Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Помощь родителям детей среднего школьного возраста
Образование родителей детей среднего школьного возраста может осуществляться по разным направлениям. Мы остановимся на том, как оно может строиться в соответствии с уровнем социализации ребенка. Источником тем, служащих основанием для построения процесса образования родителей, является изучение их образовательных ориентации. Для разных возрастных этапов развития детей эти темы имеют свою специфику. Так, например, если учащихся начальной школы больше интересует преемственность, таинственное, вызывающее любопытство, то это нашло подтверждение и в ответах их родителей. Для группы подростков область интересов родителей перемещается в иную область: наркотики, вымогательство, возможность продавать свои услуги за деньги и т.п. Иными словами, характер интересов родителей будет отражать смещение интереса детей в область «искушений». Ниже приводятся разработки для родительских собраний определенных классов. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 5-6 КЛАССОВ: ПО ТЕМЕ «ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЪЯСНЕНИЕ СЕБЯ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ» Цель: познакомить родителей с психологическими правилами доверительного общения. 1. Доверительное общение со взрослыми необходимо ребенку. К сожалению, в школе он не может получить его в Я полной мере. Однако родители могут найти время и возмож- | ность поговорить с ребенком по душам: рассказать, что их | тревожит, спросить, что тревожит его, попробовать пофанта- ' S зировать о том, как могут быть решены те или иные проблемы (но при этом рассматривать только положительные сценарии развития событий, а об отрицательных говорить только в шутку). 2. Следует помнить, что часто родители, учителя, ученики не понимают друг друга. Не понимают, почему кто-то поступает так, а не иначе. Возникает домысел, а на его основе и обида: за поступком другого человека мы видим обижающий нас замысел, возникает раздражение. Одним из наиболее важных в психологии общения является правило: говорить о возникающих у вас чувствах в связи с поведением 96 другого человека. Однако это оказывается не просто. Хочется сразу же это поведение оценить. Например, вам кажется, что ребенок грубит. Если вы говорите: «А ну, прекрати грубить», — то толку от такого оценочного заявления будет не много. Следует сказать: «Твои слова обижают меня. У меня появляется чувство одиночества и боли» или «Твои слова вызывают у меня ярость. Мне начинает казаться, что они, как иголки, впиваются в меня. Бывают ситуации, когда родитель говорит: «Больше ты не будешь со мной так разговаривать». Но если бы они только знали, что ребенок не понимает, как это — «так». Для этого необходимо специально остановить его поведение и рассмотреть случившийся эпизод. Чем меньше ребенок, тем он труднее понимает, что же собственно произошло. В то же время подросток в 14 лет не может справиться со своим поведением. Он только учится этому, и ему необходимо тщательно разобраться, как он действует, как понимает его слова другой человек. В этом родители могут ему помочь. 3. Хотелось бы, чтобы родители попробовали рассказать о ситуациях, в которых они доверительно общаются со своими детьми. Это может быть вечер за круглым столом на кухне... Или же ребенок ложится в кровать и просит поговорить с ним... В этих ситуациях всегда есть некая таинственность. Как научиться создавать-их? Может ли без этого, казалось бы, внешнего фактора проходить доверительное общение? Домашнее задание родителям: поговоритьсо своими детьми о друзьях, о любви, об одиночестве. РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 7-8 КЛАССОВ: ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В СЕМЬЕ И В ШКОЛЕ» Цель: знакомство родителей с правилами взаимодействия с детьми различных типов. 1. Обратимся к анализу психо-социальной специфики детей, обучающихся в вечерних (сменных) школах, по такому показателю, как доминирующий вид памяти: кинестетическая (двигательная) — 70,3%, визуальная (зрительная) — 36,5%, аудиальная (слуховая) — 27,3%. Результаты показывают, что для учащихся вечерних (сменных) школ характерной является кинестетическая память. Иначе говоря, если ученики не могут воспроизвести 97 движением рук и ног динамику требуемого материала, то они ничего не запоминают. Какие упражнения следует предложить учащимся с такой памятью для того, чтобы они сами могли помочь себе? Проблемы социализации учеников сменных школ не могут эффективно решаться изолированно от семьи. Молодые люди, отягощенные, как правило, негативным образовательным опытом, нуждаются в поддержке взрослых. Однако последние не всегда могут оказать им эту помощь. Сотрудничество педагогов и родителей учащихся сменных школ, как правило, осложнено многими факторами. Проанализируем характерные для этой группы проблемы. Несмотря на то, что причины, по которым в сменные школы поступают молодые люди, весьма разнообразны, контингент их родителей имеет отчетливо выраженные особенности: — более низкий образовательный уровень; — неблагополучная ситуация в семьях (только 52% опрошенных учащихся сменных школ живут в полных семьях, /31% родителей разведены, 5% — одиноки, 12% — вдовы); — более низкое материальное положение, при этом 37% опрошенных в настоящее время не работают (в том числе 10% пенсионеры, инвалиды, 7% — домохозяйки); большее число родителей, занимающихся низко квалифицированным трудом (29%). Приведем данные сравнительного исследования контингента родителей сменных и общеобразовательных школ за 1996 г. по Санкт-Петербургу (см. табл. 2). Таблица 2 Сравнительные данные по контингенту родителей учащихся сменных школ (в %)
98 Продолжение табл.
Можно утверждать, что в семьях учащихся сменных школ противоречия и трудности современной жизни выражены значительно сильнее, а сами семьи нуждаются в социальной защите, поддержке. В то же время среди этой группы встречаются и «нетипичные семьи». Особенностью здесь выступает более высокий процент родителей — представителей творческой интеллигенции: профессиональных художников, режиссеров и т.п.; в сменных школах учится большее число детей, родители которых работают в сфере управления. В то же время меньше детей работников медицины. Причем за этими данными практически всегда скрываются проблемы: дети, предоставленные сами себе; дети, от которых родители требуют строгого соблюдения жестких правил, дети отчаявшихся родителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |