Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обучение родителей детей младшего школьного возраста
Психологическое содержание жизни детей младшего школьного возраста во многом определяется учебной деятельностью и таким психо-социальным параметром, как умелость. Родители во многом еще направляют развитие ребенка. Однако для этого им необходимо расширение способов взаимодействия с ним, получение коммуникативной грамотности — взаимодействие со знакомыми своего ребенка,егоодноклассниками, с их родителями, с учителями. 37 Особое значение в обучении родителей рассматриваемой группы имеет общая с детьми деятельность. В творческой совместной деятельности, в игре взрослые получают возможность по-новому увидеть своего ребенка, лучше понять его, выразить свое отношение, найти способы оказания поддержки, увидеть пути проявления своей ответственности — и не только за своего ребенка. Совместные праздники, концерты, походы могут стать для родителей важным источником образования. Наглядные результаты их действий стимулируют готовность к дальнейшему обучению. Если методы обучения родителей будут разнообразны, каждый взрослый человек получит для себя полезный урок. Важной формой обучения может быть анализ и конструирование совместного с детьми времяпрепровождения. Обучение родителей подростков Специфика процесса обучения родителей подростков определяется тем, что подростковый возраст — это возраст, когда контроль со стороны родителей неминуемо должен снижаться, когда ребенок привыкает ко все большей ответственности за себя и за свою жизнь. Родителям необходимо помочь в обретении доверия к своему ребенку. Становится важным их умение оказать ему поддержку, вести с ним доверительные разговоры. Сам подросток нередко открыто обучает своих родителей, однако всегда ли они учатся у детей? Поэтому взрослые нуждаются в званиях, которые помогли бы им понять и перестроить мир своих внутренних ожиданий и отношений. Необходимы специальные способы и методы образования, стимулирующие мировоззренческую деятельность и рефлексию. Здесь могут быть эффективными социально-психологические тренинги общения. Другое важное направление образования — помощь родителям в использовании угасающих (из-за нежелания подростков) возможностей совместного времяпрепровождения. Например, важен совместный просмотр телевизионных передач. Родителям необходимо умение задавать ребенку вопросы по поводу увиденного, вопросы, которые позволят подростку самостоятельно вести анализ и определять свою позицию. Обучение родителей вести с детьми по-настоящему честный разговор о самых опасных, но, к сожалению, реальных 38 вещах (например, алкоголь, ранний секс, СПИД и пр.) может эффективно проходить в форме дискуссий, имитационных игр, в которых каждый взрослый сам определит наиболее подходящие для него аргументы. Достоверно, что дети, с которыми родители ведут подобные беседы, реже имеют негативные последствия при соприкосновении с реалиями жизни. Обучение родителей взрослых детей Родители взрослых детей могут учиться радоваться новой для себя жизни, чужой молодости, возможности найти в своих детях собеседников и друзей. Им надо научиться так выражать свои эмоции и чувства, чтобы не задевать обостренного восприятия молодых людей, «отступать» при принятии решений, спокойно идти рядом и оказывать поддержку. Необходимо признать право молодых людей на ошибки как на неотъемлемую часть их личностного роста. Как правило, это очень сложно для родителей. Не менее сложная задача — найти в себе возможности принять выбор жизненного партнера своего взрослого ребенка; без потери чувства собственного достоинства, не утрачивая жизненной перспективы, освоить новые для себя социальные роли бабушки или дедушки. Специфические методы обучения родителей взрослых детей — интроспекция, рефлексивные методики, самоанализ. К сожалению, в нашей культуре эти методы пока еще мало представлены в сфере образовательных услуг. Развитию рефлексивных навыков может способствовать изучение автобиографической литературы, мемуаров, особенно если описываемый опыт и его анализ затронет эмоциональную сферу жизни родителей. Обучение пожилых родителей Умение брать уроки «из жизни» — важнейшее качество, которым обладает родитель ребенка любого возраста, постоянно развивающий себя. Непрерывно наблюдая свой и чужой опыт, родители сами интерпретируют реальные события. Особенно значимы вопросы толкования для пожилых людей, поскольку субъективность интерпретации является основой их разногласий и противоречий со взрослыми детьми. Пожилые родители имеют право на свою точку зрения, подкрепленную жизненным опытом, вне зависимостиот то- 39 го, разделяют ли эту точку зрения их близкие. Мирное сосуществование всех поколений может стать предметом образовательной деятельности. Коммуникативная и правовая грамотность пожилых родителей, взрослых детей и внуков — важный гарант спокойствия в семье. Специфика методов обучения при этом состоит в диалогичное™ методики. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |