Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблематика и художественное своеобразие романов Тургенева.




I. Типологические черты тургеневского романа: единая сюжетная схема (спор - любовь - дело - смерть), внутренний диалогизм произведений Тургенева: антитеза «Гамлет - Дон-Кихот» как структурно-смысловая первооснова ро­манов художника, «испытание любовью», герой и героиня, эстетическая функция пейзажа, компо­зиционные принципы: функции предысторий, мотив странничества, воссозда­ние переломных моментов жизни героя, трагические финалы).

II. Психологизм Тургенева и формы его проявления в романе. Особенности конфликтной ситуации. Авторская концепция бытия человека и её натурфилософ­ские истоки. Шесть романов как своеобразный цикл, в каждом - отражение культурно-исторической эпохи, изображение различных типов русского интеллигента.

Роман «Рудин»:

1. Концепция героя времени и образ Рудина. «Гамлетов­ское» и «донкихотское» в Рудине. Рудин и Наталья Ласунская. «Тургеневская девушка» в художест­венной системе романа

2. Три узловые сцены романа:

а)объяснение Рудина и Натальи у Авдюхина пруда;

б)исповедь Рудина в письме к Наталье;

в)исповедь Рудина Лежневу.

3. Противоречивость Рудина, трагизм героя.  Историческая несостоя­тельность героя и его человеческая трагедия. Рудин как тип «лишнего человека». Смысл эпилога. Жанр романа.

 Роман «Дворянское гнездо»:

1.Социально-историческая, семейно-бытовая и философская проблематика романа.

2. . Образ усадьбы. Путь русского человека. Лаврецкий и Паншин. Рудин и Лаврецкий. Проблема любви в романе и в целом ху­дожественном мире Тургенева. Лиза Калитина как «сознательно-героическая натура». Проблема счастья и долга, философское обоснование трагической судьбы героев. Эпилог романа.

Роман «Накануне»:

1. Новая концепция героя: Инсаров в ряду тургеневских героев (донкихотское и гамлетовское начало в нем). Проблема героя-деятеля.

2. Герой в ситуации любви (Елена Стахова). «Догматизм» героя. Семантика бо­лезни героя и ее функция . Финал (смерть как наказание).

 

ЛИТЕРАТУРА

Бялый Г. А. Две школы психологического реализма. Турге­нев и Достоевский // Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. -Л., 1973. - С. 31-53.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - М., 1999. -

С. 264-267.

Манн Ю.В. Базаров и другие // Манн Ю.В. Диалектика ху­дожественного образа. - М., 1987. - С. 97-132.

Манн Ю. В. Новые тенденции романной поэтики («Дым» и «Новь») // Там же. - С. 133-154.

Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. 30-50-е гг. - Л., 1982. - С. 134-202.

Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. - Л.,

1975.

Пумпянский Л.В. Романы Тургенева и роман «Накануне» //
Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по ис-
тории русской литературы. - М., 2000. - С. 381-402.

Пустовойт П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Комментарий: Книга для учителя. - М., 1991.




Тема «А.Н. Островский»

           1)Театр Островского как модель национального мира

1. Комедия «Свои люди – сочтемся»: объект анализа, основа конфликта, семантика имен, микродействие (речевое движение).

2.  Народная комедия «Бедность не порок»: столкновение общенародной культуры и новой европейской культуры в сознании купечества (конфликт «идеальной» и «искаженной» патриархальности). Образ Любима Торцова в контексте притчи о блудном сыне.

3. Жанр психологической драмы Островского («Бесприданница»). Система амплуа (Лариса Огудалова - «бедная невеста», Карандышев - «маленький человек», Паратов - «барин-прожигатель жизни», Кнуров, Вожеватов - «денежный мешок») и ее преодоление.

4. Организация действия в драме «Бесприданница» во времени и пространстве: обозначение времени в авторских ремарках и репликах персонажей, мотивировка смены декораций в каждом акте.

5. Сложная природа конфликта в драме:

· социальная обусловленность положения персонажей ("бесприданность" Ларисы, богатство Кнурова и Вожеватова, погоня за "невестой с золотыми приисками" Паратова, бедность Карандышева);

· психологическая мотивировка драматического действия сложностью характеров главных персонажей, конфликтное противостояние персонажей: Лариса - Паратов, Лариса - Кнуров и Вожеватов, Лариса - Карандышев.

· тема русской девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

· мотив "горячего сердца" в творчестве Островского и образ Ларисы. Функции внутренних монологов, пейзажа и музыки в обрисовке героини. Роль романса на слова Баратынского "Не искушай меня без нужды". Образ Паратова.

6. Однолинейные и многогранные характеры в драме. Психологический анализ. Зачатки подтекста. Образ Паратова. Бунт "маленького человека" Карандышева. Противоречивость его, новое в теме "маленького человека". Облик буржуазных дельцов Кнурова и Вожеватова. Речевые характеристики героев. Роль шута Робинзона в разыгравшейся трагедии.

7. Организация сквозного действия в драме от I к IV акту. Мотивировка трагического финала.

ЛИТЕРАТУРА

Лотман Ю.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.

Холодов Е. Мастерство А.Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

Прозоров В. Д.И. Писарев. Книга для учителя. М., 1984. С. 56-60.

Ревякин А.И. "Гроза" А.Н. Островского. М., 1962.

Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х гг. // А.Н. Островский и литературно-театральное движение XIX -XX в. Л., 1974. С, 83-111.

Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1987.

Журавлева А.И. Драматургия А.Н. Островского. М., 1974 или: Журавлева А.И. "Гроза" А.Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2. С. 22-27.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

Островский А.Н. в русской критике. М., 1953.

Островский А.Н. и советская культура. М., 1974.

Основин В. Русская драматургия 2-й половины XIX века. М., 1980.

Тема «М.Е. Салтыков-Щедрин»

«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как

Литературная мистификация

1. Место книги "История одного города" в идейно-художественной эволюции Салтыкова-Щедрина и в сатирической традиции.

2. Жанр. Пародийное начало. Литературная мистификация.

3. Гротеск как основа художественной системы книги:

  а) город Глупов как гротескный образ (гротескное пространство);

  б) гротескный характер глуповской истории (художественное время);

  в) образы градоначальников;

  г) значение летописной формы повествования, функции летописца-архивариуса.

4. Проблема народа и власти. Двусторонность щедринской сатиры.

5.  Композиция (последовательность и соотношение глав, глава "Подтверждение покаяния. Заключение" как сатирическая антиутопия, смысл финала, проблема финала, полемика о ней в литературоведении, структура повествования, формы и мера выражения авторской позиции, функция примечаний).

Вопросы для самоконтроля.

а) Как соотносятся понятия Антихрист и Самозванец в национальном сознании, русской культуре и в произведении Салтыкова-Щедрина?

б) Как отмеченные выше семантические парадигмы реализуются в системе имен (напр., Анелька Лядоховская, Василиск Бородавкин и т.д.)?

Каков принцип моделирования имени и его содержательное наполнение?

в) Какой смысл приобретает «клоповная» («блошиная») и «собачья» семантика в главах о шести градоначальницах и о Фердыщенко?

г) Как нарастает «инфернальная семантика» в главах «Истории»?

См. мотивы и мифологемы: «город на болоте», катастрофы и библейское наказание (пожары, наводнения, бури и т.д.), лики и личины (одноглазие Бородавкинва, «идиот с топором» – Угрюм-Бурчеев), мотивы опьянения, одурманивания, кружения, запустения, одичания и т.д.

Обратите внимание на мифологему «воздух»: «воздух наполнился сквернословием», «дышать стало невозможно», «Угрюм-Бурчеев растворился в воздухе».

д) православный календарь «Истории…». Прокомментируйте упоминаемые даты,

е) символика чисел.

Мотив и авторская внутренняя логика «Истории…».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин: Искусство сатиры. М., 1976.

2. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. Л., 1987.

3. Лихачев Д. "Летописное время" у Салтыкова-Щедрина // Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967.

4. Николаев Д. "История одного города" Салтыкова-Щедрина // Три шедевра рус­ской классики. М., 1971.

5. Покусаев Е.И. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1977.

6. Салтыков-Щедрин М.Е. Письмо в редакцию журнала "Вестник Европы". // М.Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. М., 1959.

7. Эйхенбаум Б. "История одного города" Салтыкова-Щедрина // Эйхенбаум Б. О прозе. Л., 1969.

8. Назаренко М. Мифопоэтика М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Киев, 2002.

 

Тема «Ф.М. Достоевский»

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Творческая история романа, эволюция замысла. Замысел образа "положительно прекрасного человека", истоки этого образа в подготовительных материалах к роману (связь с " Преступлением и наказанием ", Дон-Кихот, "Рыцарь бедный" А.С. Пушкина, Жан-Вальжан, Христос)

2. Идея "положительно-прекрасного человека" и ее воплощение в романе. Общекультурный и литературный контекст (князь Мышкин / Христос, "Дон-Кихот" Сервантеса, "Рыцарь бедный" Пушкина).

3. Идея князя и её истоки (Руссо и другие) Мотивировка образа князя-Христа в романе, его предыстория (швейцарские страницы биографии), болезнь, нездешность облика и поведения, "учительство" князя в доме Епанчиных и т.д. Смысл раздвоения князя: любовь-страсть и любовь-сострадание.

4. Принципы моделирования персонажей у Достоевского:

а) поэтика имен (имя и биография, имя и характер, имя и судьба; структура имен, семантика, рифмы и переклички имен, их функция),

б) персонаж и его роли (социальные, житейские, литературные и др.),

в) характерология Достоевского (структура характера, его динамика, система мотивировок; характер как соотношение внешнего и внутреннего, пластика Достоевского: портрет, костюм, жест, поза и т.д., поступок и его мотивы, сознательное и подсознательное, "пороговое" и "катастрофическое" в характере),

г) соотношение сюжетно-композиционных элементов (предыстории, ситуации, сцены, авторское повествование и т.д.).

5. Финал романа, его трактовки в литературоведении.

6. Сюжетно-композиционные особенности романа.

а) Образ железной дороги - место, где встречаются персонажи романа в первом эпизоде (приезд князя Мышкина в Петербург), символ "железного" века, раздробления, обособления, жестокости.

б) Петербург в романе "Идиот" - семейства Епанчиных, Лебедевых, Иволгиных, Терентьевых - образ неблагополучия, раздоров, несогласия,

поругания красоты.

в) Основа сюжета романа - приезд князя Мышкина в Россию и его пребывание в Петербурге для того, чтобы "душу человеческую спасти" и ее мифологические (евангельские) истоки.

г) Сцены скандалов, "мениппейные” сцены (М.М. Бахтин), их место в сюжетном действии и значение а общем замысле романа (см. сцены в квартире Иволгиных, на вечере у Настасьи Филипповны, "пёти-жё", на даче князя в Павловске и др.).

7. Трагический финал романа - гибель Настасьи Филипповны, окончательное погружение князя в неизлечимую болезнь и др. события, символический смысл крушения миссии князя Христа.

8. Роман "Идиот" в XX и XXI в. - "красота спасет мир " или “Мир спасет красота Христова”?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Тексты романа см. в авторитетных академических изданиях, снабженных квалифицированными примечаниями:

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 Т. Т. V111. Л., 1973. Т. IX - Рукописные редакции, подготовит, материалы к роману. Примечания (С. 232 и далее).

3. Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 Т. T.VI. Л., 1989. См. примечания. С. 617-661. Т.11. Л., 1976.С. 284-296.

4. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского. Новосибирск, 1981. С. 99-114.

5. Опитц Р. Человечность Достоевского (роман "Идиот") // Достоевский. Мат. и исследования. Т. IV. Л., 1980. С.75-95.

6. Медвецкий И.Е. Модель игрового сознания в романе «Идиот»// Филологические науки. 1991. № 3.

7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. IV.

8. Щенников Г.К. Мысль о человеке и структура характера у Достоевского//Досто­евский. Мат. и исслед. Т. 2. Л., 1976. С. 3-10.

9. Бабович М. Судьба добра и красоты в свете гуманизма Достоевского // Досто­евский. Мат. и исслед. Т. 1. Л., 1974. С. 100-107.

10. Джоунс М. К пониманию образа князя Мышкина // Достоевский. Мат. и исслед. Т. 2. Л., 1976. С. 106-112.

11. Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения / под ред. Т.И.Касаткиной. М., 2001.

 

Тема «Л.Н. Толстой»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...