Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы к  экзамену по русской литературе 2-й пол. Х1Х века.




1. Общественно-литературная характеристика периода 1850-1860-х гг.

2. Начальный период творческого пути И.С.Тургенева. «Записки охотника»: особенности изображения крестьянства и основные художественные приемы.

3. Философские повести И. С. Тургенева второй половины 1850-х годов. «Фауст», «Ася», «Поездка в Полесье», «Первая любовь» (по выбору).

4. Типология романов И.С. Тургенева. Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Нравственно-философская проблематика, характеры Лаврецкого, Лизы (или другой – по выбору).

5. «Современное» и «вечное» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: суть конфликтов, система персонажей, своеобразие композиции, «тайный психологизм» как основной прием типизации в романе. Роман И. С. Тургенева в оценке русской критики 19 в.

6. Творческий путь И.А. Гончарова. Эстетика писателя.

7. Соотношение частного и универсального в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова.

8. Русский способ бытия в романе И.А. Гончарова «Обломов»: сущность «обломовщины», система образов, своеобразие композиции, символика и архетипы. Критики о романе.

9. «Обрыв» И.А. Гончарова как социально-универсальный роман. Проблематика, система образов. Исторический и мифологический уровни сюжета, авторская концепция жизни.

10. Литературная борьба «отцов» и «детей» 1860-х годов.

11. Повестийная дилогия Н.Г. Помяловского: новый тип героя.

12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» как вершина русского литературного рационализма: проблематика, теория «разумного эгоизма», система образов, своеобразие композиции.

13. Лирика А. А. Фета: основные темы, мотивы, образы.

14. Поэзия Ф. И. Тютчева: основные темы, мотивы, образы.

15. Поэтическое творчество Н. А. Некрасова: основные темы, мотивы, образы.

16.  Лиро-эпические поэмы Н. А. Некрасова 1860-х гг: «Коробейники», «Мороз, Красный нос». Поэмы Н. А. Некрасова 1870-х годов: «Дедушка», «Русские женщины». Проблема жанра и стиля.

17. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: жанр, проблема композиционного единства текста, мифологизм и интертекстуальность.

18. Творчество писателей-шестидесятников: В. Слепцова, Ф. Решетникова

19. Поэтическое творчество А.К. Толстого: жанрово-тематическое разнообразие.

20. Становление драматургического метода Островского. Драматургия 40-х годов ("Свои люди - сочтёмся"). Творческие поиски Островского в москвитянинский период (“Бедность не порок”, “Не в свои сани не садись”, “Не так живи, как хочется”).

21. "Гроза" А. Н. Островского в контексте его творчества. Художе­ственная структура драмы. Конфликт. Героиня, её эволюция. Фольклорное начало, его функция, особенности реализации в драме. "Гроза" в русской критике.

22. "Бесприданница" А. Н. Островского как психологическая драма.

23. Проблема искусства и образы актеров в драматургии А. Н. Островского. «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» (по выбору).

24. Драматургия А.Н. Островского 70-х годов ("Лес", "Бешеные деньги", "Волки и овцы"). Проблематика, художественное своеобразие.

25. Жанровое своеобразие творчества Лескова. Сказ как форма повествования. "Праведники", "богатыри" и "чудаки" в изображении Н.Лескова ("Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "Левша" и др.).

26. Творческий путь Д.Н. Мамина-Сибиряка.

27.  Периодизация творчества Салтыкова-Щедрина. Место цикла «Губернские очерки» в творчестве писателя. Композиция, циклообразующие принципы, типы персонажей, система мотивов.

28.  Гротеск как основа художественной системы «Истории одного города». Художественное пространство и время, принципы создания персонажей, композиция, споры о финале с позиций современного литературоведения.

29.  Жанровая специфика «Истории одного города». Споры о жанре в литературоведении. Мистификация, пародия и антиутопия в художественной системе.

30.  «Господа Головлевы» как новый тип «общественного романа». Образная система и композиция романа «Господа Головлевы» и их роль в раскрытии авторской позиции. Евангельские мотивы.

31.  «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика, особенности сатирического стиля.

32. Творческий путь В. М. Гаршина.

33.  Периодизация творчества, идейные и эстетические искания Ф. М.Достоевского. «Бедные люди» как первый роман Достоевского. Тип «маленького человека». Жанр. Композиция. Система персонажей. Критика и литературоведение о романе.

34.  Петербургские повести Достоевского 40-х гг. Типология героев. Петербург в изображении Достоевского. Критика и литературоведение о ранних произведениях Достоевского.

35. Творчество Достоевского Сибирского периода. «Записки из Мертвого дома» Достоевского. Смысл названия, жанр, композиция, проблематика..

36.  Роман «Униженные и оскорбленные» и «Записки из подполья» в идейно-творческой эволюции Ф. М. Достоевского

37. Романы Достоевского как «Великое пятикнижие»: проблема жанрового определения (полифонический, роман-трагедия, мифологический и др). М. Бахтин и современное литературоведение о романе Достоевского. Типология героев Достоевского, особенности характерологии, психологизм.

38.  Роман «Преступление и наказание». Бытовой и метафизический план романа. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Споры в критике и литературоведении. Система персонажей романа «Преступление и наказание». Двойники Раскольникова, их функции.

39. Замысел о «положительно-прекрасном человеке» и его воплощение в романе «Идиот». Литературоведение о романе. «Мир спасется красотой Христовой…». Проблема красоты в романе «Идиот». Трагедия Настасьи Филипповны.

40.   «Братья Карамазовы» как итог творчества Достоевского: идеология, проблематика, типология персонажей, жанр. Художественная структура романа «Братья Карамазовы». «Легенда о великом инквизиторе», ее место в романе.

41. Система персонажей романа «Братья Карамазовы», евангельский подтекст. Дмитрий Карамазов как «горячее сердце», его концепция жизни, путь Дмитрия в романе. Иван Карамазов как герой-идеолог, герои-двойники. Место Алеши Карамазова в романе, его сюжетообразующая роль.

42. «Детство». «Отрочество». «Юность» Л. Н. Толстого. Проблема жанра, нравственно-психологическая эволюция главного героя. Н. Г. Чернышевский о творчестве Л. Н. Толстого 1850-х годов.

43. Военные повести и рассказы Толстого («Набег», «Рубка леса», «Записки маркера»). Кавказский текст. «Севастопольские рассказы» как цикл.

44.  Идейный кризис Толстого 50-х гг., его отражение в творчестве («Утро помещика», «Три смерти», «Люцерн»). Повесть «Казаки» в творческой эволюции Толстого. Оленин как толстовский герой. «Кавказский текст» в повести, функции пейзажа.

45.  История создания «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Семантика названия. Проблема жанра. Принципы изображения истории. Духовные искания интеллектуального героя в романе «Война и мир». «Диалектика души», психологизм Толстого.

46. Художественная структура романа «Война и мир». «Мысль народная» и идея «наполеонизма» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев.

47. Женские персонажи в романе «Война и мир» в свете толстовской этики и эстетики.

48. «Война и мир» Л. Н. Толстого. Поиски смысла жизни положительным героем. Андрей Болконский и Пьер Безухов.

49. Место романа «Анна Каренина» в идейно-художественной эволюции автора. «Мысль семейная» и формы ее воплощения.

50. Сюжетная линия Анны Карениной в романе Толстого. Символика и евангельские мотивы. Формы проявления авторской позиции.

51. Сюжетная линия Левина в романе «Анна Каренина». Евангельские мотивы. Левин как толстовский герой.

52. Роман Толстого «Воскресение» и духовные искания автора 80-90-х гг. Жанр, смысл заглавия, функции эпиграфов. Система персонажей романа «Воскресение». Путь Дмитрия Нехлюдова. Особенности психологизма.

53.  Творчество Л. Н. Толстого 1880-х годов. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и др. по выбору. Драма «Живой труп» в контексте творчества Толстого. Поздний Толстой («После бала», «Хаджи Мурат» и др.). Эстетика и поэтика.

54.  Периодизация творчества Чехова (от Чехонте – к Чехову), динамика жанровых форм, типология героев. Раннее творчество Чехова. Жанровое многообразие. Принципы создания комизма. Место повести «Степь» в творчестве Чехова. Природа и принципы ее изображения. Система персонажей. Библейские мотивы.

55.  Новеллистика Чехова. Проблематика, поэтика. Сюжетно-композиционные особенности чеховского рассказа(«Горе», «Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Плата № 6» и др.)

56.  Особенности прозы А. П. Чехова 1890-1900х годов. «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста». Анализ одного произведения по выбору.

57.   Драматургические принципы Чехова (анализ пьесы на выбор).

58.  «Вишневый сад» как последняя пьеса Чехова. Драматургические принципы, символика, смысл названия, психологический подтекст, авторская позиция.

59. Творческий путь В. Г. Короленко.

60. Общественно-литературная характеристика периода 1870-1890-х годов.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
НА ЗАЧЕТЕ/ ЭКЗАМЕНЕ

 ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ НА ЗАЧЕТЕ/ ЭКЗАМЕНЕ

1. Соответствие ответа формулировке вопроса.

2. Содержательность, глубина и полнота ответа. Достоверность излагаемого материала.

3. Знание и понимание основных закономерностей и проблем развития русской литературы.

4. Знание содержания текста художественных произведений (согласно обязательному списку).

5. Знание основных фактов духовной и творческой биографии авторов;

6. Знание лекционного материала и основных положений концепции лектора;

7. Знание основных точек зрения ведущих литературных критиков и ученых-литературоведов по рассматриваемому вопросу;

8. Умение анализировать содержание и форму художественного произведения.

9. Аргументированное изложение собственной точки зрения на проблему в соответствии с позицией автора произведения;

10. Логически корректное, непротиворечивое, последовательное построение ответа на экзамене;

11. Грамотная, богатая, точная и выразительная речь, построенная в соответствии с современным русским литературным языком.

 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ

Билет содержит 2 вопроса по материалу, предусмотренному рабочей программой по дисциплине. Ответ на каждый вопрос оценивается отдельно. Итоговая оценка выставляется после суммирования баллов, набранных студентом на экзамене и полученных им за задания, выполняемые в течение семестра.

Оценки «ОТЛИЧНО» заслуживает ответ, содержащий:

  1. абсолютное понимание проблемы, предложенной в вопросе;
  2. глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретной дисциплины, умение показать связь анализируемого вопроса с другими вопросами и проблемами курса.
  3. знание основного содержания лекционного курса и позиции лектора по сравнению с учебной литературой;

4. отчетливое и свободное владение концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и литературоведческой терминологией;

5. отличное знание основных фактов жизни и творчества автора,

6. знание содержания литературных произведений (имена, события, сюжет, коллизии, детали и др.)

7. осмысленное понимание и уместное использование позиций 3 и более литературных критиков и современных ученых-литературоведов.

  1. высокий уровень анализа литературного произведения;

9. аргументированную формулировку собственного мнения на проблему, не противоречащую замыслу автора произведения и общей концепции курса;

10. последовательное, логически корректное и убедительное изложение ответа в соответствии с нормами русского литературного языка;

11. полные исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы.

Оценки «ХОРОШО» заслуживает ответ, содержащий:

  1. понимание проблемы, предложенной в вопросе;

2. знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса,

3. общее понимание связи анализируемого вопроса с другими вопросами и проблемами курса;

4. умение пользоваться концептуально-понятийным аппаратом, научным языком и литературоведческой терминологией;

5. и/или 1-2 ошибки в изложении фактов жизни и творчества автора,

6. и/или 1-2 фактические ошибки в изложении содержания анализируемого произведения;

7. и/или знание мнений не менее 2-х критиков и ученых-литературоведов по проблеме;

  1. и/или хороший уровень анализа литературного произведения (1-2 непринципиальных недочета)
  2. и/или недостаточно полно развернутую аргументацию собственной точки зрения на проблему и/или отдельные затруднения в формулировке выводов, не противоречащих авторской концепции и здравому смыслу;
  3. и/или в целом логически корректное, нормированное, ясное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа;

11. и/или не полный или неточный ответ на 1-2 дополнительных вопроса.

 

Оценки «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» заслуживает ответ, содержащий:

  1. информацию, не полностью соответствующую теме анализируемого вопроса;

2. и/или фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

3. и/или непонимание связи анализируемого вопроса с другими вопросами и проблемами курса;

4. и/или затруднения в использовании научно-понятийного аппарата и терминологии учебной дисциплины;

5. и/или частичное знакомство с рекомендованными критическими и научно-исследовательскими статьями (изложена суть 1 источника);

6. и/или 3-4 ошибки в изложении фактов жизни и творчества автора,

7. и/или слабое знание содержания и проблематики анализируемого произведения (3-4 фактические ошибки);

  1. и/или нетвердое владение навыками анализа, частичную подмену анализа текста пересказом;

9. и/или затруднения при формулировке собственного мнения студента; и/или односложное, неаргументированное изложение собственной позиции, в целом не противоречащей точке зрения автора произведения; или формулировка собственного мнения на проблему, полностью искажающая смысл авторского замысла;

  1. стремление к соблюдению основных качеств «хорошей» речи;

11. и/или не полные или неточные ответы на все дополнительные вопросы или отсутствие связного ответа на 1-2 дополнительных вопроса.

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится за ответ, демонстрирующий:

  1. непонимание студентом проблемы, предложенной в вопросе, и/или несоответствие содержания ответа поставленной задачей;

2. и/или незнание либо отрывочное представление программного и лекционного материала;

3. и/или полное непонимание связи вопроса с другими вопросами и проблемами курса;

4. и/или слабое владение научно-понятийным аппаратом и терминологией;

5. и/или незнание фамилий и статей критиков и ученых-литературоведов по вопросу;

6. и/или более 4 ошибок в изложении фактов жизни и творчества автора;

7. и/или полное незнание содержания произведения;

8. и/или неумение анализировать художественное произведение;

9. и/или отсутствие собственного мнения по проблеме и/или несоответствие высказанной позиции авторскому замыслу или здравому смыслу;

10. и/или грубые нарушения требований, предъявляемых к качествам «хорошей» речи;

11. и/или отсутствие ответа более чем на 3 дополнительных вопроса.

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...