Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа — содружество учащихся, родителей и учителей




Сегодня многие люди, тем более те, кто ответствен за вос­питание и развитие молодого поколения, понимают, что в обществе происходят кризисные явления. Углубление эколо­гического кризиса — это проявление культуры отношений к природе, воспроизводимое не в одном поколении. Нарастание потребительской идеологии и бездуховности — результат воспитания не одного рода.

Эти явления во многом обусловлены и традиционной си­стемой образования, планомерно приводившей людей к раз­двоению сознания: с одной стороны, все хотят, чтобы мир был справедлив, чтобы люди были честными, чтобы все име­ли равные возможности, с другой стороны, многие считают, i что чем богаче живешь, тем у тебя больше возможностей, чем больше думаешь о себе, тем большего добьешься. Один и тот же человек одновременно высказывает совершенно раз­ные позиции и не замечает этого. Раздробленным сознанием легче манипулировать. Но полет над пропастью не может длиться вечно, а в жизни — приходится делать выбор.

Другой тревожащий момент в традиционной системе об­разования — культивирование внешнего контроля. Для ре­бенка всегда существовал человек, который знал — как на­до, существовала система безусловных примеров правильного поведения. Для взрослых общество задавало четкую систему отношений, в которой человек определял свой цели и пози­ции. В ситуации неопределенности и риска, когда требова­ния и указания с внешней стороны уменьшаются, люди, вос­питанные в традиционной системе образования, оказались бес­помощными, потерявшими нравственные ориентиры, дума­ющими прежде всего о своей выгоде. Мир, полный трагичес­ких и жизненно опасных противоречий, обрушился на людей,:

не готовых к конструктивным и созидательным действиям. ;

Обыкновенная ретрансляция культуры отношений, стере-;

отипов поведения будет приводить лишь к нарастанию нега­тивных тенденций. Число наркоманов увеличивается, хотя движение против потребления наркотиков растет. Людей бес-

42

покоит преступность на улицах, однако как часто они боят­ся заступиться за чье-то оскорбленное достоинство.

Наверное, наступило время, когда человеку необходимо остановиться и дать отчет самому себе: что я действительно люблю в этой жизни, за что и умереть не жалко, что я го­тов утверждать? Многие взрослые люди, родители, педагоги, просто неравнодушные задают себе вопрос: как же нам воспи­тывать детей, чтобы они жили в мире гуманных взаимоотно-/ шений, какие условия мы можем создать, чтобы наши дети не только выбирали исконные ценности доброты, знаний, любви, чести, но и могли реализовать свою добрую волю?

Пока ребенок маленький, взрослым кажется, что все оп­ределяет семья, ее ценности, но вот ребенок подрастает, идет в школу, и родители не в силах повлиять на множество его отношений с другими людьми. Становятся важными уже не причины, из-за которых ребенок совершает свой выбор, а конструктивность, созидательность этого выбора.

Трудно предполагать, что именно школа станет тем ме­стом, в котором родители, педагоги, дети смогут строить мир человеческих отношений. Но куда обратиться родителям за помощью? К юристу, который грамотно объяснит им, что учитель не имеет права, например, ударить ребенка? Однако такие случаи бывают, а родители, для которых насилие не­допустимо, часто молчат. К психологу, который поможет ро­дителям понять своего ребенка или снимет стресс у разъя­ренного учителя, но который не изменит системы отноше­ний ученик — учитель в школе?

Наверное, наступило время, когда родителям, учащимся и учителям необходимо проанализировать сложившуюся ситу­ацию, продумать, как следует строить систему взаимодей­ствия, чтобы способствовать развитию друг друга. В этом ди­алоге нуждаются все стороны.

Опыт отечественной и зарубежной педагогики показывает, что учебно-воспитательный процесс в школе может быть по­строен таким образом, чтобы он способствовал самостоятель­ному продвижению учащихся в интеллектуальной, социаль­ной и личностной сфере, чтобы школьная жизнь стимулиро­вала рост самосознания ребенка. Необходимое условие пол­ноценного развития детей — создание духовной и образова­тельной среды, включающей учащихся, родителей, педаго­гов, общественность, инициирующей учебные, творческие, нравственные достижения личности и рассматривающей ин­дивидуальные успехи и неудачи как событие, связанное с

43

жизнью всего сообщества. Ткань подобной системы образует­ся из встреч и контактов, в которых каждый человек ответ­ствен за происходящее рядом, за микровзаимодействие. Важ­ную роль приобретает уважение к правам партнера, стремле­ние действовать в рамках правовой регламентации.

