Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА №7. Л. Н. ТОЛСТОЙ «ВОЙНА И МИР»




1. Творческая история и семантика заглавия романа. Проблемы перевода.

2. Романическая ситуация прозаического порядка и эпическое состояние гармонии мира. Жанровое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир».

3. Семейно-бытовые «гнезда» как своеобразные центры романа (Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины).

4. Образная система: путь к радости (искания Пьера), победа над смертью (князь Андрей), «живая жизнь» (Наташа Ростова). Духовная эволюция героев как череда кризисов и возрождений.

5. Концепция истории (Наполеон и Кутузов). «Наполеонизм» в романе «Война и мир». Полемика с идеями романа Чернышевского «Что делать?».

6. Символика романа (мотивы круга, шара, вращения; сон Пьера; мотив судьбы). Гармония и «круглость» Платона Каратаева.

7. Принципы изображения человека в романе Л. Толстого "Война и мир":

· рассмотрите представления Толстого о человеке (поясните следующие понятия: "истина", "простота", "цельность", "целое", "достоверное", "вечное", "бесконечное", "безобразное", "безнравственное", "неестественное", "неистинное");

· обозначьте его творческие принципы, реализующие концепцию характера;    

· подробно проанализируйте все указанные приемы построения характеров в связи с концепцией жизни, художественно сформулированной писателем.

· покажите, как принципы генерализации и мелоч­ности "работают" на разных уровнях романа;

а) портрет,

б) речь героев,

в) диалоги,

г) язык взглядов, жестов, лиц,

д) пейзаж,

е) вещный мир,

ж) авторское повествование,

з) композиционные приемы (монтаж, "остранение", зеркальность, эффект присутствия, аналогии и т.д.).

8. Истоки толстовского психологизма, зарождение метода в дневниках писателя. Психологизм как эстетическая категория. "Диалектика души" как закон толстовского видения мира (анализ отдельных сцен и монологов).

9."Война и мир" в театре и кинематографе.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Сабуров А.А. "Война и мир " Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

2. Бочаров С.Г. Л. Толстой и новое понимание человека. "Диа­лектика души" // Литература и новый человек. М., 1963.

3. Храпченко М. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. (гл. "Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого "Война и мир").

4. Бочаров С.Г. "Война и мир " Л.Н. Толстого // Три шедевра русской классики. М., 1972.

5. Долинин Н. По страницам "Войны и мира". Л., 1973.

6. Громов П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". Л., 1977.

7. Камянов В. Поэтический мир эпоса. О романе Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

8. Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М., 1980,

9. Хализев В.Е., Кормилов С.Н. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир". М., 1983.

10. Страхов Н.Н. Сочинение гр. Л.Н. Толстого «Война и мир». Статья первая. Война и мир. Статья вторая и последняя // Литературная критика. – М., 1984.

11. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир": книга для учителя. М., 1987.

12. Палиевский П. "Русские классики". М., 1987 (гл. "Толстой"); или Л.Н.Толстой и современность. М., 1981.

13. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Книга для учителя. М., 1988.

14. Леонтьев К.Н. Анализ, стиль и веяние (о романах гр. Л.Н. Толстого) // Вопросы литературы. 1988. № 12; 1989. № 1; или «Родная Кубань». 1999. № 2.

15. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. №1.

16. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике. Л., 1989.

17. Гулыга А. Уроки классики и современность. М., 1990 (гл. "Перечитывая "Войну и мир"); или Искусство истории. М., 1980 (гл. "Философия русской истории. Опыт прочтения ро­мана Л.Н. Толстого "Война и мир").

18. Кожинов В.В. Трижды великая. К столетию "Воины и мира" // Размышления о русской литературе. М., 1991.

19. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.  

20. Духовная трагедия Льва Толстого. М., 1995.

21. Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский // Вечные спутники. М., 1995.

22. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1998. Т. 4. С. 33-141.

23. Лескис Георгий. Лев Толстой. М., 2000.

24. Лев Толстой: Pro et contra. Антология. СПб., 2002.

25. Фойер Кэтрин Б. «Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.

ТЕМА № 8. ПРОЗА А. П. ЧЕХОВА

1. Феномен личности писателя. Литературный дебют: смешное и печальное в юморе Чехова («Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»).

2. Общефилософская проблематика в прозе Чехова: гений и посредственность, «избранничество» во имя спасения человечества («Черный монах»); трагический сюжет («Палата № 6»).

3. Тайна любви и драма семейных отношений в рассказах «О любви» и «Дом с мезонином».

4. Беспомощность и красота «чеховского» интеллигента («Скучная история»). Мотив замкнутого пространства и тема «футлярных людей» («Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре»).

5. Поэтика Чехова (разнообразие интонаций, «мерцание» иронии, художественная скупость и красочность деталей) в произведениях конца 1890-начала 1900 гг. («Дама с собачкой», «Студент», «В овраге»).

6. Театр Чехова: новая драматургия. Внутренняя жизнь персонажей – двигатель сюжета. Взаимодействие текста и подтекста. Символика Чехова в пьесах «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бердников Г.П. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. Л., 1970.

2. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова // Достоевский и русские писатели. М., 1971.

3. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

4. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973. С. 173-300.

5. В творческой лаборатории Чехова. М., 1974.

6. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. М., 1975. Гл. 1-2.

7.  Бердников Г.П. "Дама с собачкой" А.П. Чехове. Л., 1976.

8. Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. Рига, 1976.

9. Семанова М.Л. Чехов-художник. М., 1976.

10. Гейденко В.А. Чехов и Ив. Бунин. М., 1974.

11. Паперный 3.С. Записные книжки Чехова. М., 1976.

12.  Чехов и его время. Сб. статей. М., 1977.

13. Катаев В. Б. Проза Чехова: проблема интерпретации. М., 1979.

14. Полоцкая Э. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979.

15. Чехов и Лев Толстой. М., 1980.

16.  Бялый Г.А. Чехов и русский реализм. Л., 1981 (гл. "Пути, мною проложенные").

17. Линков В. Художественный мир прозы А. П. Чехова. М., 1982.

18. Михайлов О.Н. Страницы русского реализма. М., 1982. (гл. «Преодоление традиций. Проза Чехова в новом веке»).

19.  Полоцкая Э. Пути чеховской прозы. М., 1983.

20.  Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М., 1986.

21.  Палиевский П.В. Русские классики. М., 1987. (гл. "Чехов").

22.  Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

23. Камянов В. Время против безвременья (Чехов и современность). М., 1989.

24. Катаев В.Б. Литературные связи Чехова. М., 1989.

25.  Мережковский Д. Акрополь. Избранные литературно-кри­тические статьи. М., 1991 (гл. "Старый вопрос по поводу Нового таланта", "Асфодели и ромашки", "Брат человеческий").

26. Чеховиана. Чехов и серебряный век. М., 1996.

27.  Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. М., 1999.

28. Щербинин Д. Две Марии у Чехова. Собешников А. Архетип праведника в повести Чехова «Моя жизнь». Катаев В. Эволюция и чудо в мире Чехова (повесть «Дуэль») // Русская литература 19 века и христианство. М., 1997.

29. Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову. М., 1997. (гл. «Право на пресмыкательство». «Смерть чиновника» А.П. Чехова»).  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 327.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...