Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Предлагаемые материалы разработаны в помощь педагог гам и психологам, которые, работая с родителями, ставят . своей целью изменение их отношения к ребенку. Речь идет о стереотипах жесткого авторитарного давления и_сверхизбыточной опеки—стереотипах, весьма распространенных среди родителей и, к сожалению, оказывающихся значительным тормозом на пути гуманизации отношений педагогов и учащихся. Дети, не имеющие опыта доверитель- , ных и ответственных отношений в семье, с трудом включа- ,, ются в отношения сотрудничества в школе. Преодолению подобных трудностей может способствовать „ обучение родителей, изменение их отношений с ребенком за , счет осмысления определенной психолого-педагогической ин- .„ формации, принятие идеи сотрудничества с ним как практического ориентира и жизненно важной цели родителей и пе- ^ дагогов. ..,, Подобная деятельность поможет родителям включиться в работу над собой раньше, чем назреют проблемы, с которыми они уже вряд ли справятся без специальной консультации и работы психолога. /" Образовательные потребности родителей в психолого-педа- ^ гогической сфере осознаются ими, как правило, в связи с необходимостью решить назревшие проблемы, т.е. в ситуациях, с педагогической точки зрения, существенно запущен- 90 ных. В этих случаях родители активно ищут выход, прибе- \ гая к помощи психолога. Но при этом обычно удается лишь ( выявить причины нарушений личностного развития ребенка, i найти же эффективные практические средства коррекции его [ поведения значительно сложнее. _/—-^ Опережающая психолого-педагогическая подготовка роди-~~? телей может существенно помочь выстроить отношения: дети — \, родители — школа. Важно не только обеспечение взрослых ^ доступной и значимой, с их точки зрения, информацией, но и развитие их рефлексивных способностей. Как показывает ! опыт, наибольшую готовность к занятиям проявляют ^родите- / ли первоклассников. ^ ^Содержание занятий строится таким образом, чтобы от 1 конкретных вопросов, волнующих родителей, можно было / перейти к анализу более обобщенного психолого-педагогичес- \ кого материала) Основные обсуждаемые позиции: \ — организация самостоятельной деятельности ребенка является важным фактором его развития; — внимание к ребенку и эмоциональное сопереживание со стороны родителей — необходимые условия его полноценного развития; — в основе нравственного развития ребенка лежит его повседневный опыт взаимодействия с близкими людьми; — умение ребенка взаимодействовать со сверстниками является важным условием его полноценного развития; — в дополнительном обучении ребенка важно сохранять приоритет его собственных интересов и возможностей, а не пристрастий родителей. Предлагаемая программа может осуществляться в разных формах: на занятиях общешкольного родительского лектория, в курсе тематических родительских собраний, в целевых беседах с родителями. При этом предлагается использовать две практические методики, разработанные для развития родительской рефлексии. Опыт их применения показывает, что данные методики углубляют представления родителей о своих возможностях помощи ребенку. Взаимодействие с родителями позволяет педагогам увидеть, насколько трудно дети адаптируются к условиям обучения, в какой степени учащиеся принимают различные формы учебной и внеучебной деятельности. '< Возможные результаты реализации программы: ( — осознание родителями воспитательных проблем; 'к— развитие родительской рефлексии; 5* 91 —• гуманизация отношений родителей с детьми; — повышение уровня ответственности родителей; — повышение уровня образованности родителей. У родителей укрепляется позитивное отношение к школе, появляется потребность в конструктивном взаимодействии ч? педагогом и личном участии в решении школьных проблем. Можно утверждать, что психолого-педагогическая подготовка родителей на базе школы повышает их готовность к сотрудничеству не только с ребенком, но и с работниками этого учебного заведения. Тема 1. День таинственности и любознательности Семья как наиболее важный фактор развития и воспитания ребенка. Социальные функции семьи. Типы отношений в семье: от либерального к авторитарному. От опеки к независимости. Доверительные отношения в семье. Роль совместной. деятельности в развитии ребенка. Тема 2. Уверенность вашего ребенка в своих силах Практическое занятие: работа с «Индивидуальной картой», сравнительный анализ ответов родителей и ответов детей. Психологический комментарий полученных результатов. Общие рекомендации по установлению доверительных отношений в семье. Тема 3. Становление личности ребенка Основные этапы социализации личности ребенка. Социализация как усвоение личностью норм и правил, принятых в обществе, как конструирование пространства для самовыражения. Основные этапы развития личности ребенка. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Потребности как побудительная сила личности. Внешние и внутренние мотивы деятельности ребенка. Роль непосредственного окружения и конкретных социальных требований в формировании мотивации. Развитие мотивов обучения младших школьников. Тема 4. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности. Проблемы самочувствия ребенка в коллективе: мальчики и девочки. Потребность ребенка в признании и самореализа- 92 ции. Поиск референтной группы. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Тема 5. Развитие нравственного мира ребенка Самосознание ребенка и образ «Я» — его отношение к миру и людям. Нравственное развитие как результат повседневного опыта. Пути освоения этики поведения. Способность ребенка быть ответственным. Психологические критерии нравственного развития. Особенности формирования чувства ответственности в разном возрасте. Анализ формирующих педагогических ситуаций. Тема 6. Индивидуальные особенности ребенка Внутренний мир ребенка. «Область достижений» и «область ограничений». Особенности характера. Индивидуальный подход и его возможности. Компенсация недостатков и развитие талантов. Способности ребенка и пути их развития. Помощь ребенку в развитии его индивидуальности. Тема 7. Почему вашребенок одни учебные предметы любит, а другие — нет Практическое занятие: изучение родителями индивидуальной карты учебных интересов своего ребенка. Обсуждение родителями вопроса, каково их влияние на формирование этих интересов. Обсуждение с родителями возможностей их конструктивного влияния семьи на содержание внеучебной деятельности ребенка. Ниже представлена форма «Индивидуальной карты», используемой на практическом занятии «Знаете ли вы своего ребенка? » ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА имя и фамилия ученика 1. Что тебе нравится делать в школе? 2. Когда ты лучше всего себя чувствуешь в школе? Т — когда общаюсь с друзьями; 2 — когда идет интересный урок; 3 — когда я получил хорошую отметку; 93 4— когда я могу придумать что-то, нарисовать, сочинить; 5 — когда я отдыхаю на перемене. 3. Какие уроки тебе больше всего нравятся? ______ 4. По каким учебным предметам тебе нужна помощь?__ 5. Когда тебе трудно, помогают ли тебе родители? 1 — да, всегда; 2 — да, иногда; 3 — нет. 6. Чем ты увлекаешься в свободное время? ________ 7. В какие кружки ты ходишь? ________________ 8. В какие кружки ты хотел бы ходить? _________ 9. Что ты любишь делать дома вместе со своими родителями? ___________________________________ 10. Какие качества ты больше всего ценишь в людях? 1 — сила; 2 — красота; 3 —ум; 4 — доброта; 5 — справедливость. 11. Какие качества ты хотел бы развивать в себе? ____ Одной из важных форм обучения родителей может быть посещение «Дня открытых дверей» в школе. Важно, чтобы свои впечатления они могли проанализировать и высказать. Этому могут способствовать специально разработанные анкеты-наблюдения. АНКЕТА-НАБЛЮДЕНИЕ Уважаемые родители, просим вас выразить свое мнение относительно прошедшего «Дня открытых дверей». Ваши суждения и советы помогут совершенствованию работы школы. 94 1. Стало ли вам более понятным состояние вашего ребен* ка в школе? 1 — да; 2 — в незначительной степени; 3 — нет. 2. Как чувствует себя ваш ребенок в школе? (Номера соответствующих позиций обведите, пожалуйста, кружком). 1 — чувствует себя свободно и уверенно; 2 — ему уделяется достаточно внимания; 3 — ему недостает поддержки одноклассников;' - 4 — ребенок излишне расторможен, взвинчен; 5 — ребенок стесняется выступать; > 6-________________ 3. На какие особенности вашего ребенка педагогу следует обращать больше внимания? ' - ',4t I S ,.!~~]';~'"'Г f'' 4. Какие творческие или учебные задания были бы деле» сообразны для вашего ребенка? 5. Какие проблемы взаимоотношений между детьми вам хотелось бы обсудить на родительском собрании? 6. Считаете ли вы целесообразным проведение подобных дней встречи? 1 — да; 2 — не знаю, 3 — нет 7. Какие советы вы могли бы дать педагогам для проведения следующего дня открытых дверей? 8. Появилось ли у вас желание самому принять активное участие в следующем дяе открытых дверей?' 1 — да; 2 — возможно; 3 — нет. 95 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |