Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и методы образования родителей




Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем при­надлежать тому, что будет.

Мартин Хайдеггер

Образование родителей осуществляется и как стихийный, и как организованный процессы. Способы, источники и фор­мы первого бесконечно разнообразны:

— события, факты, наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация; '

— общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта;

— контакты (беседы с друзьями или с людьми, работа­ющими с детьми, например, с учителем, с врачом, с психо­логом, с инспектором по делам несовершеннолетних);

— средства массовой коммуникации (специальные радио-и телепередачи и передачи, лишь косвенно связанные с про­блемами родительской ответственности);

— книги (как посвященные проблемам образования роди­телей, так и произведения, прямо или косвенно касающиеся

34

этих проблем и способные давать не меньший образователь­ный результат);

— специальные журналы, например «Семья и школа», «Внешкольник» и журналы человековедческого и гуманитар­ного профиля;

— кино, театр;

— образовательный туризм для родителей и детей. В стихийно осуществляемом образовательном процессе особую значимость приобретает самообразование, качество получаемой информации, ее стимулирующий эффект. Разго­воры, слухи, страшные истории, стереотипы массового-созна­ния могут являться лишь тогда источником образования ро­дителей, когда они подвергаются критическому анализу. Развитое критическое сознание взрослого может позволить ему черпать и в подобной информации важные свидетельства культуры отношений. Умение наблюдать реальность, осозна­вать свои впечатления и побуждения, а также интерпретиро­вать опыт, получая из этой ситуации определенный урок, — условия успешного образовательного процесса.

Организованные формы образования родителей обычно включают:

— курсы, занятия, лекции;

— практические занятия для родителей и детей;

— посещение родительских собраний;

— клубы для родителей;

— родительские ассоциации.

Чем младше ребенок, чем большее в его развитии опреде­ляется семьей, тем шире представлена сфера, оказывающая организованные образовательные услуги родителям. Чем старше ребенок, чем большее значение приобретают в его со­циализации, кроме семьи, друзья, учителя, другие взрослые люди, его собственная активная позиция, тем уже сфера ор­ганизованных образовательных услуг родителям.

В то же время расхожее суждение, что ошибки, совер­шенные родителями по отношению к маленькому ребенку, имеют более глубокие последствия для его благополучия, чем ошибки, допущенные по отношению к взрослому ребен­ку, далеко не всегда отражает реалии. Примеры глубоких конфликтов между родителями и взрослыми детьми демон­стрируют значимость вопросов образования родителей и на более поздних этапах: самоубийство юноши-студента, не сдавшего экзамены и боящегося признаться в этом автори­тарному отцу; ребенок разведенных бабушками и дедушками

2*


35


 

родителей; сорокалетний сын, привязанный к мамочке, не сумевший создать свою семью, и др.

Формы и методы образования родителей на тех или иных этапах развития их ребенка имеют отличия, в основе которых — разница в принципах взаимодействия детей и родителей.

Обучение будущих родителей

Некоторые старшеклассники получают психологические, педагогические и правовые знания основ будущей семейной жизни уже в школе. Трудно определить, в какой степени эти знания помогут им в дальнейшем. Однако можно уве­ренно сказать, что осмысление учащимися проблем жизни своих родителей, их тревог и надежд способствует большему взаимопониманию в семье. Деловые игры старшеклассников оказывают сильное пропедевтическое воздействие. Только один пример. При изучении темы «Конфликты и разводы» учащиеся разыгрывали сценки «из жизни суда», в который по разным причинам обращались семейные пары, имеющие детей, с просьбой о разводе (например, низкая заработная плата мужа, измена, постоянные конфликты из-за противо­речий в системе воспитания детей и пр.). В ходе игры шел поиск способов примирения. Были «пары», которые выходи­ли из суда разведенными, но в некоторых случаях судьям удавалось стать посредниками в поиске согласия и мира. Именно эти случаи становились эмоциональным праздником для всего класса, а полученные навыки согласования раз­личных интересов, вероятно, пригодятся ребятам в будущем.

Будущие мамы могут получать необходимые им знания в «Маминых школах». Они учатся пеленать ребенка, получают правовые, медицинские и психологические знания и пр. Ими­тационные игры, специальные фильмы, лекции специалистов — важные компоненты обучения. Особого внимания требует раз­витие эмоциональной сферы будущих мам, которое может ус­пешно осуществляться через контакты с миром искусства.

Следует обращать внимание и на подготовку мужчин к освоению роли отца. Однако в нашем обществе образование от­цов нередко игнорируется. Доминирующее значение при этом приобретает самообразование. Значимыми источниками стано­вятся телевидение и книги. Умение извлекать добрые советы из просмотренного фильма, телевизионной передачи, из книг явля­ется важным условием процесса образования родителей.

36

Обучение родителей детей дошкольного возраста

Часто для родителей дошкольников проводятся различные групповые занятия, касающиеся развития психофизических способностей детей, их речи и творческих задатков. Наибо­лее успешно подобные занятия проходят при непосредствен­ном взаимодействии «сторон». Родителей учат тому, чему хотят научить детей. А дети, являясь свидетелями научения, начинают копировать действия своих мам и пап.

Важно, чтобы дошкольник был для родителей «источни­ком образования», чтобы они учились наблюдать за поведе­нием своего ребенка, его особенностями и способностями. Эффективным может быть ведение дневника наблюдений.

Чтобы научить родителей оказывать помощь в преодоле­нии страхов ребенка, можно помочь им проанализировать воспитательную систему в семье, в том числе в виде имита­ционных и ролевых игр, и научить интерпретировать рисун­ки детей. Незаменимыми источниками учения могут быть совместное чтение и сказкотерапия.

Сложнее обучить родителей формам воздействия на ребен­ка, развивающим самостоятельность и предприимчивость, поскольку эти качества не представлены преемственно в культуре отношений.

Следует отметить, что родители детей дошкольного возра­ста особенно открыты для освоения нового опыта, они заин­тересованы в педагогических знаниях и готовы слушать лек­ции, открыты педагогам, представляющим интересы школы, в которую будут поступать дети. Однако учителя часто не подготовлены к обучению взрослых, следствием чего могут стать ошибки, отталкивающие родителей от школы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...