Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа — содружество учащихся, родителей и учителей
Сегодня многие люди, тем более те, кто ответствен за воспитание и развитие молодого поколения, понимают, что в обществе происходят кризисные явления. Углубление экологического кризиса — это проявление культуры отношений к природе, воспроизводимое не в одном поколении. Нарастание потребительской идеологии и бездуховности — результат воспитания не одного рода. Эти явления во многом обусловлены и традиционной системой образования, планомерно приводившей людей к раздвоению сознания: с одной стороны, все хотят, чтобы мир был справедлив, чтобы люди были честными, чтобы все имели равные возможности, с другой стороны, многие считают, i что чем богаче живешь, тем у тебя больше возможностей, чем больше думаешь о себе, тем большего добьешься. Один и тот же человек одновременно высказывает совершенно разные позиции и не замечает этого. Раздробленным сознанием легче манипулировать. Но полет над пропастью не может длиться вечно, а в жизни — приходится делать выбор. Другой тревожащий момент в традиционной системе образования — культивирование внешнего контроля. Для ребенка всегда существовал человек, который знал — как надо, существовала система безусловных примеров правильного поведения. Для взрослых общество задавало четкую систему отношений, в которой человек определял свой цели и позиции. В ситуации неопределенности и риска, когда требования и указания с внешней стороны уменьшаются, люди, воспитанные в традиционной системе образования, оказались беспомощными, потерявшими нравственные ориентиры, думающими прежде всего о своей выгоде. Мир, полный трагических и жизненно опасных противоречий, обрушился на людей,: не готовых к конструктивным и созидательным действиям. ; Обыкновенная ретрансляция культуры отношений, стере-; отипов поведения будет приводить лишь к нарастанию негативных тенденций. Число наркоманов увеличивается, хотя движение против потребления наркотиков растет. Людей бес- 42 покоит преступность на улицах, однако как часто они боятся заступиться за чье-то оскорбленное достоинство. Наверное, наступило время, когда человеку необходимо остановиться и дать отчет самому себе: что я действительно люблю в этой жизни, за что и умереть не жалко, что я готов утверждать? Многие взрослые люди, родители, педагоги, просто неравнодушные задают себе вопрос: как же нам воспитывать детей, чтобы они жили в мире гуманных взаимоотно-/ шений, какие условия мы можем создать, чтобы наши дети не только выбирали исконные ценности доброты, знаний, любви, чести, но и могли реализовать свою добрую волю? Пока ребенок маленький, взрослым кажется, что все определяет семья, ее ценности, но вот ребенок подрастает, идет в школу, и родители не в силах повлиять на множество его отношений с другими людьми. Становятся важными уже не причины, из-за которых ребенок совершает свой выбор, а конструктивность, созидательность этого выбора. Трудно предполагать, что именно школа станет тем местом, в котором родители, педагоги, дети смогут строить мир человеческих отношений. Но куда обратиться родителям за помощью? К юристу, который грамотно объяснит им, что учитель не имеет права, например, ударить ребенка? Однако такие случаи бывают, а родители, для которых насилие недопустимо, часто молчат. К психологу, который поможет родителям понять своего ребенка или снимет стресс у разъяренного учителя, но который не изменит системы отношений ученик — учитель в школе? Наверное, наступило время, когда родителям, учащимся и учителям необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию, продумать, как следует строить систему взаимодействия, чтобы способствовать развитию друг друга. В этом диалоге нуждаются все стороны. Опыт отечественной и зарубежной педагогики показывает, что учебно-воспитательный процесс в школе может быть построен таким образом, чтобы он способствовал самостоятельному продвижению учащихся в интеллектуальной, социальной и личностной сфере, чтобы школьная жизнь стимулировала рост самосознания ребенка. Необходимое условие полноценного развития детей — создание духовной и образовательной среды, включающей учащихся, родителей, педагогов, общественность, инициирующей учебные, творческие, нравственные достижения личности и рассматривающей индивидуальные успехи и неудачи как событие, связанное с 43 жизнью всего сообщества. Ткань подобной системы образуется из встреч и контактов, в которых каждый человек ответствен за происходящее рядом, за микровзаимодействие. Важную роль приобретает уважение к правам партнера, стремление действовать в рамках правовой регламентации. Духовная и образовательная среда формируется постепен-,но. Нельзя приказать учителям, чтобы они не ставили двоек, родителям — чтобы не ругали и не били детей, детям — чтобы слушались и выполняли домашнее задание. Хотя все это — сферы конкретной ответственности. Можно строить систему правовой регламентации так, чтобы педагогам было радостно видеть успехи учащихся, чтобы родители могли быть относительно спокойны за свободное времяпрепровождение ребенка, чтобы детям было приятнее выполнять уроки. Развитие системы человеческих отношений в школе требует взаимообучения: развития правового сознания, коммуникативных навыков, развития целостного, оптимистического мировоззрения, овладения способами позитивного самовыражения, развития творческого потенциала личности. Родители и педагоги могут выступать друг по отношению к другу партнерами, но для этого необходимы, с одной стороны, единый концептуальный взгляд и ценностное согласие, а с другой — разграничение сферы компетентности и ответственности. Потребность в изменении системы взаимоотношений исходит как от семьи, так и от учителей. Не случайно растет число частных школ, в которых родители в большей степени определяют специфику учебно-воспитательного процесса. Все чаще педагоги фиксируют сложные изменения, происходящие в современной социальной, экономической и экологической ситуации с детьми. Учителя, как люди, профессионально ответственные за работу с детьми, работающие с молодежью на протяжении многих лет, отмечают, что: — увеличивается число детей, требующих специальной педагогической и социально-психологической поддержки; — катастрофически снижается число читающих детей; — происходит перераспределение контингента старшеклассников, профессионально ориентированных на гуманитарные, естественно-научные и физико-математические знания; — увеличивается число детей, «поучившихся» в престижных школах и возвращающихся в простые; " — наблюдается утрата глубины чувств учащихся, романтического отношения к жизни, проявлений бескорыстия; 44 — по мере развития учащихся нарастает их безынициативность, недоверие к школе; — увеличивается число родителей, безразлично относящихся к проблемам школы («ваше дело — учить, а как вы это делаете — меня не касается»); — усиливается отчуждение между родителями, отсутствует стремление к взаимодействию, взаимопомощи; — наблюдается все большая категоричностьсо стороны родителей. В то же время ответные реакции со стороны школы весьма различны. С одной стороны, усиливается бюрократизация и коммерциализация школьных отношений, когда с родителей собирают деньги за дополнительные образовательные услуги, что в крайних формах проявляется в родительском «оброке». Для школы, где многое определяет материальное положение и статус родителей, характерна установка на индивидуализм и исключительность. С другой стороны, происходит сложный процесс гуманизации и демократизации школьной жизни. То, какая тенденция будет доминировать, во многом определяется системой взаимодействия родителей со школой. Исторически на протяжении многих лет в нашем обществе школа, опираясь на развернутую систему детских и молодежных организаций, являлась основным источником социализации учащихся. В строго регламентированном обществе она представляла интересы государства, налаженная система педагогических отношений формировала нравственные, социальные и профессиональные ориентации учащихся. Школа предъявляла и определенные требования к родителям: «Родители должны...» Не обсуждая правомерность подобной идеологии, можно констатировать лишь то, что многие существовавшие ранее программы обучения родителей в современной ситуации оказались недейственными. Сегодня родители в большей степени определяют социализацию детей. Они хотят, чтобы школа давала их детям широкий спектр общекультурных знаний, проводила специализацию в зависимости от возможностей и способностей ребенка, чтобы учителя были внимательны к состоянию здоровья и индивидуальным особенностям детей, чтобы в школе царила добросердечная атмосфера. Образовательный заказ родителей связан с их стремлением научить детей анализировать явления жизни, привить им навыки поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях. Однако те же родители могут относиться весьма некритично к собственным действиям, 45 иногда не имея грамотных представлений о своих функциях и возможностях, перекладывая ответственность на внешнюю или материальную ситуацию жизни. Перед лицом демографического кризиса (с 1991 года наблюдается резкий спад рождаемости) и возникающей конкуренции за контингент учащихся школы становятся более зависимыми от системы взаимоотношений с родителями. Заказ родителей и их поддержка будут определять перспективы развития школы. Поэтому значительно возрастет заинтересованность в преодолении отчуждения родителей, в предоставлении им образовательных услуг, способствующих полноценному развитию их ребенка. Вступая на путь взаимодействия с современными родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, сейчас с настороженностью глядящие на школу, в последующем смогут получить в ней знания, способствующие их социальной защите и защите прав их ребенка. Пока еще не выработаны четкие регуляторы и механизмы взаимодействия родителей и школы, не ясны многие аспекты образовательной деятельности родителей на базе школы, но уже очевидна необходимость обеспечения цивилизованного взаимодействия между школой и семьей, правовой гарантированное™ строящихся отношений. Родители нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти в себе силы и пойти на полноправное сотрудничество, если смогут преодолеть отчуждение между родителями и школой, найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовное пространство будет способствовать полноценному развитию детей. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |