Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторная работа № 1. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».




Вопросы для анализа текста:

1. Система персонажей в поэме Н.Некрасова. Типология крестьянских образов, барских слуг:

– «люди холопского звания» (Ипат, Егор Шутов, Глеб и др.); идейный смысл притчи «Про Якова верного – холопа примерного»;

– образы народных философов-правдоискателей (Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, странники и др.);

– Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки; ее нравственный облик и национально-русский характер; связь образа Матрены с предшествующими произведениями поэта о русской крестьянке;

– Савелий как тип народного бунтаря-мстителя; революционный смысл легенды о Кудеяре;

- образ народного заступника Григория Добросклонова.

- галерея сатирических типов угнетателей народа в поэме, принципы их создания.

 

2. Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы.

1) "Пролог", его место и функция в поэме:

а) выделите основные мотивы, значимые для всей поэмы, какова семантика "дороги”, "спора", "пира"?

б) функция повтора в поэме;

в) как меняется образ крестьян-странников;

г) как меняется образ природы;

д) способ повествования.

2) Соотношение частей (записать) и раскрытие авторского замысла:

б) критерии счастья и их изменение в связи с развитием сюжета (какова функция встреч с представителями разных слоев, тех, кто считает себя счастливым, кого считают счастливыми). Две концепции счастья в поэме, логика их взаимодействия (как обосновано в поэме появление народных заступников);

в) проблема пробуждения самосознания народа как идейный стержень поэмы и проблема национального характера (коллективный образ народа и принципы его построения, многоголосие и способы его создания, принципы построения характеров), портрет, речь, исповеди, самохарактеристики, биографии, психологизм;

г) смена принципов авторского повествования (по главам, структура частей);

       

3. Проблема жанра поэмы.

1) Основные признаки жанра эпопеи.

2) Фольклорные жанры в художественной структуре поэмы:

– жанр волшебной сказки: образная система (герои-протагонисты и антагонисты, «дарители» и т.д.), сочетание сказочных и реальных элементов;

– лирические народные песни (глава «Пир на весь мир»), плачи и причитания («Крестьянка»): их место и роль в поэме;

– поговорки, пословицы, загадки как стилеобразующие элементы в поэме.

 

По каждому вопросу найти цитаты или сделать собственные выводы на основе анализа текста поэмы и записать в тетради для практических работ.

 

 

Лабораторная работа № 2. Поэзия А.А. Фета.

1. Эстетическая система А. А. Фета. Можно ли определить творческий метод Фета как «эстетический реализм»? Сформулируйте основные положения эстетики Фета, обратившись к стихотворениям «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…» (1887). «Муза» (1854), «Музе» (1857), «Псевдопоэту» (1866), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Поэтам» (1890). Поэт и поэзия как предмет фетовской лирики: столкновение принципов «дидактической» и «эстетической» (Дружинин) поэзии в «программных» стихотворениях Фета «Поэтам» и «Псевдопоэту»; «чистая поэзия» (В.Соловьев) как реализация художником своего высшего предназначения; загадочность природы творческого вдохновения («Ласточки /Природы праздный соглядатай/»; «Одним толчком согнать ладью живую»; «Я потрясен, когда кругом…»).   

 

2.Лирика Фета 1840-1850-х годов. Чувство красоты и художественные способы его выражения. Красота как онтологическая категория. Какой функцией в художественном мире Фета наделяется красота? Реконструируйте поэтическую модель мира Фета, обратившись к стихотворениям «Кому венец: богине ль красоты…» (1865), «Только встречу улыбку твою…» (1873), «Целый мир от красоты…» (1874 и 1886).

 Как создается образ красоты, преображающей мир, в стихотворении Фета «Диана»?

 Можно ли, с Вашей точки зрения, говорить об «импрессионистичности» лирики Фета? Какие художественные приемы позволяют поэту воплотить в лирическом сюжете цепь мгновенных, сиюминутных впечатлений («Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Это утро, радость эта…» (1881))?

 

3. Очеловеченный пейзаж лирики Фета: природа как показатель органики внутреннего мира лирического героя, умеющего наблюдать, слышать, откликаться, учиться мудрости бытия. Функции тропов («Ель рукавом мне тропинку завесила»; «Как здесь свежо под липою густою»; «Степь вечером»; «Весенний дождь»; «Заря прощается с землею»; «Зреет рожь над жаркой нивой»; «Старый парк»; «Учись у них – у дуба, у березы» и т.д.).

 

4. Гедонистическая мудрость интимной лирики Фета: единство «диалектики души» лирического героя и диалектики состояний природы; оптимизм, упоение жизнью лирического героя. Автобиографический аспект темы («На заре ты ее не буди»; «Шепот, робкое дыханье»; «Жду я, тревогой объят»; «Какое счастье: и ночь, и мы одни»; «От огней, от толпы беспощадной»; «Что за ночь!»; «Я пришел к тебе с приветом…»; «Опавший лист дрожит …»; «Мы встретились вновь …» и т.д. Стихотворения памяти М. Лазич: «В долгие ночи, как вежды на сон не сомкнуты»; «Напрасно, дивная, смешавшися с толпою…»;).

 

5. Поздняя лирика Фета. Сборник «Вечерние огни» (1882-1890). Чем обусловлены изменения, произошедшие в художественном мире Фета в 1880-90-х годах?

 Какие мотивы придают поздней лирике Фета жанровые черты философской думы? Рассмотрите с этой точки зрения стихотворения «Среди звезд» (1876), «Никогда» (1879), «Смерть» (1878), «Ничтожество» (1880).

 Как изменяется пространственно-временная характеристика поэтического мира Фета?

                         Лабораторная работа № 3. Поэзия Ф. И. Тютчева.

1. Художественный мир поэзии Тютчева. Что позволяет говорить о том, что оппозиция «Бытие – Небытие» становится основой тютчевской поэтической космогонии? Приведите примеры взаимодействия «дневного» и «ночного» в поэзии Тютчева. В чем своеобразие лирического героя поэзии Тютчева - лирический герой «между двойною бездной»?

2.  Динамика осмысления отношений человека и природы в поэзии Тютчева:

а) Проанализируйте стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» как       пантеистический манифест поэта. В чем заключается своеобразие собственно тютчевского пантеизма? Обратите внимание на устойчивую структуру текстов, прямо соответствующую пантеистическому сознанию. Это двухчастная композиция, основанная на скрытом или открытом параллелизме явлений из мира природы и мира человека – «В душном воздухе молчанье…», «Когда в кругу убийственных забот…». Приведите свои примеры.

б) двойственная трактовка природы (трагедийность, дисгармоничность и в то же время вечное обновление);

в) сложность отношений человека с природой (человек исключен из круговорота природы, внутреннее движение как антитеза внешнему, личность в соотношении с другими, поиск опоры в самом себе, обретение человеческого в самом себе);

г) от пантеизма к образу "равнодушной природы" в поэзии Тютчева.

3. Онтология тютчевского пейзажа: пейзажные оппозиции:

а) оппозиция верх/низ (морской и горный пейзажи),

б) оппозиция статика/динамика (цикл “дорожных” стихотворений),

в) оппозиция природа/цивилизация (город, Петербург, Царское Село),

г) временной план пейзажа.

4.Пространство пейзажа:

а) от трихотомии (небо-земля-ад) к дихотомии (небо-земля),

б) вертикальный и горизонтальный срезы пространства (разграничение понятий “небо” и “небосклон”, заполненность пространства светом-тьмой, музыкой, гулом, ароматом, дымом, функция этих элементов).

5.Метафизика пейзажа:

а) точка зрения как принцип организации пространства пейзажа (взгляд – взор),

б) модели “двойного бытия”: гипотетический и мифологический пейзажи.

ТЕКСТЫ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Морской пейзаж:“Конь морской”, “Давно ль, давно ль, о, юг блаженный... ”, “Вновь твои я вижу очи”, “По равнине вод лазурной”, “Ты, волна моя морская”, “Как хорошо ты, о море ночное”.

Горный пейзаж: “Урания”, “Проблеск”, “Альпы”, “Яркий снег сиял в долине”, “Утро в горах”, “Снежные горы”, “Какое дикое ущелье”, “Брат, столько лет, сопутствовавший мне”.

Дорожный пейзаж: “Через ливонские я проезжал поля”, “Песок сыпучий по колени”, “На возвратном пути”, “Над русской Вильной стародавной”, “Неман”, “Эти бедные селенья”, “Итак, опять увиделся я с вами”, “Пошли, Господь, свою отраду”, “О, этот юг, о, эта Ницца”, “Странник”, “ Из края в край, из града в град”.

Городской пейзаж: “На новый 1816 г.”, “Еще шумел весенний день”, “Как сладко дремлет сад темно-зеленый”, “Глядел я, стоя над Невой”, “Опять стою я над Невой”, “Небо бледно-голубое”, “Осенней позднею порою”, “На Неве”, “Тихо в озере струится”, “Рим ночью”, “Бессонница”.

6.Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Рассматривая жанрово-стилевое новаторство любовной лирики Тютчева, обратите внимание на такой элемент поэтики «денисьевского цикла», как прозаизация. Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим…» (1851), «Она сидела на полу…» (1858), «Весь день она лежала в забытьи…» (1864).

 

                        Лабораторная работа № 4. Творчество Н.С. Лескова.

 

1. Фольклорный подтекст и его функции в повести "Леди Макбет Мценского уезда" (сны, песни, зооморфная символика, ориентация на фольклорные жанры в изображении персонажей и т. д.);

 

2. "Запечатленный ангел" как этап в развитии прозы писателя:

а) рассказчик и тип мышления, зафиксированный писателем;

б) реализация этою типа мышления в предметном мире произведения (пейзаж, вещный мир, видение человека, быт и т.д.);

в) икона как вещь и как символ (метаморфозы ангела и их мотивировка);

г) традиция древнерусской иконописи в прозе Лескова;

д) концепция жизни как чуда и ее реализация в сюжете (традиции жанра путешествия и трансформация жанра, перипетии сюжета и его мотивировки, двуплановость композиции как принцип, изменения в структуре повествования и отражение в ней мировоззренческих сдвигов, происшедших в сознании героев, мир Библии на страницах прозы Лескова, функция библейских образов, мотивов и реминисценций).

 

3. Жанровое своеобразие лесковской повести "Очарованный странник":

а) особенности сюжетно-композиционной структуры повести (кто является рассказчиком, в чем своеобразие сюжета истории-новеллы - "микроновеллы"- героев и их роль в сюжетике, как построено произведение, какова функция сказа в образовании жанра?).

б) роль сказовых традиций в создании "национального самобытного" характера. Функция сказа (портретное описание, "многотрудный путь нравственной эволюции" героя, широта натуры, противоречия характера и др.);

в) тип повествования. Речь рассказчика и повествовательная манера автора (в чем отличие? Приведите примеры, характеризующие речь автора. С какой целью автор доверил самому Флягину рассказ о своей жизни?). Имитация устного рассказа, сказовые интонации в литературной речи повествования. Как соотносится образ повествователя и образ рассказчика?

 

4. "Левша" и проблема фольклоризма в прозе Лескова:

а) смысл мистификации (иллюзия записи народного эпоса);

б) фольклорные параллели у Лескова;

в) усложнение структуры повествования;

г) динамика повествования и смена планов, содержательная нагрузка этого приема;

д) сложность выражения авторской позиции (словесная игра и проблема новообразования у Лескова, функция новообразований.

 

5. Смена форм повествования в прозе Лескова, закономерность движения его прозы к сказу, функции сказа в творчестве Лескова.

 

VI. Практические занятия

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 339.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...