Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА№ 5 «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА 




                                                                                                                                                                                                         

1.  Место романа "Господа Головлевы" в творчестве Салтыкова-Щедрина и в литературном процессе второй половины XIX века. Салтыков-Щедрин о жанре общественного романа.

2. «Мысль семейная» в усадьбе Головлево. Семантика заглавия.

3. Своеобразие композиции романа. Смена трех поколе­ний Головлевых как важнейший композиционный принцип романа («общеродовое» и индивидуальное):

· Арина Петровна как глава семейства (философия и поступки, закономерность финала и проявление индивидуальности судьбы);

· среднее поколение (Степан, Павел, Порфирий - общее и индивидуальное, особенности сатирического психологизма), судьба братьев. Тема "умертвий" в романе;

4. Жизненный путь Порфирия Головлева. Иудушка Головлев: «запой» праздномыслия и пустословия. Пробуждение в Иудуш­ке "одичалой совести" и появление драматических нот в его облике к концу романа. Духовная и физическая гибель Иудуш­ки.

5. Споры об образе Порфирия, значение образов «головлят» в раскрытии темы.

6.  Роль символических образов в создании целостной картины:

· символ («дорога в никуда»; пустота, исчерпанность жизни) и интонация (уменьшительно-ласкательные суффиксы; бессоюзные сложные однородные предложения с придаточными условия) в романе;

· «Евангельский» финал романа. Какое значение имеет в финале романа пасхальный хронотоп?

7.Евангельские мотивы и образы в романе «Господа Головлевы»:

· как реализуется в тексте романа мотив блудного сына?

· каким образом функционирует семантика прозвища Порфирия Головлева – Иудушка. Какие существуют трактовки этого прозвища в литературоведении?

8. Социально-бытовой фон романа. Народная среда в изображении Салтыкова-Щедрина.

9. Новаторский характер романа "Господа Головлевы" как социально-психологического романа нового типа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кирпотин В.Я. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Ч. 3. Гл. 6. М., 1955.

2. Салтыков-Щедрин М.Е. в русской критике. М., 1959.

3. Григорьян К. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". М.-Л., 1962.

4. Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963. Гл. 7.

5. Покусаев Е. "Господа Головлевы " М. Е.Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

6. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М. 1976. (Гл. «Приговор крепостничеству»).

7. Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы Библио­графия. Л., 1976 (см. указатель произведений).

8. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократичес­кая литература 60-80-х годов 19 в. М., 1977.

9. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977.

10. Кирпотин В.Я. Салтыков-Щедрин. Критический реализм и теория сатиры // Кирпотин В.Я. Избр. работы: В 3 т. Т. 1. М., 1978.

11. Зельцер. Символ в структуре романа М.Е. Салтыкова-Щед­рина "Господа Головлевы" // Вопросы историзма и реализма в русской литературе Х1Х-нач. XX в. Л., 1978.

12. Прозоров В.В. Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л., 1979.

13. Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.

14. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин: середина пути, 1860-1870-егоды. М., 1985.

15. Телегин С.М. «Не так страшен черт, как его малютки» Миф на страницах романа «Господа Головлевы»// Рус. словесность. 1997. № 5.

16. Турков А.М. Ваш суровый друг (Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине). М., 1988; или его же: Салтыков-Щедрин. ЖЗЛ. М, 1981.

17. Горелов П. Пропажа и возвращение Совести // За строкой учебника. М., 1989.

18. Тюнъкин К. Салтыков-Щедрин. ЖЗЛ. М., 1989. Гл. 8.

19. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. М., 1989.

20. Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991.

21. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Гл.6.

22. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995 (см. именной указатель).

23. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира 18 – 20 веков. М., 1998.

24.  Дмитренко С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. М.,1999. 

 

ТЕМА№ 6. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"

1. Жанровое определение "Преступления и наказания" как социально-философского романа-трагедии.

2. Противоречивость характера Раскольникова (соединение в одном лице героя и антигероя). Мотивы двойственности и гордыни. Теория Раскольникова.

3. «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем.

4. Соня Мармеладова как обладательница диалогического сознания. Ее образ в финале романа (романная «икона» Богородицы).

5. Символика романа (сны Раскольникова, метафора «заклада», цветовая символика). Время (мотив связанного и сокращающегося времени) и пространство (оппозиция замкнутого и открытого пространства) в романе.

6. Выбор формы повествования - "от автора всевидящего и всезнающего", его преимущества в плане разнообразия средств психологического изображения.

7.  Прямая (или внутренняя) форма психологического изображение в романе:

· внутренний монолог как средство раскрытия психологического состояния героя (диалогизация монологического слова героя);

· функции снов в романе (образы памяти, связь с подсознанием и действительностью, символика снов).

Примечание: Сравните сны Раскольникова и Свидригайлова.                   Почему именно эти герои "видят сны" в романе?

8.  Косвенная или внешняя форма психологического изображения в романе:

· имя и фамилия героя,

· портрет, мимика, жесты (Раскольников, Дуня, Мармеладов, Соня и др.),

· выразительные особенности речи, речевое поведение (ср. речь Раскольникова и Сони),

· изображение окружающего мира через восприятие героя.

9. Лексико-стилистические средства психологического изображения:

· дискретность речи,

· фигуры умолчания (паузы, многоточия),

· психологическая неустойчивость, логическая зыблемость стиля как средство психологического изображения (функции слов "вдруг", "странно", "впрочем", "как будто", "как-то", "хотя" и т.п.).

10.«Преступление и наказание» в критике: проблемы интерпретации.

Полифоническое и монологическое начало в структуре романа.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М., 1956.

2. Фридлендер Г. "Преступление и наказание" // История рус­ского романа: В 2 т. М-Л., 1964. Т. 2; или Реализм Достоев­ского. М-Л., 1964.

3. Опульская Л.Д. История создания романа // Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание". М., 1970.

4. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Расколь­никова. М., 1970.

5. Кожинов В.В. Преступление и наказание Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. Л., 1977.

6. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М.. 1976, или Дос­тоевский и канун XXI века. М, 1989.

7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и нака­зание". Комментарий. Л., 1979.

8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.. 1963.

9. Селезнев Ю.И. Достоевский. ЖЗЛ. М., 1981.

10. Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984.

11. Захаров В.Н. Система жанров у Достоевского: типология и поэтика. Л., 1985.

12. Попов В. П. Две великие идеи // Литературная учеба. 1986. № 6.

13. Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987 (гл. "Реализм в высшем смысле").

14. Белополъский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Ростов, 1987. («Типы персонажей в «Преступлении и наказании»).

15. Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Т.7. Л., 1987 (ст. Т. Орнатская "К истории создания романа "Преступле­ние и наказание; Б.Тихомиров "Спорный вопрос хронологии рукописных материалов к роману Достоевского "Преступ­ление и наказание"; Т.В. Миджиферджиев «Раскольников, Свидригайлов и Порфирий Петрович: поединок сознаний»; О. Осмоловский "Из наблюдений над символической типиза­цией в романе "Преступление и наказание"; Ю.В. Гончаров. Достоевский и Т. Уайдлер). Т.8. Л., 1987.; М.Л. Ковсан "Пре­ступление и наказание": "все" и "он". Т. 11. М., 1994; Т. Ка­саткина "Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников); Р. Андерсон (США) "О визуальной композиции "Преступления и наказа­ния").

16. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988 (ст. ''Преступление и наказание Родиона Раскольникова).

17. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли.1881-1931 гг.: Сб. статей. М., 1990.

18. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991.

19. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев, Достоевский. М., 1995 (гл. «Преступление и наказание»).

20. Достоевский в конце XX века. М., 1996 (Б. Тихомиров "К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"; Е. Трофимов "О логистичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание").

21. Буянова Е. Г. Романы Ф. М .Достоевского. М., 1997 (гл. 1).

22. Багинин В. А. Достоевский: метафизика преступления. СПб., 2001.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 378.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...