Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание образования родителей




Большое знание безмятежно-покойно. Малое знание ищет, к чему прило­жить себя.

Чжуан-Цзы

Содержание образования родителей охватывает широкий спектр проблем, связанных с жизнеобеспечением и развити­ем ребенка. Можно выделить два наиболее распространенных образовательных заказа родителей:

29

— помощь в решении проблем интеллектуального и лич­ностного развития ребенка;

— помощь в грамотном решении жизненных проблем ребенка на разных этапах его развития и в сложных ситуа­циях.

В первом случае приоритетными в образовании родителей

становятся:

— развитие психо-физических способностей детей;

— навыки наблюдения за ребенком и диагностика его склонностей;

— помощь в организации и проведении свободного време­ни родителей и детей;

— налаживание отношений с ребенком, его друзьями, со взрослыми, сотрудничающими с ним;

— обучение родителей и детей конкретным знаниям и умениям (например, иностранному языку, компьютерной грамотности, общению и пр.).

В случае, когда проблемы жизнеобеспечения ребенка вы­ступают базовыми по отношению к проблемам его развития, обнаруживается определенная степень социального риска, а родители могут рассматриваться как группа риска, К подо­бным группам можно отнести родителей-мигрантов, родите­лей-беженцев, родителей-бездомных и др.

Как правило, родители названных групп не могут само­стоятельно формировать образовательный заказ адекватно стоящим перед ним проблемам жизнеобеспечения ребенка. Они нуждаются в социально-образовательном сопровожде­нии, которое будет эффективным в той степени, в какой по­может этим людям обрести себя, выработать новую жизнен­ную позицию, научиться строить свои отношения в другой социальной и культурной среде. Родителям рассматриваемых групп риска требуется образовательная помощь, направлен­ная прежде всего на обеспечение грамотного решения жиз­ненно важных проблем, в том числе и проблем их родитель­ской ответственности.

Можно выделить группы риска родителей и по иному ос­нованию, а именно — по достижению элементарного психо­логического благополучия в семье. Сюда относятся родители детей-инвалидов, родители нежеланного ребенка, родители в период развода и др. Образование их будет эффективным в той степени, в какой будет способствовать нормализации взаимоотношений в семье, налаживанию механизмов взаимо-

30

понимания, принятиянеизбежного, механизмов внутренней и внешней защиты.

Наиболее общие приоритеты в образовании родителей групп риска следующие:

— проблемы медицинского и валеологического жизнеобес­печения детей;

— проблемы обеспечения правовых гарантий детей и взрослых;

— проблемы коммуникативной культуры;

— навыки элементарной психологической помощи родите­лей самим себе (снятие раздражения, гнева, обиды, повы­шенной тревоги за ребенка, чувства вины);

— навыки оказания психолого-педагогической поддержки детям.

Вопросы содержания образования родителей не могут рас­сматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка. В зависимости от по­ловозрастных, профессиональных и образовательных харак­теристик родителей, от типа семьи (полная и неполная, нук-леарная и расширенная), от того, состоят ли родители в по­вторном браке, являются ли оба родителя родными, от этапа развития ребенка, его пола, его физической и психической полноценности, от родовых и национальных традиций семьи, социально-экономического положения, от типа взаимоотно­шений в семье — образовательный заказ родителей будет иметь свою специфику.

В связи с этим конкретные цели образования и его содер­жание могут определяться на основе выявленных реальных образовательных потребностей и особенностей родителей, разноуровневого анализа социальной и образовательной ситу­ации, а также образовательных возможностей социо-культур-ной среды, определения самостоятельной активности родите­лей и стимулирующих ее факторов.

Приоритет интересов и образовательных заказов родителей не снижает значимости общекультурных, интегративных знаний. Выступая фоновыми по отношению к конкретному образова­тельному заказу, они способствуют развитию взаимоотношений и взаимосвязей — от смысловых, информационных структур до поведенческих, эмоциональных паттернов — и выполняют одну из важнейших функций в образовании родителей.

Что же могут включать в себя эти интегративные знания?

Во-первых, нравственные, смыслообразующие компоненты миропроживания родителей: любовь, проблемы жертвенно-

31

ста, интерпретацию жизненных событий, обнаружение зако­номерностей в явлениях жизни, смысл здоровья человека и здорового образа жизни, родовые, семейные и культурно-на­циональные традиции и обычаи.

Во-вторых, коммуникативные компоненты жизни родите­лей: понимание других людей, терпимость и толерантность, умение выразить свое психофизическое состояние и свои мыс­ли, умение решать конфликтные ситуации, учитывая права дру­гого человека, не унижая достоинство людей, особенно детей.

В-третьих, эмоциональный, чувственный компонент роди­тельской жизни: умение властвовать собою, умение справлять­ся с перепадами настроений, с фатально присутствующими ра­достями и печалями, горестью и гордостью, с чувством беспо­мощности при желании поддержать своего ребенка и пр.

В современной ситуации в интегративном содержании ча­ще всего представлены правовые, нравственные, мировоз­зренческие, коммуникативные, социально-психологические,

педагогические, валеологические знания.

Интегративное содержание образования родителей затраги­вает подлинные человеческие чувства, отношения, смыслы. \ Как правило, эти отношения и смыслы формируются у роди­телей стихийно, на основании их личного опыта и наблюде­ний. Причем далеко не всегда получаемый опыт грамотно ос­мысливается и интерпретируется, становится образовательным уроком. В то же время есть основания утверждать, что многие родители учатся на собственном опыте рефлексии и осмысле­нию жизни: от первого ребенка ко второму, к третьему...

Интегративная составляющая содержания образования ро­дителей определяется общим направлением и ходом разви­тия общества, в ней в качестве идиомы отражаются представ­ления людей- о будущей жизни. Так, современные родители хотят видеть общество будущего как общество нравственных человеческих отношений. По данным исследований, родители надеются, что их дети вырастут добрыми, честными, справед­ливыми людьми. Важно, чтобы интегративное содержание от­ражало эту ценностную направленность. В этом случае повы­шается уверенность родителей в себе, формируется социальный оптимизм в постоянно меняющемся мире.

Часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказ обще­ства подменяется заказом государства или группы лиц. Об­щественный заказ формируется на основе потребностей, цен­ностных представлений и надежд людей. Положенные в ос­нову образования родителей, они существенно повышают его

32

эффективность. Изучение подлинных ориентиров позволяет более уверенно строить процесс образования родителей, про­являть обоснованное доверие к их выбору. Закрепляющаяся позитивная мотивация помогает им подняться на другой уровень решения актуальных для себя проблем. В опреде­ленной мере интегративное содержание выполняет пропедев­тическую функцию, способствуя большей, родительской мо­бильности, подвижности, смягчению остроты и тяжести не­избежной внутренней работы.

Особая проблема — научная глубина и обоснованность по­лучаемых знаний. Нередки случаи обращения родителей в школы оккультизма, нетрадиционных форм лечения, в том числе и в школы магии. Если бездетный взрослый человек может позволить себе, например, войти в секту, то родитель обязан знать и понимать возможные последствия подобного шага и его влияние на развитие своего ребенка. Следует ли обходить эти вопросы? Может быть, отстраненное обсужде­ние «оккультной» тематики поможет родителям понять по­следствия своих «невинных» увлечений. Ненаучность, соци­альные стереотипы, мифы общественного сознания должны подвергаться глубокому анализу со стороны обучающихся родителей, развивая их критическое мышление.

На первый взгляд кажется невинным, например, сужде­ние, которое сегодня разделяют многие люди: «Как бы мень­ше работать и получать больше денег». Какой прогноз мож­но дать экономическому развитию общества, в котором подо­бное суждение разделяется большинством? Могла бы данная ориентация привести послевоенное поколение к восстановле­нию народного хозяйства страны? Что отличает нас от лю­дей, переживших войну? Подобные вопросы могут помочь родителям осознать свои внутренние установки, свою ответ­ственность за то, что они несут в мир.

В работе с родителями иногда возникает некий соблазн опереться на устойчивые родительские стереотипы.Тем важ­нее их четкое вычленение и всесторонний анализ.

Приведем примеры лишь некоторых из такихстереотипов:

— мой ребенок лучше всех;

— мой ребенок мало на что способен;

— чужой опыт — хорошо, но в нашей семье — все по-другому;

— я все делаю правильно, я знаю, как надо;

— нельзя слишком сильно любить детей, а то они могут испортиться;

2 Зак. 698


33


 

— каков ребенок в детстве, таким он будет и взрослым;

—— надо научить ребенка бороться за себя в этом мире;

— ребенок часто ведет себя назло родителям;

— пусть ребенок сам пробивает себе дорогу в жизни;

• • нас тоже так воспитывали;

— у нас этих проблем нет;

— бывают семьи без конфликтов;

— бывает жизнь без противоречий и пр. 'Часто ожидания родителей не соответствуют реальным процессам, происходящим в жизни, или возможностям ре­бенка и становятся причиной сложных внутренних пережи­ваний и конфликтов с детьми. Родители хотят, чтобы их ре­бенок выучил несколько иностранных языков, умел играть на музыкальном инструменте, много читал и т.д. Однако ре­альность демонстрирует, что если детей перегружают, то это приводит к снижению уровня их психофизического здо­ровья, а иногда и к непоправимым изменениями в нем.

Включение родителей в рефлексию стереотипов обыденного сознания, самостоятельное изучение ими социальной реально­сти повысит эффективность образовательного процесса и, что очень важно, поможет развитию их критического мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...