Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема № 1. РУССКИЙ СПОСОБ БЫТИЯ




В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» И.А. ГОНЧАРОВА

1.  Образ Обломова как архетип русской культуры. Илья Ильич как «лишний человек». Обломов и «обломовщина». Социально-психологические корни и нравственная сущность «обломовщины», ее влияние на господ и крестьян Обломовки. Обломовка и Верхлево.

2.  Система и семантика имен в романе. Мотивы сна, «погасания», ветхости. Символ круга и образ времени в романе.

3. Обломов и Штольц: «задача существования» и «практическая истина». Смысл и приемы противопоставления Штольца Обломову. Добролюбов и Гончаров о социально-нравственных возможностях Штольца.

4. Испытание любовью: идеал и идиллия (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына). Смысл и значение испытания героев любовью.

5. Мастерство Гончарова-бытописателя. Приемы воспроизведения противоречий в характере Обломова, его душевной драмы.

6. «Социальное и временное», «непреходящее и общечеловеческое» в «Обломове»: интерпретации романа (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, Ап. Григорьев, Ф.М. Достоевский). Сложность отношения Гончарова к Обломову. 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бланк К. Мышкин и Обломов // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001.

Горелов А. Очерки о русских писателях. Гл. Обломовщина. И.Гончаров – Л., 1985.

Гейро Л.С. Роман И.А. Гончарова "Обломов" // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники". Л., 1987.

Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров. – М., 1993.

Краснощекова Е.А. «Обломов» И.А.Гончарова – М., -Л., 1970

Кантор В. Долгий навык ко сну: Размышления о романе И.А. Гончарова "Обломов" / Вопросы литературы. 1989. № 1.

Кулешов В.И. Роман – «знамение времени» («Обломов» И.А. Гончарова) // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях. М., 1982.

Лощиц Ю. Гончаров. - М., 1986.

Недзевецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

Недзевецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 2000.

Николина Н.А. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: система имен собственных // Филологический анализ текста. М., 2003.

Петрова Н.К. Творчество Гончарова – М., 1979.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Сб. статей. Л., 1991.

Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы Российской Академии наук http//www.goncharov.spb.ru/

 

       Тема № 2. «СОВРЕМЕННОЕ» И «ВЕЧНОЕ» В РОМАНЕ

«ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. ТУРГЕНЕВА

1.  Диспут поколений в романе «Отцы и дети». Система и группировка персонажей в романе как следствие трансформации социального конфликта 1860-х годов в онтологический, философский конфликт романа.

2. Павел Кирсанов и Евгений Базаров: противники-антиподы (сословно-психологическая несовместимость, социально-политический антагонизм) и собратья по судьбе (непонятость, одиночество, трагедия любви).

3. Своеобразие композиции, функции диалогических сцен в романе. Роль эпилога в социально-психологической и философской концепции романа. «Ключевые» слова в сюжете романа. Мифопоэтическая символика романа (мотивы загадки любви и бытия, креста, талисмана)

4. Гамлет и Дон Кихот в романе «Отцы и дети» (соотношение мысли, рефлексии / воли, действования в главных героях).

5. Концепция любви. Типология женских образов («тургеневская» девушка, роковая женщина - сфинкс, женщина - emancipee).

6. Функции и эстетические возможности «тайного» психологизма как основополагающего приема типизации в романе.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Батюто А.И. Тургенев-романист. Л., 1972.

Батюто А.И. Творчество И.С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990.

Зельцер Л.А. «Ключевые» слова в сюжете романа Тургенева «Отцы и дети»// Зельцер Л.А. Выразительный мир художественного произведения. М., 2001. Курляндская Г.Б. Художественный мир Тургенева-романиста – Тула, 1972

Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. – Л., 1985.

Манн Ю.В. Базаров и другие. – М., 1985.

Мостовская Н.Н. И.С. Тургенев и русская журналистика 1870-х годов. – Л., 1983.

Назарова Л.Н. Тургенев и русская литература конца Х1х-начала ХХ века – Л., 1979.

Набоков В.В. И.С. Тургенев «Отцы и дети» // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998.

Недзвецкий В.А., Пустовойт П.Г., Полтавец Е.Ю. И.С. Тургенев. М., 2000.

Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. М., 1987.

Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Комментарий – М., 1991.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике: Сб./ Сост. И.Н.Сухих. – Л., 1986.

Чалмаев В. Иван Тургенев. М., 1986.

Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. М., 1979.

 

Тема № 3. Роман Н.Г. Чернышевского “Что делать?”

1. История создания романа. Смысл заглавия. Просветительская установка                автора. Полемический характер романа.

2. Проблематика. Жанровое своеобразие романа (мотивировать установкой на создание социально-политического романа всю систему приемов, художественную структуру образов), "типовой" психологизм.

3. Композиция (соотношение глав, система образов, двуплановость, функция снов, беседы с "проницательным читателем").

4. "Пошлые люди", их нравственные принципы. Грязь реальная и фантастическая.

5. Этика "новых людей" - теория "разумного эгоизма". Концепция "разумного эгоизма". Современное значение этики Чернышевского.

6. Принципы типизации "новых людей". Общее и индивидуальное. Черты антропологизма в трактовке нового социального типа. Страсти и разум "новых людей" Чернышевского.

7. Новизна женских характеров и проблема семейного счастья.

8. Образ Рахметова в иерархии героев романа. Рахметов как тип профессионального революционера и как воплощение авторской мечты о человеке. Полемика вокруг образа Рахметова.

9. Идеи социализма, значение рассказа о мастерской-коммуне. Общество будущего в 4-м сне Веры Павловны. Образно-аллегорическое раскрытие социалистических идей в снах Веры Павловны. Эзопов язык Чернышевского.

Реализация эстетических принципов Чернышевского в романе.

10. Художественное своеобразие романа "Что делать?" как утопического и публицистического; сюжетно-композиционные особенности и психологический анализ в романе.

11. Литературно-политическая борьба вокруг романа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Луначарский А.В. Н.Г. Чернышевский как писатель. Роман Чернышевского. Этика и эстетика Чернышевского перед судом современности. // Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1963,1967. Т. 1,7.

Пинаев М.Т. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?": Комментарий: Книга для учителя. М.,1988.

Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский; художественное творчество. М.,1984.

Скафтымов А.П. Художественные произведения Чернышевского, написанные в Петропавловской крепости // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.,1972..

Лебедев А.А. Разумные эгоисты Чернышевского. М.,1973.

Соловьев Г.А. Эстетические воззрения Чернышевского, М.,1978.

Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины Х1Х в. М.,1982.

Руденко Ю.К. Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?". Л.,1979.

Паперно И. Семиотика поведения: Н.Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX века. Л., 1974 (гл. IV. "Жанр литературной утопии в системе реализма 60-х. годов').

Лаврецкий А. Эстетические взгляды русских писателей. М. 1963.

Коган М. Эстетическое учение Чернышевского. М.;Л., 1958.

Фридлендер Г.М. Эстетика Чернышевского и русская литература // Чернышевский. Эстетика. Литература. Критика. Л., 1979.

Лебедев А. Герои Чернышевского. М., 1962.

Наумова Н. Роман Чернышевского "Что делать?", 1972.

Покусаев Е.И. Чернышевский. Очерк жизни и деятельности. Изд.5-ое. М., 1976. Гл.5.

Тамарченко Н.Д. Чернышевский - романист. Л., 1976.

Вердеревская Н.А. Роман Чернышевского "Что делать?" Пособие для учащихся. М., 1982.

Руденко Ю.К. Чернышевский-романист и литературные традиции. Л., 1989.

Роман Чернышевского "Что делать?". Эстетическое своеобразие и художественный метод. Л., 1979.

ТЕМА№4.Художественная структура драмы А.Н. Островского "Гроза"

I. Творческая история драмы. Эволюция замысла. Смысл названия.

II. Художественная структура драмы:

1. Особенности построения сюжета, связь сюжета с конфликтом (выделите основные сюжетные линии, покажите, как они развертываются в драме, отметьте сцены, имеющие отношение к сюжету и не имеющие непосредственного отношения к сюжету, определите их функцию).

2. Композиция сюжета:

а) роль 1 действия (экспозиция, возможность приготовления развязки, принцип введения персонажей в драму, прием предварения персонажей),

б) завязка и выявление драматическою конфликта,

в) действующие лица в кульминационной сцене,

г) своеобразие развязки,

д) финал, его смысл.

3. Композиция драмы и выявление авторской позиции:

а) сценическое время и пространство;

б) персонажи-характеры и принципы их построения (речевая характеристика положительных и отрицательных персонажей, роль авторских ремарок в раскрытия характеров, своеобразие психологического анализа в пьесах, Островского, роль фольклора).

в) авторские ремарки и их роль в раскрытии замысла;

г) пейзаж, его функции;

д) символика;

е) композиционные принципы драматургии Островского.

4. Жанр.

III. “Гроза” как кульминация творчества Островского.

 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Журавлёва А.И. А.Н. Островский – комедиограф. М., 1981.

Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986.

Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998.

Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.

Холодов Е. Мастерство А.Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

Прозоров В. Д.И. Писарев. Книга для учителя. М., 1984. С. 56-60.

Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962.

Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х гг. // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX -XX в. Л., 1974. С, 83-111.

Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1987.

Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974 или: Журавлева А.И. "Гроза" А.Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2. С. 22-27.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Островский А.Н. в русской критике. М., 1953.

Островский А.Н. и советская культура. М., 1974.

Основин В. Русская драматургия 2-й половины XIX века. М., 1980.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...