Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Преодоление отчуждения родителей от школы
Большая часть родителей имеет уже сложившиеся отношения со школой. Причем нередко эти отношения носят негативный характер. Обиды за своего ребенка, недовольство материально-технической стороной обучения, общая усталость делают родителей раздражительными, повышают их уровень притязаний к школе. Назрела очевидная необходимость в специальной программе, направленной на преодоление отчуждения родителей от школы. Ниже представлена ориентированная на эту цельпримерная программа тематических родительских собраний. Логика ее построения сводится к следующим позициям. Эмоциональное включение родителей: — расширение эмоциональных контактов родителей с детьми; — развитие коммуникативной грамотности родителей; — развитие культуры чувств родителей и детей. 78 Нравственные вопросы интерпретации жизни: — осознание проблем современной жизни человека, расширение мировидения родителей; — вопросы концептуального и ценностного согласования взрослых; — определение принципов построения успешной жизни человека. Правовые основы взаимодействия детей, родителей и школы: — изучение основных прав ребенка, взрослого; — разработка «Кодекса жизни школы». Реализация программы требует от классных руководителей готовности к проведению занятий с родителями в разных формах: беседы, лекции, деловые игры. В школе может быть создана инициативная группа педагогов, способных предложить собственные разработки по указанным темам. Важно, чтобы опыт отдельных педагогов стал общим достоянием. Необходимо совместное обсуждение результатов, корректирование планов. Положительный итог проведения подобных занятий проявляется: — в установлении более тесного сотрудничества учителей и родителей; — в активных предложениях родителей по расширению содержания взаимодействия; — в снижении числа конфликтных ситуаций. В ходе занятий могут проводиться анкетныеопросы родителей, позволяющие наметить пути дальнейшегосотрудничества. Цикл родительских собраний может включать следующие темы: 1. День рождения вашего ребенка. 2. Слова, которые мы произносим. 3. Учим ли мы наших детей любить? 4. Современный человек — поле проблем. 5. Мир ценностей современного человека. 6. Нравственные законы жизни. 7. Принципы анализа человекомсвоей жизни. 8. Взаимодействие людей друг с другом. 9. «Кодекс жизни школы». Приведем содержание некоторых таких собраний-занятий^ 79 ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА День рождения — это самый любимый детский праздник. Родители стараются сделать все, чтобы он запомнился, чтобы радостное настроение надолго поселилось в душе ребенка. Обратим ваше внимание на некоторые моменты праздника, о которых часто нам всем не хватает времени подумать. Может быть, они вам понравятся и будут полезны. Может быть, ваш опыт празднования дня рождения дополнит и обогатит предложенные варианты. Будем рады сотрудничеству. 1. Подготовка к празднику. Заранее можно раздать пригласительные открытки. Иногда на открытке рисуют только часть задуманного образа. Другую, с продолжением рисунка можно положить на тарелку за праздничным столом. Так ребенок будет знать, где ему следует сесть. В качестве подобного знака можно использовать загадку и разгадку. Следует заранее продумать игры, в которые дети смогут поиграть (как настольные, так и подвижные), определить вопросы и задания для конкурсов, викторин, подобрать веселые истории, подготовить сюрпризы для победителей или памятные призы для всех. Необходимо объяснить ребенку, как он должен встречать гостей, где и когда рассматривать подарки, какие слова говорить в знак благодарности, как познакомить своего гостя с родителями, с другими ребятами. 2. Праздничный стол — важный элемент праздника. Хорошо, когда на столе горят свечи, когда ребята не только кушают, но и рассказывают смешные истории, поют песни. 3. Игры, конкурсы, театральные представления, концерт. Игры и конкурсы (например, «Угадай мелодию», «Звездный час») можно проводить, разбившись на две команды. Ребятам предлагают на выбор различные задания. Часто играют в фанты, когда каждый «фант» выполняет какое-либо задание и получает приз. Можно предложить конкурс на самую страшную или смешную историю. Радостным для многих будет домашний концерт, где один ребенок прочитает стихотво рение, другой споет, третий исполнит небольшую музыкальную пьесу, а кто-то разыграет смешную сценку. 4. Танцы или прогулка. Это время, которое ребята могут самостоятельно обустроить, используя свою любимую музыку и подвижные игры. 5. Проводы гостей. Желательно, чтобы каждый ребенок покидал дом с каким-либо маленьким сувениров или открыткой с добрым пожеланием, или медалькой победителя. Радостно, когда слышишь на прощание добрые слова благодарности. Расскажите, пожалуйста, в какие игры играют у вас дома на праздниках? Какие истории вам представляются наиболее смешными и интересными? Какие конкурсы вы считаете наиболее удачными? СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ Вопросы к родителям: — разговариваете ли вы со своим ребенком каждый день не только на бытовые и школьные темы? — рассказываете ли вы ребенку о своих делах и проблемах?^ — целуете ли вы ребенка несколько раз в день? — какие нежные слова вы произносите, обращаясь к ребенку? — как часто делаете ему замечания? Социально-педагогические советы, родителям 1. Старайтесь обращать внимание на психологическое состояние вашего ребенка и помочь ему справиться с дурным настроением. 2. Говорите ребенку о том, что у вас раньше тоже были перепады настроения, трудности, что и сейчас у вас много сложностей и недостатков, которые вы стараетесь в себе преодолеть. Расскажите, как вы это делаете. Может быть, ваш ребенок даст вам полезный совет. 3. Старайтесь чаще говорить подростку: «Меня радует, что ты самостоятельно справился с заданием», «Если тебе надо помочь, я всегда готов сделать это», «Я уверен, что ты сделаешь правильный выбор», «Мне приятно, что я могу обсуждать с тобой важные для тебя темы». Эти фразы нужны вашему ребенку. 81 4. Старайтесь реже высказывать оценочные суждения. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это — длохо». Ребенок, как правило, знает это и сам. Не сто-цт говорить: «Ты — глупец». Ребенок не станет от этого умнее. 5. Старайтесь чаще высказывать Я-суждения, то есть такие, в которых вы сообщаете, какое эмоциональное впечатление на вас оказывает то или иное действие ребенка, как вы переживаете это, что вас обижает, беспокоит, пугает. Если ваш ребенок получил двойку, скажите ему: «Я очень переживаю, что ты получил двой-icy. Как будто эта двойка мне. А я не могу ее исправить. Мне больно, обидно и страшно. Я ощущаю бессилие, потому что ничего не могу сделать, чтобы этой ^двойки не было. Помоги мне.» Эти слова будут более эффективны, нежели ваше «сообщение» ребенку, что он негодяй, что двойки получать нельзя. Задание: от каких слов ребенок становится лучше? 1Ложет быть, кто-либо из родителей сможет описать разговор с ребенком, который помог решить существовавшие проблемы. ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ Цель: привлечь внимание родителей к важности до-рерительного общения с ребенком, к значимости обсуждения в семье потока телевизионной информации. Часть 1 — теоретическая Дети и родители влияют друг на друга и воспитывают друг друга. Родители пытаются привить детям свою систему ценностей, кстати сказать, далеко не всегда успешно. Дети пытаются научить родителей уважать себя и свою точку зрения. В любом случае именно родители ответственны за то, какие отношения выстраиваются в семье. Является социологическим фактом, что чем чаще родители обсуждают с детьми различные жизненные проблемы, тем с меньшими негативными последствиями дети сталкиваются при решении их в жизни. Однако всегда ли приемлема для детей та форма разговора, в какой родители привыкли общаться с ними? Часто взрослые прочно держатся за свою роль: «Мы — родители, мы знаем, как надо». Эта позиция обычно приводит к замыканию ребенка в себе; он приспосабливается к тому, каким должен казаться родителям, но мир его переживаний и проблем остается для подобных родителей' закрытым. Особую тревогу это положение вызывает, когда ребенок становится подростком и сталкивается со множеством проблем: где взять деньги; куда пойти с девушкой; как себя вести, если знакомые принимают наркотики; как себя вести, если юноша настаивает на близости; и пр. Часть 2 — практическая Можно обратить внимание родителей, что установление доверительных отношений проще проходит в новых, необычных ситуациях, например, это может быть поездка в другой город, отдых на природе, рыбалка, поход и т.п. Однако еще важнее подчеркнуть, что доверительные отношения, «встречи» со своими собственными детьми самим же родителям необходимо оберегать от привычного для них желания оценивать, поучать, демонстрировать свою «силу». Важной частью совместного времяпрепровождения родители — дети является просмотр телевизионных передач. В такой ситуации семейного общения дети видят непосредственные реакции взрослых, хотя и предпочитают смотреть телевизор без них. У родителей появляется возможность обсудить увиденное. При этом они должны помнить, что их задача — поставить перед ребенком вопрос, а не давать дидактический ответ на него. Размышления ребенка — именно в этом ценность обсуждения. Часть 3 — игровая Можно предложить родителям тему игрового обсуждения: «Телевизионные передачи в семье». Небольшие группы (по 4 человека) отвечают на следующие вопросы: — какие телевизионные передачи вы считаете полезным смотреть всей семьей? — выбрав какую-либо передачу или кинофильм, сделайте небольшую рекламу выбранного или дайте его описание; — какие вопросы, по вашему мнению, целесообразно задать детям после просмотра выбранной передачи, кинофильма? 83 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |