Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 7. Методика раб. по форм-ю осознанности чтения.




Осознанность чтения явл. осн. кач-вом, при овладении кот. достигается наиб. полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста. Подготовка уч-ся к восприятию текста не м ограничиваться предварительной беседой. В мл. кл. подготовит. раб. часто треб. создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в основе текста (экскурсии в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации). В ст. кл. при подгот. чтения несравненно бОльшую роль играет слово и прежде всего образный рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией наглядных пособий (картины, кино-, видео- и диафильмы, экскурсии в музеи, к памятным местам и др.). Словарную раб. следует проводить на разных этапах урока. Для каж. этапа отбирают не более 2-4 слов. В противном сл. дети не усваивают их семантики. Зн-я слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте и совершенно незнакомых шк-кам, учитель объясняет в процессе подготовит. раб. Ряд слов анализируется во время подготовит. упр-й к ПЧ (1—3й кл.) или на спец. этапе словарной раб. после чтения текста учителем. Зн-я др. слов и образных выражений разбираются во время чтения текста или его анализа. К объяснению педагог привлекает дет.При анализе изобразит. ср-в простого объяснения зн-я и роли выразит. ср-в недостаточно. Сравнение (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий) слов, употр. в прямом и переносном зн-ях, составление картинного плана, широкое исп-е приема зарисовок в значит. мере способствуют преодолению недостатков в понимании мл. шк-ками образных выражений. При первоначальном чтении в мл. кл. чит. учитель, а дети слушают, закрыв книги. В ст. кл. I раз текст м чит. сами шк-ки. Однако и в этом сл. значимую часть текста, выражающую эмоц. напряженность событий, осн. идею произвед, чит. педагог. Анализ текста производится в процессе повторного чтения или совмещается с первичным чтением произвед. уч-ся (учитель текст уже прочитал). В мл. кл. текст анализируется, как правило, индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Этот путь легче для дет. В ходе последоват. разбора сод-я вним. акцентируется на отдельных существенно важных моментах и дети const подводятся к пониманию всего произвед. в целом. В ст. кл. предлагаемые ?? прежде всего ориентированы на выяснение смысла поступков героев, связи событий, их причинной обусловленности. Закрепление сод-я прочитанного текста осущ. не только в виде выборочного чтения и сравнения с материалом др. текстов, показа диа-, видео- и кинофильмов на эту же тему, но и с пом.: соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге; изготовления макетов, лепки и зарисовки персонажей; установления сходства и различия м/у прочитанным произвед. и конкретной жизненной ситуацией. Поск. шк-ки ст. кл. изучают сравнительно большие по V произвед-я (что не дает возм. чит. их в кл. полностью), педагог м предлагать некот. главы для дом. прочтения. В этом сл. учитель диктует ученикам ??, на кот. они д отв. после чтения. Подробный анализ прочитанного в ст. кл. проводят после чтения всего произвед. Шк-ки приступают к хар-ке персонажей, к выявл. некот. языковых особ. текста. Раб. над составлением плана прочитанного в спец. шк. нач. с 3 кл., причем картинный или словесный план в мл. кл. составляется коллективно, при const пом. со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбираются в виде вопросит., повествоват. и реже — назывных предл. В ст. кл. эта раб. становится более сложной, а самост-сть дет. повышается. Пункты плана м формулироваться в виде нераспростр. и назывных предл., а также отдельных строк из текста. Самост. пересказывать прочитанное уч-ся нач. с конца II г. О., а в 1-2 кл. они в осн. передают сод-е текста по ??. И в том, и др. сл. уч. подкрепляют свой пересказ демонстрацией действий, показом соотв. событий на карт., самостоят. зарисовками. Учитывая сложность этой раб. для УО дет., быструю потерю интереса к ней, необх. исп. доп. приемы, активизирующие речь шк-ков и их заинтересованность: исп-е в кач-ве плана для пересказа предметных картинок, фиксирующих сод-е каж. предл-я текста, серии сюжетных картин; рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, опр-м для каж. ряда, рассказывание на соревнование по рядам; пересказ отдельных эпизодов, когда зад. 1 из уч-в предлагают сами дети; узнавание рис. среди др. на осн. рассказа автора этого рис. и др. Уч-ся ст. кл. упражняются в различных формах пересказа (выборочный, полный, краткий, с изменением лица), что также в значит. степени способствует более полному осмыслению прочитанного. Заключительной стадией раб. над произвед. явл. обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произвед. Эта раб. часто сопровождается творческой Д. шк-ков. Виды творческой Д. различны: вып-е рис. к тексту, изготовление макетов, составление монтажей, альбомов, орг-я различного рода групп по защите окр. среды, инсценировки, а в ст. кл., кроме того, сочинения на различные темы, связ. с прочитанным, изложение коротких отрывков.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...