Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»




1. Путь Л. Толстого от "Войны и мира" к "Анне Карениной". «Анна Каренина» как «одна из величайших книг о любви в мировой литературе». «Анна Каренина» и духовные искания Толстого в 1870-е годы. Переход писателя на позиции патриархального крестьянства.

2. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли. 

3. Интерпретация эпиграфа. Образ Анны в ряду героинь русского романа (Татьяна Ларина Лиза Калитина, Ольга Ильинская, Настасья Филипповна, Наташа Ростова). Сюжетная линия Анны и авторская концепция:

•житийная традиция (жития блудниц) и образ Анны; путь Анны как "лестница мытарств",

•толстовская концепция добра и зла и принципы изображения женских персонажей (обратите внимание на мотив дьявольщины, повторяющийся в связи с изображением Анны),

•символика и ее функции в романе (метель, вьюга, свет / тьма, свет / тень, лодка, плуг, Дом, распятие и др.),

•сны и видения героини, их функция,

•трансформация житийной традиции (какое значение имеет соединение образа блудницы и мученицы в романе в образе Анны?). Мотив покаяния в романе.

4.Время как художественный инструмент романа (поэтика хронологии и композиция):

•"Петербург - город-блудница" и другие локусы, значение этой параллели в романе,                    

•оппозиция город - деревня, ее смысл,

•значение вертикали в оценке персонажей (небо - земли),

•образ Времени в романе,

•календарное время и его значение для раскрытия образов романа.

5. Образ Вронского (конфликт между страстью и самолюбием, попытка самоубийства как «скрытая» дуэль). Образ Каренина («человек-шаблон»). «Легковесность» Стивы Облонского. Автобографичность образа Левина (духовные искания Толстого).

6. Поэтика романа «Анна Каренина. Мотивная структура (мотивы дома, смерти-рождения, крови и железа). Символика имен. «Двойной» сон-кошмар Анны и Вронского. Внутренний монолог Анны (поток сознания).

7. «Законы сцеплений» и авторская концепция:

•библейские цитаты, их функция в романе,

•роль других персонажей (Н. Левин в сюжетных связях - мотив обреченности исканий);

•мотивная игра в романе (мотив камня; птицы, мотив зеркала, мотив раздвоения, мотив распятия и т.д.),

•тип повествования и значение завершенности романа. Как Вы понижаете замечание Н.Н. Страхова о том, что «многие части романа еще не были написаны, а Анна уже убивает себя»?

8. Жанр и его трансформация у Л. Толстого. "Мысль семейная" в романе. Своеобразие авторской концепции.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.- Л., 1963.

2.    Храпченко М. Лев Толстой как художник. М., 1963. Гл. 4.  

3.    Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1974. (гл. "Анна Каренина").

4.    Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. М., 1974. Гл. 5.

5.    Бабаев Э.Г. "Анна Каренина" Л. Толстого. М., 1978.

6.    Маймин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М., 1978. (Гл. 11-13).

7.    Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

8.    Гей Н.К. Политика романов Л.Н.Толстого. Романный триптих: "Война и мир". "Анна Каренина". "Воскресенье" // Л.Н. Толстой и современность: Сб. статей и материалов. М., 1981.

9.    Горная В. Мир читает "Анну Каренину". М., 1979.

10.  Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981 (гл. «Возвращаясь к "Анне Карениной"»).

11.  Ищук Г. Лев Толстой. Диалог с читателем. М., 1984.

12.  Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX века. М., 1984. Ч. 3.

13.  Днепров В, Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого. Л., 1985.

14.  Виноградов И.И. По живому следу. Духовные искания русской классики. М., 1987.

15.  Сливицкая О.В. О многозначности восприятия "Анны Карениной" // Русская литература. 1990. № 3.

16.  Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина" // Русская литература. 1991. № 3.

17.  Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996. (гл. "Философия жизни и смерти у Льва Толстого ").

18.  Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1998. Ч. 4. С., 141-186.

19.  Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб., 2000. (ст. «Мужичок в железе. К метафизике романа Л. Толстого «Анна Каренина»).

20.  Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. СПб., 2002. 

 

Тема «А.П. Чехов»

Поэтика чеховской драмы

1. На каких сторонах бытия и духовного мира героя сосредоточено внимание автора? В каких обстоятельствах и как развертываются характеры и взаимоотношения действующих лиц? (на материале пьес «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад»)

2. В какой сфере выявляет себя и каким образом развивается основной конфликт пьесы? Какова здесь роль внешне событийного действия, расхождений и столкновений между героями? Каково значение внутренней динамики их психологических переживаний и размышлений?

3. Как сами герои осмысливают противоречия своего бытия? И как складывается авторская мысль о главном источнике жизненного драматизма и причине несчастливо сложившихся судеб?

4. Как соотнесены в пьесе исходная и конечная ситуации? Каков смысл и структура финала в чеховской драме?

5. В чем своеобразие чеховского драматургического конфликта? Как оно учтено и трактовано в общей теории драмы?

6. Монологизация диалога в пьесах Чехова. Как она осуществляется? Проанализируйте отдельные диалоги.

7. Афиша, авторский принцип представления персонажей; персонажи в сюжетном действии. Как вы понимаете фразу Т. Манна о чеховских героях "плохой хороший человек"?

8. Авторские ремарки, их содержание и функции. Типы авторских ремарок:

а) описательные ремарки (структура, динамика, соотношение с действием, ею представляемым, "живописность" и "музыкальность" в ремарке, символика),

б) сопроводительные ремарки (структура, динамика, функции, лейтмотивность ремарок, соотношение ремарок со словом персонажей),

в)пауза в чеховской драме.

9. Подтекст у Чехова, принципы его создания:

а) ситуативный подтекст как средство психологического анализа,

б) подтекст и подводное течение.

10. Музыка в чеховской драме и принцип музыкальности.

11. Сюжетообразующая роль литературных реминисценций.

12. Композиционные принципы и проблема чеховских финалов.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Иезуитова Л.А. Комедия Чехова // Анализ драматического произведения. Л., 1989.

2. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1998.

3. Основин В. Русская драматургия 2-ой половины XIX века. М., 1980.

4. Скафтымов А.П. К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. Статьи и исследования о русских классиках. М., 1972.

5. Сухих И. Проблемы поэтики Чехова. М., 1987.

6. Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001.

7. Чеховиана. «Три сестры». М., 2003.

8. Одиноков В.Г. Пьеса А.П.Чехова «Дядя Ваня»: особенности драматургического мастерства // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т. 3. Вып. 1: Филология / Новосибирский гос. у-т. Новосибирск, 2004. С. 103-112.

9. Чеховиана. «Звук лопнувшей струны»: к 100-летию пьесы «Вишневый сад». М., 2005.

10. Кошелев В.А. Мифология «Сада» в последней комедии Чехова // Русская литература. 2005. № 1.

 

V.Лабораторные работы










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 486.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...