Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы построения образования родителей




Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними.

Ф.М. Достоевский

Родители как фундаментальная социальная общность, су-. ществующая вне государственных границ и исторических эпох, выполняют определенные социальные функции: рожде-

24

ние, развитие и воспитание детей; обеспечение детей всем жизненно необходимым; защита и поддержка личности.

Права и обязанности родителей как социальной общности связаны прежде всего с жизнеобеспечением и благополучием ребенка. Законодательно они закреплены в Конвенции о пра­вах ребенка, ратифицированной в нашей стране в 1990 г., и ' в Семейном кодексе. Это и принцип общей и одинаковой от­ветственности обоих родителей за воспитание и развитие ре­бенка, и право родителей и законных опекунов на надлежа­щую помощь в выполнении ими своих обязанностей по вос­питанию детей, и ответственность родителей за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Современная человековедческая наука позволяет утвер­ждать, что образование родителей происходит на протяже­нии всей жизни человека, носит непрерывный характер. Яв­ляясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколь­ко составляющих:

— латентную, скрытую — когда ребенок впитывает те от­ношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти и были отработаны в играх, например в «дочки-матери»;

— традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связан­ную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры часто — через книги): как пеленать ребенка, когда кормить, чем кормить, как лечить и пр. — через средства мас­совой коммуникации (радио-, телевизионные передачи);

— ситуативную, связанную с передачей родителям необхо­димых знаний, что осуществляется часто посредством сове­тов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами;

— рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомер­ных процессов жизненной реальности, последствий, предпри­нятых родителями действий и в которой ребенок рассматри­вается как самостоятельный субъект отношений.

Чаще всего образование родителей носит неформальный характер, хотя существуют и определенные организованные формы их обучения. В современной науке об образовании ближе всего к данному понятию находится понятие «инфор-мальное непрерывное образование, т.е. такое, которое чело-

25

век осуществляет на протяжении всей жизни, а образова­тельными источниками ему могут служить различные жиз­ненные ситуации, впечатления, опыт, другие люди, а иногда

и сам человек.

Закономерности образования родителей подчиняются об­щим закономерностям непрерывного образования взрослых, хотя и имеют определенную специфику. В нашей стране боль­шой вклад в развитие науки об образовании взрослых был сде­лан такими учеными, как А.П. Владиславлев, С.Г. Вершлов-ский, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, И.С. Кон, Ю.Н. Кулют-кин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, В.Н. Тур-ченко и др. Рассматривая образование взрослых в широком контексте, они подчеркивают значимость непрерывного образо­вания как интегративного элемента всей жизни человека, обо­гащающего его творческий потенциал и способствующего само­реализации в различных сферах деятельности.

Образование родителей, как и непрерывное образование, направлено на развитие личности, в нем и субъектом, и объ­ектом может выступать сам человек. Родители сами по мно­гим проблемам могут определить требуемое им содержание образования, исходя из потребностей личностного развития и развития своего ребенка. Изучение родителями самих себя и своего влияния на происходящее, интеграция получаемых знаний в мировоззрении будет способствовать благополучию .семейной жизни, установлению мирных и добросердечных

отношений с детьми.

Спецификой образования родителей является его ориента­ция и опосредованное влияние на благополучие и жизнь де­тей — отсюда относительность многих «родительских зна­ний». В зависимости от возраста и пола ребенка, от условий жизни и возможностей семьи грамотным будет совершенно разное поведение родителей. Эта относительность существо­вала и раньше, проявляясь в различии норм и правил об­разования родителей бедного, среднего и высшего классов. Она выступает серьезным камнем преткновения на пути об­разования родителей и сегодня.

Для того чтобы процесс образования родителей осущест­влялся конструктивно, необходимо, чтобы они сами выступа­ли субъектами этого процесса. Поэтому доминирующими становятся вопросы самообразования родителей. В этом слу­чае многое определяет методология образовательной деятель­ности: определение последовательности образовательных дей-

26

ствий, получение необходимого общепедагогического «сопро­вождения, методическая помощь.

В современной жизни, имеющей свой сложный проблем­ный ряд, в ситуации, которую можно охарактеризовать как кризисную для развития человечества, меняются принципы построения образовательного процесса родителей, ориентиро­ванного на развитие личности ребенка. Прежде всего это из­менение его парадигматического ряда: от императивного к личностному.

Раньше образование родителей было связано с передачей знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих родите­лям воспроизводить себя и продолжать культурный и родо­вой уклад жизни. Императивно задавалось понятие о том, каким должен быть ребенок, затем взрослый, как он должен вести себя в определенных жизненных ситуациях.

Сегодня, когда воспроизводство давно сложившихся укла­дов грозит человечеству вырождением, а новые способы ре­шения обрушивающихся проблем еще не включены в спектр культурной преемственности, образование родителей ориен­тируется на обеспечение относительно грамотного решения актуальных задач. Человеку предоставляются различные знания, обеспечивающие альтернативные подходы. Конкрет­ный выбор делает он сам, пожиная плоды возможных ошибок.

Итак, цель образования родителей — добросердечные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Средства образования — знания, умения, навыки, охватыва­ющие широкий спектр человековедческих наук и сферу обы­денной жизни.

Ведущая ценность образования родителей — гарантиро­ванное развитие ребенка. Отказ от понятий «правильный ро­дитель», «хорошо воспитанный ребенок» вызван низкой их эффективностью. В постоянно меняющихся жизненных ситу­ациях «правильный родитель» может оказаться «неправиль­ным», а «хорошо воспитанный ребенок» — неприспособлен­ным к жизни.

Конечно, хотелось бы, чтобы существовали неизменяющи­еся правила поведения родителей и детей в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы результаты, к которым приво­дит исполнение этих правил, были определенными. Однако реальность демонстрирует постоянное изменение даже самых существенных механизмов:

27

л— сегодня ребенок чаще делает то, что хотят от него ро­дители, не потому, что он уважает их, а потому, что роди­тели уважают его;

— не только родители воспитывают своих детей, но все чаще дети учат и воспитывают своих родителей;

— навязывание родителями своих ценностей и идеалов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается или активно, или пассивно (в форме депрессивных состояний).

Образование родителей выполняет функцию помощи, поддер­жки, защиты и детей, и родителей. Оно обеспечивает грамот­ность решения тех или иных проблем, инициирует ответствен­ность человека за своих детей и свободу педагогического выбора.

Современное образование родителей строится на принципе личностной центрированности, а не на императивном прин­ципе, диктующем, как надо воспитывать детей, как при­учать их к труду, как воспитывать честного человека и др.

Если образовательный процесс ориентирован на обеспече­ние грамотного решения реальных проблем личности, роди­тель, как правило, высоко оценивает прагматический смысл образования, поскольку видит, какую пользу оно принесло. В то же время за прагматическим смыслом скрываются все те же, прежние, цели: развитие нравственности, граждан­ственности, получение коммуникативных навыков. Можно говорить, что личностно-центрированное образование реали­зует свои цеди более скрыто, вовлекая родителя в поток ре­шения проблем, расширяя его общекультурные представле­ния, способствуя осознанию смысла жизни и развитию це­лостного мировоззрения. Оно направлено на создание духов­ного и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая выбор и решая свои проблемы, становится носителем подлинных ценностей.

Для построения эффективного образования родителей в ситу­ации нестабильного, негарантированного развития общества принципиальное значение имеют ниже перечисленные факторы:

— ориентация на актуальные, значимые проблемы, влия­ющие на развитие детей;

— развитие родительской рефлексии;

— акцент на эмоциональной стороне жизни родителей;

— учет личностного опыта родителей, постоянная апелляция к нему, к интерпретации жизненных и семейных отношений;

— подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм и методов образования родителей;

28

— стимулирующий эффект параллельногообразовательно­го процесса родители — дети;

— отказ от нравоучительного тона;

— объединение, консолидация родителейв процессе об­разования;

— признание свободы волеизъявления родителей, участво­вать ли им в образовательном процессе.

Включение родителей в рефлексию содержательных сторон и методов взаимодействия с детьми, стереотипов обыденного со­знания, самостоятельное изучение и осмысление ими социаль­ной реальности может способстт.овать реконструированию соци­ального пространства. Система образования родителей в таком случае стимулирует социальную активность взрослых людей.

Результаты образования родителей могут проявляться в различных аспектах:

— в том, какое место занимает ребенок в жизни родите­лей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность;

— в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

— в осознании родителем значимости своей родительской де­ятельности, появлении родительской ответственности, распростра­няющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

— в оптимистическом взгляде родителей на жизнь,навозможность решения родительских и семейных проблем;

— в понимании закономерностей человеческой жизни, появле­нии целостного мировоззрения, ощущения подлинности жизни;

— в проявлении родительской солидарности, сплоченно­сти, организованных форм позитивной активности.

Достижение этих результатов свидетельствует об устойчи­вости системы образования родителей и ее способности к са­моразвитию, что позволяет прогнозировать успешность и эф­фективность образовательного процесса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...