Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экстремальные проблемы: конфликт, разлука, насилие, кризис




Жизнь родителей наполнена самыми разнообразными пе­реживаниями: гнев, обида за ребенка, радость, благоговение, умиление, зависть, отчаяние, доверие... Любое состояние взрослых передается детям, влияет на их развитие; выража­емое в крайних формах или длительное переживание может вызывать негативные последствия.

Уравновешенная эмоциональная жизнь семьи свидетель­ствует не об отсутствии каких-либо переживаний, а о нала­женном механизме их динамики и компенсации. Развитие

64

родительской культуры в эмоциональной сфере — важная задача образовательной деятельности.

Конфликты, скандалы — как правило, это экстремальные проявления накопившихся отрицательных эмоций. Важно, чтобы они не носили затяжного характера, не отражались на самочувствии ребенка. Учитель может заметить, что у уче­ника проблемы в семье, по знакам, которые он часто дает педагогу, требуя внимания к себе; в крайних формах это проявляется в девиантном поведении.

Социальный педагог или психолог может помочь ребенку снять напряжение, но часто и родителям требуется не менее квалифицированная помощь. Школа не всегда готова ока­зать ее, однако она может познакомить взрослых с послед­ствиями семейных скандалов и со способами решения тех или иных конфликтов. Родителям и детям предлагается про­игрывать различные жизненные ситуации, в том числе и приводящие к конфликтам. Умение идти на компромисс, лучше понимать позицию другого человека — важные мо­менты пропедевтики конфликтов, возникающих не только между родителями, но и у родителей с детьми. (Скандал:

дочь-подросток хочет пойти погулять с молодым человеком, а времени уже много, и уроки не сделаны; сын-подросток приходит домой в пьяном виде и пр.).

Проигрывание подобных «скандальных» сюжетов помога­ет родителям и детям найти способы принятия компромис­сного решения, позволяет посмеяться над ситуацией, а зна­чит, посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоци­ональной включенности.

Пропедевтическая образовательная помощь родителям мо­жет быть связана с обсуждением и других экстремальных проблем. Приведем примеры обсуждения возможных слож­ных ситуаций.

Разлука

Допустим, родители уезжают в отпуск, а ребенок впервые надолго остается с бабушкой. Как подготовить его к предсто­ящей разлуке? Как прощаться? Следует ли часто давать о себе весточки и в каких случаях? Что могут привезти роди­тели ребенку из отпуска?

Горе

В семье бывают и трагические обстоятельства. Как помочь ребенку перенести горе, утрату? Что следует говорить ему, а

3 Зак 698


65


 

что нет? Как говорить о бессмертии души человека? Нужно ли брать ребенка в церковь, на похороны?

Физическое насилие

В некоторые семьях детей бьют, и иногда это продолжается долго. Ученик может бояться побоев со стороны родителей, а учитель — не понимать особенностей его поведения, результа­тов, к которым приводят двойки. Что может заменить родите­лям распущенность рук? Что порождает насилие?

Суицид

Изучение жизни школьников свидетельствует, что около 34% учащихся 9—11 классов имели опыт размышлений о том, чтобы покончить с собой. Внутренний мир современных детей полон драматических переживаний; снижение глубины дружеских отношений, потеря романтичности, прагматизм приводят ребенка к крайней черте. Что думают об этом ро­дители, что знают о переживаниях своего ребенка, о том, как он «устал» от жизни?

Сексуальное насилие

Изучение случаев сексуального насилия над детьми позво­ляет выделить родной дом как опасное местопребывание. Рас­пущенность инстинктов, пьянство взрослых — все это факто­ры риска совершения насилия. Как помочь ребенку, столкнув­шемуся с сексуальным насилием? Что могут говорить родите­ли, предостерегая детей от излишней доверчивости?

Воровство

Воровство ребенка до 10—11 лет может рассматриваться как сигнал миру взрослых, зов о помощи: «Со мной не все в порядке. Мне нужно помочь». При этом ребенок не пони­мает, что именно его мучает.

Воровство подростка, старшеклассника — это уже посту­пок, за который человек может нести ответ. Причины этого, как правило, сводятся к проблеме денег. Дают ли родители своему ребенку достаточную для карманных расходов сумму? Сколько денег можно давать? Участвует ли ребенок в распре­делении семейного бюджета? Эти вопросы немаловажны.

Наркотики

Родители нуждаются в информации, которая поможет им понять, находится ли их ребенок в наркотическом опьяне­нии. Как распознать это состояние? Как обезопасить встречу с искушениями? Как должен вести себя родитель, если его ребенок стал употреблять наркотики?

66

Побег из дома

Некоторые родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не приходит домой. Что делать в таких случаях, ку­да обращаться? Как изменить себя и свои отношения с ре­бенком, чтобы он вернулся?

Родители могут тоже находиться в экстремальных ситу­ациях, испытывая тяжелые стрессовые состояния. По степе­ни внутренней перестройки, которой требуют от человека кризисные ситуации, выделяют три группы:

1 (сильная) степень: смерть супруга (супруги), развод, смерть близкого друга;

2 (средняя) степень: травма или болезнь, потеря работы, нежеланная беременность;

3 (слабая) степень: перемена места жительства, дочь или сын покидают дом.

Можно было бы дополнить список кризисных ситуаций:

внебрачные связи, алкоголь, наркомания, служба в армии, выход на пенсию, юбилей и др.

Чаще всего кризисная ситуация приводит взрослого чело­века к всплеску недовольства, вымещению его на ребенке, к жестокому обращению с ним или, что ничуть не лучше, к безразличному отношению. Особенности характера ребенка могут провоцировать приступы гнева, эмоциональный срыв. Опасность, исходящая от родителей, является для детей са­мым губительным разрушающим фактором.

Некоторые состояния человека объективно обусловлены закономерностями внутреннего роста. Хотелось бы, чтобы кризис развития личности протекал разумно и тихо, однако реально это не зависит от близких. Люди, окружающие че­ловека, переживающего кризис, могут только усугубить его отчужденность и отчаяние, но, к сожалению, не в состоянии помочь ему решить проблемы.

Обычно понятие «кризис» в обыденном сознании имеет негативную окраску. Однако в научном понимании кризисы развития взрослого человека или кризисы семейного разви­тия связаны с поиском и обретением новых возможностей. Преодоление кризиса — это всегда переоценка человеком своих жизненных ценностей и целей, смысловое и поведен­ческое новообразование. В то же время это и болезненные переживания, трудности изменения себя и своих отношений, сложности самообновления.

з*                                                                                            67

В процессе образования родителей особое внимание может быть уделено пропедевтике кризисов развития, самодиагно­стике человеком своего состояния, развитию рефлексивных качеств, получению навыков самообновления и «презентации себя» в жизни, в ближайших общностях, в семье. Важно, чтобы у человека появилось ощущение осмысленности про­исходящего, понимание жизненных целей и ценностей.

Кризисы развития — отличительная черта современных ро­дителей, не всегда четко представляющих тот мир, в котором, по их мнению, должны жить дети, часто не понимающих, что происходит в обществе, что они сами должны делать.

Закономерное явление в жизни взрослых — семейные кри­зисы. Они возникают на разных этапах социализации ребенка и связаны с новыми задачами и ролями, которые осваивают родители. Можно описать девять типов семейных кризисов.

Первый кризис — зачатие, беременность и рождение ре­бенка. Члены семьи сталкиваются с необходимостью переос­мыслить свое место и роли в жизни, развить в себе новые качества (материнства, отцовства). Часто родители оказыва­ются неподготовленными к выполнению этих ролей, особен­но с первыми детьми, и делают ошибки, которые впослед­ствии трудно исправлять. На этом этапе существенное место в содержании образования родителей должны занимать ме­дицинские и психологические знания. Есть и специфические проблемы данного этапа: преодоление страха за жизнь ребен­ка — у матери, отчуждения — у отца. Часта особая пробле­ма — восстановление сексуальных отношений родителей.

Второй кризис — кризис семьи с ребенком дошкольного возраста. Он наступает, если нарастает пресыщение материн­ством (отцовством) и появляется раздражение в связи с хрони­ческой нехваткой времени для собственных нужд и личных дел. Необходимо научиться перераспределять обязанности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях и не перегружать одного из них. Важное значение приобретают здесь знания о развитии способностей ребенка, о путях преодо­ления детских страхов, о способах приобретения ребенком на­выков элементарной культуры поведения и культуры речи.

Третий кризис — кризис семьи с ребенком младшего школьного возраста. Он обусловлен расширением, благодаря ребенку, семейных контактов с внешним миром. Они не всегда бывают успешными, но требуют обязательного участия кого-либо из взрослых. Развитие необходимых для этого навыков

68

общения (большая открытость, откровенность друг с другом и с другими людьми, умение взаимодействовать с учителя­ми, со школой, со сверстниками своего ребенка) — важный компонент содержания образования родителей. Следовало бы научиться тому, как помочь ребенку в организации свобо­дного времени, в играх и в увлечениях, соответствующих его интересам, а не интересам взрослых. Родители часто не­довольны тем, что их дети долго смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Как использовать средства массовой коммуникации с пользой для ребенка, какие игры могут быть полезны для его образования, сколько времени он без вреда для своего здоровья может сидеть за компьютером — родителям важно получить ответы на эти вопросы.

Четвертый кризис — кризис семьи с ребенком подро­сткового возраста. Он вызван тем, что ребенок начинает быть совсем не таким, каким хотели бы его видеть родите­ли, что его отношения с другими людьми мало соответству­ют их представлениям. Подросток часто грубит, много вре­мени проводит за компьютером, у телевизора, предпочитая сидячий образ жизни активным, спортивным действиям, а общение с друзьями во дворе — общению с родителями (ча­сто под этим общением понимающими домашние дела). В этот период происходит перераспределение семейных обязан­ностей. Подросток должен понять, каков он, что любит и це­нит в жизни, поэтому важно, чтобы в семье умели вести бе­седы на философские, этические и нравственные темы. Роди­телям необходимо научиться передавать ребенку по мере его взросления ответственность и право на свободу действий, а также открыть в себе возможность доверия к подростку. Как помочь ему в учебных делах, во взаимоотношениях с учите­лями, как помочь ему стать самостоятельным — эти вопро­сы постоянно волнуют родителей.

Пятый кризис — кризис семьи с ребенком, покидающим дом. Став взрослым, он уходит в поисках независимости и самостоятельности. При этом родители часто ощущают поте­рю. Их личные взаимоотношения уже не замыкаются на ре­бенке. Необходимо обретение или раскрытие в себе новых внутренних качеств, поиск источников обновления семейных устоев. Даже если ребенок еще не покидает семью, важно научиться строить с ним отношения, как с самостоятельным взрослым человеком, не злоупотребляя своей прежней вла­стью. Доверительные контакты с ребенком помогут ему из­бежать тяжелых последствий неизбежных в молодости оши-

69

бок. Однако слишком оберегающее влияние родителейчастоспособствует развитию инфантильной личности.

Шестой кризис — кризис семьи со взрослым ребенком, образующим новую семью. Он обусловлен способностью или неспособностью родителей принять свои новые социальные роли. Молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. Необходимо не только создать внешне благожелатель­ную атмосферу, но и внутренне настроиться на понимание и принятие новых членов семьи. Родителям бывает легче, ког­да они вступают на путь обучения у своих детей, когда опыт, жизненные планы и размышления последних стано­вятся для них столь же значимыми, как и их собственные.

Седьмой кризис — родители становятся бабушками и де­душками. Развитие семейных отношений во многом зависит от того, насколько они готовы принять эти роли. Любовь к вну­кам и забота о них открывают новые жизненные перспективы.

Существует еще одна особенность данного кризиса: она связана с увеличением свободного времени и возможностью его творческого использования. На этом этапе образование призвано научить взрослых принимать жизнь такой, какова она есть, с проявлением интереса к судьбам других людей.

Восьмой кризис — кризис семьи, сталкивающейся с психо­физиологическими проблемами. У женщин могут возникнуть сложности климактерического периода, у мужчин — пробле­мы, вызванные снижением сексуальной активности. Преодоле­ние этого кризиса связано с обретением новых возможностей во взаимоотношениях — теплоты и терпимости, духовного участия. Еще более важными становятся проблемы здоровья, здорового образа жизни, нравственных отношений.

Девятый кризис — кризис постаревшей семьи. Важная проблема — осознание собственного отношения к смерти и одиночеству. Необходимость пересмотреть свой увлечения и де­ла в соответствии с психо-физиологическими особенностями возраста и индивидуальным состоянием здоровья. Важным на­правлением образования для людей, находящихся на данном этапе развития, может стать религиозная жизнь, размышле­ния о бессмертии души, о подлинных ценностях человечества.

Включение в содержание образования родителей вопросов, связанных с экстремальными ситуациями жизни, может по­мочь им более бдительно относиться к собственным пережи­ваниям и, что не менее важно, лучше понимать своих поста­ревших родителей — бабушек и дедушек.

