Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Принципы построения образования родителей
Мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучше, то и они нас делают лучше нашим соприкосновением с ними. Ф.М. Достоевский Родители как фундаментальная социальная общность, су-. ществующая вне государственных границ и исторических эпох, выполняют определенные социальные функции: рожде- 24 ние, развитие и воспитание детей; обеспечение детей всем жизненно необходимым; защита и поддержка личности. Права и обязанности родителей как социальной общности связаны прежде всего с жизнеобеспечением и благополучием ребенка. Законодательно они закреплены в Конвенции о правах ребенка, ратифицированной в нашей стране в 1990 г., и ' в Семейном кодексе. Это и принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка, и право родителей и законных опекунов на надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей, и ответственность родителей за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Современная человековедческая наука позволяет утверждать, что образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер. Являясь процессом сложным и длительным, оно имеет несколько составляющих: — латентную, скрытую — когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослым, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти и были отработаны в играх, например в «дочки-матери»; — традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры часто — через книги): как пеленать ребенка, когда кормить, чем кормить, как лечить и пр. — через средства массовой коммуникации (радио-, телевизионные передачи); — ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами; — рефлексивную, которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий, предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений. Чаще всего образование родителей носит неформальный характер, хотя существуют и определенные организованные формы их обучения. В современной науке об образовании ближе всего к данному понятию находится понятие «инфор-мальное непрерывное образование, т.е. такое, которое чело- 25 век осуществляет на протяжении всей жизни, а образовательными источниками ему могут служить различные жизненные ситуации, впечатления, опыт, другие люди, а иногда и сам человек. Закономерности образования родителей подчиняются общим закономерностям непрерывного образования взрослых, хотя и имеют определенную специфику. В нашей стране большой вклад в развитие науки об образовании взрослых был сделан такими учеными, как А.П. Владиславлев, С.Г. Вершлов-ский, Б.С. Гершунский, А.В. Даринский, И.С. Кон, Ю.Н. Кулют-кин, Л.Н. Лесохина, В.Г. Онушкин, Г.С. Сухобская, В.Н. Тур-ченко и др. Рассматривая образование взрослых в широком контексте, они подчеркивают значимость непрерывного образования как интегративного элемента всей жизни человека, обогащающего его творческий потенциал и способствующего самореализации в различных сферах деятельности. Образование родителей, как и непрерывное образование, направлено на развитие личности, в нем и субъектом, и объектом может выступать сам человек. Родители сами по многим проблемам могут определить требуемое им содержание образования, исходя из потребностей личностного развития и развития своего ребенка. Изучение родителями самих себя и своего влияния на происходящее, интеграция получаемых знаний в мировоззрении будет способствовать благополучию .семейной жизни, установлению мирных и добросердечных отношений с детьми. Спецификой образования родителей является его ориентация и опосредованное влияние на благополучие и жизнь детей — отсюда относительность многих «родительских знаний». В зависимости от возраста и пола ребенка, от условий жизни и возможностей семьи грамотным будет совершенно разное поведение родителей. Эта относительность существовала и раньше, проявляясь в различии норм и правил образования родителей бедного, среднего и высшего классов. Она выступает серьезным камнем преткновения на пути образования родителей и сегодня. Для того чтобы процесс образования родителей осуществлялся конструктивно, необходимо, чтобы они сами выступали субъектами этого процесса. Поэтому доминирующими становятся вопросы самообразования родителей. В этом случае многое определяет методология образовательной деятельности: определение последовательности образовательных дей- 26 ствий, получение необходимого общепедагогического «сопровождения, методическая помощь. В современной жизни, имеющей свой сложный проблемный ряд, в ситуации, которую можно охарактеризовать как кризисную для развития человечества, меняются принципы построения образовательного процесса родителей, ориентированного на развитие личности ребенка. Прежде всего это изменение его парадигматического ряда: от императивного к личностному. Раньше образование родителей было связано с передачей знаний, умений, навыков и качеств, позволяющих родителям воспроизводить себя и продолжать культурный и родовой уклад жизни. Императивно задавалось понятие о том, каким должен быть ребенок, затем взрослый, как он должен вести себя в определенных жизненных ситуациях. Сегодня, когда воспроизводство давно сложившихся укладов грозит человечеству вырождением, а новые способы решения обрушивающихся проблем еще не включены в спектр культурной преемственности, образование родителей ориентируется на обеспечение относительно грамотного решения актуальных задач. Человеку предоставляются различные знания, обеспечивающие альтернативные подходы. Конкретный выбор делает он сам, пожиная плоды возможных ошибок. Итак, цель образования родителей — добросердечные взаимоотношения с детьми, способствующие полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации родителей. Средства образования — знания, умения, навыки, охватывающие широкий спектр человековедческих наук и сферу обыденной жизни. Ведущая ценность образования родителей — гарантированное развитие ребенка. Отказ от понятий «правильный родитель», «хорошо воспитанный ребенок» вызван низкой их эффективностью. В постоянно меняющихся жизненных ситуациях «правильный родитель» может оказаться «неправильным», а «хорошо воспитанный ребенок» — неприспособленным к жизни. Конечно, хотелось бы, чтобы существовали неизменяющиеся правила поведения родителей и детей в тех или иных жизненных ситуациях, чтобы результаты, к которым приводит исполнение этих правил, были определенными. Однако реальность демонстрирует постоянное изменение даже самых существенных механизмов: 27 л— сегодня ребенок чаще делает то, что хотят от него родители, не потому, что он уважает их, а потому, что родители уважают его; — не только родители воспитывают своих детей, но все чаще дети учат и воспитывают своих родителей; — навязывание родителями своих ценностей и идеалов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается или активно, или пассивно (в форме депрессивных состояний). Образование родителей выполняет функцию помощи, поддержки, защиты и детей, и родителей. Оно обеспечивает грамотность решения тех или иных проблем, инициирует ответственность человека за своих детей и свободу педагогического выбора. Современное образование родителей строится на принципе личностной центрированности, а не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, как приучать их к труду, как воспитывать честного человека и др. Если образовательный процесс ориентирован на обеспечение грамотного решения реальных проблем личности, родитель, как правило, высоко оценивает прагматический смысл образования, поскольку видит, какую пользу оно принесло. В то же время за прагматическим смыслом скрываются все те же, прежние, цели: развитие нравственности, гражданственности, получение коммуникативных навыков. Можно говорить, что личностно-центрированное образование реализует свои цеди более скрыто, вовлекая родителя в поток решения проблем, расширяя его общекультурные представления, способствуя осознанию смысла жизни и развитию целостного мировоззрения. Оно направлено на создание духовного и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая выбор и решая свои проблемы, становится носителем подлинных ценностей. Для построения эффективного образования родителей в ситуации нестабильного, негарантированного развития общества принципиальное значение имеют ниже перечисленные факторы: — ориентация на актуальные, значимые проблемы, влияющие на развитие детей; — развитие родительской рефлексии; — акцент на эмоциональной стороне жизни родителей; — учет личностного опыта родителей, постоянная апелляция к нему, к интерпретации жизненных и семейных отношений; — подвижность образовательных программ, вариативность содержания, форм и методов образования родителей; 28 — стимулирующий эффект параллельногообразовательного процесса родители — дети; — отказ от нравоучительного тона; — объединение, консолидация родителейв процессе образования; — признание свободы волеизъявления родителей, участвовать ли им в образовательном процессе. Включение родителей в рефлексию содержательных сторон и методов взаимодействия с детьми, стереотипов обыденного сознания, самостоятельное изучение и осмысление ими социальной реальности может способстт.овать реконструированию социального пространства. Система образования родителей в таком случае стимулирует социальную активность взрослых людей. Результаты образования родителей могут проявляться в различных аспектах: — в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность; — в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; — в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей; — в оптимистическом взгляде родителей на жизнь,навозможность решения родительских и семейных проблем; — в понимании закономерностей человеческой жизни, появлении целостного мировоззрения, ощущения подлинности жизни; — в проявлении родительской солидарности, сплоченности, организованных форм позитивной активности. Достижение этих результатов свидетельствует об устойчивости системы образования родителей и ее способности к саморазвитию, что позволяет прогнозировать успешность и эффективность образовательного процесса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 199. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |