Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение родителей «групп риска»




Свою специфику имеет процесс образованияродителей,социализация детей которых проходит в особыхусловиях.Традиционно выделяют следующие «группы риска»:

— неполные семьи (одинокие отцы или матери);

— многодетные родители;

— малообеспеченные семьи;

— родители детей-инвалидов;

— родители приемных детей;

— родители-мигранты, беженцы.

Когда социализация ребенка проходит неблагополучно, семья особенно нуждается в специальной помощи и поддер­жке, в том числе и образовательной. Это, в первую очередь, помощь в осознании особенностей и проблем своей семьи, достоинств и ограничений, получение навыков оптимального взаимодействия родителей и детей, родителей и тех людей, с которыми они входят в контакты. При этом важно, чтобы «группа риска» родителей в дальнейшем плавно вошла в еди­ное родительское сообщество (класса, школы, микрорайона).

Не все родители осознают проблемы в своих отношениях с детьми. Поэтому необходима профилактическая образова­тельная деятельность, направленная на развитие родитель­ской рефлексии, критического мышления, навыков интерпре­тации жизненных событий. Подобная работа может осущест­вляться в тех или иных формах на базе различных учрежде­ний: от медицинских, образовательных, средств массовой ком­муникации до системы повышения квалификации специали­стов, сферы дополнительного образования, просвещения.

Поскольку потребность в образовании родителей велика, эти функции будет выполнять все большее число различных институтов в сфере общего, профессионального и дополни­тельного образования. Любой профессионал знает, что если у

40

человека дома все в порядке, если дети его радуют, то и ра­ботает он успешнее, поэтому каждому взрослому могут быть полезны знания, обеспечивающие становление родительства. Вероятно, появятся специальные учреждения, предназначен­ные только для образования родителей.

В общем плане можно определить несколько этапов орга­низации деятельности по образованию родителей:

— диагностический, позволяющий выявить реально суще­ствующие проблемы родителей, их ценностные ориентации в жизни, уровень общей культуры, провести типологизацию обследуемой группы;

— консультационный, когда в беседе с андрагогом (чело­веком, ведущим процесс образования взрослых) родитель мо­жет определить необходимое содержание, удобные для него формы и методы обучения, свой образовательный заказ, на­метить образовательный маршрут;

— непосредственно процесс обучения, проходящий в раз­личных формах, в соответствии с пожеланиями родителей;

— мониторинговый этап, помогающий проследить резуль­таты обучения, понять, насколько они соответствуют поже­ланиям и позитивному развитию родителей, проследить по­следействие образования.

Можно говорить об определенных требованиях к андраго-гам, проводящим обучение родителей:

— умение создать доброжелательную атмосферу, распола­гающую к диалогу;

— внимание к проблемам родителей, ких субъективным переживаним;

— научная грамотность и доступность изложения материала;

— гибкость, подвижность образовательной стратегии, про­граммы;

— разнообразие любых предлагаемых образовательных ус­луг, методов и форм ведения занятий;

— способность к оказанию психологической поддержки;

— ориентация на стимулирование самоопределения роди­телей;

— способность видеть малейшие достижения и вселять ве­ру в успех.

Не стоит думать, что под влиянием информации, обу­чающих программ родители обязательно и скоро изменятся. Не стоит ждать быстрых результатов. Однако кропотливый общий труд, получаемые родителями знания и навыки не­пременно будут приводить к успеху

41

ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ШКОЛА:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 185.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...