70

ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Практическая реализация представленных выше подходов в настоящее время представляет определенные сложности. Сегодня в обществе далеко не в полной мере решены вопросы:

— правового обеспечения образования родителей (на феде­ральном, региональном, локальном уровнях);

— финансирования;

— — кадрового обеспечения;

— материально-технического обеспечения;

— экспертизы образовательной деятельности;

— контроля и мониторинга результативности.

В ситуации экономического кризиса и поиска обществен­ного согласия вряд ли можно ожидать от государства полной финансовой поддержки таких важных образовательных про­ектов, как: образование родителей-мигрантов, родителей де­тей-инвалидов и др. Финансирование этой сферы все больше осуществляется за счет местных органов самоуправления, микрорайонной общинной организации, в которой значение школы как культурного и образовательного центра будет не­изменно возрастать.

Тенденция развития взаимодействия семьи и школы свя­зана с усилением родительского влияния на образовательную систему. Качество этого взаимодействия определяется не только уменьшением числа детей, снижением социальной и педагогической грамотности родителей, но и заинтересован­ностью школы в благожелательных отношениях с семьей. Поэтому данный процесс в немалой степени затрагивает вос­питательную работу и классное руководство.

Сегодня образование родителей можно рассматривать как деятельность отдельных энтузиастов, педагогов, коллективов школ и центров социальной поддержки, журналистов, теле-и радиоведущих. Однако в такой ситуации нужна эксперти­за образовательных услуг, необходимо обеспечение основного педагогического принципа «не навреди», уровня правовой, социально-педагогической и психологической грамотности.

Существующий опыт дает основания предполагать, что педагоги школы, психологи, работающие с детьми, воспита-

71

тели, социальные педагоги имеют необходимый уровень зна­ний, позволяющий им обеспечить организацию процесса об­разования родителей и даже осуществлять экпертные фун­кции, реализацию обратной связи.

Важное направление данной деятельности — совместная разработка образовательной стратегии и образовательных маршрутов в соответствии с актуальными для родителей, учителей, учащихся проблемами.

Это в свою очередь требует изучения образовательных за­просов родителей, определения научно обоснованного содер­жания их образования и его грамотного методического со­провождения. Не менее важно изучение проблем жизни школы, учащихся, педагогов. Область пересечения обоюдных интересов может стать основой для построения образователь­ного взаимодействия родители — учащиеся — педагоги.

Путь лежит не через навязывание конкретных предложе­ний, а через ьключение всех участников процесса в совмест­ный поиск, в совместное принятие ответственности за жиз-

непроживание.

Учителя школы могут выступать экспертами при анализе содержания интересующих родителей образовательных про­грамм (например, заказ родителей, связанный с удовлетворе­нием их эзотерических, сектантских или националистичес­ких интересов, будет, естественно, отторгнут в общеобразова­тельной микрорайонной школе).

Родители маленьких детей открыто и доброжелательно идут на сотрудничество с воспитателями, педагогами. В та­ком случае очень важно не оттолкнуть их. Образовательная помощь взрослым подразумевает высокий уровень коррект­ности и тактичности. Приводимая ниже программа работы с этой группой родителей способствует пониманию ими значи­мости совместной деятельности с детьми, а также подчерки­вает важность нюансов в общении со взрослыми.

Родители учащихся младших классов готовы К получе­нию психолого-педагогических знаний, к развитию родитель­ской рефлексии. Содержащаяся в данной главе примерная программа их психологического обучения направлена на осо­знание ими важности развития самостоятельности ребенка. При этом формируется понимание родителями таких педаго­гических категорий, как вседозволенность, свобода выбора,

ответственность.

Для родителей подростков важным этапом в организации образовательного процесса выступает преодоление их отчуж­

72

дения от школы. Как правило, они начинают сталкиваться с проявлениями «неожиданных» с их точки зрения, качеств своих детей, уже имеют неэффективный или негативный опыт взаимодействия с учителями. В главе приводится одна из возможных программ образования родителей, направлен­ная как на преодоление их отчуждения, так и на организа­цию исследовательской и образовательной деятельности.

Обсуждение на родительских собраниях результатов ис­следований и наблюдений, а также актуальных проблем бу­дет способствовать развитию образовательного пространства школы, творцами которого реально становятся взрослые и дети.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...