Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образовательные потребности родителей
Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым 46 этапом построения системы взаимодействия родители — школа. Приведем результаты такого исследования в сверхкрупном городе. Анализ данных фиксирует высокую степень заинтересованности родителей в знаниях, способствующих воспитанию и развитию детей, сохранению здоровья человека, эффективному общению с другими людьми, самореализации в профессионально-трудовой сфере жизни (см. табл. 1). Таблица 1 Потребность родителей в знаниях, обеспечивающих различные сферы жизнедеятельности (% к общему числу)
Взаимозависимость между тревожащими человека проблемами и пониманием необходимости знаний, способствующих решению этих проблем, является важным моментом в определении областей, в которых родители могут самостоятельно формировать образовательный заказ, и областей, в оценке которых они не компетентны. Результаты корреляционного анализа образовательных потребностей родителей и степени эффективности решения различных жизненных проблем позволяют сделать следующие выводы: — образовательные потребности родителей в сфере общения, межличностных отношений отражают реальные проблемы, в этой области родители могут сами формировать образовательный заказ; 47 — образовательные потребности родителей в сфере законодательства и права, искусства, культуры не осознаются ими адекватно, эти области могут выступать в качестве привносимого в образовательный процесс интегративного компонента, а заказ родителей может формироваться в процессе консультационной работы. Изучение образовательной позиции родителей и мира их проблем позволяет обнаружить, что имеющие активную образовательную позицию, значительно реже фиксируют финансовые затруднения, плохое самочувствие, угрозу потери работы, усталость, реже фиксируют конфликты, реже жалуются на одиночество, непонимание, потерю смысла жизни. Следует подчеркнуть, что материальный достаток этой группы родителей не отличается от материального достатка людей, обучающихся по мере необходимости или имеющих пассивную образовательную позицию. Родители, постоянно работающие над собой, расширяющие свой кругозор (около 30% опрошенных), достоверно чаще готовы идти на сотрудничество со школой, а их образовательный заказ чаще связан со званиями в сфере искусства и науки, с передачей накопленного опыта. Изучение различных групп родителей позволяет выявить некоторые специфические образовательные потребности. Образовательные потребности родителей-мужчин в большей степени связаны с профессионально-трудовой сферой, с общественно-политической жизнью, наукой. В то же время именно папы чаще фиксируют заказ на оказание им помощи в кризисных ситуациях. Мамы чаще интересуются искусством и культурой, нравственной сферой жизни, самосовершенствованием, охраной природы. И у мам, и у пап проблема оказания помощи детям в учении вызывает максимальный интерес. Для родителей учащихся 8—11 классов высоко значимой оказывается сфера профессиональной ориентации детей. При этом родители готовы сами выступать перед детьми с рассказами о своей профессии, о возможностях и сложностях профессиональной карьеры. Образовательные ориентации родителей отражают проблемы, с которыми они сталкиваются в жизни. Так, у мужчин, по сравнению с женщинами, больший интерес вызывают вопросы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации своих хобби и увлечений, а у женщин — вопро- 48 сы эффективного распоряжения деньгами,поиска работы, получения дополнительного образования. В современной ситуации образовательные потребности родителей, по-разному оценивающих материальное положение своих семей, имеют некоторые отличия. Так, например, испытывают потребность в знаниях религиозной и нравственной жизни только 3% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как отличное, 12% — оценивших положение своей семьи как среднее, 31% — оценивших материальное положение ниже среднего, и 60% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как очень тяжелое. Родители, высоко оценившие свое материальное положение, чаще озабочены вопросами изучения иностранного языка, проблемами своего имиджа и внешней привлекательности. Родителей, низко оценивших материальное положение своей семьи, чаще интересует, где найти работу, как помочь своему ребенку, как взаимодействовать со школой, с учителями. В современной социальной ситуации уровень образования меньше влияет на образовательные потребности родителей, чем, например, материальное положение. Специфика образовательных ориентации взрослых, имеющих разные уровни образования, выражается, скорее, в формах и методах получения образования. Суждение «Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности» разделяют 33% родителей со средним образованием, 35% родителей со средним специальным образованием и 38% родителей с высшим образованием. Родители, имеющие высшее образование, в большей степени ориентированы на книги как основной образовательный источник, среди них больше тех, кто имеет активную образовательную позицию. Родители с более низким образовательным уровнем в основном ориентированы на советы знакомых, на средства массовой коммуникации. Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, проведения спортивных мероприятий и экскурсий. В современных социальных условиях фактор безработицы коренным образом влияет на образовательные потребности взрослых, определяя состояние событийно-биографического \ кризиса. Большинство безработных родителей испытывают отчужденность, потерю смысла жизни, теряют самоконтроль. В то же времячасто ситуация безработицы вызывает пере- 49 оценку ими своих отношений с детьми, являясь стимулом развития их как родителей. Происходит переориентация взгляда на ведение домашнего хозяйства. Все большая часть женщин считает это профессией, в которой они успешно реализуют себя. Образовательные потребности опрошенных домохозяек специфичны. Это повышенный интерес к проблемам законодательства и права, финансам и экономике, пониженный интерес к вопросам охраны природы. При том, что 86% домохозяек думают, что многие их способности остались еще не раскрытыми (42% — среднее значение по группам), 35% из них вполне довольны своей жизнью (10% — среднее значение по группам), а 83% смотрят в будущее с надеждой (47% — среднее значение по группам). Профессия оказывает особое влияние на характер образовательных потребностей взрослых. Как показывают результаты конкретного исследования, можно выделить две профессиональные группы родителей, имеющие достоверные различия в образовательных ориентациях. Первая группа — родители с техническим образованием. Они значительно реже интересуются вопросами самосовершенствования, получения навыков общения, проблемами искусства и культуры, общественно-политической жизнью и даже профессионально-трудовой сферой жизни. Вопросы практического знания для них представляют несколько больший интерес. Их чаще интересуют проблемы освоения компьютерной техники, иностранного языка. Среди методов взаимодействия с детьми они чаще выбирают авторитарные. Только 11% опрошенных родителей рассматриваемой группы ответили, что хотели бы быть полезными своему Отечеству. Все это, безусловно, отражает и некоторую подавленность родителей обстоятельствами жизни, позволяет рассматривать этих родителей как специфическую группу по отношению к обществу и к детям. Вторая группа — родители, имеющие образование в области взаимодействия человек — человек (учителя, медицинские работники и др.). Образовательные потребности этой группы чаще связаны с проблемами общения, конфликтов, с профессионально-трудовой сферой, с вопросами передачи накопленного опыта и реже с проблемами финансов и экономики. В практическом плане родителей этой группы чаще волнуют вопросы, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, их интересует, как защитить себя или как 50 выглядеть красиво. 40% родителей этой группы хотели бы быть полезными своему Отечеству, 45% — готовы идти на контакт со школой, в которой учатся их дети. При построении системы взаимодействия родители — школа особенности и интересы каждой из названных групп будут определять образовательные возможности и степень удовлетворенности родителей. В создании образовательной среды не менее важны и вопросы, связанные с взаимоотношениями родители — дети. Тип взаимоотношений в семье не только отражает воспитательскую концепцию родителей, но и во многом определяет специфику их образовательного заказа. Авторитарные отношения Родители считают, что ребенок должен выполнять все, что они от него требуют. Строгое определение детских обязанностей, излишнее, но заинтересованное внимание, с одной стороны, дают ребенку некоторое чувство безопасности, с другой же — мешают проявлению собственных инициатив. Родители нуждаются в особой помощи, когда ребенок достигает переходного возраста. Формальные отношения Родители как бы снимают с себя ответственность, считая, что делают для ребенка все, что возможно. Обычно они говорят о своей занятости, о бытовых сложностях и проблемах. Утверждают, что ребенок неисправим, имеет дурную наследственность или что они (родители) такие «неправильные», что «уж тут ничего не поделать». Принципиально, что равнодушие прикрывается объективными причинами. Образовательный процесс этой группы родителей нуждается в переносе акцентов: с центрированности на собственной персоне — на эмоциональное включение в жизнь ребенка. Партнерские отношения Родители с доверием относятся к ребенку, его мнению. Их позиция может быть представлена в суждении: «Обычно мы принимаем совместные решения, учитывая мнение и интересы детей». Дети в таких семьях раньше приучаются к ответственности. В то же время школа не всегда способствует их спокойному развитию: далеко не все учителя понимают, что с этими учащимися необходимо строить отношения на взаимном доверии, чаще давать поручения, индивидуаль- 51 ные задания. В подобных ситуациях родители данной группы могут выступать в качестве инициаторов, в том числе и профессионального развития педагогов. Либеральные отношения Родители свободно относятся к своим обязанностям по отношению к детям. Ребенку часто говорят: «Ты уже взрослый, ты справишься», при этом мало интересуясь, а каково это — «справляться». Ребенок в такой семье развивается особенно неравномерно. Опыт в конкретной сфере деятельности нередко далеко опережает его осознание. Можно говорить о парадоксальной личности ребенка. В процессе образования родителей необходимо привлекать их внимание к вопросам правовой ответственности, к анализу ситуаций развития ребенка. Детоцентристские отношения Суждение, отражающее данную позицию, сводится к следующему: «Самое главное для меня в жизни — мой ребенок». Родители, а чаще всего матери, одинокие матери, центрируют весь свой мир и свои проблемы на ребенке. До тех пор пока он еще маленький, это создает для него ситуацию успешного развития, однако в дальнейшем выступает с трудом преодолеваемым препятствием для адекватных отношений подростка, молодого человека с другими людьми. Необходимо научить таких родителей снимать излишнее чувство вины, не навязывать своих ожиданий и стереотипов в качестве норм и правил поведения. Учет специфических особенностей и образовательных «нужд» различных родительских групп способствует снятию психологических барьеров, возникновению у родителей чувства, что их понимают, росту удовлетворенности от образовательной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |