Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема «Творчество Н.А. Некрасова»
Лирика Н.А. Некрасова I. Проблематика лирики (составить план-указатель). II. Своеобразие лирического героя. Эволюция лирического героя. III. Эстетические принципы поэзии Некрасова (проследить, как складывалась художественная система поэта по следующим стихотворениям: "В дороге", "Огородник", "Маша", "Я сегодня так грустно настроен", "Тяжелый год - сломил меня недуг", "В столицах шум...", "Ночь. Успели мы всем насладиться...", "Душно! Без счастья и воли...", "Молебен"). IV. Анализ стихотворения на выбор. * Примечание. При конспектировании научной литературы обратить внимание на следующие моменты: как выражается в лирике Некрасова авторская личность, что такое принцип социальности, диалогичность, полифонизм, в чем проявляется сюжетность лирики, драматизация ее, в чем своеобразие стиля лирики поэта. ЛИТЕРАТУРА Некрасов Н.А. Поэт и гражданин. М., 1982 (сер. "Б-ка "Любителям рос. словесности"). Дружинин А.В. Стихотворения Некрасова // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983. Григорьев А. Стихотворения Некрасова // Григорьев А. Литературная критика. М., 1987. Бухштаб Б. Заметки о текстах стихотворений Некрасова // Издание классической литературы. М., 1963. Розанов В.В. 25-летие кончины Некрасова // Розанов В.В. О писательстве и писателях. М., 1995. Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1873. Влас // Достоевский Ф.М. ПСС. Т. XXI Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994. Евгеньев-Максимов В. Творческий путь Некрасова. М.;Л., 1953. Корман В.О. Лирика Некрасова. Воронеж, 1964. Степанов Н.Л. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1973. Гин М.М. От факта к образу и сюжету. О поэзии Некрасова. М.,1971. Осьмаков Н. О типологической общности реализма Некрасова и революционного народничества второй половины XIX века // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969. Корман Б.О. Поэтическое многоголосье Некрасова // Некрасов и русская литература, М., 1972. Скатов Н.Н. Поэты некрасовской школы. Л., 1968. Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. Л., 1976. Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему". М., 1985. Бухштаб Б. Некрасов. Л., 1986. Некрасов В.К. "Сейте разумное." М., 1989. Некрасов и русская литература. М., 1971. Ермилова Е. Народнопоэтическое мышление в поэтическом стиле Некрасова // Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М., 1977. Прийма Н. Некрасов // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX в. Л., 1982. Архипов В. Поэзия трубы и борьбы, М., 1973. Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1977. Русская классическая литература. М., 1969. Портнова Н.А. Пародии Некрасова // Некоторые вoпpocы русской и советской литературы и методики ее преподавания в школе. Барнаул, 1972. Баевский B.C. История русской поэзии. Смоленск, 1994. Сквозников В.Д. Рефлексия и маска // Российский литературоведческий журнал: теория и история литературы. 1993. № l. Чудаков А.П. Слово и предмет в стихе // Лит. обозрение. 1992. № 7, 8, 9. Кожинов В. Книга о русской рифме. М., 1978. Кожинов В. Как пишут стихи. М., 1973. Ермилова Е. Грустно победная песнь: о поэзии Некрасова // Лит. учеба. 1979. № 1. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Л., 1971. Корман Б.О. О методике изучения поэтического многоголосья // Проблема автора в русской литературе XIX-XX вв. Ижевск, 1978. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986. Гаркави А.М. Лирика Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии. Калининград, 1979. Чуковский К. Мастерство Некрасова, М., 1962. Скатов Н.Н. О поэтичности стихотворения Некрасова "Железная дорога"//Русская классическая литература. М.,1969. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. Гиппиус В.В. Некрасов в истории русской поэзии // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.;Л., 1966. 2) Поэмы Некрасова 1. Поэма "Саша" в контексте русской литературы 40-50-х гг. Х1Хв.: а) концепция современного героя и образ Агарина, б) мужское и женское начало в поэме, смысл их противопоставления, в) образ Саши: природный код, г) сюжет и его реализация, д) автор-повествователь в поэме, е) образная символика. 2. "Мороз Красный Нос" и фольклорное начало в поэме: а) архитектоника поэмы, двухчастность и ее смысл, б) традиции физиологического очерка в первой части и их преодоление, в) автор-повествователь, его позиция и способы се выявления, г) многоголосие и его функции, д) человек и природа в поэме, е) фольклорное мышление и его оформление в поэме (образ Дарьи и способы передачи ее мироощущения: сны, суеверия, предсказания, плачи, причитания и др. обрядовые формы), ж) автор-повествователь и героиня (слияние голосов, многозначность мотивировок параллелизм автора и героини), з) специфика сюжета (двойной ракурс событий), и) стихия природы и персонификация природы в образе Мороза, к) сны в поэме, эстетика и поэтика снов, их многозначная функция, л) сон-смерть (двойная трактовка смерти героини в финале). 3. " О погоде ". Спор о жанре: а) жанровая природа (цикл стихов или поэма), б) петербургская тема (образные переклички и ходы, символика, пародирование традиций), в) принцип повествования и сюжетно-композиционная организация (поток сознания), г) многоголосие в поэме (создание музыки города, способ создания образа толпы, форма выражения авторской позиции), д) позиция жизнетворчества в поэме (диалог с читателем и его функции, спор литературы с жизнью и преодоление литературности, необходимость превращения слова в дело), 4. Историко-революционные поэмы ( "Дедушка"," Русские женщины"): а) историзм поэмы "Дедушка" (постижение истории через человека, через историю рода, пушкинская традиция и ее преодоление), б) подтекст в поэме; принципы его создания, функция подтекста: 1) сюжет и предыстория, их соотнесенность, 2) сюжетная недосказанность, ее роль, 3) автор-повествователь и его позиция, 4) утопия и идиллия в поэме, соотнесенность земного рая и реальности, 5) биография героини и ее исповедь в поэме "Русские женщины" (документ и его использование автором, роль примечаний к поэме, соотношение времен и осмысление героиней времени, мышление героини и способы его передачи), 6) поэмы в контексте эпохи. 5. "Современники" как сатирическая поэма: а) композиционные принципы поэмы-обозрения (смена точек зрения, монтаж, смена пространственных планов и т.д.), б) роль газеты, репортажа в поэме; газета как элемент поэтики, в) повествователь и его позиция в поэме, г) персонажи, д) диалога и монологи в поэме, е) символика. ЛИТЕРАТУРА Евнин Ф.И. О поэме Некрасова "Мороз Красный Нос"// Некрасовский сб. Вып. З. М.;Л., 1960. Груздев А.И. Сюжет и характер в поэме Некрасова "Княгиня Трубецкая". Л., 1963. Амитиров Г. Поэма Некрасова "Русские женщины"// Некрасов Н.А. "Русские женщины". М.,1965. Колесницкая И.М. Из творческой истории поэмы "Мороз Красный Нос"// Некрасов Н.А. "Русские женщины". М.,1965. Колесницкая И.М. Природа в крестьянских поэмах Некрасова и в народном творчестве// Рус. фольклор. Т.З. М.; Л.,1958. Битюгова И.А. Поэма Некрасова "Княгиня Трубецкая" // Некрасовский сб. Кн. II. М.;Л., 1956. Разанова Л.А. О некоторых жанровых и композиционных особенностях историко-революционных поэм Некрасова. Там же. Гиппиус В.В. Некрасов в истории русской поэзии XIX в. // Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. М.;Л., 1966. Колосова Т.С. Традиции народной сказки в поэме Некрасова " Мороз Красный Hoc" // Некрасовский сб. II. М.;Л., 1956. Билинкис Я. Шедевр великого поэта. // Нева.1972. № 2. Степанов Н.Л. Шедевр Некрасова " Мороз Красный Нос "// Лит. в школе. 1972. № 5. Гин М.М. О своеобразии реализма Н.А, Некрасова. Петрозаводск, 1966. Корман Б.О. Авторская позиция в поэме "Саша" // Проблема автора в художественной литературе. Вып. 2. Воронеж, 1969. Краснов Г. "Последние песни" Некрасова. М.,1982. Савостин И.Г. Диалектика фабулы и сюжета и композиции поэмы Некрасова "Современники" // Вопросы стихосложения. Вып.5. Рига, 1978. Зуева Т.В. Символика цвета в русских обрядах // Лит. в школе. 1985. № 6 (о поэме "Мороз Красный Нос"). Васильева Е.Г. Некрасовский цикл " О погоде" // Рус. лит. 1995. № 2. Кондаков И.В. Между жизнью ” искусством: нерешенный вопрос русской эстетки // Изв. РАН. 1993. Т. 52. № 3. Бухштаб Б. Проблемы изучения поэмы Некрасова " Саша " // Изв. АН СССР. ОЛЯ. 1971. Т. ЗО. № 5. Гаркави А.М. Структура повествования в поэме Некрасова " Мороз Красный Нос "// Вопросы сюжетосложения. Сб. 6. Рига, 1974. Мельгунов Б.В. " Княгиня Трубецкая " как историческая поэма//Рус. лит. 1982. № 1. Глухов К.И. Эпические формы в творчестве Некрасова // Филол. науки. 1985. № 1. Сидоров В, " Рыцарь на час " : о нравственной проблематике поэзии Некрасова // Лит. учеба. 1982. № 4. Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. Комина Р.В. Над страницами русской классики. М.,1991. Тема «И.С. Тургенев» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 281. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |