Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образовательные потребности родителей




Социально-педагогические исследования образовательных потребностей и ожиданий родителей являются необходимым

46

этапом построения системы взаимодействия родители — школа. Приведем результаты такого исследования в сверх­крупном городе.

Анализ данных фиксирует высокую степень заинтересо­ванности родителей в знаниях, способствующих воспитанию и развитию детей, сохранению здоровья человека, эффектив­ному общению с другими людьми, самореализации в профес­сионально-трудовой сфере жизни (см. табл. 1).

Таблица 1

Потребность родителей в знаниях, обеспечивающих различные сферы жизнедеятельности (% к общему числу)

Знания, обеспечивающие... %
1 — воспитание и развитие детей   69  
2 — сохранение физического здоровья   65  
3 — общение с людьми   64  
4 — профессионально-трудовую деятельность   61  
5 — самосовершенствование   60  
6 — охрану природы   53  
7 — искусство и культуру   51  
8 — законодательство и право   46  
9 — финансы и экономику   40  
10 — передачу накопленного опыта   33  
11 — религиозную и нравственную жизнь   29  
12 — науку и исследовательский поиск   21  
13 — общественно-политическую жизнь   10  

 

Взаимозависимость между тревожащими человека пробле­мами и пониманием необходимости знаний, способствующих решению этих проблем, является важным моментом в опре­делении областей, в которых родители могут самостоятельно формировать образовательный заказ, и областей, в оценке которых они не компетентны.

Результаты корреляционного анализа образовательных по­требностей родителей и степени эффективности решения различ­ных жизненных проблем позволяют сделать следующие выводы:

— образовательные потребности родителей в сфере обще­ния, межличностных отношений отражают реальные пробле­мы, в этой области родители могут сами формировать об­разовательный заказ;

47

— образовательные потребности родителей в сфере законо­дательства и права, искусства, культуры не осознаются ими адекватно, эти области могут выступать в качестве привно­симого в образовательный процесс интегративного компонен­та, а заказ родителей может формироваться в процессе кон­сультационной работы.

Изучение образовательной позиции родителей и мира их проблем позволяет обнаружить, что имеющие активную об­разовательную позицию, значительно реже фиксируют финан­совые затруднения, плохое самочувствие, угрозу потери ра­боты, усталость, реже фиксируют конфликты, реже жалуют­ся на одиночество, непонимание, потерю смысла жизни. Сле­дует подчеркнуть, что материальный достаток этой группы родителей не отличается от материального достатка людей, обучающихся по мере необходимости или имеющих пассив­ную образовательную позицию. Родители, постоянно работа­ющие над собой, расширяющие свой кругозор (около 30% опрошенных), достоверно чаще готовы идти на сотрудниче­ство со школой, а их образовательный заказ чаще связан со званиями в сфере искусства и науки, с передачей накоплен­ного опыта.

Изучение различных групп родителей позволяет выявить некоторые специфические образовательные потребности.

Образовательные потребности родителей-мужчин в боль­шей степени связаны с профессионально-трудовой сферой, с общественно-политической жизнью, наукой. В то же время именно папы чаще фиксируют заказ на оказание им помощи в кризисных ситуациях. Мамы чаще интересуются искус­ством и культурой, нравственной сферой жизни, самосовер­шенствованием, охраной природы.

И у мам, и у пап проблема оказания помощи детям в учении вызывает максимальный интерес. Для родителей учащихся 8—11 классов высоко значимой оказывается сфера профессиональной ориентации детей. При этом родители го­товы сами выступать перед детьми с рассказами о своей про­фессии, о возможностях и сложностях профессиональной карьеры.

Образовательные ориентации родителей отражают пробле­мы, с которыми они сталкиваются в жизни. Так, у мужчин, по сравнению с женщинами, больший интерес вызывают во­просы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации своих хобби и увлечений, а у женщин — вопро-

48

сы эффективного распоряжения деньгами,поиска работы, получения дополнительного образования.

В современной ситуации образовательные потребности ро­дителей, по-разному оценивающих материальное положение своих семей, имеют некоторые отличия. Так, например, ис­пытывают потребность в знаниях религиозной и нравствен­ной жизни только 3% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как отличное, 12% — оценивших положение своей семьи как среднее, 31% — оценивших ма­териальное положение ниже среднего, и 60% родителей, оценивших материальное положение своей семьи как очень тяжелое. Родители, высоко оценившие свое материальное по­ложение, чаще озабочены вопросами изучения иностранного языка, проблемами своего имиджа и внешней привлекатель­ности. Родителей, низко оценивших материальное положе­ние своей семьи, чаще интересует, где найти работу, как по­мочь своему ребенку, как взаимодействовать со школой, с учителями.

В современной социальной ситуации уровень образования меньше влияет на образовательные потребности родителей, чем, например, материальное положение. Специфика образо­вательных ориентации взрослых, имеющих разные уровни образования, выражается, скорее, в формах и методах полу­чения образования. Суждение «Я постоянно осваиваю новые для себя стороны профессиональной деятельности» разделя­ют 33% родителей со средним образованием, 35% родителей со средним специальным образованием и 38% родителей с высшим образованием.

Родители, имеющие высшее образование, в большей сте­пени ориентированы на книги как основной образователь­ный источник, среди них больше тех, кто имеет активную образовательную позицию. Родители с более низким образо­вательным уровнем в основном ориентированы на советы знакомых, на средства массовой коммуникации.

Около половины опрошенных родителей подчеркивают значимость совместного с детьми посещения театров, прове­дения спортивных мероприятий и экскурсий.

В современных социальных условиях фактор безработицы коренным образом влияет на образовательные потребности взрослых, определяя состояние событийно-биографического \ кризиса. Большинство безработных родителей испытывают отчужденность, потерю смысла жизни, теряют самоконтроль. В то же времячасто ситуация безработицы вызывает пере-

49

оценку ими своих отношений с детьми, являясь стимулом развития их как родителей.

Происходит переориентация взгляда на ведение домашне­го хозяйства. Все большая часть женщин считает это про­фессией, в которой они успешно реализуют себя. Образова­тельные потребности опрошенных домохозяек специфичны. Это повышенный интерес к проблемам законодательства и права, финансам и экономике, пониженный интерес к вопро­сам охраны природы. При том, что 86% домохозяек думают, что многие их способности остались еще не раскрытыми (42% — среднее значение по группам), 35% из них вполне довольны своей жизнью (10% — среднее значение по груп­пам), а 83% смотрят в будущее с надеждой (47% — среднее значение по группам).

Профессия оказывает особое влияние на характер образо­вательных потребностей взрослых. Как показывают резуль­таты конкретного исследования, можно выделить две про­фессиональные группы родителей, имеющие достоверные различия в образовательных ориентациях.

Первая группа — родители с техническим образова­нием. Они значительно реже интересуются вопросами само­совершенствования, получения навыков общения, проблема­ми искусства и культуры, общественно-политической жиз­нью и даже профессионально-трудовой сферой жизни. Вопро­сы практического знания для них представляют несколько больший интерес. Их чаще интересуют проблемы освоения компьютерной техники, иностранного языка. Среди методов взаимодействия с детьми они чаще выбирают авторитарные. Только 11% опрошенных родителей рассматриваемой груп­пы ответили, что хотели бы быть полезными своему Отече­ству. Все это, безусловно, отражает и некоторую подавлен­ность родителей обстоятельствами жизни, позволяет рассмат­ривать этих родителей как специфическую группу по отно­шению к обществу и к детям.

Вторая группа — родители, имеющие образование в области взаимодействия человек — человек (учителя, меди­цинские работники и др.). Образовательные потребности этой группы чаще связаны с проблемами общения, конфликтов, с профессионально-трудовой сферой, с вопросами передачи на­копленного опыта и реже с проблемами финансов и эконо­мики. В практическом плане родителей этой группы чаще волнуют вопросы, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми, их интересует, как защитить себя или как

50

выглядеть красиво. 40% родителей этой группы хотели бы быть полезными своему Отечеству, 45% — готовы идти на контакт со школой, в которой учатся их дети.

При построении системы взаимодействия родителишкола особенности и интересы каждой из названных групп будут определять образовательные возможности и степень удовлетворенности родителей.

В создании образовательной среды не менее важны и во­просы, связанные с взаимоотношениями родители — дети.

Тип взаимоотношений в семье не только отражает воспи­тательскую концепцию родителей, но и во многом определя­ет специфику их образовательного заказа.

Авторитарные отношения

Родители считают, что ребенок должен выполнять все, что они от него требуют. Строгое определение детских обя­занностей, излишнее, но заинтересованное внимание, с одной стороны, дают ребенку некоторое чувство безопасности, с другой же — мешают проявлению собственных инициатив. Родители нуждаются в особой помощи, когда ребенок дости­гает переходного возраста.

Формальные отношения

Родители как бы снимают с себя ответственность, считая, что делают для ребенка все, что возможно. Обычно они го­ворят о своей занятости, о бытовых сложностях и пробле­мах. Утверждают, что ребенок неисправим, имеет дурную наследственность или что они (родители) такие «неправиль­ные», что «уж тут ничего не поделать». Принципиально, что равнодушие прикрывается объективными причинами. Об­разовательный процесс этой группы родителей нуждается в переносе акцентов: с центрированности на собственной пер­соне — на эмоциональное включение в жизнь ребенка.

Партнерские отношения

Родители с доверием относятся к ребенку, его мнению. Их позиция может быть представлена в суждении: «Обычно мы принимаем совместные решения, учитывая мнение и ин­тересы детей». Дети в таких семьях раньше приучаются к ответственности. В то же время школа не всегда способству­ет их спокойному развитию: далеко не все учителя понима­ют, что с этими учащимися необходимо строить отношения на взаимном доверии, чаще давать поручения, индивидуаль-

51

ные задания. В подобных ситуациях родители данной группы могут выступать в качестве инициаторов, в том чис­ле и профессионального развития педагогов.

Либеральные отношения

Родители свободно относятся к своим обязанностям по от­ношению к детям. Ребенку часто говорят: «Ты уже взрос­лый, ты справишься», при этом мало интересуясь, а каково это — «справляться». Ребенок в такой семье развивается особенно неравномерно. Опыт в конкретной сфере деятельно­сти нередко далеко опережает его осознание. Можно говорить о парадоксальной личности ребенка. В процессе образования роди­телей необходимо привлекать их внимание к вопросам правовой ответственности, к анализу ситуаций развития ребенка.

Детоцентристские отношения

Суждение, отражающее данную позицию, сводится к сле­дующему: «Самое главное для меня в жизни — мой ребе­нок». Родители, а чаще всего матери, одинокие матери, цен­трируют весь свой мир и свои проблемы на ребенке. До тех пор пока он еще маленький, это создает для него ситуацию успешного развития, однако в дальнейшем выступает с тру­дом преодолеваемым препятствием для адекватных отноше­ний подростка, молодого человека с другими людьми. Необ­ходимо научить таких родителей снимать излишнее чувство вины, не навязывать своих ожиданий и стереотипов в каче­стве норм и правил поведения.

Учет специфических особенностей и образовательных «нужд» различных родительских групп способствует снятию психологических барьеров, возникновению у родителей чув­ства, что их понимают, росту удовлетворенности от образова­тельной деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...