Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Сущность современного метода О. грамоте и особ. его применения в 1 кл. спец. (кор.) шк. 8 вида.




О. грамоте – это форм-е первоначальных элементарных навыков чтения и письма. О. грамоте в кор. шк. 8в осущ. по звуковому аналитико-синтетическому методу. Он вIе был введён в практику О. российских шк. в сер. 19в Ушинским К.Д. Суть: этот метод не связан с заучиванием или запоминанием рус. алфавита, как порядка букв. Он опирается на живую звучащую речь. И прежде всего уч-ся анализируют эту речь. Т.о. анализ и синтез, как основные логич. операции, составляют базу этого метода. О. по этому методу происх. след. образом: учитель организует с детьми беседу на близкую им тему. Эта беседа м основываться на личных впечатлениях дет., на их опыте, по непосредственным набл-ям или на осн. демонстрируемой картины. Составив небольшой рассказ, дети по зад. учителя повторяют (конструируют) к-л предл-е. Затем учитель предлагает дет. из этого предл-я выделить и назвать какое-то опр. слово -> слог -> звук -> речь -> предл-е -> слово -> слог -> звук (анализ). Учитель обозн. этот зв. буквой (переходная ступень) –> слог –> слово –> предл-е –> текст (синтез). Т.о. метод Ушинского способствовал R мышл. у дет. и их речи. Ушинский считал, что осн. ед. анализа явл. звук, поэтому метод и назван «звуковым». Осн. ед. чтения явл. слог прямой открытый (СГ.) Выделил 3 периода: 1) добукварный, 2) букварный, 3) послебукварный. Но в отл. от сегодняшнего дня, У. считал, что О. грамоте нужно нач. с О. письму, а после – чтению, затем О. письму и чтению проводится II. На осн. метода У. в конце 70х гг. 20в. был разраб. метод, кот. получил наз-е «Звуко-слоговой метод». Авторы: Горецкий, Кирюшкин, ШанькО. Этот метод воплотил в себе черты, кот. были хар-ны звуковому аналитико-синтетич. методу. А именно: его Rщий х-р, опору на живую звучащую речь. Осн. ед. анализа остался звук, осн. ед. чтения – СГ. Однако были внесены существенные изменения, кот. касались: 1) определения порядка изучения зв. и букв: в кач-ве осн. критерия, определяющего этот порядок, был выбран критерий частотности, т.е. чем чаще зв. употр. в устной речи, тем соотв. больше опыт его исп. и => возм раннее его изучение (н/р в букварях, кот. были осн. на ЗАСМе, взрывные согл. относились на более поздние сроки, поск. их невозм. тянуть, и соотв. возникают сложности слияния их в слог. Авторы звуко-слогового О. грамоте определили место изучения таких зв., как Т и К 1ми из I, как более частотных; 2) широкое исп. наглядных опор, с пом. кот. мб зафиксировать звучащую речь. Были приняты графич. изобр-я таких понятий, как предл-е, слово, ударение, слог. Кроме того, было принято к исп. материализация звуко-слогового состава слов, с пом. графич. схем и доп. помет. Пунктирная черта показывает, что у нас есть согл., кот. примыкает к СГ, или в терминологии зв-слогового метода – к слогу-слиянию. Слог-слияние обозн. *, разделённым на 2 Ñ., где нижняя ч. – син. (согл.), верхняя – красн. (гл.). Исп-е таких схем позволяет фиксировать кол-во и послед-ть зв., а это, в свою очередь, спос. предотвращению таких ошибок, как пропуски, перестановки, замены; 3) уже в процессе О. грамоте уч-ся получали необх. пропидевтич. знания (н/р, в обл. орфографии – правописание имён, фамилий и т.д. с большой буквы; правописание сочетаний шипящих с гл. жи-ши, ча-ща, чу-чю). В плане О. чтения к концу изучения букваря уч-ся переходили к чтению произведений рус. и современных писателей. Особ-сти применения ЗАСМа:О. грамоте в кор.. шк. осущ. в теч. Iг. О., и выделяется 2 периода: добукварный и букварный. Послебукварный период О. грамоте переносится на IIг. О. Особ-сти выр-ся: I.) в определении порядка изучения зв. и букв. Критерии: 1) простота арт-и зв., 2) возм-ть протяжного произнесения зв. В связи с этим соноры изучаются раньше, чем мгновенные и взрывные, 3) наличие признака глухости-звонкости. Раньше изучаются глух., поск. для этих согл. не имеет зн-я их позиция в слове и м/у произношением и написанием глух. согл. различий не набл-ся, 4) простота состава согл. зв. Аффрикаты (Ц, Ч) изучаются последними, т.к. сост. из 2х зв. При изучении гл. зв. во вним. принимается 1) признак, кот. опр-ет, имеет ли этот гл. зв. короткий или длинный фонемный ряд. Н/р, «У» и в ударн., и в безуд. позиции будет звучать одинак. Если же зв. в ударн. и безуд. позиции произносится по-разному, то фонемный ряд м увеличиваться, такие гл. будут изучаться на более позднем этапе, 2) простота состава зв. Йотированные гл., кот. сост. из 2х зв., будут изучаться на последних этапах прохождения букваря, поск. в 1 сл. эти зв. (обозн-ые Е, Ё, Ю, Я) показывают, что зв. сост. из 2 зв. (ёлка, яма- в абс. нач., вьюн – после разделит. Ь, объём – после Ъ, маяк - перед гл.), в др. зв. показывают на письме, что согл. произносится мягко. Помимо иного порядка изучения зв. и букв., в кор. шк. принята опр. послед-ть изучения слоговых стр-р (прямой открытый слог – СГ). Для того, чтобы овладеть чтением СГ, необх. помнить, что осн. принцип рус. графики, и соотв., чтения, наз-ся «позиционным принципом»: чтобы прочит. СГ, н узнать согл. букву, мысленно соотнести её с соотв. зв., затем узнать гл., соотнести её с соотв. зв., и вернуться к согл. букве, и произнести соотв. согл. в укладе гласного. Самыми последними слоговыми стр-рами, кот. уч. овладевают к концу букварного периода, явл. слоги со стечением 2 согл. в нач. или в конце; II.)в процессе О. грамоте широко исп. различные наглядные опоры, позволяющие материализовать процесс звукового анализа. Н/р, это мб разнообразные схемы слого-звукового состава слов, в кот. указывается кол-во слогов, а также кол-во зв. в отдельном слоге, и хар-ка изучаемого зв. Кроме того, широко исп. предметные карт., а также несложные сюжетные карт. По IIв проги исп. схемы слов и предл-й в виде отдельных чёрточек, слова без делений на слоги. Так же для IIв проги хар-но исп. по мере прохождения зв. и букв спец. домиков для гл. и согл. (в порядке изучения); III.)О. чтению неск. опережает О. письму и у уч-ся бывает изучено больше зв. и печатных букв, их обоз-щих, чем прописных. Обусловлено это тем, что О. письму треб.оjт уч-ся не только скоординированности зрит., слух. и речедвигат. анализаторов, как это имеет место при О. чтению, но и достаточную развитость моторной сферы. На опр. этапе прохождения букваря (~на 1/2 его изучения) О. чтению и письму выравнивается и осущ. II; IV.)в кор. шк. в О. чтению применяются разнообразные приёмы, кот. напр. на овладение чтением СГ. Все эти приёмы учитывают особ. психич. R ш-ков. Поск. метод явл. аналитико-синтетическим, то в изучении всех зв. применяется приём, предложенный Ушинским, кот. наз-ся «Чтение по следам живого анализа». Суть: уч-ся обмениваются впечатлениями по поводу набл-й, или рассм-ют сюжетную карт. и составляют по ней предл-я. После того, как они неоднократно проговаривают вслух всё слово целиком или слог из этого слова, определяя кол-во слогов в слове, кол-во зв., составляют схему, выделяются искомый зв., обоз-ют его буквой и после того, как будет выложено не менее 2 букв, прочит. слог., потом и всё слово. Помимо этого приёма, кот. явл. осн., м исп. и др. (узнавание слога «в лицо»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...