Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Экстремальные проблемы: конфликт, разлука, насилие, кризис
Жизнь родителей наполнена самыми разнообразными переживаниями: гнев, обида за ребенка, радость, благоговение, умиление, зависть, отчаяние, доверие... Любое состояние взрослых передается детям, влияет на их развитие; выражаемое в крайних формах или длительное переживание может вызывать негативные последствия. Уравновешенная эмоциональная жизнь семьи свидетельствует не об отсутствии каких-либо переживаний, а о налаженном механизме их динамики и компенсации. Развитие 64 родительской культуры в эмоциональной сфере — важная задача образовательной деятельности. Конфликты, скандалы — как правило, это экстремальные проявления накопившихся отрицательных эмоций. Важно, чтобы они не носили затяжного характера, не отражались на самочувствии ребенка. Учитель может заметить, что у ученика проблемы в семье, по знакам, которые он часто дает педагогу, требуя внимания к себе; в крайних формах это проявляется в девиантном поведении. Социальный педагог или психолог может помочь ребенку снять напряжение, но часто и родителям требуется не менее квалифицированная помощь. Школа не всегда готова оказать ее, однако она может познакомить взрослых с последствиями семейных скандалов и со способами решения тех или иных конфликтов. Родителям и детям предлагается проигрывать различные жизненные ситуации, в том числе и приводящие к конфликтам. Умение идти на компромисс, лучше понимать позицию другого человека — важные моменты пропедевтики конфликтов, возникающих не только между родителями, но и у родителей с детьми. (Скандал: дочь-подросток хочет пойти погулять с молодым человеком, а времени уже много, и уроки не сделаны; сын-подросток приходит домой в пьяном виде и пр.). Проигрывание подобных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы принятия компромиссного решения, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности. Пропедевтическая образовательная помощь родителям может быть связана с обсуждением и других экстремальных проблем. Приведем примеры обсуждения возможных сложных ситуаций. Разлука Допустим, родители уезжают в отпуск, а ребенок впервые надолго остается с бабушкой. Как подготовить его к предстоящей разлуке? Как прощаться? Следует ли часто давать о себе весточки и в каких случаях? Что могут привезти родители ребенку из отпуска? Горе В семье бывают и трагические обстоятельства. Как помочь ребенку перенести горе, утрату? Что следует говорить ему, а
что нет? Как говорить о бессмертии души человека? Нужно ли брать ребенка в церковь, на похороны? Физическое насилие В некоторые семьях детей бьют, и иногда это продолжается долго. Ученик может бояться побоев со стороны родителей, а учитель — не понимать особенностей его поведения, результатов, к которым приводят двойки. Что может заменить родителям распущенность рук? Что порождает насилие? Суицид Изучение жизни школьников свидетельствует, что около 34% учащихся 9—11 классов имели опыт размышлений о том, чтобы покончить с собой. Внутренний мир современных детей полон драматических переживаний; снижение глубины дружеских отношений, потеря романтичности, прагматизм приводят ребенка к крайней черте. Что думают об этом родители, что знают о переживаниях своего ребенка, о том, как он «устал» от жизни? Сексуальное насилие Изучение случаев сексуального насилия над детьми позволяет выделить родной дом как опасное местопребывание. Распущенность инстинктов, пьянство взрослых — все это факторы риска совершения насилия. Как помочь ребенку, столкнувшемуся с сексуальным насилием? Что могут говорить родители, предостерегая детей от излишней доверчивости? Воровство Воровство ребенка до 10—11 лет может рассматриваться как сигнал миру взрослых, зов о помощи: «Со мной не все в порядке. Мне нужно помочь». При этом ребенок не понимает, что именно его мучает. Воровство подростка, старшеклассника — это уже поступок, за который человек может нести ответ. Причины этого, как правило, сводятся к проблеме денег. Дают ли родители своему ребенку достаточную для карманных расходов сумму? Сколько денег можно давать? Участвует ли ребенок в распределении семейного бюджета? Эти вопросы немаловажны. Наркотики Родители нуждаются в информации, которая поможет им понять, находится ли их ребенок в наркотическом опьянении. Как распознать это состояние? Как обезопасить встречу с искушениями? Как должен вести себя родитель, если его ребенок стал употреблять наркотики? 