Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с родителями различных групп риска




Рассмотрим подробнее особенности и образовательные по­требности родителей различных групп риска. Растет число неполных семей. Так, общая их статистика по Санкт-Петер­бургу составила 21—24% (данные за 1989—1995 гг.). Одна­ко эта категория семей неоднорода.

ОДИНОКИЕ МАМЫ

Растет число одиноких мам. Так, в Санкт-Петербурге в 1990 г. 15% детей родилось у женщин, не состоящих в браке, а в 1993 г. — 22%. Эту группу представляют как очень моло­дые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие по­лучить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, состав­ляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска.

Очевидно, что сотрудничество школы с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Тра­диционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми сталкива­ются или могут сталкиваться мамы в воспитании детей.

Одинокая молодая мама, приводящая ребенка в школу, в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят здесь. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения стро­ить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка.

Если школа не оттолкнет родительницу, если учитель смо­жет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необхо­димо разграничить распределение обязанностей и ответственно­сти. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты.

Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщи­на с определенными поведенческими и нравственными усто­ями, со сложившейся внутренней позицией, которую учи­тель вряд ли может корректировать. Однако можно помочь

59

такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает диском­форт от того, что ее не понимают, так как привыкла к это­му. Включение в процесс аналитического наблюдения и са­мообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой.

С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться по­мочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений.

РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ

Обычно после развода дети остаются жить с мамой, но вместе с тем, более чем в 5% случаев их воспитывают папы. Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это на­носило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, что­бы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вре­да ребенку, и др.

В социализации детей особую значимость приобретают та­кие проблемы, как возможная эмоциональная нестабиль­ность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной мо­дели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми.

Сложные проблемы отражаются на повышенной фрустри-рованности детей. Следует заметить, что обычно дети из не­полных семей разрешают внутренние противоречия, прини­мая неизбежное; они менее агрессивны

В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они дол­жны быть более индивидуализированы.

На базе школы можно организовывать встречи родителей, ушедших из семьи, с их детьми. При этом социально-педаго­гическое сопровождение этих встреч должно гарантировать не­допустимость ошибок и дополнительных конфликтов. Внеклас-

60

сную деятельность следует организовывать таким образом, что­бы папы учащихся смогли обратить внимание и на ребенка, живущего без отца. Это будет способствовать и успешной соци­ализации родителей-мужчин, для которых открывается допол­нительная возможность раскрыть свои отцовские качества.

МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ

Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помовд. от государства, они чаще все­го малообеспечены. Кроме того, в такой семье значительно боль-, ше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности.

Заказ родителей — оказание прежде всего социально-пси­хологической помощи: преодоление внутренней напряженно­сти, усталости, чувства вины перед детьми. В большей сте­пени, чем родители других групп риска, они ориентированы на школу как источник позитивной поддержки, им интере­сен широкий спектр проблем родительства, они легче выхо­дят на партнерское взаимодействие с учителями, более ак­тивны в проявлении своих инициатив.

Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учиты­вать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет дей­ствительно интересным, эти родители откликнутся на него.

Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждени­ем. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, мо­гут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая об-разрвательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление со стороны школы какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание».

РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Один из стереотипов школьной жизни — представление, что есть такие умные, добрые и физически сильные ученики, которые и уроки всегда сделают, и дисциплинированны, и' от­ветственны. Однако таких идеальных детей практически нет.

61

Школа смотрит на детей-инвалидов с большой долей недо­верия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обыч­ную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни со­циальная, ни образовательная помощь. Однако, как показыва­ет опыт зарубежных стран, дети с умственными или физичес­кими недостатками могут успешно обучаться в школах, стиму­лируя гуманные проявления со стороны других учеников.

Как родители детей-инвалидов, так и учителя нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамот­но осуществляемая совместная деятельность могут способство­вать полноценному развитию ребенка-инвалида.

В школе родители детей-инвалидов могут получить зна­ния, обеспечивающие эффективную педагогическую поддер­жку ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих де­тей, им необходим и более широкий спектр навыков воспи­тания и семейного взаимодействия.

Некоторые дети-инвалиды учатся на дому. Следует отме­тить, что далеко не всегда учителя подготовлены к их обу­чению. Сотрудничество родителей и педагогов может быть продуктивным при разработке совместных образовательных программ, при знакомстве со специальной литературой по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Родители могут присутствовать на уроках, помогая ребен­ку адаптироваться к различным ситуациям школьной жиз­ни, однако важно, чтобы они при этом не совершали анти­педагогических действий, чтобы оказались подготовленными к построению отношений с другими детьми.

Для развития самой школы и педагогической среды важ­но, чтобы интересы этой группы родителей учитывались на общешкольном уровне, чтобы они имели возможность уча­ствовать в различных общешкольных мероприятиях, в уп­равленческой деятельности.

РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Эта группа представлена родителями, не имеющими соб­ственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто

62

вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей.

Специфика ситуации воспитания приемных детей касает­ся прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих де­тей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями.

Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Орошения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное де­ло. Современное общество может предъявлять опредэленные требования к родительской ответственности и грамотности.

В смешанных семьях, где вместе живут родные и нерод­ные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперни­чества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного роди­теля. Необходимо помочь взрослым грамотно строить вза­имоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чув­ство уверенности детей в своих силах и правах.

Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращатьсявовраждебность, в ненависть к близким.

Часто переходный возраст детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они счита­ют, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его би­ологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения.

Приемные родители нуждаются в научных знаниях о пу­тях преодоления семейных кризисов, о способах эффективно­го взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением.

РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ

Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители дол­жны чутко уловить настроение окружающих, принятые пра­вила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности.

Часто опыт первых контактов в иной социальной и куль­турной среде приводит мигрантов к отчуждению, к противо-

63

доставлению себя другим людям. Все это негативно сказы­вается на социализации детей из таких семей.

Поэтому для успешного решения возникающих проблем ро­дителям-мигрантам и беженцам необходима помощь школы.

Образовательные программы для данной группы могут включать в себя следующие вопросы:

— культура, обычаи, традиции, нормы и правила поведе­ния, принятые в данной области;

— специфика системы образования: концепция, ценности,

методы;

— права и обязанности взрослых и детей, в том числе и

школьные;

— умение адекватно выразить себя: речевая культура;

— возможности культурного развития;

— социально-психологическая поддержка мигрантов и бе­женцев.

Занятия при этом могут проходить в различных формах — важно, чтобы доброжелательная атмосфера способствовала снятию напряжения у родителей, а иногда и выходу нако­пившихся негативных чувств и эмоций.

Целесообразен индивидуальный характер занятий с роди­телями групп риска. Есть специфические, интимные пробле­мы, и возможные реакции взрослых людей не должны выстав­ляться напоказ перед окружающими. В то же время существу­ет и некоторый общий ракурс в анализе и решении проблем родителей всех названных групп. Он связан с развитием вни­мания и терпимости по отношению к людям, имеющим опре­деленные жизненные сложности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...