Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы и методы образования родителей
Пока мы не вникнем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет. Мартин Хайдеггер Образование родителей осуществляется и как стихийный, и как организованный процессы. Способы, источники и формы первого бесконечно разнообразны: — события, факты, наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация; ' — общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта; — контакты (беседы с друзьями или с людьми, работающими с детьми, например, с учителем, с врачом, с психологом, с инспектором по делам несовершеннолетних); — средства массовой коммуникации (специальные радио-и телепередачи и передачи, лишь косвенно связанные с проблемами родительской ответственности); — книги (как посвященные проблемам образования родителей, так и произведения, прямо или косвенно касающиеся 34 этих проблем и способные давать не меньший образовательный результат); — специальные журналы, например «Семья и школа», «Внешкольник» и журналы человековедческого и гуманитарного профиля; — кино, театр; — образовательный туризм для родителей и детей. В стихийно осуществляемом образовательном процессе особую значимость приобретает самообразование, качество получаемой информации, ее стимулирующий эффект. Разговоры, слухи, страшные истории, стереотипы массового-сознания могут являться лишь тогда источником образования родителей, когда они подвергаются критическому анализу. Развитое критическое сознание взрослого может позволить ему черпать и в подобной информации важные свидетельства культуры отношений. Умение наблюдать реальность, осознавать свои впечатления и побуждения, а также интерпретировать опыт, получая из этой ситуации определенный урок, — условия успешного образовательного процесса. Организованные формы образования родителей обычно включают: — курсы, занятия, лекции; — практические занятия для родителей и детей; — посещение родительских собраний; — клубы для родителей; — родительские ассоциации. Чем младше ребенок, чем большее в его развитии определяется семьей, тем шире представлена сфера, оказывающая организованные образовательные услуги родителям. Чем старше ребенок, чем большее значение приобретают в его социализации, кроме семьи, друзья, учителя, другие взрослые люди, его собственная активная позиция, тем уже сфера организованных образовательных услуг родителям. В то же время расхожее суждение, что ошибки, совершенные родителями по отношению к маленькому ребенку, имеют более глубокие последствия для его благополучия, чем ошибки, допущенные по отношению к взрослому ребенку, далеко не всегда отражает реалии. Примеры глубоких конфликтов между родителями и взрослыми детьми демонстрируют значимость вопросов образования родителей и на более поздних этапах: самоубийство юноши-студента, не сдавшего экзамены и боящегося признаться в этом авторитарному отцу; ребенок разведенных бабушками и дедушками
родителей; сорокалетний сын, привязанный к мамочке, не сумевший создать свою семью, и др. Формы и методы образования родителей на тех или иных этапах развития их ребенка имеют отличия, в основе которых — разница в принципах взаимодействия детей и родителей. Обучение будущих родителей Некоторые старшеклассники получают психологические, педагогические и правовые знания основ будущей семейной жизни уже в школе. Трудно определить, в какой степени эти знания помогут им в дальнейшем. Однако можно уверенно сказать, что осмысление учащимися проблем жизни своих родителей, их тревог и надежд способствует большему взаимопониманию в семье. Деловые игры старшеклассников оказывают сильное пропедевтическое воздействие. Только один пример. При изучении темы «Конфликты и разводы» учащиеся разыгрывали сценки «из жизни суда», в который по разным причинам обращались семейные пары, имеющие детей, с просьбой о разводе (например, низкая заработная плата мужа, измена, постоянные конфликты из-за противоречий в системе воспитания детей и пр.). В ходе игры шел поиск способов примирения. Были «пары», которые выходили из суда разведенными, но в некоторых случаях судьям удавалось стать посредниками в поиске согласия и мира. Именно эти случаи становились эмоциональным праздником для всего класса, а полученные навыки согласования различных интересов, вероятно, пригодятся ребятам в будущем. Будущие мамы могут получать необходимые им знания в «Маминых школах». Они учатся пеленать ребенка, получают правовые, медицинские и психологические знания и пр. Имитационные игры, специальные фильмы, лекции специалистов — важные компоненты обучения. Особого внимания требует развитие эмоциональной сферы будущих мам, которое может успешно осуществляться через контакты с миром искусства. Следует обращать внимание и на подготовку мужчин к освоению роли отца. Однако в нашем обществе образование отцов нередко игнорируется. Доминирующее значение при этом приобретает самообразование. Значимыми источниками становятся телевидение и книги. Умение извлекать добрые советы из просмотренного фильма, телевизионной передачи, из книг является важным условием процесса образования родителей. 36 Обучение родителей детей дошкольного возраста Часто для родителей дошкольников проводятся различные групповые занятия, касающиеся развития психофизических способностей детей, их речи и творческих задатков. Наиболее успешно подобные занятия проходят при непосредственном взаимодействии «сторон». Родителей учат тому, чему хотят научить детей. А дети, являясь свидетелями научения, начинают копировать действия своих мам и пап. Важно, чтобы дошкольник был для родителей «источником образования», чтобы они учились наблюдать за поведением своего ребенка, его особенностями и способностями. Эффективным может быть ведение дневника наблюдений. Чтобы научить родителей оказывать помощь в преодолении страхов ребенка, можно помочь им проанализировать воспитательную систему в семье, в том числе в виде имитационных и ролевых игр, и научить интерпретировать рисунки детей. Незаменимыми источниками учения могут быть совместное чтение и сказкотерапия. Сложнее обучить родителей формам воздействия на ребенка, развивающим самостоятельность и предприимчивость, поскольку эти качества не представлены преемственно в культуре отношений. Следует отметить, что родители детей дошкольного возраста особенно открыты для освоения нового опыта, они заинтересованы в педагогических знаниях и готовы слушать лекции, открыты педагогам, представляющим интересы школы, в которую будут поступать дети. Однако учителя часто не подготовлены к обучению взрослых, следствием чего могут стать ошибки, отталкивающие родителей от школы. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 197. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |