Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обучение родителей детей младшего школьного возраста




Психологическое содержание жизни детей младшего школьного возраста во многом определяется учебной де­ятельностью и таким психо-социальным параметром, как умелость. Родители во многом еще направляют развитие ре­бенка. Однако для этого им необходимо расширение способов взаимодействия с ним, получение коммуникативной грамот­ности — взаимодействие со знакомыми своего ребенка,егоодноклассниками, с их родителями, с учителями.

37

Особое значение в обучении родителей рассматриваемой группы имеет общая с детьми деятельность. В творческой со­вместной деятельности, в игре взрослые получают возмож­ность по-новому увидеть своего ребенка, лучше понять его, выразить свое отношение, найти способы оказания поддер­жки, увидеть пути проявления своей ответственности — и не только за своего ребенка. Совместные праздники, концер­ты, походы могут стать для родителей важным источником образования. Наглядные результаты их действий стимулиру­ют готовность к дальнейшему обучению.

Если методы обучения родителей будут разнообразны, каждый взрослый человек получит для себя полезный урок. Важной формой обучения может быть анализ и конструиро­вание совместного с детьми времяпрепровождения.

Обучение родителей подростков

Специфика процесса обучения родителей подростков опре­деляется тем, что подростковый возраст — это возраст, ког­да контроль со стороны родителей неминуемо должен сни­жаться, когда ребенок привыкает ко все большей ответствен­ности за себя и за свою жизнь. Родителям необходимо по­мочь в обретении доверия к своему ребенку. Становится важным их умение оказать ему поддержку, вести с ним до­верительные разговоры.

Сам подросток нередко открыто обучает своих родителей, однако всегда ли они учатся у детей? Поэтому взрослые нуждаются в званиях, которые помогли бы им понять и пе­рестроить мир своих внутренних ожиданий и отношений. Необходимы специальные способы и методы образования, стимулирующие мировоззренческую деятельность и рефлек­сию. Здесь могут быть эффективными социально-психологи­ческие тренинги общения.

Другое важное направление образования — помощь роди­телям в использовании угасающих (из-за нежелания подро­стков) возможностей совместного времяпрепровождения. На­пример, важен совместный просмотр телевизионных передач. Родителям необходимо умение задавать ребенку вопросы по поводу увиденного, вопросы, которые позволят подростку са­мостоятельно вести анализ и определять свою позицию.

Обучение родителей вести с детьми по-настоящему чест­ный разговор о самых опасных, но, к сожалению, реальных

38

вещах (например, алкоголь, ранний секс, СПИД и пр.) мо­жет эффективно проходить в форме дискуссий, имитационных игр, в которых каждый взрослый сам определит наиболее под­ходящие для него аргументы. Достоверно, что дети, с которыми родители ведут подобные беседы, реже имеют негативные по­следствия при соприкосновении с реалиями жизни.

Обучение родителей взрослых детей

Родители взрослых детей могут учиться радоваться новой для себя жизни, чужой молодости, возможности найти в своих детях собеседников и друзей. Им надо научиться так выражать свои эмоции и чувства, чтобы не задевать обо­стренного восприятия молодых людей, «отступать» при при­нятии решений, спокойно идти рядом и оказывать поддер­жку. Необходимо признать право молодых людей на ошибки как на неотъемлемую часть их личностного роста. Как пра­вило, это очень сложно для родителей.

Не менее сложная задача — найти в себе возможности принять выбор жизненного партнера своего взрослого ребен­ка; без потери чувства собственного достоинства, не утрачи­вая жизненной перспективы, освоить новые для себя соци­альные роли бабушки или дедушки.

Специфические методы обучения родителей взрослых де­тей — интроспекция, рефлексивные методики, самоанализ. К сожалению, в нашей культуре эти методы пока еще мало представлены в сфере образовательных услуг. Развитию реф­лексивных навыков может способствовать изучение автобиог­рафической литературы, мемуаров, особенно если описыва­емый опыт и его анализ затронет эмоциональную сферу жиз­ни родителей.

Обучение пожилых родителей

Умение брать уроки «из жизни» — важнейшее качество, которым обладает родитель ребенка любого возраста, посто­янно развивающий себя. Непрерывно наблюдая свой и чу­жой опыт, родители сами интерпретируют реальные собы­тия. Особенно значимы вопросы толкования для пожилых людей, поскольку субъективность интерпретации является основой их разногласий и противоречий со взрослыми деть­ми. Пожилые родители имеют право на свою точку зрения, подкрепленную жизненным опытом, вне зависимостиот то-

39

го, разделяют ли эту точку зрения их близкие. Мирное со­существование всех поколений может стать предметом об­разовательной деятельности.

Коммуникативная и правовая грамотность пожилых роди­телей, взрослых детей и внуков — важный гарант спокой­ствия в семье. Специфика методов обучения при этом состо­ит в диалогичное™ методики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...