Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 5. Цель, задачи и сод-е букварного периода. Трудности.




Цель: сформ-ть у уч-ся первоначальные навыки чтения и письма. Задачи реализуются в обл. чтения и письма отдельно. Задачи в обл. чтения: 1) научить дет. выделять зв. из слова, опр-ть его место, соотносить с соотв. печатной буквой. 2) О. составлению и чтению слогов из изученных зв. и букв, их обозн-щих. 3) чтение слов из изученных слоговых стр-р, предл-й и небольших по V текстов. 4) форм-е правильного чтения слогов, слов и коротких предл. 5) раб. над осознанностью прочитанного текста. Задачи в обл. О. письму: 1) усвоение начертания рукописных, строчных и заглавных букв. 2) О. соединению букв в слоги и слова. 3) О. дословному списыванию с рукописного и печатного текста. 4) списывание с дополнением пропущенной буквы или слога. 5) О. письму на слух слов, написание кот. не расходится с произношением.Всё соде-е О. в букварный период, согласно Iв проги, делится на 4 этапа, согласно IIв – на 3 (по четвертям + I четверть – добукварный период). На каж. этапе реш-ся опр. задачи, причём задачи каж. предыдущего этапа переходят на послед. Следует отметить, что по IIв проги принята неск. иная послед-ть изучения зв. и букв, чем это имеет место в традиционной проге. Н/р, на I этапе по IIв дети изучают такие зв. и буквы: И, В, с кот. обычно дети знак-ся на III этапе, а также Ы, Л, кот. дети изучают на II этапе. Также некот. расхождение будет иметь место и на II этапе прохождения букваря в рамках IIв проги. Вместе с тем, сод-е каж. этапа по обеим прогам отобрано т.о., чтобы рассредоточить возм-е трудности, кот. м возникнуть у дет. в процессе овладения чтением. Осн. трудность Iэтапа по Iв. закл. в выделении реб. на слух из позиции нач. или конец слова изучаемого зв. Эта трудность связ. с тем, что согл., кот. находятся в абс. нач. слова в стр-ре прямого открытого слога (СГ), произносятся в арт. укладе послед. гл., и, соотв., отдельно от этого гл. на слух не воспринимаются. На II этапе Iв осн. трудностью явл. чтение СГ. Эта трудность обусловлена тем, что подобные слоговые стр-ры нельзя чит. побуквенно: их н произносить сразу, слитно. Для того, чтобы правильно произнести согл. зв., надо внач. увидеть послед. гл. По IIв это трудность Iэтапа.Трудность III этапа обусловлена тем, что на этом этапе по Iв. уч-ся знак-ся с мгновенными (взрывными) согл. Особ-ть этих зв. сост. в том, что их нельзя тянуть (в отл. от соноров), и, соотв., их сложно выделять на слух, во Iх. Во-IIх, трудно соединять такие зв. в слог. Сложность закл. ещё и в том, что дети вIе чит. слоги и слова с мягк. согл., в кот. мягкость обозн-ся с пом. буквы И и буквы Ь. По IIв трудность сост. в чтении взрывных согл. и мягк., в кот. мягкость обозн-ся буквой Ь. Сложность IV этапа по Iв и III по IIв закл. в том, что уч-ся знакомятся с буквами Е, Ё, Ю, Я, и буквами Ц, Ч, а также учатся чит. слоги со стечением 2 согл. в нач. или в конце. Особ-сть букв Е, Ё, Ю, Я закл. в том, что они вып. двоякую роль. 1) если они написаны после согл. букв, то это озн-ет, что соотв. зв. произносится мягко, 2) в опр. позициях в слове эти буквы обозн-ют 2 зв.: - абс. нач. (яблоко, ель), - после Ь или Ъ ( семья, подъезд), - после гл. (маяк). Особенность зв. Ц и Ч - каж. из этих зв. вкл. в свой состав по 2 звука (ц=тс, ч=тщ). Эти зв. наз-ся аффрикаты. Чтение слоговых стр-р со стечением согл. вызывают особые сложности у уч-ся, поск. происх. стык 2 согл., м/у кот. нельзя делать паузу.

Методика ознакомл. со зв. и буквой на уроках чтения в букв. период.

Ознакомл. со зв. и буквой предполагает: восприятие зв. в слове, выделение зв. из слова в нач. или в конце (I, II этапы по Iв и I этап по IIв), и в середине слова (III этап по Iв и II этап по IIв), отчётливое произнесение выделенного зв. и его хар-ка (гл. или согл.), далее – различение зв., сходных по месту или способу обр-я, последнее – соотнесение зв. с соотв. буквой. Для выделения зв. из слова учитель подбирает такие слова, в кот. изучаемый зв. находится в наиб. удобной позиции для выделения. Н иметь в виду, что на протяжении всего букварн. периода выделение зв. на слух происх. с опорой либо на натуральную наглядность, либо на изобразит. Учитель показывает дет. предмет или карт., спрашивает что это, затем предлагает дет. послушать, как он произносит это слово. Учитель произносит слово, выделяя голосом, т.е. протяжно произнося, если это сонор или неск. раз повторяя, если это взрывной, тот зв., кот. дети д выделить. Важно, чтобы дети не только услышали этот зв. и произнесли его изолированно, но и определили место зв. в слове. На Iх этапах учитель м исп. не только предметные карт., но и звукоподражание. Н/р, он м произнести сам или попросить к-н из уч., глядя на иллюстрацию, показать, что произносит М, у кот. болит зуб, или М, кот. ушиб ногу. Диф-я смешиваемых зв. Этот этап исп. в тех сл., когда уч-ся м смешивать зв., близкие по месту или способу обр-я. Н/р, свистящие – шипящие (с-ш), соноры (р-л), зв. и глух. В этих сл. необх. изучить каж. зв. в отдельности, т.е. научиться его слышать в слове, выделять из слова, опр-ть место, правильно произносить. причём, м/у изучением этих. зв. д пройти какое-то время, в процессе кот. уч-ся, знакомясь с др. 1 или 2мя зв., не смешиваемыми, закреплять навыки, связ. с изучением смешиваемого зв. Только после этого приступают к изучению II зв. из смешиваемой пары, а уже после этого приступают к их диф-и. Причём уч-ся д научиться различать эти зв. на слух и в собств. произношении не только изолированно, но и в слогах, словах и предл. Н/р, для различения зв. С-Ш в словах учитель организует на уроке дидактич. игру «Отправляемся в поездку» (в нач. учитель выясняет у дет. ездили ли они загород, что они с собой берут для поездки -> делятся на 2 команды и собирают чемоданы из представленных вещей на С и Ш. Элемент соревновательности!) Обозн-е зв. буквой. На этом этапе учитель показывает дет. печатную заглавную и строчную букву. Также дети рассм. эти буквы по странице букваря, объясняя, почему буква изображена или на синем фоне, или синяя. Затем учитель исп. разнообр. приёмы для запоминания, во-Iх, и во-IIх, для узнавания буквы. Для запоминания буквы м предложить дет. составить букву из счётных палочек, полосок цв. бумаги, мозаики, конструктора и т.д. Др. приём для запоминания буквы: установление ассоциативной связи м/у графич. образом буквы и к-л предметом. Др. приём для запоминания образа буквы: ощупывание наждачной буквы. Снач. 2мя пальцами (средним и указат.), затем 1 (указат.), затем концом карандаша и т.п. – способ Монтессори. М исп «волшебный мешочек», «печатание букв». Для узнавания – узнавание буквы на ощупь, вып-й из различных материалов, - буквы, развёрнутые под бОльшим углом, «зашумлённые буквы», - конструирование буквы из элементов, - узнавание буквы по полубукве, - нахождение и узнавание буквы в волшебном *. Оч важно научить дет. соотносить зв. и букву, и наоборот. Для соотнесения зв. с буквой след. зад.: 1) учитель наз. зв., а уч-ся находят соотв. букву в индивид. кассах и в классной; 2) учитель показывает арт-ю зв. без голоса, а уч-ся находят соотв. букву и показывают её. Зад. для соотнесения буквы со зв.: 1) учитель показывает в разбивку на ленте букв ил в классной кассе различные буквы, а уч-ся наз. соотв. зв.; 2) учитель показывает карт. с изобр-ем предмета, под кот. имеется графич. обозн-е слова и буква, с кот. это слово нач. или заканчивается. Уч-ся д дать название предмета и назвать зв., кот. обозн-ся этой буквой; 3) м исп. упр-е «Спрятанные буквы» - это картинки, на кот. буквы спрятаны в предметах. Уч-ся находят спрятанную букву и наз. соотв. зв.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...