических гр. упр-й. (по Iв проги; по II: «Гр., правописание и R речи»). Цели: расширить реч. базу дет., восполнить в той или иной степени пробелы дошк. реч. R, подготовить шк-ков к осознанному овладению гр. и орфографич. материалом в ст. кл., а главное – сформ-ть умение пользоваться им в речи. Особ. этого этапа: уч-ся, прежде чем приступят к изучению гр., д накопить опр. запас сведений о предметах окр. мира, а также о реальных связях м/у этими предметами. Сделать это м только в усл. спец. организованной Д., кот. получила наз-е предметно-практич. Д. Вып-я различные действ. с 1 тем же предметом или разными предметами уч-ся учатся выражать опр. смысловые отн-я с пом. языковых ср-в. Задачи: 1) расширение представлений об окр. действит. и R речи. Реш-е этой задачи связ. с тем, что уч-ся не просто пассивно набл-ют за предметами или явл-ями, а явл. активными деятелями и рез-том их Д. явл. или совершение каких-то действий, или выявл. каких-то признаков в предмете, установление частей предмета и т.д., и всё это закрепляется в языке; 2) форм-е опр. языковых обобщений в обл. фонетики, лексики и синтаксиса. Форм-е первонач. яз. обобщений в обл.фонетики связ. с ознакомл. уч. с такими терминами, как звук и буква (без употр-я понятий), и также знакомим дет. с различением зв. гл. и согл., согл. тв. и мягк., зв. и глух., отдельно дети знак-ся со зв. и буквами р-л, и, й, слова с буквой Э (смешение с И), слова со стечением согл. Уч-ся знаком-ся с ударн. и безуд. гл., с понятием ударение и слог (2 кл.). Яз. обобщения в обл. лексики связ. с ознакомл. уч-ся с 3 группами слов: слова, обозн. наз-е предмета, действие (2кл.), признак/кач-во (3кл., т.к. признак не сущ. без предмета). Форм-е яз. обобщений в обл. синтаксиса связ. с овладением уч-ся построением простого распростр. предл-я. В свою очередь это предполагает форм-е у уч. понятий предл-е, а также ознакомл. с видами предл-й по интонации и правильное их оформление на письме. Кол-во теоритич. сведений в этот период min, главное – О. построению предл-й, причём исп. различные опоры (сюжетные карт., прошлый опыт (где был вчера?), на основе языкового материала – восстановить форму, послед-ть слов, продолжить предл-е, составить предл-е на тему, предложенную учителем; 3) ознакомл. уч-ся с некот. видами орфографич. правил, большинство из кот. относится к фонетич. написаниям. Нач. с 3кл., хотя уже и во 2-4 кл. в процессе изучения слов, обозн. наз. предмета, уч-ся знак-ся с правилами обозн-я на письме имён и фамилий людей, кличек животных. Уч. изучают написание непроверяемых орфограмм. В 3кл осн. долю орфографич. правил составляют правила, осн. на сопоставлении звукового и буквенного состава слов, а в частности расхождения м закл. и в кол-ве зв. и букв, а также в обозначении неск. зв. 1 и той же буквой. Все эти правила явл. фонетич.; 4) R каллиграфических навыков. Реш-ся в ходе изучения всех гр.-орфографич. тем. На неё не отводится спец. часов. Как правило, раб. по каллиграфии проводится не менее 2-3р. в нед. По неск. минут (~5). Сложность: словарный запас уч-ся крайне мал, и их сведения об окр. действит. поверхностны, бессистемны, поэтому О. РЯ на этом этапе обязат. проводится в тесной связи с познанием окр. мира. Это познание позволяет уч-ся получ. представл. и об яз., и его составляющих, а именно таких ед-х яз., как зв., слово и предл-е. Именно эти ед. и составляют сод-е практич. гр. упр-й во 2-4 кл. (разделы): «Звуки и буквы», «Слово», «Предл-е». II этап – 5-9 кл. «Элементарный курс практической грамматики».Цель: поднять на более высокий ур-нь реч. практику уч-ся за счёт осознания ими осн. законов языка. Особ.: уч-ся переходят от догр. понятий к собственно гр-ке, и соотв. увеличивается кол-во теоритич. сведений. Поск. гр-ка – это в I очередь отражение в яз. смысловых отн-й м/у предметами, то она хар-ся высокой степенью абстрактности и отвлечённости, а это в свою очередь создаёт опр. оч серьёзные трудности для дет. с УО. В вязи с этим усвоение знаний по гр-ке имеет зачастую формальный х-р. Это выр-ся в том, что уч-ся просто заучивают большинство опр-й, не понимая их сути. Кроме того, дети зачастую путают термины (н/р сущ. и подлежащее). Для того, чтобы в какой-то степени снять трудности, связ. с изучением гр-ки в ст. кл. во IIв проги принят коммуникативно-речевой подход: уч-ся в I очередь знак-ся с различными гр. кат. с т.зр. их исп-я в реальной реч. практике. Традиционно изучение каж. гр. кат. нач. с того, что уч-ся предлагалось опр-е, в кот. были вкл. примеры, иллюстрирующие часть речи. Задачи: 1) ознакомл. уч-ся с некот. сведениями из обл. морфемики и морфологии. Эта задача связ. с тем, что уч-ся знак-ся с составом слова (морфемика) и ч.р. (сущ., гл., прил., мест., нар., числит.). Распределение материала по годам О. в рамках I и IIв прог различно. По Iв.: в 5кл. даётся общее понятие о 3х ч.р. (сущ., гл., прил.) и затем изучается имя сущ. и его признаки; в 6кл. изучается прил. и его гр. признаки; в 7кл. – личные мест. и признаки; в 7кл. – гл. + в 8кл. + в 9кл.; в 9.кл. – нар. (места, времени, способа действия) и числит. (порядковые и кол-венные) <= линейный принцип О., а не концентрический -> плохо. Во IIв проги концентрич. принцип реализован постепенно, в 7кл. появл. мест. (7-9кл.); 2)форм-е умения исп. на письме орфографич. правила, большинство из кот. на морфологич. основе. Правила правописания корней: безуд. гл. в корне, парные зв. и глух., непроизносимые согл., удвоенные в корне. Правописание гл. в др. частях слова (окончания гл., сущ., прил.).; 3) форм-е умений в обл. синтаксиса и пунктуацион. навыков. Форм-е умений в обл. синтаксиса связ. с О. уч-ся построению простого распростр. неосл. и осл. (однородными членами, обращением, прямой речью), и сложное предл-е с сочинит. и подчинит. союзами. Вводится большое кол-во опр-й. || изучаются и пунктуацион. навыки; 4) R умений продуцировать письм. тексты, овладение навыками делового письма. На этом этапе уч-ся учатся излагать свои мысли в письм. форме. В процессе написания таких раб., как сочинение и изложение; пишут деловые бумаги 2х видов: личные (поздравительные открытки, личные письма) и регламентированные (объявления, доверенность, расписка, заявл. и т.д.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...