Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МЕТОДИКА МИКРОИССЛВДОВАНИЯ «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»
(мнение родителей и педагогов) 1. Что для вас является самым важным в жизни? Выберите и обведите, пожалуйста, не более 3 позиций. 1 — дружба; 2 — любовь к знаниям, к истине; 3 — вера в своего ребенка; 4 — ответственность; 5 — семейное счастье; 6 -— умение изменятьсебя; 7 — справедливость; 8 — работа, творчество; 9 — свобода. 2. Как вы оцениваете, что обычно побеждает в вашей жизни? 1 — добро; 2 — зло. 109 3. В какие принципы вы хотите, чтобы верили ваши дети (ученики)? 4. Каким вы хотите видеть своего ребенка (ученика) в будущем? (Выберите, пожалуйста, не более 5 позиций)
5. Какие качества тревожат вас в ваших детях (учениках)? 6. Расскажите, пожалуйста, немного о себе Ваш пол: 1 — мужской; 2 — женский. Возраст _____ Образование: 1 — среднее;2 —среднее специальное; 3 — высшее. Сколько у вас детей? ____ 7. Как вы оцениваете материальное положение своей семьи? 1 — выше среднего; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое. МЕТОДИКА МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ «СМЫСЛ ЖИЗНИ» (мнение родителей и педагогов) 1. Как вы чувствуете себя в современной жизни? 1 — уверенно; 2 — трудно сказать; 3 — тревожно. 2. В той профессиональной области, в которой вы явля- 110 тетесь специалистом, какие качества могут помочь человеку добиться успеха? (Отметьте, пожалуйста, не больше 5 позиций) 1 — мягкость, душевность, доброта; 2 — предприимчивость, инициативность; 3 — общительность, контактность, 4 — целеустремленность, твердость; 5 — тактичность, корректность; 6 — способность идти на риск; 7 — высокий уровень профессиональных знаний; 8 — широкий общекультурный кругозор, эрудиция; 9 — ответственность, деловитость, 10 — честолюбие, тщеславие; 11 — способность постоянно обучаться; 12 — умение приспособиться к ситуации; 13 — способность извлечь выгоду 3. Какие нравственные принципы вы признаете в жизни? (Если Вы согласны, обведите, пожалуйста, номер суждения кружком) 1 — добро побеждает зло; 2 — человек должен стремиться выделиться; 3 — от добра добра не ищут; 4 — человек человеку волк; 5 — от судьбы не уйдешь; б—не имей сто рублей, а имей сто друзей; 7 — не плюй в колодец — придется напиться; 8 — друзья познаются в беде; 9 — какие еще _____________ 4. Удовлетворены ли высвоей жизнью? 1 — да, полностью; 2 — да, частично; 3 — скорее, нет, 4 — нет, не удовлетворен. 5. Расскажите, пожалуйста, немного о себе: Ваш пол. 1 — мужской; 2 — женский. Возраст _____ Образование: 1 — среднее; 2 — среднее специальное; 3 — высшее. Сколько у вас детей? ____ 6. Как вы оцениваете материальное положение своей семьи? 1 — выше среднего; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое. 111 7. Сфера вашей профессиональной деяЯтельности (кем вы работаете)? Важным результатом проведенных исследований может стать анализ профессиональных качеств, необходимых для достижения успеха. Обсуждение на родительских собраниях полученных результатов поможет родителям и педагогам лучше ориентироваться в мире взаимных нравственных представлений. Ниже представлена методика микроисследования, проведенного учащимися старших классов по вопросу, интересующему большинство ребят, — по вопросу денег. МЕТОДИКА МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ «КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ» (мнение родителей) 1. Как вы считаете, нужны ли вашемуребенку деньгинакарманные расходы? 1 — да, обязательно; 2 — да, необязательно; 3 — нет, не нужны. 2. Даете ли вы своему ребенку деньги на карманные расходы? 1 — да, ведь он уже большой, и он должен сам распоряжаться некоторой суммой денег; 2 — даете, если только он попросит; 3 — нет, вы не видите в этом необходимости. 3. Как вы оцениваете материальное положение вашей семьи? 1 — хорошее; 2 — среднее; 3 — ниже среднего; 4 — тяжелое. 4. Какую сумму денег вы даете своему ребенку еженедельно? _________________________________ 5. Если ваш ребенок идет на день рождения к своему другу, какую сумму денег вы можете выделить ему на подарок? 6. Как вы считаете, на какие траты уходят деньги, которые вы даете своему ребенку? 1 — на дополнительное питание; 2 — на жвачки; 112
3 — на музыкальные кассеты; 4 — на дискотеки; 5 — на сигареты; 6 — на спиртные напитки; 7 — на что еще? 7. Если ваш ребенок хочет пойти в кафе, откуда он может взять на это деньги? 1 — я дам ему необходимую сумму; 2 — он может накопить; 3 — он может сам заработать; 4 — он может занять у приятеля; 5 — он может взять без спросау родителей. 8. Если вашему ребенку необходимы деньги, какой способ их заработать вы поощряете? 1 — он может получать деньги от родителей за успешную учебу; 2 — он может подработать, например, подсобным рабочим; 3 — он может помочь родителям по хозяйству за денежноевознаграждение; 4 — он может выиграть в лотерею, тотализатор, игры; 5 — он может продать что-либо из своих вещей. Обсуждение результатов опроса родителей поможет найти оптимальное решение этой важной проблемы, с которой сталкиваются в своей жизни каждый ребенок и родитель. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В представленном пособии нашли отражение современные педагогические, социологические и психологические подходы к проблеме образования взрослых, и в частности родителей, включающие человека в процесс поиска, самоопределения, самоанализа. Свобода и ответственность, доброта и созидание, вера и прощение как высшие ценности для людей, живущих в кризисной ситуации развития человечества, пока еще не являются общепринятыми. Не всегда организаторам процесса образования родителей бывает легко согласиться с тем, что нет точных правил воспитания детей, что воспроизводство отношений и способов воспитания, существовавших ранее, может привести лишь к усугублению кризисных явлений. Что поток событий и жизненных ситуаций, в которые попадает человек, служит для него уроком нравственного выбора, т.е. такого выбора, в котором высшими критериями выступают законы нравственности, любви, достоинства человека. Именно поэтому в пособии и нашли отражение такие подходы к содержанию и способам образования родителей, которые позволяют аккуратно и многомерно рассматривать различные явления. Без оценочных суждений, внимательно всматриваясь в жизнь, честно обсуждая то, что их действительно волнует, родители, педагоги, дети могут обращаться за помощью и советом друг к другу, могут учиться друг у друга. Представленные в пособии методики позволяют осторожно идти путем «неизведанного». В повседневной жизни родителям приходится постоянно решать для себя вопросы, которые могут быть выражены в следующих шкалах: — воля родителей — с одной стороны, воля ребенка — с другой; — принятие индивидуальности, самобытности ребенка — требование, чтобы ребенок был таким, какимхотят его видеть родители; — способность родителей изменять себя — косность, отсутствие желания работать над собой; 114 — ориентация родителей на материальные ценности — служение духовным и образовательным ценностям. Каждый родитель имеет право решать эти проблемы так, как ему видится, если при этом он не нарушает принятые в обществе законы. Однако стимулирование родительской рефлексии будет приводить к благоприятному по отношению к ребенку выбору. Во многих случаях образование родителей не может предотвратить негативные явления, например развод супругов, однако может помочь им сделать все возможное, чтобы не нанести ребенку непоправимый вред. Образование родителей, естественно, должно обеспечиваться и законодательной, правовой базой. Особую важность представляет экспертиза образовательных услуг для родителей. Вызывает тревогу отсутствие финансирования развития системы образования родителей. Однако понимание важности решения проблемы, добрая воля людей могут преодолевать препятствия. Существует и ряд внутренних трудностей развития системы образования родителей: — развитие человековедческой грамотности родителей и родительской рефлексии — процесс медленный, процесс роста и не может насаждаться извне; — люди, ведущие образовательную работу с родителями, не должны стремиться к самоутверждению в сфере человеческих отношений; — образование родителей — сфера услуг, область оказания помощи, поэтому показателем ее эффективности служит то, что обрел взрослый человек в своей образовательной деятельности, насколько это обретение будет способствовать благополучию ребенка. Хочется надеяться, что на основе складывающейся системы образования родителей будет развиваться и прорастать общество человеческих отношений, полноценных людей, которым не чужды радости и страдания, добро и вечная борьба со злом, но которые решают свои проблемы цивилизованно, ответственно и честно. ЛИТЕРАТУРА Арнаутова ЕЛ., Иванова BJM. Общение с родителями: зачем? как? — М., 1993. Байард Р., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: Просвещение, 1991. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение,1988. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Педагогика, 1991. Воспитание детей в неполной семье /Пер. с чешек. — М.: Прогресс, 1980. Глассер У. Школыбез неудачников. — М.: Прогресс, 1991. Гребенников И.В. Школа и семья. — М., 1985. Гребенников И.В. Педагогический всеобуч родителей: Примерная программа народного университета педагогических знаний. — М.: Знание, 1986. Джайнотт ХД. Родители и дети. — М.: Прогресс,1986. Джослин К.Р. Позитивное воспитание от А до Я. — Мн.: 000 «Попурри», 1996. Добрович AJS. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. — М.: Просвещение, 1987. Жутикова HJB. Психологические уроки обыденной жизни: Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1990. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавитьсяотстраха. — СПб.: Гиппократ, 1995. Захаров А.И. Неврозы у детей. —СПб.: Дельта, 1996. Игошев К.Е., Минъковский Г.М. Семья, дети, школа. — М.: Юридическая литература, 1989. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. — М., 1980. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. — М;—Л.: Прогресс, Антарес, 1991. Ковалев C£. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М., 1991. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М.: Педагогика, 1991. 116 Личность, семья, школа / Под ред. С.Г. Вершловского. — СПб., 1996. Лофас Ж., Сова Д. Повторный брак: дети и родители. — СПб:: Питер Пресс, 1996. Макаренко А.С. Книгадля родителей. — Петрозаводск, 1959. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1988. Максимов В.В. Семейнаякнига. — СПб,1996. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. — М.:ТОО«ИнтелТех», 1994. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя —М.: Просвещение, 1992. Методические рекомендации к организации чтения художественной литературы в семье / Сост. Е.А. Соколовская. — Л.: НИИ 00В, 1983. Методические рекомендации по организации факультатива «Иностранный язык в семье» / Сост. Ж.Л. Витлин. — Л.: НИИ 00В, 1983. Методические рекомендации по организации в школах взрослых факультатива «Семейное образование» / Сост.Л.Н. Ле-сохина, Т.В. Шадрина. — Л.: НИИ 00В, 1983. Методические рекомендации к организации семейного праздника / Сост. Э.К. Туркина. — Л.: НИИ 00В, 1983. Острогорский АН. Семейные отношения и их воспитательное значение. — М., 1985. Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании: Посвящается российским матерям. — М.: Изд-во И.Д. Сытина, 1908. Помощь родителям в воспитании детей. — М.: Прогресс, 1992. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987. РичардсонР.У. Силы семейных уз. — СПб.: Акцидент, 1994. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 1995. Скиннер Р., Клиз Д. Семья и как в ней уцелеть. —М.: Независимая фирма «Класс», 1995. Сухомлинский ВА. О воспитании. — М.: Политиздат, 1985. Сухомлинский ВА. Родительская педагогика. — М., 1978. 117 Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. Фромм А. Азбука для родителей. — Л.: Лениздат, 1991. фурутан АА. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. — М.: Прогресс, 1992. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М., 1992. Центры образования взрослых / Под ред. Л.Н. Лесохи- ной, Т.Б. Шадриной. — М.: Педагогика, 1991. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1996. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга»,1996.
Учебное издание ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И DIKOJtA |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 246. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |