Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Построение образовательного взаимодействия родителей, детей и педагогов




Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значи­мость другого человека, стремление к поиску согласия, фор­мам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов и роди-

52

телей. Одним из эффективных путейего достижения высту­пает система взаимообучения учителей и родителей.

Первым этапом построения образовательного взаимодей­ствия является создание социально-педагогических условий для преодоления отчуждения родителей от школы.

Для этого необходимо определить содержание и способы сотрудничества между семьей и школой, способствующие развитию ориентации родителей и педагогов на самоценность ребенка, и не только в биологическом, но и в социальном и духовном аспектах.

Ведущие принципы преодоления отчуждения родителей от школы таковы:

— изучение образовательных потребностей и ожиданий родителей от школы, педагогов — от родителей;

— концептуальное и ценностное согласование взаимодей­ствия родители — школа;

разработка механизмов правового обеспечения взаимо­действия родители — учителя — учащиеся;

эмоциональное включение родителей в сферу взаимо­действия и в образовательный процесс.

Результаты установления подобного взаимодействиямогутпросматриваться:

— в разработке правового кодекса жизни школы, учиты­вающего интересы учащихся, учителей, родителей;

— в повышении уровня социальной защищенности уча­щихся, учителей, родителей и уровня удовлетворенности школой;

— в определении духовных и образовательных ценностей, и отношений, включающих доброту, уважение к людям раз­ных поколений и культур, приоритет общего дела, духовных и образовательных достижений.

Готовы ли педагоги к построению подобной системы вза­имоотношений? Во всяком случае на первом этапе формой образования родителей могут стать проводимые каждым классным руководителем родительские собрания.

Но в полной мере реализовать поставленные цели и зада­чи'без специальной подготовки учителей, без их активного и грамотного участия нельзя. Поэтому перед педагогами шко­лы ставятся задачи:

— повышение уровня коммуникативной культуры и на­выков взаимодействия со взрослыми;

— повышение уровня анализа социальной реальности, обыденной жизни;

53

л— повышение уровня правовой культуры, когда интересы учеников выступают главным ориентиром при решении кон­фликтных ситуаций;

— повышение уровня воспитательной работы, проводя­щейся в школе и включающей «семейные» ценности.

Следующий этап построения образовательного взаимодей­ствия с родителями предполагает их активное участие в про­цессе школьной жизни:

— повышение уровня социально-педагогической и соци­ально-психологической грамотности учителей и родителей;

— оказание образовательных услуг родителям, имеющим определенные проблемы во взаимоотношениях с детьми, а также проведение пропедевтической образовательной работы;

— развитие у родителей и учителей навыков проведения социально-педагогических микроисследований, что в свою очередь способствует выработке умения анализировать по­вседневную жизнь;

— разработка критериев и показателей успешности жиз­ни, постоянная рефлексия нравственных основ жизни;

— проведение образовательных манифестаций, акций, спо­собствующих контактам жителей микрорайона со школой;

— проведение постоянных социально-педагогических заме­ров отношений и ориентации родителей, учащихся, педаго­гов с целью быстрого реагирования на фиксируемые пробле­мы и оказания образовательной поддержки.

В процессе образовательной деятельности могут быть со­зданы различные структурные новообразования, например:

— постоянно действующий Совет школы, включающийнаполноправной основе и родителей, и учеников, попечитель­ский Совет, Совет отцов;

— семейный клуб или клуб выходного дня, объединя­ющий людей разных поколений;

— информационный центр, на базе которого возможно из­дание и своего журнала, газеты;

— социально-педагогическая служба на базе школы, включающая в исследовательскую деятельность и родителей, и педагогов, и учащихся, в том числе и в проведение посто­янного социально-педагогического мониторинга инновацион­ной деятельности школы.

Учителям школы для реализации поставленных целей не­обходимо:

— разработать и внедрить программу построения эффек­тивного образовательного взаимодействия педагогов и роди-

54

телей, определив ее содержательную и методическую специ­фику;

— разработать и внедрить программу поддержки семей различных групп риска (неполных, малообеспеченных, гипер­опекающих детей, формально относящихся к детям и пр.);

— разработать содержание и методическое сопровождение работы семейного клуба, программ внеурочной образователь­ной деятельности детей и родителей;

— обеспечить этическую, правовую и исследовательскую грамотность работы социально-педагогической службы, ин­формационного центра.

Можно предположить, что на этом этапе родители вклю­чатся в совместную со школой деятельность по преобразова­нию духовной, социальной и образовательной реальности.

Духовное и образовательное взаимодействие может начи­наться уже на этапе подготовки семьи к поступлению детей в школу. Родители хотят знать, кто будет учить их ребенка, как будет построен учебно-воспитательный процесс; они хо­тят, чтобы учитель заранее познакомился с ребенком, знал о его способностях. Все чаще происходит выбор ими и школы, и учителя. Насколько продуманы критерии такого выбора, в какой степени они отражают реальные проблемы развития ребенка — все это важные вопросы, обсуждение которых с учителями будет способствовать укреплению партнерства и сотрудничества.

Родители младших школьников сталкиваются с принци­пиально новыми для себя проблемами: установление отноше­ний с учителем, с одноклассниками своего ребенка и их ро­дителями или родственниками. Некоторые даже не знают, что не имеют права «схватить за ухо» чужого ребенка, на­кричать на него или сделать замечание, внушение. Как ве­сти себя в ситуациях конфликта между детьми? Сложно для родителей бывает определить и область ответственности учи­телей и семьи, понять свои новые возможности и обязанно­сти в оказании образовательной помощи ученику.

Родители детей, посещающих 5—9 классы, испытывают проблемы, связанные с осознанием своей «несостоятельно­сти». Далеко не у всех взаимоотношения с подростками складываются так, как хотелось бы. Не устраивают прияте­ли ребенка, не нравится, что ребята практически не помога­ют друг другу, что нет структурирующих их свободное вре- ' мя молодежных организаций. Все чаще и чаще происходит

55

 взаимное непонимание. Дети все реже общаются с родителя­ми, больше смотрят телевизор, играют в компьютерные иг­ры. Все более значимыми для ребят выступают материаль­ные ценности, деньги, власть, все менее ценными становятся понятия Родины, благородства, чести.

Образование родителей учащихся средней школы — объ­ективно сложный и многокомпонентный процесс уже хотя , бы потому, что взрослые члены семьи к этому времени обычно получают некоторый негативный опыт контактов со школой, а их оценка своих педагогических достижений под­крепляется опытом «обыденного сознания».

Построение образования родителей в таком случае может быть направлено на пропедевтику сложностей, на научное осмысление и анализ происходящего, на личностный рост. Следует подчеркнуть, что образование родителей, в отличие от психологической помощи им, не подразумевает никаких

оценок и никаких диагнозов.

В определении путей сотрудничества школы и семьи важ­на инициатива самих родителей. Они могут не только зака- , зывать, но и требовать оказания им образовательных услуг | при столкновении, например, с проблемами переходного воз- 3 раста детей. Многие обеспокоены вопросами профессиональ­ного выбора школьников. Наиболее явно представлен этот заказ у родителей учащихся 9-х классов.

Родители нуждаются в обсуждении таких тем, как: сколь­ко карманных денег можно давать ребенку, может ли он за­рабатывать деньги учебным трудом, домашней работой. При­чем взрослых интересует мнение не только педагогов, психо­логов, социологов, но прежде всего — их собственных детей. Они согласны провести микроисследование, опрос. Получен­ные результаты могут стать основой для серьезных размыш­лений.

Нередко и сами родители готовы поделиться своим опы­том доверительных отношений с детьми, выступить с расска­зами о профессиях и т.д.

Образование родителей старшеклассников — еще более от­даленный от школы комплекс вопросов. Необходимо вклю­чать в образовательный процесс широкий круг проблем, спо­собствуя тем самым видению родителями перспектив и сце­нариев жизненного пути их выросших детей. Семью волну­ют не только вопросы поступления выпускника в вуз, но и в целом будущая судьба ребенка.

56

Важно отметить, что образование родителей старшеклас­сников — это помощь во взаимодействии уже со взрослыми детьми, которые при условии открытости родителей для партнерских контактов могут научить их очень важным ве­щам. В свою очередь наблюдения, советы родителей, име­ющих большой опыт в воспитании детей, могут служить не только основой для развития школы, но и поводом для раз­мышлений более молодых пап и мам.

Формы образования родителей на базе школы могут быть разными. Праздники, концерты, совместные походы в музеи, в театры, выезды на природу, школьный лекторий или уни­верситет для родителей, тематические конференции, просвеще­ние родителей на родительских собраниях, индивидуальное консультирование — все это традиционные эффективные фор­мы образовательного сотрудничества. Но сегодня требуется го­раздо большая включенность родителей в школьную жизнь.

Формы и методы, стимулирующие концептуальное и цен­ностное самоопределение родителей, развитие родительской рефлексии, формы, активизирующие правовое взаимодей­ствие родителей и школы, чаще всего связаны с изучением новых аспектов действительности, исследованием школьной и семейной жизни.

Любая деятельность в школе — в многомерном и поли­функциональном сообществе — осуществляется на разных организационных уровнях. В том числе и образование роди­телей имеет такие уровни организации, как общешкольный, классный, групповой, индивидуальный.

Эффективная система взаимодействия родителей и школы предусматривает предоставление образовательных услуг на каж­дом из этих уровней. От общешкольных праздников, манифеста­ций — до дневников наблюдений, стратегий самообразования.

Принимая активное участие в совместных событиях, уче­ники развивают свои социальные ожидания и установки, связанные с будущими родительскими функциями. Настрой ребят в проводящихся совместно с родителями социально-пе­дагогических исследованиях во многом определяет отноше­ния, связывающие эмоционально родителей и школу.

Педагоги в процессе и урочной, и внеурочной деятельно­сти могут рассматривать, например, проблемы взаимопони­мания детей и взрослых, стимулируя размышления ребят о своих родителях.

Часто педагоги не готовы к установлению полноценной системы взаимодействия с родителями, позволяют себе выска-

57

зывать оценочные суждения о семье ученика, например: Ну чего от тебя можно ждать, у тебя родители ничего не пони­мают, Где уж тебе сделать уроки, болтался, наверное, целый вечер, а родители — пьяные. Несмотря на то, что подобные суждения недопустимы, они существуют и наносят вред уче­никам.

Учителю, который привык все оценивать, особенно трудно

встать на позицию, в которой за поведением людей видится сложный комплекс исторических, социальных и мировоз­зренческих противоречий. Отказ от приоритета оценочных суждений мог бы помочь и самим педагогам в построении взаимоотношений в своей семье, со своими детьми.

Таким образом, построение духовной и образовательной среды на базе школы может выступать фактором развития всех групп детей и взрослых при следующих условиях:

— приоритет идеологии человеческих отношений («Я от­вечаю за то, что происходит рядом со мной», «Я строю свои отношения с людьми», «Можно жить не только ради себя,

но и помогать другим людям»);

— развитие правовой и коммуникативной культуры («Я стараюсь понять другого человека», «В конфликтной ситу­ации я умею выделить проблему и встать на правовую осно­ву при ее решении», «Если я не прав, то я признаю это»);

— осуществление исследовательской деятельности («Я ста­раюсь проанализировать то, что происходит вокруг», «Я хо­чу понять общие закономерности развития человека, общно­сти, общества», «Я обоснованно действую, чтобы людям жи­лось хоть немного лучше»).

Образовательная деятельность родителей, педагогов, уча­щихся обеспечивает не только грамотность решения школь­ных проблем, но и интеграцию взаимодействий в систему,

сообщество, культурное пространство.

Построение эффективного образовательного взаимодей­ствия родителей со школой предполагает высокую значи­мость работы с такими категориями, как микросреда, мик­родействие, микроисследование,

От понимания и социальной поддержки ребенка, друг друга — к построению дружественных взаимоотношений внутри малых общностей (семья, друзья) — к получению на­выков конструктивного взаимодействия с различными боль­шими общностями.

Идеология открытости для позитивного сотрудничества

ведет к повышению престижа школы.

58










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...