66 Побег из дома Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не приходит домой. Что делать в таких случаях, куда обращаться? Как изменить себя и свои отношения с ребенком, чтобы он вернулся? Родители могут тоже находиться в экстремальных ситуациях, испытывая тяжелые стрессовые состояния. По степени внутренней перестройки, которой требуют от человека кризисные ситуации, выделяют три группы: 1 (сильная) степень: смерть супруга (супруги), развод, смерть близкого друга; 2 (средняя) степень: травма или болезнь, потеря работы, нежеланная беременность; 3 (слабая) степень: перемена места жительства, дочь или сын покидают дом. Можно было бы дополнить список кризисных ситуаций: внебрачные связи, алкоголь, наркомания, служба в армии, выход на пенсию, юбилей и др. Чаще всего кризисная ситуация приводит взрослого человека к всплеску недовольства, вымещению его на ребенке, к жестокому обращению с ним или, что ничуть не лучше, к безразличному отношению. Особенности характера ребенка могут провоцировать приступы гнева, эмоциональный срыв. Опасность, исходящая от родителей, является для детей самым губительным разрушающим фактором. Некоторые состояния человека объективно обусловлены закономерностями внутреннего роста. Хотелось бы, чтобы кризис развития личности протекал разумно и тихо, однако реально это не зависит от близких. Люди, окружающие человека, переживающего кризис, могут только усугубить его отчужденность и отчаяние, но, к сожалению, не в состоянии помочь ему решить проблемы. Обычно понятие «кризис» в обыденном сознании имеет негативную окраску. Однако в научном понимании кризисы развития взрослого человека или кризисы семейного развития связаны с поиском и обретением новых возможностей. Преодоление кризиса — это всегда переоценка человеком своих жизненных ценностей и целей, смысловое и поведенческое новообразование. В то же время это и болезненные переживания, трудности изменения себя и своих отношений, сложности самообновления. з* 67 В процессе образования родителей особое внимание может быть уделено пропедевтике кризисов развития, самодиагностике человеком своего состояния, развитию рефлексивных качеств, получению навыков самообновления и «презентации себя» в жизни, в ближайших общностях, в семье. Важно, чтобы у человека появилось ощущение осмысленности происходящего, понимание жизненных целей и ценностей. Кризисы развития — отличительная черта современных родителей, не всегда четко представляющих тот мир, в котором, по их мнению, должны жить дети, часто не понимающих, что происходит в обществе, что они сами должны делать. Закономерное явление в жизни взрослых — семейные кризисы. Они возникают на разных этапах социализации ребенка и связаны с новыми задачами и ролями, которые осваивают родители. Можно описать девять типов семейных кризисов. Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ребенка. Члены семьи сталкиваются с необходимостью переосмыслить свое место и роли в жизни, развить в себе новые качества (материнства, отцовства). Часто родители оказываются неподготовленными к выполнению этих ролей, особенно с первыми детьми, и делают ошибки, которые впоследствии трудно исправлять. На этом этапе существенное место в содержании образования родителей должны занимать медицинские и психологические знания. Есть и специфические проблемы данного этапа: преодоление страха за жизнь ребенка — у матери, отчуждения — у отца. Часта особая проблема — восстановление сексуальных отношений родителей. Второй кризис — кризис семьи с ребенком дошкольного возраста. Он наступает, если нарастает пресыщение материнством (отцовством) и появляется раздражение в связи с хронической нехваткой времени для собственных нужд и личных дел. Необходимо научиться перераспределять обязанности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях и не перегружать одного из них. Важное значение приобретают здесь знания о развитии способностей ребенка, о путях преодоления детских страхов, о способах приобретения ребенком навыков элементарной культуры поведения и культуры речи. Третий кризис — кризис семьи с ребенком младшего школьного возраста. Он обусловлен расширением, благодаря ребенку, семейных контактов с внешним миром. Они не всегда бывают успешными, но требуют обязательного участия кого-либо из взрослых. Развитие необходимых для этого навыков 68 общения (большая открытость, откровенность друг с другом и с другими людьми, умение взаимодействовать с учителями, со школой, со сверстниками своего ребенка) — важный компонент содержания образования родителей. Следовало бы научиться тому, как помочь ребенку в организации свободного времени, в играх и в увлечениях, соответствующих его интересам, а не интересам взрослых. Родители часто недовольны тем, что их дети долго смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Как использовать средства массовой коммуникации с пользой для ребенка, какие игры могут быть полезны для его образования, сколько времени он без вреда для своего здоровья может сидеть за компьютером — родителям важно получить ответы на эти вопросы. Четвертый кризис — кризис семьи с ребенком подросткового возраста. Он вызван тем, что ребенок начинает быть совсем не таким, каким хотели бы его видеть родители, что его отношения с другими людьми мало соответствуют их представлениям. Подросток часто грубит, много времени проводит за компьютером, у телевизора, предпочитая сидячий образ жизни активным, спортивным действиям, а общение с друзьями во дворе — общению с родителями (часто под этим общением понимающими домашние дела). В этот период происходит перераспределение семейных обязанностей. Подросток должен понять, каков он, что любит и ценит в жизни, поэтому важно, чтобы в семье умели вести беседы на философские, этические и нравственные темы. Родителям необходимо научиться передавать ребенку по мере его взросления ответственность и право на свободу действий, а также открыть в себе возможность доверия к подростку. Как помочь ему в учебных делах, во взаимоотношениях с учителями, как помочь ему стать самостоятельным — эти вопросы постоянно волнуют родителей. Пятый кризис — кризис семьи с ребенком, покидающим дом. Став взрослым, он уходит в поисках независимости и самостоятельности. При этом родители часто ощущают потерю. Их личные взаимоотношения уже не замыкаются на ребенке. Необходимо обретение или раскрытие в себе новых внутренних качеств, поиск источников обновления семейных устоев. Даже если ребенок еще не покидает семью, важно научиться строить с ним отношения, как с самостоятельным взрослым человеком, не злоупотребляя своей прежней властью. Доверительные контакты с ребенком помогут ему избежать тяжелых последствий неизбежных в молодости оши- 69 бок. Однако слишком оберегающее влияние родителейчастоспособствует развитию инфантильной личности. Шестой кризис — кризис семьи со взрослым ребенком, образующим новую семью. Он обусловлен способностью или неспособностью родителей принять свои новые социальные роли. Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. Необходимо не только создать внешне благожелательную атмосферу, но и внутренне настроиться на понимание и принятие новых членов семьи. Родителям бывает легче, когда они вступают на путь обучения у своих детей, когда опыт, жизненные планы и размышления последних становятся для них столь же значимыми, как и их собственные. Седьмой кризис — родители становятся бабушками и дедушками. Развитие семейных отношений во многом зависит от того, насколько они готовы принять эти роли. Любовь к внукам и забота о них открывают новые жизненные перспективы. Существует еще одна особенность данного кризиса: она связана с увеличением свободного времени и возможностью его творческого использования. На этом этапе образование призвано научить взрослых принимать жизнь такой, какова она есть, с проявлением интереса к судьбам других людей. Восьмой кризис — кризис семьи, сталкивающейся с психофизиологическими проблемами. У женщин могут возникнуть сложности климактерического периода, у мужчин — проблемы, вызванные снижением сексуальной активности. Преодоление этого кризиса связано с обретением новых возможностей во взаимоотношениях — теплоты и терпимости, духовного участия. Еще более важными становятся проблемы здоровья, здорового образа жизни, нравственных отношений. Девятый кризис — кризис постаревшей семьи. Важная проблема — осознание собственного отношения к смерти и одиночеству. Необходимость пересмотреть свой увлечения и дела в соответствии с психо-физиологическими особенностями возраста и индивидуальным состоянием здоровья. Важным направлением образования для людей, находящихся на данном этапе развития, может стать религиозная жизнь, размышления о бессмертии души, о подлинных ценностях человечества. Включение в содержание образования родителей вопросов, связанных с экстремальными ситуациями жизни, может помочь им более бдительно относиться к собственным переживаниям и, что не менее важно, лучше понимать своих постаревших родителей — бабушек и дедушек. 70 ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ: МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Практическая реализация представленных выше подходов в настоящее время представляет определенные сложности. Сегодня в обществе далеко не в полной мере решены вопросы: — правового обеспечения образования родителей (на федеральном, региональном, локальном уровнях); — финансирования; — — кадрового обеспечения; — материально-технического обеспечения; — экспертизы образовательной деятельности; — контроля и мониторинга результативности. В ситуации экономического кризиса и поиска общественного согласия вряд ли можно ожидать от государства полной финансовой поддержки таких важных образовательных проектов, как: образование родителей-мигрантов, родителей детей-инвалидов и др. Финансирование этой сферы все больше осуществляется за счет местных органов самоуправления, микрорайонной общинной организации, в которой значение школы как культурного и образовательного центра будет неизменно возрастать. Тенденция развития взаимодействия семьи и школы связана с усилением родительского влияния на образовательную систему. Качество этого взаимодействия определяется не только уменьшением числа детей, снижением социальной и педагогической грамотности родителей, но и заинтересованностью школы в благожелательных отношениях с семьей. Поэтому данный процесс в немалой степени затрагивает воспитательную работу и классное руководство. Сегодня образование родителей можно рассматривать как деятельность отдельных энтузиастов, педагогов, коллективов школ и центров социальной поддержки, журналистов, теле-и радиоведущих. Однако в такой ситуации нужна экспертиза образовательных услуг, необходимо обеспечение основного педагогического принципа «не навреди», уровня правовой, социально-педагогической и психологической грамотности. Существующий опыт дает основания предполагать, что педагоги школы, психологи, работающие с детьми, воспита- 71 тели, социальные педагоги имеют необходимый уровень знаний, позволяющий им обеспечить организацию процесса образования родителей и даже осуществлять экпертные функции, реализацию обратной связи. Важное направление данной деятельности — совместная разработка образовательной стратегии и образовательных маршрутов в соответствии с актуальными для родителей, учителей, учащихся проблемами. Это в свою очередь требует изучения образовательных запросов родителей, определения научно обоснованного содержания их образования и его грамотного методического сопровождения. Не менее важно изучение проблем жизни школы, учащихся, педагогов. Область пересечения обоюдных интересов может стать основой для построения образовательного взаимодействия родители — учащиеся — педагоги. Путь лежит не через навязывание конкретных предложений, а через ьключение всех участников процесса в совместный поиск, в совместное принятие ответственности за жиз- непроживание. Учителя школы могут выступать экспертами при анализе содержания интересующих родителей образовательных программ (например, заказ родителей, связанный с удовлетворением их эзотерических, сектантских или националистических интересов, будет, естественно, отторгнут в общеобразовательной микрорайонной школе). Родители маленьких детей открыто и доброжелательно идут на сотрудничество с воспитателями, педагогами. В таком случае очень важно не оттолкнуть их. Образовательная помощь взрослым подразумевает высокий уровень корректности и тактичности. Приводимая ниже программа работы с этой группой родителей способствует пониманию ими значимости совместной деятельности с детьми, а также подчеркивает важность нюансов в общении со взрослыми. Родители учащихся младших классов готовы К получению психолого-педагогических знаний, к развитию родительской рефлексии. Содержащаяся в данной главе примерная программа их психологического обучения направлена на осознание ими важности развития самостоятельности ребенка. При этом формируется понимание родителями таких педагогических категорий, как вседозволенность, свобода выбора, ответственность. Для родителей подростков важным этапом в организации образовательного процесса выступает преодоление их отчуж 72 дения от школы. Как правило, они начинают сталкиваться с проявлениями «неожиданных» с их точки зрения, качеств своих детей, уже имеют неэффективный или негативный опыт взаимодействия с учителями. В главе приводится одна из возможных программ образования родителей, направленная как на преодоление их отчуждения, так и на организацию исследовательской и образовательной деятельности. Обсуждение на родительских собраниях результатов исследований и наблюдений, а также актуальных проблем будет способствовать развитию образовательного пространства школы, творцами которого реально становятся взрослые и дети. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 186. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |