Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. РЯ как уч. предмет: кор. напр-сть и практич. х-р О.




Ила, поспала((Вопрос 1. Методика РЯ как наука.

Методика О. РЯ. входит в комплекс пед. наук, поскольку её предметом изучения явл. процесс О. РЯ как родному и неродному. Цельметодики, как науки, закл. в разраб. способов, методов и усл-й О. РЯ, способствующему Rю мышл. и речи, как ср-во общения. В связи с тем, что методика явл. пед. наукой, встаёт ? о том, явл. ли она самост. наукой или имеет прикладной х-р. Сущ. 2 т.зр.: I) Аксёнова А.К. считала, что МРЯ самост. наука, т.к. в отл. от др. методик располагает собств. принципами О. и имеет свой предмет, цель и задачи; II) Ильина С.Ю. считает, что МРЯ прикладная наука, т.к. МРЯ уточняет общие принципы, методы и формы О., выраб-е спец. дидактикой, применительно к О. РЯ. Цель и задачи будут во многом совпадать с целью и задачами др. методик, и различие будет только в сод-и. Ни 1 методика не обладает собств. методами исследования. МРЯ как наука возникла в конце 30х гг. XX в. (1939г.). Ознаменовала это событие книга М.Ф. Гнездилова «МРЯ в мл. кл. вспом. шк.». Объекты исследования: уч. планы, проги, учебники, организационные формы и закономерности О. р.я. Задачи: 1) опр-е основной направленности О. РЯ. шк-ков с нарушенным IQ, 2) установление V и сод-я уч. материала, доступного для УО дет., 3) выявл. усл-й реализации общедидактич. принципов при О. РЯ разраб. спец. методических принципов преподавания данного предмета, 4) разраб. и описание наиб. рациональных и продуктивных методов и приёмов О., системы упр-й, способствующих эффективной орг-и занятий, кор-и недостатков и достижению оптимально высокого ур-ня реч. и умств.R уч-ся спец. шк., 5) поиски путей оптимального воздействия на дет. ср-вами языка. МРЯ имеет тесную связь с целым рядом смежных наук: 1) пед-кой/дидактикой (с теорией О. дет. с IQ недоR) – МРЯ исп. разраб. в дидактике принципы и методы О., но исп. их с учётом особ-стей усвоения РЯ УО уч-ся (н/р принцип наглядности (Я.А. Каменский) по-разному реализуется в О. дет. с IQ недоR мл. и ст. шк. возраста: в мл. кл. исп. либо натуральная, либо иллюстративная наглядность, а в ст. кл. предпочтение отдаётся более отвлечённой наглядности, схематичной, символичной. Т.о., приминительно к РЯ: осн. ср-вом наглядности как в мл., так и в ст. кл. явл. язык в устной и письм. форме, но в мл. кл. он уточняет, конкретизирует имеющиеся у дет. представления об окр. мире, в ст. же кл. он становится более образным, отвлечённым и напр. на расширение сформированных ранее представлений); 2) с теорией В.; 3) с психологией УО реб. (методика д располагать достоверными данными: а) об особ-стях психич. процессов уч-ся с IQ недоR, б) об особ. усвоения ими знаний и форм-и умений, в) об особ. ЭВС и личности в целом, г) об особ. поведения и Д. уч-ся.); 4) с лингвистикой (у них общее сод-е – РЯ. Методика д принимать во вним. все современные тенденции, кот. имеют место в лингвистике, но д эти тенденции опр. образом адаптировать к возм-стям дет., н/р: со-сна и сос-на (проще для дет.)); 5) с методикой РЯ. в нач. кл. общеобразоват. шк. (спец. методика берёт на вооружение всё то new и современное, что есть в общей методике, но при этом обязат. ориентируется на учёт типологических и индивид. возм-стей уч-ся с IQ недоR). Методы исследования:1) набл-е: протекает в естественных усл., экспериментатор не вмешивается. Для методики имеет значение набл-е и за Д. учителя, и за Д. уч-ся. Итогом набл-я, как правило, бывают изменения, кот. вносятся в методику О. (т.е. экспериментатор анализирует недостатки и достоинства исп-емой методики, трудности, кот. испытывает уч. в процессе О. по этой методике), 2) анализ продуктов Д. уч-ся: осн. продукт – устная и письм. реч. Д. уч-в. Рез-том/продуктом устной реч. Д. мб реплики уч-ся в ходе беседы (диалога), а также монолога в виде устного пересказа или различного вида рассказов (по серии картинок, по 1 картине, на основе набл-й и т.д.). Продуктами письм. реч. Д. явл. различные письм. раб. уч-в в виде текущих классных или дом. раб., контрольных диктантов, изложения и сочинения, 3) псих.-пед. эксперимент: цель этого метода закл. в изменении сущ-щей методики на основе разработки принципиально new методики, учитывающей современный ур-нь R пед-ки и методики, как составной её части, и др. смежных наук. П-п эксперимент сост. из неск. этапов: перед нач. проведения Э. экспериментатор выдвигает цель, формулирует задачи и гипотезу. I этап – констатирующий Э., цель – определить состояние сформированности ЗУНов уч-ся в опр. области, для этого экспериментатор разраб. опр. зад., кот. и позволяют ему это выявить, рез-ты КС явл-ся основанием для того, чтобы сделать вывод о том, какие ЗУНы не форм-ся ил форм-ся в недостаточной степени, если применять традиционную методику О.; II этап – формирующий Э., разраб. методика ФЭ, отличная от традиционной методики, кот. д позволить улучшить кач-во ЗУНов уч-ся в исследуемой области; III этап – контрольный Э., цель – док-ва эффективности или неэффективности предложенной экспериментатором методики. Контрольный Э. проводится по методике констатирующего Э., и в нём принимают участие 2 группы уч-в: экспериментальная (кот. участвовала в ФЭ) и контрольная (участники, кот. О. по традиционной), проводится сравнение, 4) обобщение передового опыта учителей (анализ научно-методич. лит-ры): передовой опыт – это опыт отдельных учителей, кот. достигают наилучших рез-тов при тех же условиях О., но при этом эти учителя м исп. особые технологии, особые методы и приёмы, нетрадиционные для О., для того, чтобы распространить этот опыт, сделать его массовым, методика д изучить его, проанализировать и подвести под него опр. теоритическую основу.

