Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 6. Методика раб. по форм-ю правильности чтения.




Правильное чтение — это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах. Наиб. результативным периодом для форм-я навыков ПЧ явл. 1—3й кл., когда уч-ся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они чит. небольшие тексты и учитель имеет возм обращать самое пристальное вним. на правильное прочит-е текста. 1 из эффективных приемов выраб. у дет. навыка ПЧ явл. ежедневные спец. упр-я, способствующие точному воспроизведению слоговых стр-р и слов, кот. м вызывать затруднения при чтении текста. Материалом для упр-й служат слоговые стр-ры слов и целые слова, кот. встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Слоги и слова мб сгруппированы и включены в след. виды упр-й: 1) диф-я сходных слогов и слов (ла-ра, ма-мя, дом-том), 2) чтение слогов и слов по подобию (ма-са-ла), 3) чтение слогов и слов с подготовкой (о - то - сто - стол, ня - сняли), 4) чтение слов, написание кот. отл. 1-2 буквами или порядком их расположения (кто - кот, так - тот, лыжи - ложись), 5) чтение родственных слов, отл. др. от др. 1 из морфем (лес - лесок, шёл - пошёл), 6) чтение слов, имеющих одинак. приставку, но разные корни (увял - увёл - увёз). В процессе проработки связного текста учитель дает образец ПЧ и затем неоднократно чит. материал вместе с детьми. При этом важно чуть-чуть замедлять темп чтения, не разрушая его смысловой целостности и выразит. передачи. Тренировка в чтении д занимать большую часть урока. Фактически это осн. путь, кот. ведет к выраб. навыка ПЧ. Дети чит. по цепочке (предл-ями), абзацами (учитель назначает), по эстафете (сами дети наз. однокл., кот. продолжит чтение), выборочно. Не менее важно для форм-я навыка ПЧ орг-ть набл-я уч-ся за чтением др. др. - приёмами: - медленное чтение учителя (текст до этого уже отработан), когда уч-ся имеют возм. следить по книге, исп. закладку или водя по строке пальцем. Педагог в любой момент м проверить уч-в и поощрить, выдав игровую фишку; - комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предл-я для чтения их хором. Перед детьми ставят задачу вовремя включиться в хоровое чтение; - сопряженное чтение, когда текст нач. чит. учитель вместе с уч. Затем на время он замолкает, а дети продолжают чит. хором. Это чтение дб слаженным, чтобы затем учитель м свободно подключаться к нему; - контроль дет. за чтением товарищей с послед. сообщением кол-ва и х-ра допущенных ошибок. Каж. реб. д чит. 1-2 предл-я. Следует учитывать, что ПЧ у дет. с нар-ем работоспособности (возбудимых или тормозных) во многом завис. от обстановки, в кот. оно протекает, от интереса ученика к тому, что он чит. => при индивид. раб.

Беглость чтения — это такой темп, кот. характерен для разговорной речи и при кот. понимание читаемого материала опережает его произнесение. Подготовка к овладению БЧ нач. с 4г. О., когда уч-ся в основном освоят чтение целыми словами. Важна многократность упр-й в самом чтении. Поск. УО дети мало чит. вне кл, важно орг-ть раб. т.о., чтобы текст, предлагаемый для урока, чит. всеми, чтобы к нему возвращались неоднократно, чтобы у шк-ков не пропадал интерес к нему на протяжении всего урока. Для этой цели каж. повторное чтение сопровождается сменой зад-й. Исп. чтение по абзацам на осн. указаний учителя, чтение с эстафетой, выборочное чтение, воображаемая и подлинная запись читаемого текста на магнитофон. + шк-ки перечит. текст для деления его на части, озаглавливания частей, выявл. хар-ных черт героя. Увеличивается доля упр-й в чтении материала про себя. В 4—5-м кл. м вводить упр-я, кот. мы наз. «речевой разминкой» (1 - чтение явл. 1 из видов реч. Д., поэтому сами упр-я м считать речевыми; 2 - тренировка в чтении спец. текстов, кот. не связ. с осн. произвед., изучаемым на уроке, проводится в нач. зан. как разминка). В теч. 4—5 мин дети раб. с текстами, напечатанными на карточках. У УО уч-ся проявл. косная привязанность к 1 способу чтения => необх. спец. орг-ть раб. по сочетанию разных приемов чтения на 1 и том же тексте. «Жужжащее» чтение (чтение «птичьим базаром») предполагает, что каж. шк-к чит. тихо, но вслух. По истечении минуты шк-ки подсчитывают кол-во прочитанных слов, сравнивают полученную цифру с прошлыми рез-тами. Этот прием м исп. в процессе «разминки» на спец. текстах или на некот. абзацах текста основного произвед., явл. темой урока. В форм-и навыка БЧ большую роль играет смысловая догадка. Для её R следует по возм-ти (в завис. от сложности текста) предлагать уч-ся зад. типа: - прочит. заголовок, скажите, о чем пойдет речь в этом рассказе. - рассм. иллюстрации к тексту. Какой рассказ м составить на их основе? - прочит. I часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ? - прочит. предл-е. Догадайтесь, какое слово здесь пропущено. - закончите предл. - вставьте по смыслу пропущенные сочетания слов.- прочит. I часть предл-я. Составьте его II часть. Не менее важна для форм-я навыка БЧ достаточно развитая оперативная память. Для её R, а в конечном итоге — для совершенствования навыка БЧ и орфографич. грамотности полезны зрит. диктанты. Как вид раб. их применяют на уроках гр. и правописания в процессе орфографич. 5тиминутки.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...