Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Построение образовательного взаимодействия родителей, детей и педагогов
Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов и роди- 52 телей. Одним из эффективных путейего достижения выступает система взаимообучения учителей и родителей. Первым этапом построения образовательного взаимодействия является создание социально-педагогических условий для преодоления отчуждения родителей от школы. Для этого необходимо определить содержание и способы сотрудничества между семьей и школой, способствующие развитию ориентации родителей и педагогов на самоценность ребенка, и не только в биологическом, но и в социальном и духовном аспектах. Ведущие принципы преодоления отчуждения родителей от школы таковы: — изучение образовательных потребностей и ожиданий родителей от школы, педагогов — от родителей; — концептуальное и ценностное согласование взаимодействия родители — школа; — разработка механизмов правового обеспечения взаимодействия родители — учителя — учащиеся; — эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс. Результаты установления подобного взаимодействиямогутпросматриваться: — в разработке правового кодекса жизни школы, учитывающего интересы учащихся, учителей, родителей; — в повышении уровня социальной защищенности учащихся, учителей, родителей и уровня удовлетворенности школой; — в определении духовных и образовательных ценностей, и отношений, включающих доброту, уважение к людям разных поколений и культур, приоритет общего дела, духовных и образовательных достижений. Готовы ли педагоги к построению подобной системы взаимоотношений? Во всяком случае на первом этапе формой образования родителей могут стать проводимые каждым классным руководителем родительские собрания. Но в полной мере реализовать поставленные цели и задачи'без специальной подготовки учителей, без их активного и грамотного участия нельзя. Поэтому перед педагогами школы ставятся задачи: — повышение уровня коммуникативной культуры и навыков взаимодействия со взрослыми; — повышение уровня анализа социальной реальности, обыденной жизни; 53 л— повышение уровня правовой культуры, когда интересы учеников выступают главным ориентиром при решении конфликтных ситуаций; — повышение уровня воспитательной работы, проводящейся в школе и включающей «семейные» ценности. Следующий этап построения образовательного взаимодействия с родителями предполагает их активное участие в процессе школьной жизни: — повышение уровня социально-педагогической и социально-психологической грамотности учителей и родителей; — оказание образовательных услуг родителям, имеющим определенные проблемы во взаимоотношениях с детьми, а также проведение пропедевтической образовательной работы; — развитие у родителей и учителей навыков проведения социально-педагогических микроисследований, что в свою очередь способствует выработке умения анализировать повседневную жизнь; — разработка критериев и показателей успешности жизни, постоянная рефлексия нравственных основ жизни; — проведение образовательных манифестаций, акций, способствующих контактам жителей микрорайона со школой; — проведение постоянных социально-педагогических замеров отношений и ориентации родителей, учащихся, педагогов с целью быстрого реагирования на фиксируемые проблемы и оказания образовательной поддержки. В процессе образовательной деятельности могут быть созданы различные структурные новообразования, например: — постоянно действующий Совет школы, включающийнаполноправной основе и родителей, и учеников, попечительский Совет, Совет отцов; — семейный клуб или клуб выходного дня, объединяющий людей разных поколений; — информационный центр, на базе которого возможно издание и своего журнала, газеты; — социально-педагогическая служба на базе школы, включающая в исследовательскую деятельность и родителей, и педагогов, и учащихся, в том числе и в проведение постоянного социально-педагогического мониторинга инновационной деятельности школы. Учителям школы для реализации поставленных целей необходимо: — разработать и внедрить программу построения эффективного образовательного взаимодействия педагогов и роди- 54 телей, определив ее содержательную и методическую специфику; — разработать и внедрить программу поддержки семей различных групп риска (неполных, малообеспеченных, гиперопекающих детей, формально относящихся к детям и пр.); — разработать содержание и методическое сопровождение работы семейного клуба, программ внеурочной образовательной деятельности детей и родителей; — обеспечить этическую, правовую и исследовательскую грамотность работы социально-педагогической службы, информационного центра. Можно предположить, что на этом этапе родители включатся в совместную со школой деятельность по преобразованию духовной, социальной и образовательной реальности. Духовное и образовательное взаимодействие может начинаться уже на этапе подготовки семьи к поступлению детей в школу. Родители хотят знать, кто будет учить их ребенка, как будет построен учебно-воспитательный процесс; они хотят, чтобы учитель заранее познакомился с ребенком, знал о его способностях. Все чаще происходит выбор ими и школы, и учителя. Насколько продуманы критерии такого выбора, в какой степени они отражают реальные проблемы развития ребенка — все это важные вопросы, обсуждение которых с учителями будет способствовать укреплению партнерства и сотрудничества. Родители младших школьников сталкиваются с принципиально новыми для себя проблемами: установление отношений с учителем, с одноклассниками своего ребенка и их родителями или родственниками. Некоторые даже не знают, что не имеют права «схватить за ухо» чужого ребенка, накричать на него или сделать замечание, внушение. Как вести себя в ситуациях конфликта между детьми? Сложно для родителей бывает определить и область ответственности учителей и семьи, понять свои новые возможности и обязанности в оказании образовательной помощи ученику. Родители детей, посещающих 5—9 классы, испытывают проблемы, связанные с осознанием своей «несостоятельности». Далеко не у всех взаимоотношения с подростками складываются так, как хотелось бы. Не устраивают приятели ребенка, не нравится, что ребята практически не помогают друг другу, что нет структурирующих их свободное вре- ' мя молодежных организаций. Все чаще и чаще происходит 55 взаимное непонимание. Дети все реже общаются с родителями, больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры. Все более значимыми для ребят выступают материальные ценности, деньги, власть, все менее ценными становятся понятия Родины, благородства, чести. Образование родителей учащихся средней школы — объективно сложный и многокомпонентный процесс уже хотя , бы потому, что взрослые члены семьи к этому времени обычно получают некоторый негативный опыт контактов со школой, а их оценка своих педагогических достижений подкрепляется опытом «обыденного сознания». Построение образования родителей в таком случае может быть направлено на пропедевтику сложностей, на научное осмысление и анализ происходящего, на личностный рост. Следует подчеркнуть, что образование родителей, в отличие от психологической помощи им, не подразумевает никаких оценок и никаких диагнозов. В определении путей сотрудничества школы и семьи важна инициатива самих родителей. Они могут не только зака- , зывать, но и требовать оказания им образовательных услуг | при столкновении, например, с проблемами переходного воз- 3 раста детей. Многие обеспокоены вопросами профессионального выбора школьников. Наиболее явно представлен этот заказ у родителей учащихся 9-х классов. Родители нуждаются в обсуждении таких тем, как: сколько карманных денег можно давать ребенку, может ли он зарабатывать деньги учебным трудом, домашней работой. Причем взрослых интересует мнение не только педагогов, психологов, социологов, но прежде всего — их собственных детей. Они согласны провести микроисследование, опрос. Полученные результаты могут стать основой для серьезных размышлений. Нередко и сами родители готовы поделиться своим опытом доверительных отношений с детьми, выступить с рассказами о профессиях и т.д. Образование родителей старшеклассников — еще более отдаленный от школы комплекс вопросов. Необходимо включать в образовательный процесс широкий круг проблем, способствуя тем самым видению родителями перспектив и сценариев жизненного пути их выросших детей. Семью волнуют не только вопросы поступления выпускника в вуз, но и в целом будущая судьба ребенка. 56 Важно отметить, что образование родителей старшеклассников — это помощь во взаимодействии уже со взрослыми детьми, которые при условии открытости родителей для партнерских контактов могут научить их очень важным вещам. В свою очередь наблюдения, советы родителей, имеющих большой опыт в воспитании детей, могут служить не только основой для развития школы, но и поводом для размышлений более молодых пап и мам. Формы образования родителей на базе школы могут быть разными. Праздники, концерты, совместные походы в музеи, в театры, выезды на природу, школьный лекторий или университет для родителей, тематические конференции, просвещение родителей на родительских собраниях, индивидуальное консультирование — все это традиционные эффективные формы образовательного сотрудничества. Но сегодня требуется гораздо большая включенность родителей в школьную жизнь. Формы и методы, стимулирующие концептуальное и ценностное самоопределение родителей, развитие родительской рефлексии, формы, активизирующие правовое взаимодействие родителей и школы, чаще всего связаны с изучением новых аспектов действительности, исследованием школьной и семейной жизни. Любая деятельность в школе — в многомерном и полифункциональном сообществе — осуществляется на разных организационных уровнях. В том числе и образование родителей имеет такие уровни организации, как общешкольный, классный, групповой, индивидуальный. Эффективная система взаимодействия родителей и школы предусматривает предоставление образовательных услуг на каждом из этих уровней. От общешкольных праздников, манифестаций — до дневников наблюдений, стратегий самообразования. Принимая активное участие в совместных событиях, ученики развивают свои социальные ожидания и установки, связанные с будущими родительскими функциями. Настрой ребят в проводящихся совместно с родителями социально-педагогических исследованиях во многом определяет отношения, связывающие эмоционально родителей и школу. Педагоги в процессе и урочной, и внеурочной деятельности могут рассматривать, например, проблемы взаимопонимания детей и взрослых, стимулируя размышления ребят о своих родителях. Часто педагоги не готовы к установлению полноценной системы взаимодействия с родителями, позволяют себе выска- 57 зывать оценочные суждения о семье ученика, например: Ну чего от тебя можно ждать, у тебя родители ничего не понимают, Где уж тебе сделать уроки, болтался, наверное, целый вечер, а родители — пьяные. Несмотря на то, что подобные суждения недопустимы, они существуют и наносят вред ученикам. Учителю, который привык все оценивать, особенно трудно встать на позицию, в которой за поведением людей видится сложный комплекс исторических, социальных и мировоззренческих противоречий. Отказ от приоритета оценочных суждений мог бы помочь и самим педагогам в построении взаимоотношений в своей семье, со своими детьми. Таким образом, построение духовной и образовательной среды на базе школы может выступать фактором развития всех групп детей и взрослых при следующих условиях: — приоритет идеологии человеческих отношений («Я отвечаю за то, что происходит рядом со мной», «Я строю свои отношения с людьми», «Можно жить не только ради себя, но и помогать другим людям»); — развитие правовой и коммуникативной культуры («Я стараюсь понять другого человека», «В конфликтной ситуации я умею выделить проблему и встать на правовую основу при ее решении», «Если я не прав, то я признаю это»); — осуществление исследовательской деятельности («Я стараюсь проанализировать то, что происходит вокруг», «Я хочу понять общие закономерности развития человека, общности, общества», «Я обоснованно действую, чтобы людям жилось хоть немного лучше»). Образовательная деятельность родителей, педагогов, учащихся обеспечивает не только грамотность решения школьных проблем, но и интеграцию взаимодействий в систему, сообщество, культурное пространство. Построение эффективного образовательного взаимодействия родителей со школой предполагает высокую значимость работы с такими категориями, как микросреда, микродействие, микроисследование, От понимания и социальной поддержки ребенка, друг друга — к построению дружественных взаимоотношений внутри малых общностей (семья, друзья) — к получению навыков конструктивного взаимодействия с различными большими общностями. Идеология открытости для позитивного сотрудничества ведет к повышению престижа школы. 58 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |