Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧИМ ЛИ МЫ НАШИХ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ?




Вопросы, к родителям:

разговариваете ли вы со своим ребенком о любви?

— как вы даете понять своему ребенку, что любите своего супруга (супругу)?

— как вы даете понять своему ребенку, что любите его?

— как вы думаете, что такое любовь?

— надо ли учить любить другого человека?

Социально-педагогические заметки

1. Социальные науки рассматривают две формы любви: эгоистическую и альтруистическую.

Под альтруистической любовью понимаются такие отношения, в которых «Я» любящего стремится к сли­янию с любимым «Ты», любимый человек воспринима­ется как высшая ценность, а не просто как средство для чего-либо. «;,

Под эгоистической любовью понимаются такие отно­шения, в которых партнеры относятся друг к другу как к средству для получения каких-либо благ (напри­мер, престижных атрибутов: «У меня семья, муж, де­ти, машина, дача...») или как к средству для получе­ния удовольствия.

2. Является научно доказанным фактом, что альтру­истическая любовь выступает основой для прочных се­мейных отношений, для развития и постоянного обнов­ления даже взрослого человека.

3. Эгоцентризм детской мысли и детских чувств пре­одолевается через развитие общей культуры ребенка, культуры его чувств. Культура чувств — это показа­тель отношения к другому человеку как к ценности. Правомерно говорить о юной любви и о зрелой любви. Каждый взрослый хранит воспоминания о первой люб­ви. И это очень важно — уважать чувства наших де­тей, даже те, которые могут казаться нам смешными и нелепыми. Страдания и переживания служат росту. В то же время у подростков одним из сильнейших поводов для негативных чувств выступает мучительное ощуще­ние своей несостоятельности и несовершенства., Навер­ное, мы можем помочь ребятам, рассказывая о подо­бных состояниях, испытанных в своей юности. Важно,

чтобы ребенок понял: любовь — это когда т^бя любят не за то, какой ты, а за то, что ты есть.

«Любовь сказывается вот в чем: в человеке мы вдруг прозреваем что-то, чего никто другой не видел. Чело­век, который приходил незамеченный, чужой, вдруг нами замечен, делается значительным, единственным. Причем это случается не по добродетели, не в награду за какие-то качества. Любить — значит перестать в се­бе самом видеть центр и цель существования. Любить — значит увидеть другого человека и сказать: для меня он драгоценнее меня самого. Тогда уже нет самоутвер­ждения, нет желания заявить о своих правах, а есть только устремленность к тому, чтобы он был, чтобы он был во всей полноте своей личности» (Антоний, митро­полит Сурожский).

4. Альтруистическая, или зрелая, любовь заставляет взрослого человека постоянно учиться; учиться пони­мать другого, учиться владеть собой, своими эмоциями, мыслями, учиться терпеливо ждать и быть верным, учиться дарить другому радость. Это все очень трудные задачи зрелой жизни. Однако готовим ли мы своих де­тей к их решению? В чем проявляется наша любовь? Как наш ребенок может проявлять свою любовь к нам.

МИР ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Цель: включить родителей в анализ жизненных цен­ностей и представлений.

Теоретические позиции

В стихийном потоке жизни взрослые часто не могут выделить, что является непреходящими ценностями, а что — лишь сиюминутно кажется таковым. Те или иные ценности, закладываемые в семье, отражаются на детях, часто приводят к возникновению смыслового барьера между семьей и школой. Помощь родителям в осознанном самоопределении, инициация со стороны учителей, как людей профессионально ответственных за развитие ценностных ориентации учащихся, раз­мышлений родителей является важным этапом на пути развития партнерства и сотрудничества между школой и семьей.

85

Возможная форма проведения занятия — деловая иг­ра «Ценности, которые я считаю важными в жизни».

Ход игры.

Учитель объясняет родителям цель деловой игры и ее ход. Говорит, что игра — это только игра. Что роли, исполняемые родителями, — это лишь условия ее про­ведения, и не надо соотносить ценности, которые будут отстаиваться в ходе игры, с людьми, их представля­ющими. Важно всем вместе подумать о том, что мы действительно считаем важным в жизни, какие ценно­сти мы хотим передать нашим детям.

Учитель пишет на доске список ценностей (напри­мер, знания, доброта. Родина, деньги, справедливость, природа). Класс может быть разбит на 4 или 5 групп (в зависимости от количества присутствующих родите­лей). В каждой группе должен быть выбран ответствен­ный за ведение внутренней дискуссии и ответственный за представление результатов обсуждения.

1. Предложенные ценности распределяются по груп­пам. Задание к группе: объяснить, почему эта ценность является важной в жизни человека (5 минут обсуждения).

2. Заслушивается каждая группа. Цель слушающих — понять возможные опасности, которые стоят за фанати­ческим подчинением жизни человека утверждаемой ценности.

3 Следующее задание: каждая группа должна сфор­мулировать и определить пожелания со своей стороны к группам, представляющим другие ценности,

4. Эти пожелания заслушиваются. Например, пусть первой будет группа, представляющая приоритет зна­ний. Все остальные высказывают пожелания людям, для которых самой главной ценностью в жизни явля­ются знания. Второй будет группа, представляющая приоритет денег. Все другие высказывают пожелания людям, для которых самой главной ценностью в жизни являются деньги, и т.д.

5. В итоге учитель обращается к родителям с прось­бой подумать, какие ценности они выбирают длясебяв качестве самых важных в жизни и как они реализу­ют их в семье. Эти вопросы вслух не обсуждаются.

6. Домашнее задание для родителей: подумать, ка­кие нравственные принципы необходимо передать сво­им детям.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ

Цель

инициировать развитие правового сознания роди­телей;

— включить родителей в работу над «Кодексом жиз­ни школы».

Базовая литература

Всеобщая декларация прав человека(принята 10 де­кабря 1948 г.ООН)

Статья 1. Все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными насто­ящей Декларацией, без какого бы то ни было разли­чия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, язы­ка, религии, политических или иных убеждений, наци­ональною или социального происхождения, имуще­ственного, сословного или иного положения.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благопри­ятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслужи­вание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалид­ности, вдовства, наступления старости или иного слу­чая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статья 26. Каждый человек имеет право на образо­вание. Образование должно быть бесплатным по мень­шей мере в том, что касается начального и общего об­разования. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличе­нию уважения к правам человека и основным свобо­дам. Образование должно содействовать взаимопонима­нию, терпимости и дружбе между всеми народами, ра-

87

совыми или религиозными группами. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 29. Каждый человек имеет обязанности пе­ред обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 401.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...