Духовная и образовательная среда формируется постепен-,но. Нельзя приказать учителям, чтобы они не ставили дво­ек, родителям — чтобы не ругали и не били детей, детям — чтобы слушались и выполняли домашнее задание. Хотя все это — сферы конкретной ответственности. Можно строить систему правовой регламентации так, чтобы педагогам было радостно видеть успехи учащихся, чтобы родители могли быть относительно спокойны за свободное времяпрепровож­дение ребенка, чтобы детям было приятнее выполнять уро­ки. Развитие системы человеческих отношений в школе тре­бует взаимообучения: развития правового сознания, комму­никативных навыков, развития целостного, оптимистическо­го мировоззрения, овладения способами позитивного самовыра­жения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги могут выступать друг по отношению к другу парт­нерами, но для этого необходимы, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, а с другой — разграничение сферы компетентности и ответственности.

Потребность в изменении системы взаимоотношений исхо­дит как от семьи, так и от учителей. Не случайно растет число частных школ, в которых родители в большей степени определяют специфику учебно-воспитательного процесса. Все чаще педагоги фиксируют сложные изменения, происходя­щие в современной социальной, экономической и экологи­ческой ситуации с детьми.

Учителя, как люди, профессионально ответственные за ра­боту с детьми, работающие с молодежью на протяжении многих лет, отмечают, что:

— увеличивается число детей, требующих специальной педагогической и социально-психологической поддержки;

— катастрофически снижается число читающих детей;

— происходит перераспределение контингента старшеклас­сников, профессионально ориентированных на гуманитар­ные, естественно-научные и физико-математические знания;

— увеличивается число детей, «поучившихся» в престиж­ных школах и возвращающихся в простые;

" — наблюдается утрата глубины чувств учащихся, роман­тического отношения к жизни, проявлений бескорыстия;

44

— по мере развития учащихся нарастает их безыници­ативность, недоверие к школе;

— увеличивается число родителей, безразлично относя­щихся к проблемам школы («ваше дело — учить, а как вы это делаете — меня не касается»);

— усиливается отчуждение между родителями, отсутству­ет стремление к взаимодействию, взаимопомощи;

— наблюдается все большая категоричностьсо стороны родителей.

В то же время ответные реакции со стороны школы весь­ма различны. С одной стороны, усиливается бюрократизация и коммерциализация школьных отношений, когда с родите­лей собирают деньги за дополнительные образовательные ус­луги, что в крайних формах проявляется в родительском «об­роке». Для школы, где многое определяет материальное поло­жение и статус родителей, характерна установка на индивиду­ализм и исключительность. С другой стороны, происходит сложный процесс гуманизации и демократизации школьной жизни. То, какая тенденция будет доминировать, во многом определяется системой взаимодействия родителей со школой.

Исторически на протяжении многих лет в нашем обще­стве школа, опираясь на развернутую систему детских и мо­лодежных организаций, являлась основным источником со­циализации учащихся. В строго регламентированном обще­стве она представляла интересы государства, налаженная си­стема педагогических отношений формировала нравственные, социальные и профессиональные ориентации учащихся. Школа предъявляла и определенные требования к родите­лям: «Родители должны...» Не обсуждая правомерность по­добной идеологии, можно констатировать лишь то, что мно­гие существовавшие ранее программы обучения родителей в современной ситуации оказались недейственными.

Сегодня родители в большей степени определяют социали­зацию детей. Они хотят, чтобы школа давала их детям ши­рокий спектр общекультурных знаний, проводила специали­зацию в зависимости от возможностей и способностей ребен­ка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья и индивидуальным особенностям детей, чтобы в школе цари­ла добросердечная атмосфера. Образовательный заказ родите­лей связан с их стремлением научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в конфликт­ных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма некритично к собственным действиям,

45

иногда не имея грамотных представлений о своих функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю или материальную ситуацию жизни.

Перед лицом демографического кризиса (с 1991 года на­блюдается резкий спад рождаемости) и возникающей конку­ренции за контингент учащихся школы становятся более за­висимыми от системы взаимоотношений с родителями. Заказ родителей и их поддержка будут определять перспективы развития школы. Поэтому значительно возрастет заинтересо­ванность в преодолении отчуждения родителей, в предостав­лении им образовательных услуг, способствующих полноцен­ному развитию их ребенка.

Вступая на путь взаимодействия с современными родите­лями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профес­сию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учиты­вать их мнение при построении учебно-воспитательного про­цесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способ­ствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Ро­дители, сейчас с настороженностью глядящие на школу, в последующем смогут получить в ней знания, способству­ющие их социальной защите и защите прав их ребенка.

Пока еще не выработаны четкие регуляторы и механизмы взаимодействия родителей и школы, не ясны многие аспек­ты образовательной деятельности родителей на базе школы, но уже очевидна необходимость обеспечения цивилизованно­го взаимодействия между школой и семьей, правовой гаран­тированное™ строящихся отношений. Родители нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и зака­зов. Если педагоги смогут найти в себе силы и пойти на пол­ноправное сотрудничество, если смогут преодолеть отчуждение между родителями и школой, найти эффективные формы вза­имоотношений на базе образовательной деятельности, то скла­дывающееся образовательное и духовное пространство будет способствовать полноценному развитию детей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...