Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Конспектирование статей




№ раздела Темы для конспектов Кол-во баллов Сроки выполнения
2 Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике 2 24 сент.
4 Повести и романы И. С. Тургенева в русской критике 2  
7 Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике 2  
10 Ф. М. Достоевский в оценке русской критики XIX века 2  
12 Л. Н. Толстой в оценке русской критики 2  

Приложение 2.

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике

1.Составьте конспект статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», опираясь на следующие вопросы:

  • Каковы основные черты художественного таланта И.А. Гончарова?
  • Какое значение придает Добролюбов слову «обломовщина»?
  • В чём, по мнению критика, заключаются главные черты характера Обломова?
  • С кем из литературных героев Добролюбов сравнивает Обломова и почему?
  • С каким типом современного человека критик сравнивает Обломова?
  • Какое место в романе занимает образ Захара?
  • Какое место в романе Добролюбов отводит Штольцу и почему?
  • Какое место в романе Добролюбов отводит Ольге Ильинской?

2.Прочитайте статью Дружинина А.В.«Обломов». Роман И.А. Гончарова» и письменно ответьте на вопросы:

  • Как автор статьи характеризует главного героя романа Гончарова? Какую личность видит в Обломове Дружинин?
  • В чем критик видит несомненные достоинства романа?
  • Подумайте и напишите, чья точка зрения ближе к авторскому замыслу?

 

Повести и романы И.С. Тургенева в русской критике

1.Как Н. Г. Чернышевский характеризует главного героя повести И. С. Тургенева «Ася»? В чем критик видит причину его несчастий? Напишите ответ на данные вопросы, прочитав статью Н.Г. Чернышевского«Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

2. Обратившись к критическим статьям «реальных» критиков Д.И. Писарева «Базаров», М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени» и критика-почвенника Н.Н. Страхова «И.С. Тургенев. «Отцы и дети», покажите, в чем заключалась сущность споров, развернувшихся вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сделайте письменный сопоставительный анализ статей по вопросам:

  • Оценка романа, его художественных достоинств или недостатков;
  • Образ Базарова в трактовке критиков;
  • Трактовка авторского отношения к герою.

 

Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике

1. Составьте конспект статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», ответив на следующие вопросы:

· Что собой представляет город Калинов, жизнь его обитателей?

· Почему «самодуры русской жизни начинают…ощущать какое-то недовольство и страх?

· Как критик интерпретирует образы Дикого и Кабановой?

· Почему Добролюбов считает, что «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского»?

· Почему образ Катерины – «шаг вперед … во всей нашей литературе»?

· Каков характер Катерины?

· Как Добролюбов оценивает представителей молодого поколения в пьесе?

· В чем заключается конфликт между Катериной и «темным царством»?

· Как Добролюбов интерпретирует финал пьесы?

2. Составьте конспект статьи А.А. Григорьева «После «Грозы» Островского», ответив на вопросы:

· Почему на критика произвел впечатление конец третьего действия пьесы?

· На чем основана полемика Григорьева с другими литературными критиками?

· Почему Григорьев считает, что Островский изображал не только самодурство и что его нельзя назвать «сатириком», «обличителем»?

· Какое слово «может быть ключом к пониманию произведений» Островского?

· Можно ли Островского назвать «писателем из народного быта»? Почему?

3. Составьте конспект статьи Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы», ответив на вопросы:

· Как Писарев оценивает статью Добролюбова «Луч света в темном царстве»?

· Как Писарев интерпретирует образ Катерины, каким видит характер главной героини?

 

Достоевский в оценке русской критики XIX века

1. Эволюция взглядов В.Г.Белинского на талант Достоевского: "Петербургский сборник", "Взгляд на русскую литературу 1846 г.", "Взгляд на русскую литературу 1847г."

2. Н.Добролюбов о произведениях Достоевского 40-50-х гг. ("Забитые люди"):

а) реализация принципов "реальной критики",

б) оценка художественных особенностей романа "Униженные и оскорбленные",

в) типология характеров Достоевского,

г) повесть “Двойник" в оценке Добролюбова,

д) критический пафос статьи Добролюбова, ее главная идея.

3. Трактовка романа "Преступление и наказание" в статье Д. Писарева "Борьба за жизнь":

а) отражение концепции критика в названии статьи,

б) причины преступления Раскольникова в трактовке Писарева,

в) логика обоснования позиции критика, особенности композиции и стиля.

4. Оценка творчества Достоевского в статье Н. Михайловского "Жестокий талант":

а) полемический пафос статьи,

б) типология образов Достоевского (по Михайловскому),

в) методологические принципы анализа творчества Достоевского,

г) особенности композиции и стиля, жанр,

д) образ Достоевского в статье.

 

IV.Коллоквиумы

№ раздела Темы коллоквиумов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Кол-во баллов Сроки выполнения
2 Творчество А. И. Гончарова 4 17 сент.
3 Творчество Н. Некрасова 2  
4 Творчество И. С. Тургенева 4  
7 Творчество А. Н. Островского 2  
12 Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 2  

Приложение 3.

Тема «И.А. Гончаров»

1) Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история".

1. Наличие в романе двух героев-антагонистов и развертывание, параллельно событийному ряду, "диалогического конфликта" (Ю.В. Манн).

2. Сопоставление двух типов художественного пространства" - провинция и столица и способов жизни - провинциального и петербургского - в авторском повествовании и в характере и поведении главных персонажей (Александра и Петра Адуевых). Оппозиция столица/провинция: пространство и модель поведения.

3. Любовь - "претрудная школа жизни" в сюжетосложении романа".

4. Автор в романе (его оценка персонажей, его представление о жизни и мире, проявляющиеся в семантически "многослойном" названии романа, в композиционном строении текста, в сюжетном завершении и т.д.).

5. Интерпретации эпилога романа в научной литературе. Можно ли сказать, что главные герои-антагонисты меняются местами?

ЛИТЕРАТУРА

Манн Ю.В. О движущейся типологии конфликтов // Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М., 1987. С.40 -66.

Нездвецкий В.А. И.А. Гончаров - романист и художник. М., 1992.

Нездвецкий В.А. “Прочти эту прелесть” (“Обыкновенная история”)// Литература в школе. 1998. №3.

Отрадин М.В. Роман И.А. Гончарова "Обыкновенная история"//Рус. лит. 1993. № 4. С.35-65.

Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров и русская философия любви // Русская литература. 1993. № 1. С.48 - 60.

Лотман Л.М. Гончаров // История русской литературы. В 4 т. Т. 3. Л., 1982. С. 160 - 203.

(см. соответствующий раздел).

Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977, 1986 (Серия ЖЗЛ)

2) Роман И.А. Гончарова "Обрыв"

1. Творческая история "Обрыва". Гончаров о романе как завершающей части трилогии.

2. Социально-нравственный конфликт романа. Проблема "отцов и детей", столкновение "старого" и "нового" в романе.

3. Вопрос о главном герое романа. Образ Райского, его литературное и жизненное содержание. Общественный смысл поиска красоты героем.

4. Вера в ряду женских образов романа. Психологизм в раскрытии ее характера. Трагедия Веры и спор о любви "срочной" и "бессрочной" в романе.

5. Полемика Гончарова с нигилизмом. Объективное и cyбъективное в образе Марка Волохова.

6. Вопрос о путях прогресса русского общества в романе "Обрыв". Противоречия авторской позиции в изображении бабушки Бережковой и помещика Тушина. Образ России в романе Гончарова.

7. Сюжетно-композиционная структура "Обрыва', Значение формы 'романа в романе" и "изобразительность" Гончарова. Символические образы романа.

ЛИТЕРАТУРА

Гончаров И.А. Предисловие к роману "Обрыв'. Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв" // Гончаров И.А. Собр. соч. М., 1980. Т. 6.

Гончаров И.А. Лучше поздно, чем никогда // Там же.

Салтыков-Щедрин М.Е. Уличная философия // И.А. Гончаров в русской критике. М., 1958. Скабичевский А.М. Старая правда // И.А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Шелгунов Н.В. Талантливая бесталантность // И.А. Гончаров в русской критике. М., 1958.

Кулешов В.И. Нестареющее обаяние. "Обрыва" // Кулешов В.И. Этюды о русских писателях: Исследования и характеристики. М., 1982 или: Вершины: книга о выдающихся произведениях русской литературы. М., 1981. Вып.2.

Недзвецкий В. И.А. Гончаров // Развитие реализма в русской литературе. М., 1973. Т.2. Кн. I.

Пиксанов Н.К. Роман Гончарова "Обрыв" в свете социальной истории. М.; Л., 1968.

Политыко Д.А. Роман Гончарова "Обрыв". Минск, 1968.

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М., 1962.

Цейтлин А.Г. И.А. Гончаров. М., 1955.

Гончаров в воспоминаниях современников, М., 1969.

Гейро Л.С. Роман Гончарова "Обрыв" и русская поэзия его времени // Рус. лит. 1974. № 1.

Лотман Л.М. И.А. Гончаров // История русской литературы. В 4 т. Л.,1982. Т.З.

Мельник В. Реализм И. Гончарова. Владивосток, 1985.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...