Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА№ 5 «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ» М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
1. Место романа "Господа Головлевы" в творчестве Салтыкова-Щедрина и в литературном процессе второй половины XIX века. Салтыков-Щедрин о жанре общественного романа. 2. «Мысль семейная» в усадьбе Головлево. Семантика заглавия. 3. Своеобразие композиции романа. Смена трех поколений Головлевых как важнейший композиционный принцип романа («общеродовое» и индивидуальное): · Арина Петровна как глава семейства (философия и поступки, закономерность финала и проявление индивидуальности судьбы); · среднее поколение (Степан, Павел, Порфирий - общее и индивидуальное, особенности сатирического психологизма), судьба братьев. Тема "умертвий" в романе; 4. Жизненный путь Порфирия Головлева. Иудушка Головлев: «запой» праздномыслия и пустословия. Пробуждение в Иудушке "одичалой совести" и появление драматических нот в его облике к концу романа. Духовная и физическая гибель Иудушки. 5. Споры об образе Порфирия, значение образов «головлят» в раскрытии темы. 6. Роль символических образов в создании целостной картины: · символ («дорога в никуда»; пустота, исчерпанность жизни) и интонация (уменьшительно-ласкательные суффиксы; бессоюзные сложные однородные предложения с придаточными условия) в романе; · «Евангельский» финал романа. Какое значение имеет в финале романа пасхальный хронотоп? 7.Евангельские мотивы и образы в романе «Господа Головлевы»: · как реализуется в тексте романа мотив блудного сына? · каким образом функционирует семантика прозвища Порфирия Головлева – Иудушка. Какие существуют трактовки этого прозвища в литературоведении? 8. Социально-бытовой фон романа. Народная среда в изображении Салтыкова-Щедрина. 9. Новаторский характер романа "Господа Головлевы" как социально-психологического романа нового типа. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Кирпотин В.Я. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Ч. 3. Гл. 6. М., 1955. 2. Салтыков-Щедрин М.Е. в русской критике. М., 1959. 3. Григорьян К. Роман М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы". М.-Л., 1962. 4. Покусаев Е. Революционная сатира Салтыкова-Щедрина. М., 1963. Гл. 7. 5. Покусаев Е. "Господа Головлевы " М. Е.Салтыкова-Щедрина. М., 1975. 6. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М. 1976. (Гл. «Приговор крепостничеству»). 7. Салтыков-Щедрин. 1826-1976. Статьи. Материалы Библиография. Л., 1976 (см. указатель произведений). 8. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократическая литература 60-80-х годов 19 в. М., 1977. 9. Николаев Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1977. 10. Кирпотин В.Я. Салтыков-Щедрин. Критический реализм и теория сатиры // Кирпотин В.Я. Избр. работы: В 3 т. Т. 1. М., 1978. 11. Зельцер. Символ в структуре романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы" // Вопросы историзма и реализма в русской литературе Х1Х-нач. XX в. Л., 1978. 12. Прозоров В.В. Произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении. Л., 1979. 13. Бушмин А. С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984. 14. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин: середина пути, 1860-1870-егоды. М., 1985. 15. Телегин С.М. «Не так страшен черт, как его малютки» Миф на страницах романа «Господа Головлевы»// Рус. словесность. 1997. № 5. 16. Турков А.М. Ваш суровый друг (Повесть о М.Е. Салтыкове-Щедрине). М., 1988; или его же: Салтыков-Щедрин. ЖЗЛ. М, 1981. 17. Горелов П. Пропажа и возвращение Совести // За строкой учебника. М., 1989. 18. Тюнъкин К. Салтыков-Щедрин. ЖЗЛ. М., 1989. Гл. 8. 19. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Последние годы. 1875-1889. М., 1989. 20. Салтыков-Щедрин и русская литература. Л., 1991. 21. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. Гл.6. 22. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995 (см. именной указатель). 23. М.Е. Салтыков-Щедрин и русская сатира 18 – 20 веков. М., 1998. 24. Дмитренко С.Ф. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг. М.,1999.
ТЕМА№ 6. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" 1. Жанровое определение "Преступления и наказания" как социально-философского романа-трагедии. 2. Противоречивость характера Раскольникова (соединение в одном лице героя и антигероя). Мотивы двойственности и гордыни. Теория Раскольникова. 3. «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов, Лебезятников) как форма полемики автора с героем. 4. Соня Мармеладова как обладательница диалогического сознания. Ее образ в финале романа (романная «икона» Богородицы). 5. Символика романа (сны Раскольникова, метафора «заклада», цветовая символика). Время (мотив связанного и сокращающегося времени) и пространство (оппозиция замкнутого и открытого пространства) в романе. 6. Выбор формы повествования - "от автора всевидящего и всезнающего", его преимущества в плане разнообразия средств психологического изображения. 7. Прямая (или внутренняя) форма психологического изображение в романе: · внутренний монолог как средство раскрытия психологического состояния героя (диалогизация монологического слова героя); · функции снов в романе (образы памяти, связь с подсознанием и действительностью, символика снов). Примечание: Сравните сны Раскольникова и Свидригайлова. Почему именно эти герои "видят сны" в романе? 8. Косвенная или внешняя форма психологического изображения в романе: · имя и фамилия героя, · портрет, мимика, жесты (Раскольников, Дуня, Мармеладов, Соня и др.), · выразительные особенности речи, речевое поведение (ср. речь Раскольникова и Сони), · изображение окружающего мира через восприятие героя. 9. Лексико-стилистические средства психологического изображения: · дискретность речи, · фигуры умолчания (паузы, многоточия), · психологическая неустойчивость, логическая зыблемость стиля как средство психологического изображения (функции слов "вдруг", "странно", "впрочем", "как будто", "как-то", "хотя" и т.п.). 10.«Преступление и наказание» в критике: проблемы интерпретации. Полифоническое и монологическое начало в структуре романа. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М., 1956. 2. Фридлендер Г. "Преступление и наказание" // История русского романа: В 2 т. М-Л., 1964. Т. 2; или Реализм Достоевского. М-Л., 1964. 3. Опульская Л.Д. История создания романа // Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание". М., 1970. 4. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970. 5. Кожинов В.В. Преступление и наказание Ф.М. Достоевского // Три шедевра русской классики. Л., 1977. 6. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М.. 1976, или Достоевский и канун XXI века. М, 1989. 7. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий. Л., 1979. 8. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.. 1963. 9. Селезнев Ю.И. Достоевский. ЖЗЛ. М., 1981. 10. Страхов Н.Н. Преступление и наказание // Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. 11. Захаров В.Н. Система жанров у Достоевского: типология и поэтика. Л., 1985. 12. Попов В. П. Две великие идеи // Литературная учеба. 1986. № 6. 13. Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987 (гл. "Реализм в высшем смысле"). 14. Белополъский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи. Ростов, 1987. («Типы персонажей в «Преступлении и наказании»). 15. Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Т.7. Л., 1987 (ст. Т. Орнатская "К истории создания романа "Преступление и наказание; Б.Тихомиров "Спорный вопрос хронологии рукописных материалов к роману Достоевского "Преступление и наказание"; Т.В. Миджиферджиев «Раскольников, Свидригайлов и Порфирий Петрович: поединок сознаний»; О. Осмоловский "Из наблюдений над символической типизацией в романе "Преступление и наказание"; Ю.В. Гончаров. Достоевский и Т. Уайдлер). Т.8. Л., 1987.; М.Л. Ковсан "Преступление и наказание": "все" и "он". Т. 11. М., 1994; Т. Касаткина "Категория пространства в восприятии личности трагической мироориентации (Раскольников); Р. Андерсон (США) "О визуальной композиции "Преступления и наказания"). 16. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988 (ст. ''Преступление и наказание Родиона Раскольникова). 17. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли.1881-1931 гг.: Сб. статей. М., 1990. 18. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1991. 19. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев, Достоевский. М., 1995 (гл. «Преступление и наказание»). 20. Достоевский в конце XX века. М., 1996 (Б. Тихомиров "К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"; Е. Трофимов "О логистичности сюжета и образов в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"). 21. Буянова Е. Г. Романы Ф. М .Достоевского. М., 1997 (гл. 1). 22. Багинин В. А. Достоевский: метафизика преступления. СПб., 2001.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 378. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |