Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Помощь родителям детей среднего школьного возраста




Образование родителей детей среднего школьного возраста может осуществляться по разным направлениям. Мы остано­вимся на том, как оно может строиться в соответствии с уровнем социализации ребенка.

Источником тем, служащих основанием для построения процесса образования родителей, является изучение их об­разовательных ориентации. Для разных возрастных этапов развития детей эти темы имеют свою специфику. Так, на­пример, если учащихся начальной школы больше интересует преемственность, таинственное, вызывающее любопытство, то это нашло подтверждение и в ответах их родителей. Для группы подростков область интересов родителей перемещает­ся в иную область: наркотики, вымогательство, возможность продавать свои услуги за деньги и т.п. Иными словами, ха­рактер интересов родителей будет отражать смещение инте­реса детей в область «искушений».

Ниже приводятся разработки для родительских собраний определенных классов.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 5-6 КЛАССОВ: ПО ТЕМЕ «ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА И ОБЪЯСНЕНИЕ СЕБЯ КАК УСЛОВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Цель: познакомить родителей с психологическими прави­лами доверительного общения.

1. Доверительное общение со взрослыми необходимо ре­бенку. К сожалению, в школе он не может получить его в Я полной мере. Однако родители могут найти время и возмож- | ность поговорить с ребенком по душам: рассказать, что их | тревожит, спросить, что тревожит его, попробовать пофанта- ' S зировать о том, как могут быть решены те или иные пробле­мы (но при этом рассматривать только положительные сце­нарии развития событий, а об отрицательных говорить толь­ко в шутку).

2. Следует помнить, что часто родители, учителя, учени­ки не понимают друг друга. Не понимают, почему кто-то по­ступает так, а не иначе. Возникает домысел, а на его основе и обида: за поступком другого человека мы видим обижа­ющий нас замысел, возникает раздражение. Одним из наибо­лее важных в психологии общения является правило: гово­рить о возникающих у вас чувствах в связи с поведением

96

другого человека. Однако это оказывается не просто. Хочет­ся сразу же это поведение оценить. Например, вам кажется, что ребенок грубит. Если вы говорите: «А ну, прекрати гру­бить», — то толку от такого оценочного заявления будет не много. Следует сказать: «Твои слова обижают меня. У меня появляется чувство одиночества и боли» или «Твои слова вызывают у меня ярость. Мне начинает казаться, что они, как иголки, впиваются в меня. Бывают ситуации, когда ро­дитель говорит: «Больше ты не будешь со мной так разгова­ривать». Но если бы они только знали, что ребенок не по­нимает, как это — «так». Для этого необходимо специально остановить его поведение и рассмотреть случившийся эпизод. Чем меньше ребенок, тем он труднее понимает, что же соб­ственно произошло. В то же время подросток в 14 лет не может справиться со своим поведением. Он только учится этому, и ему необходимо тщательно разобраться, как он дей­ствует, как понимает его слова другой человек. В этом роди­тели могут ему помочь.

3. Хотелось бы, чтобы родители попробовали рассказать о ситуациях, в которых они доверительно общаются со своими детьми. Это может быть вечер за круглым столом на кух­не... Или же ребенок ложится в кровать и просит погово­рить с ним... В этих ситуациях всегда есть некая таинствен­ность. Как научиться создавать-их? Может ли без этого, ка­залось бы, внешнего фактора проходить доверительное обще­ние?

Домашнее задание родителям: поговоритьсо своими деть­ми о друзьях, о любви, об одиночестве.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 7-8 КЛАССОВ: ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В СЕМЬЕ И В ШКОЛЕ»

Цель: знакомство родителей с правилами взаимодействия с детьми различных типов.

1. Обратимся к анализу психо-социальной специфики де­тей, обучающихся в вечерних (сменных) школах, по такому показателю, как доминирующий вид памяти: кинестетичес­кая (двигательная) — 70,3%, визуальная (зрительная) — 36,5%, аудиальная (слуховая) — 27,3%.

Результаты показывают, что для учащихся вечерних (сменных) школ характерной является кинестетическая па­мять. Иначе говоря, если ученики не могут воспроизвести

97

движением рук и ног динамику требуемого материала, то они ничего не запоминают.

Какие упражнения следует предложить учащимся с такой памятью для того, чтобы они сами могли помочь себе?

Проблемы социализации учеников сменных школ не мо­гут эффективно решаться изолированно от семьи. Молодые люди, отягощенные, как правило, негативным образователь­ным опытом, нуждаются в поддержке взрослых. Однако по­следние не всегда могут оказать им эту помощь. Сотрудни­чество педагогов и родителей учащихся сменных школ, как правило, осложнено многими факторами. Проанализируем характерные для этой группы проблемы.

Несмотря на то, что причины, по которым в сменные школы поступают молодые люди, весьма разнообразны, кон­тингент их родителей имеет отчетливо выраженные особен­ности:

— более низкий образовательный уровень;

— неблагополучная ситуация в семьях (только 52% опро­шенных учащихся сменных школ живут в полных семьях, /31% родителей разведены, 5% — одиноки, 12% — вдовы);

— более низкое материальное положение, при этом 37% опрошенных в настоящее время не работают (в том числе 10% пенсионеры, инвалиды, 7% — домохозяйки);

большее число родителей, занимающихся низко квалифи­цированным трудом (29%).

Приведем данные сравнительного исследования контин­гента родителей сменных и общеобразовательных школ за 1996 г. по Санкт-Петербургу (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные данные по контингенту родителей учащихся сменных школ (в %)

Показатели   Родители учащихся сменных школ   Родители учащихся дневных школ  
Уровень образования          
среднее   42   18 .  
среднее специальное   39   29  
высшее   19   53  
Состав семьи          
полная семья   52%   76%  
неполная семья   48%   24%  

 

98

Продолжение табл.

Показатели   Родители учащихся сменных школ   Родители учащихся дневных школ  
Материальное положение          
хорошее   —   5  
среднее   46   50  
ниже среднего   37   41  
очень тяжелое   17   4  
Родители, не имеющие   37   20  
постоянной работы          
Родители, занимающиеся низко          
квалифицированным трудом   29   18  

 

Можно утверждать, что в семьях учащихся сменных школ противоречия и трудности современной жизни выра­жены значительно сильнее, а сами семьи нуждаются в соци­альной защите, поддержке.

В то же время среди этой группы встречаются и «нетипич­ные семьи». Особенностью здесь выступает более высокий про­цент родителей — представителей творческой интеллигенции:

профессиональных художников, режиссеров и т.п.; в сменных школах учится большее число детей, родители которых рабо­тают в сфере управления. В то же время меньше детей работ­ников медицины. Причем за этими данными практически всегда скрываются проблемы: дети, предоставленные сами се­бе; дети, от которых родители требуют строгого соблюдения жестких правил, дети отчаявшихся родителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...