Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 9. Методика раб. над сказкой и рассказом.




I этап. Подготовка к восприятию. (5 мин.) Цель: актуализация имеющихся у уч. знаний по теме предстоящего чтения. Как правило, 2 формы проведения: беседа (опирается на личный опыт дет.) и рассказ учителя (когда не на что опираться в опыте – исторические, в осн., но нельзя подменять пересказом). II этап. Чтение произвед. учителем. У дет. книги закрыты, по окончанию 2-3 ?, напр. на суть, а не сод-е. III этап. Словарная раб.Приёмы объяснения зн-я слов: показ натурального предмета, изобр-я предмета, замена слова близким по зн-ю, вкл-е слова в new контекст, из кот. становится понятным зн-е разбираемого слова, разбор слова по морфемному составу или подбор однокоренного слова, описание понятия, кот. обозн-ся разбираемым словом на осн. выделения существенных его признаков. IV этап. Чтение текста по частям и разбор каж. части. Анализ осущ. по ?? учителя. Отв. уч. мб 2 видов: своими словами, либо словами из текста (выборочное чтение). Iми задаются ??, напр. на уяснение фактического сод-я, т.е. о чём (ком) говорится или что об этом говорится. След. ?? связ. с установлением смысловых отн-й м/у отдельными фактами (временные ,условные, причинно – следств.). V этап. Повторное чтение текста уч-ся. Уч. перечит. весь текст от нач. до конца. Важно, чтобы все уч. принимали участие в повторном чтении. VI этап. Обобщающая раб. по прочитанному тексту. Необх. установить смысловые отн-я не внутри каж. части, а м/у ними => ?? имеют достаточно широкий обобщённый х-р, подводят к пониманию подтекста (осн. мысли). Учат словесному иллюстрированию (статичному). Пересказ текста: полный подробный пересказ своими словами с исп. слов автора, выборочный пересказ (с 4 кл.; пересказывают часть или части), краткий пересказ (с 6 кл.), с 9 кл. творческий, с изменением лица рассказчика или доп-ем предшеств. или послед. событий. Виды планов: картинный, вопросный (нач. шк.), тезисный (либо вытаскиваем фразу из текста, либо составляем повествоват. предл.; нач. и ср. шк.), номинативный (каж. пункт сост. из 1-2 слов; 9 кл.).В раб. над сказкой необх. учитывать её жанровые особ., кот. и опр-ют сод-е раб. на каж. этапе. 1) Над сказкой след. раб как над реалистич. рассказом из жизни животных, предметов или людей, и все события, кот. там описыв., следует рассм. как то, что м иметь место. Ни в коем сл. учитель не д говорить, что сказка – это неправда; 2) В сказке всегда противостоят др. др. силы добра и зла, т.е. «+» и «-» герои. Как правило, всегда в сказке герой наделяется 1 или 2 чертами (нет сложного переплетения х-ров). Эта жанровая особ. даёт возм. раб. по составлению элементарной хар-ке героя. На этапе обобщающей раб. мы м выявл. осн. мысль, поск. она всегда связ. с борьбой добрых и злых сил; 3) Сказку всегда м и нужно пересказывать, т.к. в ней всегда есть цепочка событий, кот. явл. опорами для составления пересказа; 4) В сказке герои, являясь выразителями каких-то черт, обладают ещё и опр. языковыми способностями. Это в свою очередь позволяет проводить раб. по выразит. чтению сказки. М также исп. и элементы драматизации. На этапе подготовит. раб. исп., как правило, только беседы. Однако сод-е этой беседы, её напр-ность мб различной: 1) мб напр. на уточнение представлений об окр. действит., 2) м актуализировать имеющийся у уч-ся знания, связ. с нравств. понятиями «хорошо» и «плохо», 3) систематизация знания о персонаже или персонажах сказки, кот. уч-ся получ. ранее при чтении др. сказок. На II этапе сказку чит. так же учитель, но поск. сказка – это вид устного народного творчества, то рек. исп. причём чтения – рассказывания. Необх. max соблюдать интонацию устной разговорной речи и чит. (рассказывать) выразительно.

Рассказ — это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. Подходы: по тематике (о природе, дет., войне), по времени протекания действия (рассказы об истории, о сегодняшнем дне), по жанровой хар-ке (юмористич., сатирич., драматич.), по сложности композиции (повествовательный, рассказ с пропущенным звеном, со скрытым смыслом) и др. В книгах для чтения для каж. кл. спец. шк. представлены рассказы с разными по сложности сюжетами, но большинство из них — это простые по стр-ре тексты. Осн. напр-е в раб. по таким рассказам — это пом. шк-кам в установлении смысловых связей м/у отдельными событиями и поступками героев, в выявл. гл. замысла. Чем старше кл., тем более глубоким дб анализ моральных проблем, с большим выходом на современную жизнь. В мл. кл. нерационально сразу задавать смысловые ?? после I прочтения, т.к. большинство дет. не готово к пониманию логики сюжета. Неверные отв., прозвучав однажды, м воспроизводиться и при послед. анализе текста. Повторное чтение текста по частям м сопровождать словесным рис-ем картин. II по сложности группа рассказов — с пропуском в Rи сюжета, логич. звена или с изменением временного плана изложения событий. Эти рассказы оч часто воспринимаются уч. кор. шк. разорванно, фрагментарно. Кроме выявл. смысловых связей, осн. мысли, кот. необх. при анализе всех рассказов, важно реализовывать еще 1 методическое напр-е — пом. дет. в установлении послед-ти событий и, если надо, в поиске пропущенного звена. III группа рассказов, в кот. заключено противоречие м/у внешним конкретным сод-ем и внутр. смыслом, представляет большую сложность для уч-ся. Осн. напр-е в раб. с произвед. подобного рода — подведение дет. к правильной оценке фактов и поступков, описанных в рассказе. Помощь в этом сл. м идти за счет более дробных и подсказывающих ??, предварительного анализа жизненных ситуаций.I этап. Подготовка к восприятию. (5 мин.) Цель: актуализация имеющихся у уч. знаний по теме предстоящего чтения. Как правило, 2 формы проведения: беседа (опирается на личный опыт дет.) и рассказ учителя (когда не на что опираться в опыте – исторические, в осн., но нельзя подменять пересказом). II этап. Чтение произвед. учителем. У дет. книги закрыты, по окончанию 2-3 ?, напр. на суть, а не сод-е. III этап. Словарная раб. Приёмы объяснения зн-я слов: показ натурального предмета, изобр-я предмета, замена слова близким по зн-ю, вкл-е слова в new контекст, из кот. становится понятным зн-е разбираемого слова, разбор слова по морфемному составу или подбор однокоренного слова, описание понятия, кот. обозн-ся разбираемым словом на осн. выделения существенных его признаков. Треб-я к разбору зн-й слов: 1) слова дб заранее записаны на доске и открываться постепенно, либо записаны в учебнике, 2) желательно при объяснении исп. неск. приёмов, 3) необх. активизировать слово на послед. уроках, 4) слов дб немного (2-3), 5) если толкование сложное, то учитель его упрощает. IV этап. Чтение текста по частям и разбор каж. части. Анализ осущ. по ?? учителя. Отв. уч. мб 2 видов: своими словами, либо словами из текста (выборочное чтение). Первыми задаются ??, напр. на уяснение фактического сод-я, т.е. о чём (ком) говорится или что об этом говорится. След. ?? связ. с установлением смысловых отн-й м/у отдельными фактами (временные ,условные, причинно - следственные). V этап. Повторное чтение текста уч-ся. Уч. перечит. весь текст от нач. до конца. Важно, чтобы все уч. принимали участие в повторном чтении. VI этап. Обобщающая раб. по прочитанному тексту. Необх. установить смысловые отн-я не внутри каж. части, а м/у ними => ?? имеют достаточно широкий обобщённый х-р, подводят к пониманию подтекста (осн. мысли). Учат словесному иллюстрированию (статичному). Пересказ текста: полный подробный пересказ своими словами с исп. слов автора, выборочный пересказ (с 4 кл.; пересказывают часть или части), краткий пересказ (с 6 кл.), с 9 кл. творческий, с изменением лица рассказчика или доп-ем предшеств. или послед. событий. Виды планов: картинный, вопросный (нач. шк.), тезисный (либо вытаскиваем фразу из текста, либо составляем повествоват. предл.; нач. и ср. шк.), номинативный (каж. пункт сост. из 1-2 слов; 9 кл.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 169.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...