Вопрос 2. РЯ как уч. предмет: кор. напр-сть и практич. х-р О.

РЯ явл. 1 из осн. предметов в спец. шк. В завис. от года О. на овладение навыками письма, чтения, устной речи уч. планом отводится ~ 20-50% уч. времени. Прога по РЯ вкл. в себя разделы: «О. грамоте», «R устной речи на основе ознакомл-я с предметами и явл. окр. действит.», «Чтение и R речи», «Грамматика, правописание и R речи». О. РЯ носит кор. и практич. напр-сть, что опр-ся сод-ем и стр-рой уч. предмета. Кор. напр-ть проявл.: 1) в кор-и недостатков реч. R. Речь явл. 1 из важнейших соц. инструментов, овладение кот. отличает чела от всех живых существ. И, соотв., ур-нь владения речью будет оказывать влияние на ур-нь общего и в т.ч. IQ R. Коррегируя реч. недостатки, мы прямо или косвенно влияем на всё психич. R и в т.ч. на R мыслит. Д. Неслучайно поэтому в названии каж. из разделов проги обязат. присутствует такой компонент, как R речи. Н/р: грамматика, правописание и R речи, чтение и R речи и т.д. Кроме этого, в нач. кл. в кач-ве самост. раздела выделен раздел, кот. связан с кор-ей недостатков устной речи уч-ся. Каж. уч. предмет, кот. входит в стр-ру РЯ, и соотв., на каж. уроке по этому предмету, обязат. происх. кор-я всех сторон речи: фонетич., лексич., грамматико-синтаксической, ур-нь текста/связной речи; 2) кор. напр-ть РЯ проявл. в области R мышл.: на всех уроках, входящих в стр-ру РЯ, широко исп. логические приёмы уч. Д., к кот. относятся анализ, синтез, сравнение, класс-я, обобщение; 3) кор. напр-ть О. РЯ связана с R всех психич. процессов: вним., память, восприятие. В данном сл., усваивая материал по РЯ, уч-ся овладевают наиб. рациональными приёмами запоминания изученного материала, у них R способность к концентрации, устойчивости, переключаемости вним., а также происх. R зрит. и .слух., точнее фонематического, восприятия. Практич. х-р О. проявл.: 1) все знания, кот. уч-ся получ. из обл. грамматики и правописания, д способствовать совершенствованию реч. практики уч-ся. Иными словами, уч-ся изучают элементарную гр. теорию не ради самой теории, а для того, чтобы на её основе сформ-ть такие умения и навыки, кот. позволяют уч-м овладеть речью как ср-вом общения. Неслучайно поэтому сквозной темой в обоих вариантах прог явл. тема «предл-е», поск. именно предл-е выступает в кач-ве min коммуникативной ед-ы. Поэтому изучая предл-е, н/р, виды предл-й по интонации, знаки препинаний в конце предл-я, уч-ся овладевают в мл. кл. умением строить различные предл-я по интонации, в завис. от ситуации общение, т.е. хочет ли реб. в этой ситуации о чём-то спросить или, наоборот, ответить + исп. восклицательные предл-я. В целом, в мл. кл. уч-ся «практическим путём», т.е. применительно к разным ситуациям общения, овладевают построением простого распростр. предл-я. В ст. кл., нач. с 5го, теоритические сведения из области синтаксиса становятся более разнообразными. Однако, это необх. для того, чтобы уч-ся в собств. речи м исп. не только простые распростр. предл-я, но и сложные предл-я с сочинит. и подчинит. союзами; 2) практич. х-р О. РЯ выр-ся и в отборе необх. сод-я. Т.е., в I очередь, для изучения отбирается тот гр. материал, кот. обладает наиб. частотностью, т.е. более часто исп. в самост. речи, в I очередь, это связано с изучением частей речи. В рамках каж. ч.р. изучаются не все сущ-щие в РЯ гр. разряды. Н/р, изучая им. сущ., уч-ся не изучают сущ., заканчивающиеся на ИЯ (профессия), ИЕ (ожидание), ИЙ (прохожий), субстантивированные прил., вопросительные, «-», неопр. и др. разряды мест.; 3) практич. напр-ть проявл. в том, что уч-ся знакомятся только с теми гр. понятиями, кот. обладают min кол-вом признаков (не изучают прич. и дееприч., т.к. они обладают признаками 2х гр. классов). И также, уч-ся не изучают орфографич. правила, кот. обладают большим кол-вом исключений, за исключением 11 гл., относящихся ко II спр.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...