Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 1. РУССКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ
В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» И.А. ГОНЧАРОВА 1. Образ Обломова как архетип русской культуры. Илья Ильич как «лишний человек». Обломов и «обломовщина». Социально-психологические корни и нравственная сущность «обломовщины», ее влияние на господ и крестьян Обломовки. Обломовка и Верхлево. 2. Система и семантика имен в романе. Мотивы сна, «погасания», ветхости. Символ круга и образ времени в романе. 3. Обломов и Штольц: «задача существования» и «практическая истина». Смысл и приемы противопоставления Штольца Обломову. Добролюбов и Гончаров о социально-нравственных возможностях Штольца. 4. Испытание любовью: идеал и идиллия (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына). Смысл и значение испытания героев любовью. 5. Мастерство Гончарова-бытописателя. Приемы воспроизведения противоречий в характере Обломова, его душевной драмы. 6. «Социальное и временное», «непреходящее и общечеловеческое» в «Обломове»: интерпретации романа (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Ап. Григорьев, Ф.М. Достоевский). Сложность отношения Гончарова к Обломову.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Бланк К. Мышкин и Обломов // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. Горелов А. Очерки о русских писателях. Гл. Обломовщина. И.Гончаров – Л., 1985. Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова "Обломов" // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники". Л., 1987. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. – М., 1993. Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А.Гончарова – М., -Л., 1970 Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов" / Вопросы литературы. 1989. № 1. Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» («Обломов» И.А. Гончарова) // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. М., 1982. Лощиц Ю. Гончаров. - М., 1986. Недзевецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992. Недзевецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 2000. Николина Н.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: система имен собственных // Филологический анализ текста. М., 2003. Петрова Н.К. Творчество Гончарова – М., 1979. Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Сб. статей. Л., 1991. Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы Российской Академии наук http//www.goncharov.spb.ru/
Тема № 2. «СОВРЕМЕННОЕ» И «ВЕЧНОЕ» В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. ТУРГЕНЕВА 1. Диспут поколений в романе «Отцы и дети». Система и группировка персонажей в романе как следствие трансформации социального конфликта 1860-х годов в онтологический, философский конфликт романа. 2. Павел Кирсанов и Евгений Базаров: противники-антиподы (сословно-психологическая несовместимость, социально-политический антагонизм) и собратья по судьбе (непонятость, одиночество, трагедия любви). 3. Своеобразие композиции, функции диалогических сцен в романе. Роль эпилога в социально-психологической и философской концепции романа. «Ключевые» слова в сюжете романа. Мифопоэтическая символика романа (мотивы загадки любви и бытия, креста, талисмана) 4. Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» (соотношение мысли, рефлексии / воли, действования в главных героях). 5. Концепция любви. Типология женских образов («тургеневская» девушка, роковая женщина - сфинкс, женщина - emancipee). 6. Функции и эстетические возможности «тайного» психологизма как основополагающего приема типизации в романе.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972. Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990. Зельцер Л.А. «Ключевые» слова в сюжете романа Тургенева «Отцы и дети»// Зельцер Л.А. Выразительный мир художественного произведения. М., 2001. Курляндская Г.Б. Художественный мир Тургенева-романиста – Тула, 1972 Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. – Л., 1985. Манн Ю.В. Базаров и другие. – М., 1985. Мостовская Н.Н. И.С. Тургенев и русская журналистика 1870-х годов. – Л., 1983. Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца Х1х-начала ХХ века – Л., 1979. Набоков В.В. И.С. Тургенев «Отцы и дети» // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998. Недзвецкий В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С. Тургенев. М., 2000. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. М., 1987. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий – М., 1991. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб./ Сост. И.Н.Сухих. – Л., 1986. Чалмаев В. Иван Тургенев. М., 1986. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.
