Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание образования родителей
Большое знание безмятежно-покойно. Малое знание ищет, к чему приложить себя. Чжуан-Цзы Содержание образования родителей охватывает широкий спектр проблем, связанных с жизнеобеспечением и развитием ребенка. Можно выделить два наиболее распространенных образовательных заказа родителей: 29 — помощь в решении проблем интеллектуального и личностного развития ребенка; — помощь в грамотном решении жизненных проблем ребенка на разных этапах его развития и в сложных ситуациях. В первом случае приоритетными в образовании родителей становятся: — развитие психо-физических способностей детей; — навыки наблюдения за ребенком и диагностика его склонностей; — помощь в организации и проведении свободного времени родителей и детей; — налаживание отношений с ребенком, его друзьями, со взрослыми, сотрудничающими с ним; — обучение родителей и детей конкретным знаниям и умениям (например, иностранному языку, компьютерной грамотности, общению и пр.). В случае, когда проблемы жизнеобеспечения ребенка выступают базовыми по отношению к проблемам его развития, обнаруживается определенная степень социального риска, а родители могут рассматриваться как группа риска, К подобным группам можно отнести родителей-мигрантов, родителей-беженцев, родителей-бездомных и др. Как правило, родители названных групп не могут самостоятельно формировать образовательный заказ адекватно стоящим перед ним проблемам жизнеобеспечения ребенка. Они нуждаются в социально-образовательном сопровождении, которое будет эффективным в той степени, в какой поможет этим людям обрести себя, выработать новую жизненную позицию, научиться строить свои отношения в другой социальной и культурной среде. Родителям рассматриваемых групп риска требуется образовательная помощь, направленная прежде всего на обеспечение грамотного решения жизненно важных проблем, в том числе и проблем их родительской ответственности. Можно выделить группы риска родителей и по иному основанию, а именно — по достижению элементарного психологического благополучия в семье. Сюда относятся родители детей-инвалидов, родители нежеланного ребенка, родители в период развода и др. Образование их будет эффективным в той степени, в какой будет способствовать нормализации взаимоотношений в семье, налаживанию механизмов взаимо- 30 понимания, принятиянеизбежного, механизмов внутренней и внешней защиты. Наиболее общие приоритеты в образовании родителей групп риска следующие: — проблемы медицинского и валеологического жизнеобеспечения детей; — проблемы обеспечения правовых гарантий детей и взрослых; — проблемы коммуникативной культуры; — навыки элементарной психологической помощи родителей самим себе (снятие раздражения, гнева, обиды, повышенной тревоги за ребенка, чувства вины); — навыки оказания психолого-педагогической поддержки детям. Вопросы содержания образования родителей не могут рассматриваться в отрыве от социального и образовательного контекста их жизни и жизни ребенка. В зависимости от половозрастных, профессиональных и образовательных характеристик родителей, от типа семьи (полная и неполная, нук-леарная и расширенная), от того, состоят ли родители в повторном браке, являются ли оба родителя родными, от этапа развития ребенка, его пола, его физической и психической полноценности, от родовых и национальных традиций семьи, социально-экономического положения, от типа взаимоотношений в семье — образовательный заказ родителей будет иметь свою специфику. В связи с этим конкретные цели образования и его содержание могут определяться на основе выявленных реальных образовательных потребностей и особенностей родителей, разноуровневого анализа социальной и образовательной ситуации, а также образовательных возможностей социо-культур-ной среды, определения самостоятельной активности родителей и стимулирующих ее факторов. Приоритет интересов и образовательных заказов родителей не снижает значимости общекультурных, интегративных знаний. Выступая фоновыми по отношению к конкретному образовательному заказу, они способствуют развитию взаимоотношений и взаимосвязей — от смысловых, информационных структур до поведенческих, эмоциональных паттернов — и выполняют одну из важнейших функций в образовании родителей. Что же могут включать в себя эти интегративные знания? Во-первых, нравственные, смыслообразующие компоненты миропроживания родителей: любовь, проблемы жертвенно- 31 ста, интерпретацию жизненных событий, обнаружение закономерностей в явлениях жизни, смысл здоровья человека и здорового образа жизни, родовые, семейные и культурно-национальные традиции и обычаи. Во-вторых, коммуникативные компоненты жизни родителей: понимание других людей, терпимость и толерантность, умение выразить свое психофизическое состояние и свои мысли, умение решать конфликтные ситуации, учитывая права другого человека, не унижая достоинство людей, особенно детей. В-третьих, эмоциональный, чувственный компонент родительской жизни: умение властвовать собою, умение справляться с перепадами настроений, с фатально присутствующими радостями и печалями, горестью и гордостью, с чувством беспомощности при желании поддержать своего ребенка и пр. В современной ситуации в интегративном содержании чаще всего представлены правовые, нравственные, мировоззренческие, коммуникативные, социально-психологические, педагогические, валеологические знания. Интегративное содержание образования родителей затрагивает подлинные человеческие чувства, отношения, смыслы. \ Как правило, эти отношения и смыслы формируются у родителей стихийно, на основании их личного опыта и наблюдений. Причем далеко не всегда получаемый опыт грамотно осмысливается и интерпретируется, становится образовательным уроком. В то же время есть основания утверждать, что многие родители учатся на собственном опыте рефлексии и осмыслению жизни: от первого ребенка ко второму, к третьему... Интегративная составляющая содержания образования родителей определяется общим направлением и ходом развития общества, в ней в качестве идиомы отражаются представления людей- о будущей жизни. Так, современные родители хотят видеть общество будущего как общество нравственных человеческих отношений. По данным исследований, родители надеются, что их дети вырастут добрыми, честными, справедливыми людьми. Важно, чтобы интегративное содержание отражало эту ценностную направленность. В этом случае повышается уверенность родителей в себе, формируется социальный оптимизм в постоянно меняющемся мире. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда заказ общества подменяется заказом государства или группы лиц. Общественный заказ формируется на основе потребностей, ценностных представлений и надежд людей. Положенные в основу образования родителей, они существенно повышают его 32 эффективность. Изучение подлинных ориентиров позволяет более уверенно строить процесс образования родителей, проявлять обоснованное доверие к их выбору. Закрепляющаяся позитивная мотивация помогает им подняться на другой уровень решения актуальных для себя проблем. В определенной мере интегративное содержание выполняет пропедевтическую функцию, способствуя большей, родительской мобильности, подвижности, смягчению остроты и тяжести неизбежной внутренней работы. Особая проблема — научная глубина и обоснованность получаемых знаний. Нередки случаи обращения родителей в школы оккультизма, нетрадиционных форм лечения, в том числе и в школы магии. Если бездетный взрослый человек может позволить себе, например, войти в секту, то родитель обязан знать и понимать возможные последствия подобного шага и его влияние на развитие своего ребенка. Следует ли обходить эти вопросы? Может быть, отстраненное обсуждение «оккультной» тематики поможет родителям понять последствия своих «невинных» увлечений. Ненаучность, социальные стереотипы, мифы общественного сознания должны подвергаться глубокому анализу со стороны обучающихся родителей, развивая их критическое мышление. На первый взгляд кажется невинным, например, суждение, которое сегодня разделяют многие люди: «Как бы меньше работать и получать больше денег». Какой прогноз можно дать экономическому развитию общества, в котором подобное суждение разделяется большинством? Могла бы данная ориентация привести послевоенное поколение к восстановлению народного хозяйства страны? Что отличает нас от людей, переживших войну? Подобные вопросы могут помочь родителям осознать свои внутренние установки, свою ответственность за то, что они несут в мир. В работе с родителями иногда возникает некий соблазн опереться на устойчивые родительские стереотипы.Тем важнее их четкое вычленение и всесторонний анализ. Приведем примеры лишь некоторых из такихстереотипов: — мой ребенок лучше всех; — мой ребенок мало на что способен; — чужой опыт — хорошо, но в нашей семье — все по-другому; — я все делаю правильно, я знаю, как надо; — нельзя слишком сильно любить детей, а то они могут испортиться;
— каков ребенок в детстве, таким он будет и взрослым; —— надо научить ребенка бороться за себя в этом мире; — ребенок часто ведет себя назло родителям; — пусть ребенок сам пробивает себе дорогу в жизни; • • — нас тоже так воспитывали; — у нас этих проблем нет; — бывают семьи без конфликтов; — бывает жизнь без противоречий и пр. 'Часто ожидания родителей не соответствуют реальным процессам, происходящим в жизни, или возможностям ребенка и становятся причиной сложных внутренних переживаний и конфликтов с детьми. Родители хотят, чтобы их ребенок выучил несколько иностранных языков, умел играть на музыкальном инструменте, много читал и т.д. Однако реальность демонстрирует, что если детей перегружают, то это приводит к снижению уровня их психофизического здоровья, а иногда и к непоправимым изменениями в нем. Включение родителей в рефлексию стереотипов обыденного сознания, самостоятельное изучение ими социальной реальности повысит эффективность образовательного процесса и, что очень важно, поможет развитию их критического мышления. |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 250. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |