Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА МИКРОИССЛВДОВАНИЯ «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»




(мнение родителей и педагогов)

1. Что для вас является самым важным в жизни? Выберите и обведите, пожалуйста, не более 3 позиций.

1 — дружба;

2 — любовь к знаниям, к истине;

3 — вера в своего ребенка;

4 — ответственность;

5 — семейное счастье;

6 -— умение изменятьсебя;

7 — справедливость;

8 — работа, творчество;

9 — свобода.

2. Как вы оцениваете, что обычно побеждает в вашей жизни?

1 — добро; 2 — зло.

109

3. В какие принципы вы хотите, чтобы верили ваши дети (ученики)?

4. Каким вы хотите видеть своего ребенка (ученика) в бу­дущем? (Выберите, пожалуйста, не более 5 позиций)

- добрым;   —умеющим прощать;   — порядочным;  
- образованным;   — известным;   — справедливым;  
- богатым;   —хорошим работником;   —творческим работникам  
- любимым;   — руководителем;   —любящим  
- свободным;   — ученым;      

 

5. Какие качества тревожат вас в ваших детях (учени­ках)?

6. Расскажите, пожалуйста, немного о себе

Ваш пол: 1 — мужской; 2 — женский.

Возраст _____

Образование: 1 — среднее;2среднее специальное; 3 — высшее.

Сколько у вас детей? ____

7. Как вы оцениваете материальное положение своей семьи?

1 — выше среднего; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое.

МЕТОДИКА МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ «СМЫСЛ ЖИЗНИ»

(мнение родителей и педагогов)

1. Как вы чувствуете себя в современной жизни?

1 — уверенно; 2 — трудно сказать; 3 — тревожно.

2. В той профессиональной области, в которой вы явля-

110

тетесь специалистом, какие качества могут помочь человеку добиться успеха?

(Отметьте, пожалуйста, не больше 5 позиций)

1 — мягкость, душевность, доброта;

2 — предприимчивость, инициативность;

3 — общительность, контактность,

4 — целеустремленность, твердость;

5 — тактичность, корректность;

6 — способность идти на риск;

7 — высокий уровень профессиональных знаний;

8 — широкий общекультурный кругозор, эрудиция;

9 — ответственность, деловитость,

10 — честолюбие, тщеславие;

11 — способность постоянно обучаться;

12 — умение приспособиться к ситуации;

13 — способность извлечь выгоду

3. Какие нравственные принципы вы признаете в жиз­ни?

(Если Вы согласны, обведите, пожалуйста, номер сужде­ния кружком)

1 — добро побеждает зло;

2 — человек должен стремиться выделиться;

3 — от добра добра не ищут;

4 — человек человеку волк;

5 — от судьбы не уйдешь;

б—не имей сто рублей, а имей сто друзей;

7 — не плюй в колодец — придется напиться;

8 — друзья познаются в беде;

9 — какие еще _____________

4. Удовлетворены ли высвоей жизнью?

1 — да, полностью;

2 — да, частично;

3 — скорее, нет,

4 — нет, не удовлетворен.

5. Расскажите, пожалуйста, немного о себе:

Ваш пол. 1 — мужской; 2 — женский.

Возраст _____

Образование: 1 — среднее; 2 — среднее специальное; 3 — высшее.

Сколько у вас детей? ____

6. Как вы оцениваете материальное положение своей семьи?

1 — выше среднего; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое.

111

7. Сфера вашей профессиональной деяЯтельности (кем вы работаете)?

Важным результатом проведенных исследований может стать анализ профессиональных качеств, необходимых для

достижения успеха.

Обсуждение на родительских собраниях полученных ре­зультатов поможет родителям и педагогам лучше ориентиро­ваться в мире взаимных нравственных представлений.

Ниже представлена методика микроисследования, прове­денного учащимися старших классов по вопросу, интересу­ющему большинство ребят, — по вопросу денег.

МЕТОДИКА МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ «КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ»

(мнение родителей)

1. Как вы считаете, нужны ли вашемуребенку деньгинакарманные расходы?

1 — да, обязательно; 2 — да, необязательно; 3 — нет, не нужны.

2. Даете ли вы своему ребенку деньги на карманные рас­ходы?

1 — да, ведь он уже большой, и он должен сам распоряжаться некото­рой суммой денег;

2 — даете, если только он попросит;

3 — нет, вы не видите в этом необходимости.

3. Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи?

1 — хорошее; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое.

4. Какую сумму денег вы даете своему ребенку ежене­дельно? _________________________________

5. Если ваш ребенок идет на день рождения к своему дру­гу, какую сумму денег вы можете выделить ему на подарок?

6. Как вы считаете, на какие траты уходят деньги, которые

вы даете своему ребенку?

1 — на дополнительное питание;

2 — на жвачки;

112

J


3 — на музыкальные кассеты;

4 — на дискотеки;

5 — на сигареты;

6 — на спиртные напитки;

7 — на что еще?

7. Если ваш ребенок хочет пойти в кафе, откуда он мо­жет взять на это деньги?

1 — я дам ему необходимую сумму;

2 — он может накопить;

3 — он может сам заработать;

4 — он может занять у приятеля;

5 — он может взять без спросау родителей.

8. Если вашему ребенку необходимы деньги, какой способ их заработать вы поощряете?

1 — он может получать деньги от родителей за успешную учебу;

2 — он может подработать, например, подсобным рабочим;

3 — он может помочь родителям по хозяйству за денежноевознаграж­дение;

4 — он может выиграть в лотерею, тотализатор, игры;

5 — он может продать что-либо из своих вещей.

Обсуждение результатов опроса родителей поможет найти оптимальное решение этой важной проблемы, с которой сталкиваются в своей жизни каждый ребенок и родитель.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном пособии нашли отражение современные педагогические, социологические и психологические подходы к проблеме образования взрослых, и в частности родителей, включающие человека в процесс поиска, самоопределения,

самоанализа.

Свобода и ответственность, доброта и созидание, вера и

прощение как высшие ценности для людей, живущих в кри­зисной ситуации развития человечества, пока еще не явля­ются общепринятыми.

Не всегда организаторам процесса образования родителей

бывает легко согласиться с тем, что нет точных правил вос­питания детей, что воспроизводство отношений и способов воспитания, существовавших ранее, может привести лишь к усугублению кризисных явлений. Что поток событий и жиз­ненных ситуаций, в которые попадает человек, служит для него уроком нравственного выбора, т.е. такого выбора, в ко­тором высшими критериями выступают законы нравственно­сти, любви, достоинства человека.

Именно поэтому в пособии и нашли отражение такие под­ходы к содержанию и способам образования родителей, ко­торые позволяют аккуратно и многомерно рассматривать различные явления. Без оценочных суждений, внимательно всматриваясь в жизнь, честно обсуждая то, что их действи­тельно волнует, родители, педагоги, дети могут обращаться за помощью и советом друг к другу, могут учиться друг у друга. Представленные в пособии методики позволяют осто­рожно идти путем «неизведанного».

В повседневной жизни родителям приходится постоянно решать для себя вопросы, которые могут быть выражены в

следующих шкалах:

— воля родителей — с одной стороны, воля ребенка — с

другой;

— принятие индивидуальности, самобытности ребенка —

требование, чтобы ребенок был таким, какимхотят его ви­деть родители;

— способность родителей изменять себя — косность, от­сутствие желания работать над собой;

114

— ориентация родителей на материальные ценности — служение духовным и образовательным ценностям.

Каждый родитель имеет право решать эти проблемы так, как ему видится, если при этом он не нарушает принятые в обществе законы. Однако стимулирование родительской реф­лексии будет приводить к благоприятному по отношению к ребенку выбору.

Во многих случаях образование родителей не может предотвратить негативные явления, например развод супру­гов, однако может помочь им сделать все возможное, чтобы не нанести ребенку непоправимый вред.

Образование родителей, естественно, должно обеспечивать­ся и законодательной, правовой базой. Особую важность представляет экспертиза образовательных услуг для родите­лей. Вызывает тревогу отсутствие финансирования развития системы образования родителей. Однако понимание важно­сти решения проблемы, добрая воля людей могут преодоле­вать препятствия.

Существует и ряд внутренних трудностей развития систе­мы образования родителей:

— развитие человековедческой грамотности родителей и родительской рефлексии — процесс медленный, процесс ро­ста и не может насаждаться извне;

— люди, ведущие образовательную работу с родителями, не должны стремиться к самоутверждению в сфере челове­ческих отношений;

— образование родителей — сфера услуг, область оказа­ния помощи, поэтому показателем ее эффективности служит то, что обрел взрослый человек в своей образовательной де­ятельности, насколько это обретение будет способствовать благополучию ребенка.

Хочется надеяться, что на основе складывающейся систе­мы образования родителей будет развиваться и прорастать общество человеческих отношений, полноценных людей, ко­торым не чужды радости и страдания, добро и вечная борьба со злом, но которые решают свои проблемы цивилизованно, ответственно и честно.

ЛИТЕРАТУРА

Арнаутова ЕЛ., Иванова BJM. Общение с родителями:

зачем? как? — М., 1993.

Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. — М.:

Просвещение, 1991.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение,1988.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педаго­гика, 1991.

Воспитание детей в неполной семье /Пер. с чешек. — М.: Прогресс, 1980.

Глассер У. Школыбез неудачников. — М.: Прогресс, 1991.

Гребенников И.В. Школа и семья. — М., 1985.

Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей: При­мерная программа народного университета педагогических знаний. — М.: Знание, 1986.

Джайнотт ХД. Родители и дети. — М.: Прогресс,1986.

Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. — Мн.:

000 «Попурри», 1996.

Добрович AJS. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987.

Жутикова HJB. Психологические уроки обыденной жиз­ни: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1990.

Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавитьсяотстраха. — СПб.: Гиппократ, 1995.

Захаров А.И. Неврозы у детей. —СПб.: Дельта, 1996.

Игошев К.Е., Минъковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Юридическая литература, 1989.

Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родите­лями. — М., 1980.

Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. — М;—Л.:

Прогресс, Антарес, 1991.

Ковалев C£. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991.

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значе­ние. — М.: Педагогика, 1991.

116

Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб., 1996.

Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб:: Питер Пресс, 1996.

Макаренко А.С. Книгадля родителей. — Петрозаводск, 1959.

Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988.

Максимов В.В. Семейнаякнига. — СПб,1996.

Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. — М.:ТОО«ИнтелТех», 1994.

Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя —М.:

Просвещение, 1992.

Методические рекомендации к организации чтения худо­жественной литературы в семье / Сост. Е.А. Соколовская. — Л.: НИИ 00В, 1983.

Методические рекомендации по организации факультати­ва «Иностранный язык в семье» / Сост. Ж.Л. Витлин. — Л.: НИИ 00В, 1983.

Методические рекомендации по организации в школах взрослых факультатива «Семейное образование» / Сост.Л.Н. Ле-сохина, Т.В. Шадрина. — Л.: НИИ 00В, 1983.

Методические рекомендации к организации семейного праздника / Сост. Э.К. Туркина. — Л.: НИИ 00В, 1983.

Острогорский АН. Семейные отношения и их воспита­тельное значение. — М., 1985.

Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании:

Посвящается российским матерям. — М.: Изд-во И.Д. Сыти­на, 1908.

Помощь родителям в воспитании детей. — М.: Прогресс, 1992.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987.

РичардсонР.У. Силы семейных уз. — СПб.: Акцидент, 1994.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995.

Скиннер Р., Клиз Д. Семья и как в ней уцелеть. —М.:

Независимая фирма «Класс», 1995.

Сухомлинский ВА. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985.

Сухомлинский ВА. Родительская педагогика. — М., 1978.

117

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьни­ков: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. Фромм А. Азбука для родителей. — Л.: Лениздат, 1991. фурутан АА. Отцы, матери, дети: Практические советы

родителям. — М.: Прогресс, 1992.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М., 1992. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохи-

ной, Т.Б. Шадриной. — М.: Педагогика, 1991.

Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М.,

1996.

Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, ACT,

Фонд «Университетская книга»,1996.

 

Учебное издание ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И DIKOJtA










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...