Тема № 3. Роман Н.Г. Чернышевского “Что делать?” 1. История создания романа. Смысл заглавия. Просветительская установка автора. Полемический характер романа. 2. Проблематика. Жанровое своеобразие романа (мотивировать установкой на создание социально-политического романа всю систему приемов, художественную структуру образов), "типовой" психологизм. 3. Композиция (соотношение глав, система образов, двуплановость, функция снов, беседы с "проницательным читателем"). 4. "Пошлые люди", их нравственные принципы. Грязь реальная и фантастическая. 5. Этика "новых людей" - теория "разумного эгоизма". Концепция "разумного эгоизма". Современное значение этики Чернышевского. 6. Принципы типизации "новых людей". Общее и индивидуальное. Черты антропологизма в трактовке нового социального типа. Страсти и разум "новых людей" Чернышевского. 7. Новизна женских характеров и проблема семейного счастья. 8. Образ Рахметова в иерархии героев романа. Рахметов как тип профессионального революционера и как воплощение авторской мечты о человеке. Полемика вокруг образа Рахметова. 9. Идеи социализма, значение рассказа о мастерской-коммуне. Общество будущего в 4-м сне Веры Павловны. Образно-аллегорическое раскрытие социалистических идей в снах Веры Павловны. Эзопов язык Чернышевского. Реализация эстетических принципов Чернышевского в романе. 10. Художественное своеобразие романа "Что делать?" как утопического и публицистического; сюжетно-композиционные особенности и психологический анализ в романе. 11. Литературно-политическая борьба вокруг романа. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Луначарский А.В. Н.Г. Чернышевский как писатель. Роман Чернышевского. Этика и эстетика Чернышевского перед судом современности. // Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1963,1967. Т. 1,7. Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?": Комментарий: Книга для учителя. М.,1988. Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский; художественное творчество. М.,1984. Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972.. Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М.,1973. Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского, М.,1978. Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины Х1Х в. М.,1982. Руденко Ю.К. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Л.,1979. Паперно И. Семиотика поведения: Н.Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. Л., 1974 (гл. IV. "Жанр литературной утопии в системе реализма 60-х. годов'). Лаврецкий А. Эстетические взгляды русских писателей. М. 1963. Коган М. Эстетическое учение Чернышевского. М.;Л., 1958. Фридлендер Г.М. Эстетика Чернышевского и русская литература // Чернышевский. Эстетика. Литература. Критика. Л., 1979. Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962. Наумова Н. Роман Чернышевского "Что делать?", 1972. Покусаев Е.И. Чернышевский. Очерк жизни и деятельности. Изд.5-ое. М., 1976. Гл.5. Тамарченко Н.Д. Чернышевский - романист. Л., 1976. Вердеревская Н.А. Роман Чернышевского "Что делать?" Пособие для учащихся. М., 1982. Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989. Роман Чернышевского "Что делать?". Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979. ТЕМА№4.Художественная структура драмы А.Н. Островского "Гроза" I. Творческая история драмы. Эволюция замысла. Смысл названия. II. Художественная структура драмы: 1. Особенности построения сюжета, связь сюжета с конфликтом (выделите основные сюжетные линии, покажите, как они развертываются в драме, отметьте сцены, имеющие отношение к сюжету и не имеющие непосредственного отношения к сюжету, определите их функцию). 2. Композиция сюжета: а) роль 1 действия (экспозиция, возможность приготовления развязки, принцип введения персонажей в драму, прием предварения персонажей), б) завязка и выявление драматическою конфликта, в) действующие лица в кульминационной сцене, г) своеобразие развязки, д) финал, его смысл. 3. Композиция драмы и выявление авторской позиции: а) сценическое время и пространство; б) персонажи-характеры и принципы их построения (речевая характеристика положительных и отрицательных персонажей, роль авторских ремарок в раскрытия характеров, своеобразие психологического анализа в пьесах, Островского, роль фольклора). в) авторские ремарки и их роль в раскрытии замысла; г) пейзаж, его функции; д) символика; е) композиционные принципы драматургии Островского. 4. Жанр. III. “Гроза” как кульминация творчества Островского. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Журавлёва А.И. А.Н. Островский – комедиограф. М., 1981. Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998. Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Холодов Е. Мастерство А.Н. Островского. М., 1963. Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973. Прозоров В. Д.И. Писарев. Книга для учителя. М., 1984. С. 56-60. Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962. Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х гг. // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX -XX в. Л., 1974. С, 83-111. Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1987. Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974 или: Журавлева А.И. "Гроза" А.Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2. С. 22-27. ДОПОЛНИТЕЛЬНО: Островский А.Н. в русской критике. М., 1953. Островский А.Н. и советская культура. М., 1974. Основин В. Русская драматургия 2-й половины XIX века. М., 1980. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 359. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |