Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ




Максимальное количество баллов, которое может набрать студент за семестр – 100 балов.

За учебную работу, которая включает вводный и базовый модуль, максимальное количество баллов – 60.

Максимальное количество баллов, которое студент может набрать на зачёте – 20. Из них до 10 баллов преподаватель может дать студенту в семестре автоматически.

Для допуска студента к зачёту, он должен набрать минимум 40 баллов. Если студент хочет повысить свою оценку на зачёте, до начала сессии он должен выполнить задания из дополнительного модуля. Дополнительный модуль может дать студенту не больше 10 баллов.

Набранные в семестре баллы позволяют преподавателю по согласованию со студентом поставить автоматически оценку за зачёт или экзамен.

«5» – 80-100 баллов

«4» – 60-79 баллов

«3» – 40-59 баллов

«зачтено» – 60-100 баллов

«не зачтено» – 0-59 баллов

Штрафные баллы, снимаемые преподавателем за те или иные нарушения учебного процесса.

Опоздание на занятия – 1 б. за каждое опоздание

Пропуски:

1 лекция – 2 б.

1 практическое занятие – 2 б.

Несвоевременная отработка практического занятия, коллоквиума, контрольной работы – 2 б.

Отсутствие домашнего задания в рабочей тетради – 2 б. (за каждое семинарское занятие)

Частичное выполнение домашнего задания в рабочей тетради – 1б. (за каждое семинарское занятие).

Несвоевременная сдача конспекта самостоятельной работы (за 1 работу) – 1б.

ФИО преподавателя: ________________Ишкина Елена Леонидовна

 Утверждено на заседании кафедры «05 » сентября 2012 г. Протокол № 1

Зав. кафедрой    ЛТМОЛ Иванова Е.Р._____________

 

Тематический план изучения дисциплины «Русская литература II половины XIX века»

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
1 Демократическая проза 1850- 60-х гг.   Шестидесятые годы как историческая эпоха, сформировавшая принципы демократической прозы. Жизненный и творческий путь писателей-разночинцев (Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, Н. Успенский, Левитов и др.). Изображение народа и народного самосознания в творчестве писателей-демократов. Чернышевский и Салтыков-Щедрин о новых принципах изображения крестьянства (“Не начало ли перемены”, “Напрасные опасения”). Очерки и рассказы Н.Успенского (“Обоз”, “Змей”, “Сельская аптека”). И В. Слепцова (“Питомка”, “Ночлег”). Повесть Ф.Решетникова “Подлиповцы”. Новый аспект проблемы героя-разночинца в дилогии Помяловского “Мещанское счастье” и “Молотов”. История формирования характера, социальное самоопределение разночинца. Исторические судьбы разночинцев: “мещанское счастье” Молотова и “кладбищенская философия” Череванина. Новизна в постановке женского вопроса (протест против жизненного уклада женщин мещанской среды).  “Очерки бурсы” Помяловского как цикл.       СР(конспект темы для самостоятельного изучения)   С(собеседование по текстам)
2 И.А. Гончаров Художественный мир Гончарова как единый текст. Романное творчество Гончарова. Тип гончаровского романа, его эволюция. “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” как трилогия (артистический идеал и его реализация). “Обыкновенная история”. Социальное и вечное в образах-персонажах. Александр Адуев в ряду романтиков-мечтателей. Трансформация сюжета об “утраченных иллюзиях” и его зеркальное преломление в судьбе Петра Адуева. Культурологическое поле и мифологический подтекст.       “Обломов”. История замысла. Смысл заглавия. Авторская концепция и ее реализация в композиции романа. Смысл и значение идиллического хронотопа в романе (“Сон Обломова”). Мифологическая структура романа. “Вечное зерно” сюжета: любовная коллизия в романе. Обломов в системе персонажей мировой литературы: архетипическое в Обломове. Психологизм Гончарова. Эстетическая (А. Дружинин) и реальная критика (Н. Добролюбов) о романе, диалог критики с автором. “Обрыв” как завершающая часть трилогии.Роман о художнике и художник в романе (артистический идеал Гончарова и его реализация в романе). Трансформация диалогического конфликта в романе (проблема “отцов” и “детей”, патриархальные основы мировосприятия и нигилизм, архетипичные ситуации, ассоциативное поле и т.д.). Вещный мир и символические образы романа. Художественная концепция русской жизни, усадебная тема, образ России в романе (разнообразие русских национальных типов и авторский идеал: Бережкова и Тушин). Психологическое мастерство писателя и полифонизм романа. Типологические особенности гончаровского романа (диалогический конфликт, герой и героиня, оппозиция столица-усадьба, хронотоп, психологизм, композиционные принципы, мифопоэтика).     К (коллоквиум) Т(тестирование); ДЗ (домашнее задание к практическому занятию) ПР (проверочная работа)   ПЗ(практическое занятие)   Конспектирование статей  
3  Н. Некрасов   Художественно-тематическая эволюция лирики Некрасова. Традиции «натуральной» школы в проблематике и поэтике некрасовской лирики, прозаизация лирики; новаторство интимной лирики поэта. Поэмы Некрасова как выражение авторского поиска положительных жизненных начал.«Лишний» человек и общественный деятель («Саша», Несчастные»). «Крестьянские» поэмы 1850-1860-х годов («Коробейники»,«Мороз, Красный нос»). «Сквозная» идейно-эстетическая типология крестьянских характеров. Героические и сатирические поэмы 1870-х годов («Дедушка», «Русские женщины», Современники»). Итоговый для творчества Некрасова характер поэмы «Кому на Руси жить Хорошо». Жанровое новаторство. Т (тестирование) ДЗ (домашнее задание) ЛР(лабораторная работа) К(коллоквиум по текстам) ПР(проверочная работа)
4 И. С. Тургенев Биография писателя. Периодизации творчества. Ранний период. «Стено», «Параша», «Разговор», «Бретер», «Петушков» и др. Восприятие традиций русских классиков в раннем творчестве писателя. «Записки охотника»: поэтика и проблематика. Проблема героя. Проблематика и поэтика повестей и романов Тургенева 1850 – 1870-х годов. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Эволюция тургеневской прозы. Статья «Гамлет и Дон Кихот» как психологическое открытие. «Стихотворения в прозе» как цикл миниатюр. ДЗ (домашнее задание к практическому занятию) ПЗ (практическое занятие) К(коллоквиум) Конспектирование статей ПР(проверочная работа)
5 Русская лирика 1850-1880-х годов.   Романтико-реалистическая двуплановость лирики Ф.И.Тютчева: сочетание «зримого» и «музыкального» начал; Человек и История, Человек и общество: столкновение «роковых» страстей и мнений, жизнь как божественного замысла. Человек и Природа: пантеизм лирики Тютчева Новаторство интимной лирики.  «Чистое «искусство в поэтической интерпретации А.А.Фета: естественность, гедонизм пейзажной и интимной лирики; поэтика «остановленного мгновения», «диалектика психологических состояний» природы и лирического героя. Синтез интимной, пейзажной, философской лирики. Жанровое своеобразие, идейно-художественная эволюция лирики Фета.        Многожанровость, художественная многовариантность лирики А.К. Толстогокак отражение романтико-реалистической концепции бытия. Творчество К.Пруткова. Творчество Тютчева, Фета, А.Толстого в оценке современной им критики и литературоведов ХХ века (сравнительно-типологический аспект).   К (коллоквиум) Т (тестирование) ЛР(лабораторные работы) ПР(проверочная работа)     СР(конспект темы для самостоятельного изучения)    
6 Н.Г. Чернышевский   Философская основа мировоззрения  Чернышевского (гегелевская диалектика и антропологизм Фейербаха). Эстетический трактат Чернышевского как теоретическая база реалистического направления в литературе и критике. Романное творчество Чернышевского. Общественная ситуация 60-х годов и ее осмысление в романах “Что делать?” и “Пролог”. Черты утопического романа в жанровой структуре романа “Что делать?” (хронотоп романа и система персонажей, антропологизм в трактовке нового типа героя, концепция “разумного эгоизма”, поэтика и функция снов, прямая декларация идеального будущего в четвертом сне Веры Павловны, публицистичность авторского слова, диалог с “проницательным читателем”). Просветительская установка автора и образ Рахметова. Роман в критике и литературоведении.   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование) ПР(проверочная работа)
7 А.И. Островский   Островский и русская театральная культура. Понятие об эпическом театре Островского, театрально-игровая природа его пьес. Типологические принципы “пьес жизни”. “Свои люди - сочтемся”. Поэтика заглавия (пословичность), поэтика и мифопоэтика имен, национальные типы, принципы комизма, случайность и закономерность развязки. Комедии москвитянинского периода. Художественное своеобразие (фольклорная поэтика, славянофильские идеи, песенная структура, поэтика счастливых концов, элементы карнавала, нравственно-воспитательный пафос и др.). Место пьес в литературной полемике 1850-х годов. Драматургия 60-х годов. “Гроза” как народная трагедия. Символика заглавия. Двойной конфликт Катерины (внешний и внутренний). Неоднозначность трактовки патриархального мира (традиция и общечеловеческие нормы, проблема человеческого достоинства). Проблема выбора и трактовка трагического характера. Художественное своеобразие пьесы. “Гроза” в критике и литературоведении. Островский о театре. Актерские пьесы: “Лес”, “Таланты и поклонники”, “Без вины виноватые”. Проблема таланта и тип актрисы. Мотив игры, актерства и шутовства. Хронотоп театра и особенности его решения. Психологическая драма Островского 70-х годов. “Бесприданница”. Поэтика заглавия и проблема авторского замысла. Эволюция темы “бедной невесты”. Мотив чести и “маска чести”. Система персонажей и принципы дуэтных характеристик (Лариса и Паратов, Лариса и Вожеватов и т.п.). Карандышев - “маленький человек” Островского. “Деловой человек” в системе персонажей (Кнуров и Вожеватов). Проблема финала. Авторская позиция.   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование) ПР(проверочная работа)     Конспектирование статей  
8 Н. С. Лесков   Раннее творчество Лескова. Жанры и их трансформация. Концепция человека и проблема женского характера. Типы героев. Типы повествования. Фольклорный подтекст и его функции в повести “Леди Макбет Мценского уезда” (сны, песни, зооморфная символика, ориентация на фольклорные жанры в изображении персонажей и т. д.). Движение страстей, катастрофа страстей (опыт сравнительного анализа образов Катерины Измайловой и Катерины Кабановой). Авторская позиция и особенности ее выявления в прозе Лескова. “Запечатленный ангел” как этап в развитии прозы писателя. Концепция жизни как чуда и ее реализация в сюжете. “Очарованный странник”, его место в творчестве писателя. Семантика “очарования” в прозе Лескова, смысл названия произведения. Ориентация произведения на различные жанры и взаимодействие этих жанров в прозе Лескова (житие, авантюрная повесть, фольклорные жанры). Рассказчик как точка зрения на мир и персонаж. Динамика образа Ивана. “Биография” героя, им самим осмысленная (роль хронологических смещений, смысл многочисленного рассказывания, мозаичность как прием. “Левша” и проблема фольклоризма в прозе Лескова. Смысл мистификации (иллюзия записи народного эпоса). Фольклорные параллели у Лескова. К (коллоквиум) Т (тестирование) ПР(проверочная работа)   ЛР(лабораторная работа)
9 М.Е. Салтыков- Щедрин   “Общественный прокурор” и “Сатирический старец”. Салтыков-Щедрин в восприятии современников. Личность и мировоззрение. Место сатиры Щедрина в духовной жизни и культуре эпохи. Динамика художественного метода. “История одного города” как литературная мистификация. Гротеск как основа идейно-художественной системы книги. Двусторонность сатиры в изображении народа и власти. Композиционные принципы. Финал книги, его смысл и истолкование в литературоведении. “Господа Головлевы” как новый тип социально-психологического романа и щедринская теория “общественного романа”. Иудушка Головлев как воплощение “ветхого человека” и сатирический персонаж. Споры о жанре: сатира или роман. Споры о финале в щедриноведении: его искусственность или естественность, следование художественной логике. Православная обрядность в мотивировке финала. “Сказки”. Периоды работы над циклом “Сказок”. Истоки жанра в творчестве Салтыкова-Щедрина и в мировой художественной традиции. Новаторство Щедрина – “сказочника”. Значение цикла “Сказок” в позднем творчестве писателя и в литературной жизни эпохи. Творчество Щедрина в критике и литературоведении.   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование) ПР(проверочная работа)    
10 Ф.М. Достоевский   Духовный путь писателя. Периодизация творчества. Внимание писателя к нравственному миру человека, к глубоким противоречиям его психической жизни. Раннее творчество. Достоевский и “натуральная школа”. “Бедные люди” как первый социальный роман писателя. Макар Девушкин как тип маленького человека и литературный характер. Переосмысление типа у Достоевского. Жанр повести в творчестве Достоевского 40-х годов. “Хозяйка”, “Белые ночи”, “Слабое сердце” и др. как “петербургские повести”. “Двойник” Достоевского, его место в творчестве писателя. Специфика повествования. Мировоззрение Достоевского в “сибирский” и “постсибирский” периоды. Теория “почвенничества” и ее художественное преломление. “Записки из подполья” как этапное произведение. Подпольный парадоксалист” как тип и характер. Типологические принципы романов, составляющих Великое Пятикнижие. “Преступление и наказание Социально-философская и нравственно-психологическая проблематика романа. Бытовой и метафизический планы романа. Тип героя-идеолога. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Социально-философское содержание теории Раскольникова и логика ее обоснования Проблема жанра: полифонический роман Достоевского (М. Бахтин). “Идиот”. Проблема идеала в эстетике Достоевского. Замысел о “положительно-прекрасном” человеке и его воплощение в романе “Идиот”. Князь-Христос и “темный мир”. Скрытый миф в структуре романа. Сюжетный архетип и система персонажей (Мышкин и Рогожин, Мышкин и Ипполит Терентьев, Мышкин и Настасья Филипповна, персонажи и их “идеи”). Проблема Добра и Красоты в романе. Трагедия Настасьи Филипповны. Своеобразие героини Достоевского (тип инфернальницы). Смысл финала. Жанровая специфика романа-трагедии. Роман “Подросток” как роман воспитания. Форма повествования в семейной хронике. Идея Аркадия, ее социальные и психологические корни. “Братья Карамазовы” как итог творчества Достоевского (синтез идей общефилософских, эстетических, этических, социальных) и его духовная биография. Карамазовщина и карамазовский вопрос в романе. Концепция жизни четырех братьев, их нравственно-психологический облик. Наследие Достоевского и современность. Достоевский в русской критике XIX-XX в. ПР(проверочная работа)   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование)     Конспектирование статей    
11 Литература 1870 - начала 1890-х годов   Место народнической литературной школы и школы «Отечественных записок» в литературном процессе 1870-1890-х годов: расцвет в 1870 – начале 1880- и снижение художественной востребованности в конце 1880-1890-х годов. Проблематика и поэтика прозы народников: герой и толпа, жертвенность героя, психологизм повествования, «вербовочная» функция ситуации «герой на…..» (произведения Степаника-Кравчиского, Златовратского, Каронина-Петропавловского, Наумова и др.)Герой практик в произведениях писателей школы «ОЗ»: аспект на «деле» героя, традиционно-экзаменующая функция ситуации «герой на  «; сатирическое осмысление социальных и нравственных противоречий эпохи (произведения Осиповича-Новгородского, Благосветлова, Омулевского, Чернышевского). Своеобразие поэзии конца 1870-1890-х годов: народническая поэзия и ее эмоционально-эстетическая связь с некрасовской школой (творчество Фигнер, Морозова, Якубович, Минского);фофановская школа как воплощение концепции субъективности творчества «эпохи безвременья» (творчество Минского, Фофанова, Случевского, Лохвицкой, Апухтина, Андеевского). Своеобразие эволюции художественных традиций школы «ОЗ» в творчестве Д.Н. Мамина – Сибиряка: интерес к бытописательству, осмысление проблемы капитализации России; фольклорно-романтическая концепция личности человека из народа; интерес к уральской сказовой тематике (на примере произведений: «Горное гнездо», «Приваловские миллионы», «Хлеб», «Золото», «Аленушкины сказки»).   ПР(проверочная работа) СР(конспект темы для самостоятельного изучения)
12 Л.Н. Толстой   Личность и творчество. Напряженность духовной жизни, углубленный самоанализ (Дневник, “Исповедь”) и его отражение в изображении духовных исканий героев произведений. Художественный метод и стиль Толстого. Жанровые особенности его произведений, система жанров. Основные этапы развития толстовского реализма. Толстой как мыслитель. Идейный кризис Л. Толстого конца 50-х гг. и позиция устранения от зла (вынесение за скобки социальности): поиск опоры в “чистом искусстве”, в гегелевской “разумности”, в стихийно-природной жизни – пантеизме (“Утро помещика”, “Три смерти”, “Люцерн”). Отражение в творчестве идейных исканий Л. Толстого. Тема Кавказа в ранних рассказах Толстого и ее развитие в позднем творчестве писателя (“Набег”, “Рубка леса”, “Разжалованный”, “Хаджи Мурат”). Повесть “Казаки” в творческой эволюции писателя. Оленин и его нравственные искания. Автобиографический подтекст и моделирование характера. Оленин как толстовский герой. “Война и мир” как поэтический эпос Толстого. История создания “Войны и мира” в аспекте динамической поэтики: замысел, этапы его эволюции. История и поэзия: концепция “исторического жанра” и трансформация традиционной романной формы. Духовные искания интеллектуального героя (Болконский, Безухов) как путь к истине. Женские персонажи в романе “Война и мир” в свете толстовской эстетики и концепции человека и жизни. Героиня Толстого. Философия истории Л.Толстого: истоки и перспективы. Кутузов и Наполеон в свете толстовской философии истории (своеобразие художественной трактовки). Жанровое своеобразие “Войны и мира”: генезис и эксперимент (отличие от эпопеи классического типа). Споры о жанре в литературоведении (М. Бахтин, А. Сабуров, Н. Гей и др.). Композиционные принципы (“бесконечный лабиринт сцеплений и законы этих сцеплений”): генерализация и мелочность. Роман “Анна Каренина”. “Мысль семейная” в романе и особенности ее реализации. Связь ее с толстовскими поисками социального и нравственного “корня зла”, с “мыслью народной”. Авторская концепция романа “Анна Каренина” и ее выражение в сопряжении сюжетных линий. Проблема повествования, композиционные приемы, поэтика Смысл эпиграфа. Споры об эпиграфе в критике и литературоведении. Отражение в концепции романа идейных исканий автора. Сюжетная линия Анны Карениной. Антиномия телесного и духовного как важнейшая проблема диалектики характера Анны. Трансформация житийной традиции. Символика и сквозные образы, функция снов. Авторская позиция и способы ее выражения. Сюжетная линия Левина. Левин в поисках нравственной и социальной истины. Житийная традиция и ее трансформация. Левин в системе персонажей романа. Автобиографическое начало в персонаже. Левин как толстовский герой. Символика сквозных образов и авторская позиция. Драматизм содержания и формы. Поэтика романа. Идейный кризис Л. Толстого 80-х годов и творчество после перелома. Эстетика Л. Толстого 80-х годов. Общая характеристика творчества после перелома. Жанры (повести, народные рассказы). Соотношение авторской идеи и художественной логики. Роман Л. Толстого “Воскресение” и идейные искания автора. Проблематика, система образов, смысл заглавия, система эпиграфов и композиция романа. Проблема жанра. Тема “воскресения” в романе. Соотношение сюжетных линий Нехлюдова и Катюши Масловой. Психологизм Толстого. Метафорический и символический планы в романе. Причины обращения Толстого к драматургии. Драматургические принципы писателя. Народная драма “Власть тьмы”, сатирическая комедия “Плоды просвещения”, психологическая драма “Живой труп” в контексте творчества писателя. Л. Толстой в русской критике и литературоведении. Толстой и религиозные мыслители. Художественные открытия Толстого и XX в. ПР(проверочная работа)   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование)     Конспектирование статей    
13 А.П. Чехов   Чехов как тип “русского интеллигента”: проблема слова и дела. Раннее творчество Чехова. Жанровое многообразие и приемы комического. Анекдот в структуре рассказа и его функции. Пародия в структуре рассказа. Появление жанра психологической новеллы. Проблема интеллигенции в прозе Чехова. Тема одиночества и духовной неудовлетворенности человека (“Скучная история”). Проблема добра и зла и нравственной позиции человека (“Палата №6”). Тип героя: чеховский “плохой хороший человек” и “лишние люди” в русской литературе (“Дуэль”, “Дом с мезонином” и др.). Тип героя, выломившегося из среды (“Моя жизнь”). Проблема пробуждения человеческого достоинства (“Учитель словесности”, “Дама с собачкой”, “Маленькая трилогия”) и ее решение. Чеховский критерий нравственной ценности человека (“Попрыгунья”). Тема ухода (“Невеста”). Поэтика чеховской новеллы. Драматургия. “Вишневый сад” - итог творческой эволюции Чехова-драматурга. Новое в изображении быта. Сила “мелочей жизни”. Неоднозначность персонажей. Смысл чеховской символики, типы ремарок, музыка звуков. Второй план пьесы (действие за сценой). Устойчивые и новые тенденции в чеховской драме. Авторская позиция. Символика заглавия. Подтекст или «подводное течение». Смысл финала: прощание и прощение. Проблема художественного метода в спорах вокруг “Вишневого сада”. Методологические уроки прошлых и современных исследований “Вишневого сада”. Судьба чеховских традиций в русской и мировой драматургии. Чехов как завершение реализма. ПР(проверочная работа)   К (коллоквиум) ПЗ(практическое занятие) Т (тестирование)    
14 Г.И. Успенский   Писатель “неустанной исповеди чуткой совести”. Место Г. Успенского в общественно-литературном процессе 60-80-х гг. Начало литературной деятельности как писателя-урбаниста (“Будка”, “Нравы Растеряевой улицы”, “Разоренье”). Особенности типизации, язык и композиция первого очеркового цикла “Нравы Растеряевой улицы”, “портретная галерея типов”, элементы драматизации (диалоги, уличные сцены), печальный юмор. Творческая перекличка Г. Успенского и М. Салтыкова-Щедрина. Преобладание деревенской тематики в произведениях 70-80-х гг. (“Из деревенского дневника”, “Крестьянин и крестьянский труд”, “Книжка чеков”, “Власть земли”). Воспроизведение “обыденных фактов” посредством “анализа всего строя общества” (Г.Успенский). Синтез публицистического и художественного, сочетание документальности и образности, фольклорный материал. Принципы художественного обобщения, способы циклизации. Проблема народа и интеллигенции (“Больная совесть”, “Выпрямила”). Мотив “долга” интеллигенции перед народом, поиски положительного героя. Формы проявления авторского сознания, исповедальное начало. Очерк “Выпрямила” как эстетическое кредо писателя, попытка соединения вечной ценности искусства и современных политических идей. Своеобразие творческого метода Г. Успенского, его взгляд на роль искусства. СР(конспект темы для самостоятельного изучения)
15 В.М. Гаршин   Личность и судьба В. Гаршина. Трагическое мироощущение, страстные поиски истины. “Гаршиновский тип” личности. Открытие нового типа героя – “человека проснувшейся совести”. Диалог с Л. Толстым в решении военной темы в рассказах “Четыре дня”, “Денщик и офицер”, “Трус”. Диалогический конфликт повести “Художники” как отражение столкновения двух концепций искусства: “академики” и “передвижники”. Особенности композиции и повествовательной формы, смысл финала. Тема женской эмансипации и ее решение в рассказах “Происшествие” и “Надежда Николаевна”. Диалог с литературной традицией (Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Ф. Достоевский). Изображение “душевной драмы самоотвержения и героизма” (Короленко), трагической безрезультатности подвига героя-одиночки (“Attalea princeps”, “Красный цветок”). Близость гаршиновского героя к героям Достоевского. Психологизм и условно-аллегорическая форма рассказов, черты романтического стиля. Толстовские тенденции в решении темы протеста (“Сказание о гордом Аггее”, “Сигнал”). Гаршин и Чехов. Своеобразие реалистического метода Гаршина. Психологизм, исповедальность, “особая сгущенность повествования”, сатира и романтическая героика, элементы романтической поэтики, реалистическая символика. Характерные повествовательные формы: письма, записки, дневники, исповеди. Жанр короткого лирико-философского рассказа и психологической новеллы   СР(конспект темы для самостоятельного изучения) Коллоквиум по текстам ПР
16 В.Г. Короленко   .Проблема народа и интеллигенции в рассказе “Чудная”. Поэтика названия. Несгибаемая воля и фанатическое служение идее девушки-революционерки (Морозова). “Задумавшийся” жандарм (Гаврилов). Сибирские рассказы Короленко как цикл (“Убивец”, “Соколинец”, “Марусина заимка”). Типология характеров, образы странников, тема “бездорожья” и особенности ее решения. Портрет как средство раскрытия романтического характера персонажа и отражение авторского идеала. Жанрово-стилевые особенности рассказов.“Сон Макара” как святочный рассказ. Социальная и нравственная проблематика рассказа “В дурном обществе”. Душевный мир ребенка и представления о добре и зле “порядочного общества”. Мотив нравственного прозрения. Элементы сентиментальной и романтической поэтики. Традиции русской классики в решении темы детства (Толстой, Достоевский).Философско-этическая и эстетическая проблематика повести “Слепой музыкант”. Смысл авторского жанрового определения – “этюд”. Изображение процесса формирования личности средствами выделения сюжетно-композиционных звеньев, соответствующих переломным моментам в духовной биографии героя. Романтико-героическая символика рассказов “Лес шумит”, “Река играет”, “Мгновение”, “Огоньки”, “Сказание о Флоре”. Пейзажная живопись, музыкальность, фольклорные мотивы и образы, лиризм, аллегорика. “История моего современника” как опыт художественной мемуаристики. Органическое слияние истории личности и общества. Жанровая система: лирико-психологический очерк, рассказ, повесть, легенда, стихотворение в прозе. Место Короленко в историко-литературном процессе. СР(конспект темы для самостоятельного изучения) Коллоквиум по текстам ПР

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В течение семестра студенты должны:

1. посещать и конспектировать лекционные занятия по дисциплине;

2. получить «допуск» к зачету/экзамену (см. технолог. карту);

3. сделать конспекты критических статей и рекомендуемых литературоведческих исследований (при подготовке  к практическому занятию);

4. знать содержание текстов произведений из обязательного списка;

5. вести читательские дневники;

6. посещать практические занятия и продуктивно на них работать, а именно:

- активно участвовать в обсуждении вопросов, предусмотренных планом занятий;

- выполнять анализ изучаемых произведений в письменной и/или устной форме;

- конспектировать критические и научно-исследовательские статьи к каждому занятию (2-3 источника – в виде кратких тезисов).

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Русская литература II половины XIX века»










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...