Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Преодоление отчуждения родителей от школы




Большая часть родителей имеет уже сложившиеся отно­шения со школой.

Причем нередко эти отношения носят негативный характер. Обиды за своего ребенка, недовольство материально-технической стороной обучения, общая усталость делают родителей раздражи­тельными, повышают их уровень притязаний к школе. Назрела очевидная необходимость в специальной программе, направлен­ной на преодоление отчуждения родителей от школы.

Ниже представлена ориентированная на эту цельпример­ная программа тематических родительских собраний.

Логика ее построения сводится к следующим позициям.

Эмоциональное включение родителей:

— расширение эмоциональных контактов родителей с детьми;

— развитие коммуникативной грамотности родителей;

— развитие культуры чувств родителей и детей.

78

Нравственные вопросы интерпретации жизни:

— осознание проблем современной жизни человека, рас­ширение мировидения родителей;

— вопросы концептуального и ценностного согласования взрослых;

— определение принципов построения успешной жизни человека.

Правовые основы взаимодействия детей, родителей и школы:

— изучение основных прав ребенка, взрослого;

— разработка «Кодекса жизни школы».

Реализация программы требует от классных руководите­лей готовности к проведению занятий с родителями в раз­ных формах: беседы, лекции, деловые игры. В школе может быть создана инициативная группа педагогов, способных предложить собственные разработки по указанным темам. Важно, чтобы опыт отдельных педагогов стал общим досто­янием. Необходимо совместное обсуждение результатов, кор­ректирование планов.

Положительный итог проведения подобных занятий про­является:

— в установлении более тесного сотрудничества учителей и родителей;

— в активных предложениях родителей по расширению содержания взаимодействия;

— в снижении числа конфликтных ситуаций. В ходе занятий могут проводиться анкетныеопросы родите­лей, позволяющие наметить пути дальнейшегосотрудничества.

Цикл родительских собраний может включать следующие темы:

1. День рождения вашего ребенка.

2. Слова, которые мы произносим.

3. Учим ли мы наших детей любить?

4. Современный человек — поле проблем.

5. Мир ценностей современного человека.

6. Нравственные законы жизни.

7. Принципы анализа человекомсвоей жизни.

8. Взаимодействие людей друг с другом.

9. «Кодекс жизни школы».

Приведем содержание некоторых таких собраний-занятий^ 79

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА

День рождения — это самый любимый детский праздник. Родители стараются сделать все, чтобы он запомнился, чтобы радостное настроение надолго посе­лилось в душе ребенка.

Обратим ваше внимание на некоторые моменты праздника, о которых часто нам всем не хватает време­ни подумать. Может быть, они вам понравятся и будут полезны. Может быть, ваш опыт празднования дня рождения дополнит и обогатит предложенные вариан­ты. Будем рады сотрудничеству.

1. Подготовка к празднику. Заранее можно раздать пригласительные открытки. Иногда на открыт­ке рисуют только часть задуманного образа. Другую, с продолжением рисунка можно положить на тарелку за праздничным столом. Так ребенок будет знать, где ему следует сесть. В качестве подобного знака можно ис­пользовать загадку и разгадку.

Следует заранее продумать игры, в которые дети смогут поиграть (как настольные, так и подвижные), определить вопросы и задания для конкурсов, викто­рин, подобрать веселые истории, подготовить сюрпризы для победителей или памятные призы для всех.

Необходимо объяснить ребенку, как он должен встречать гостей, где и когда рассматривать подарки, какие слова говорить в знак благодарности, как позна­комить своего гостя с родителями, с другими ребятами.

2. Праздничный стол — важный элемент празд­ника. Хорошо, когда на столе горят свечи, когда ребя­та не только кушают, но и рассказывают смешные ис­тории, поют песни.

3. Игры, конкурсы, театральные представле­ния, концерт. Игры и конкурсы (например, «Угадай мелодию», «Звездный час») можно проводить, разбив­шись на две команды. Ребятам предлагают на выбор раз­личные задания. Часто играют в фанты, когда каждый «фант» выполняет какое-либо задание и получает приз. Можно предложить конкурс на самую страшную или смешную историю. Радостным для многих будет до­машний концерт, где один ребенок прочитает стихотво­

рение, другой споет, третий исполнит небольшую му­зыкальную пьесу, а кто-то разыграет смешную сценку.

4. Танцы или прогулка. Это время, которое ребя­та могут самостоятельно обустроить, используя свою любимую музыку и подвижные игры.

5. Проводы гостей. Желательно, чтобы каждый ребенок покидал дом с каким-либо маленьким сувени­ров или открыткой с добрым пожеланием, или медаль­кой победителя. Радостно, когда слышишь на проща­ние добрые слова благодарности.

Расскажите, пожалуйста, в какие игры играют у вас дома на праздниках? Какие истории вам представляют­ся наиболее смешными и интересными? Какие конкур­сы вы считаете наиболее удачными?

СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ

Вопросы к родителям:

разговариваете ли вы со своим ребенком каждый день не только на бытовые и школьные темы?

— рассказываете ли вы ребенку о своих делах и

проблемах?^

— целуете ли вы ребенка несколько раз в день?

— какие нежные слова вы произносите, обращаясь к

ребенку?

— как часто делаете ему замечания?

Социально-педагогические советы, родителям

1. Старайтесь обращать внимание на психологичес­кое состояние вашего ребенка и помочь ему справиться с дурным настроением.

2. Говорите ребенку о том, что у вас раньше тоже были перепады настроения, трудности, что и сейчас у вас много сложностей и недостатков, которые вы ста­раетесь в себе преодолеть. Расскажите, как вы это де­лаете. Может быть, ваш ребенок даст вам полезный совет.

3. Старайтесь чаще говорить подростку: «Меня раду­ет, что ты самостоятельно справился с заданием», «Ес­ли тебе надо помочь, я всегда готов сделать это», «Я уверен, что ты сделаешь правильный выбор», «Мне приятно, что я могу обсуждать с тобой важные для те­бя темы». Эти фразы нужны вашему ребенку.

81

4. Старайтесь реже высказывать оценочные сужде­ния. Не стоит говорить: «Это ты сделал хорошо, а это — длохо». Ребенок, как правило, знает это и сам. Не сто-цт говорить: «Ты — глупец». Ребенок не станет от это­го умнее.

5. Старайтесь чаще высказывать Я-суждения, то есть такие, в которых вы сообщаете, какое эмоциональ­ное впечатление на вас оказывает то или иное действие ребенка, как вы переживаете это, что вас обижает, бес­покоит, пугает. Если ваш ребенок получил двойку, ска­жите ему: «Я очень переживаю, что ты получил двой-icy. Как будто эта двойка мне. А я не могу ее испра­вить. Мне больно, обидно и страшно. Я ощущаю бесси­лие, потому что ничего не могу сделать, чтобы этой ^двойки не было. Помоги мне.» Эти слова будут более эффективны, нежели ваше «сообщение» ребенку, что он негодяй, что двойки получать нельзя.

Задание: от каких слов ребенок становится лучше? 1Ложет быть, кто-либо из родителей сможет описать разговор с ребенком, который помог решить существо­вавшие проблемы.

ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Цель: привлечь внимание родителей к важности до-рерительного общения с ребенком, к значимости обсуж­дения в семье потока телевизионной информации.

Часть 1 — теоретическая

Дети и родители влияют друг на друга и воспитыва­ют друг друга. Родители пытаются привить детям свою систему ценностей, кстати сказать, далеко не всегда ус­пешно. Дети пытаются научить родителей уважать себя и свою точку зрения. В любом случае именно родители ответственны за то, какие отношения выстраиваются в семье.

Является социологическим фактом, что чем чаще родители обсуждают с детьми различные жизненные проблемы, тем с меньшими негативными последстви­ями дети сталкиваются при решении их в жизни. Од­нако всегда ли приемлема для детей та форма разгово­ра, в какой родители привыкли общаться с ними?

Часто взрослые прочно держатся за свою роль: «Мы — родители, мы знаем, как надо». Эта позиция обычно приводит к замыканию ребенка в себе; он приспосабли­вается к тому, каким должен казаться родителям, но мир его переживаний и проблем остается для подобных родителей' закрытым. Особую тревогу это положение вызывает, когда ребенок становится подростком и стал­кивается со множеством проблем: где взять деньги; ку­да пойти с девушкой; как себя вести, если знакомые принимают наркотики; как себя вести, если юноша на­стаивает на близости; и пр.

Часть 2 — практическая

Можно обратить внимание родителей, что установле­ние доверительных отношений проще проходит в но­вых, необычных ситуациях, например, это может быть поездка в другой город, отдых на природе, рыбалка, поход и т.п. Однако еще важнее подчеркнуть, что до­верительные отношения, «встречи» со своими собствен­ными детьми самим же родителям необходимо обере­гать от привычного для них желания оценивать, по­учать, демонстрировать свою «силу».

Важной частью совместного времяпрепровождения родители — дети является просмотр телевизионных передач. В такой ситуации семейного общения дети ви­дят непосредственные реакции взрослых, хотя и пред­почитают смотреть телевизор без них. У родителей по­является возможность обсудить увиденное. При этом они должны помнить, что их задача — поставить перед ребенком вопрос, а не давать дидактический ответ на него. Размышления ребенка — именно в этом ценность обсуждения.

Часть 3 — игровая

Можно предложить родителям тему игрового обсужде­ния: «Телевизионные передачи в семье». Небольшие группы (по 4 человека) отвечают на следующие вопросы:

— какие телевизионные передачи вы считаете полез­ным смотреть всей семьей?

— выбрав какую-либо передачу или кинофильм, сде­лайте небольшую рекламу выбранного или дайте его описание;

— какие вопросы, по вашему мнению, целесообразно задать детям после просмотра выбранной передачи, ки­нофильма?

83










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...