Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные родители: поле проблем




В настоящее время главная опасность состоит в следующем: если вся пред­шествующая история со всеми ее со­бытиями лишь в незначительной сте­пени затрагивала субстанцию челове­ческой природы, то теперь как будто сама эта субстанция пришла в движе­ние, и опасность грозит ей самой вее,сокровенных глубинах.

Карл Ясперс

Собственно говоря, чем отличаются родители от других взрослых людей, не имеющих собственных или приемных детей? Свободный взрослый человек — свободен.Он делает

15

ошибки и отвечает за них сам. Ошибки же родителей отра­жаются на их детях. Невежество родителей, отсутствие эле­ментарной психологической и педагогической грамотности, неумение общаться с другими людьми, узость кругозора, косность и жестокость — тяжелые условия для развития детей.

Освоение знаний и навыков доверительного взаимодей­ствия, сотрудничества с детьми на разных этапах их разви­тия, в различных жизненных ситуациях — важная цель об­разования родителей.

Необходимым шагом на этом пути является осознание ро­дителями себя в контексте проблем глобальных (общечелове­ческих), региональных (специфических), семейных (локаль­ных) и индивидуальных (личностных).

Образование родителей, в отличие от семейного, в боль­шей степени направлено на оказание помощи им в становле­нии полноценной здоровой личности ребенка. Естественно, чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители прежде всего должны знать и понимать свой собственные жизненные проблемы, свои особенности и условия жизни, знать, к чему приводят результаты их действий, ретрансля­ция их ценностей, стремление к воспроизводству их образа жизни. Изучение самих себя, развитие родительской рефлек­сии может служить основой для построения эффективной об­разовательной стратегии.

Каков же сегодня мир проблем родителей? Сиюминутные и вечные; материальные и нравственные, духовные; социаль­ные и биологические, общественные и личные... — множе­ство иерархически разноуровневых проблем тревожит их. По включенности в решение этих вопросов, по эмоциональной сопричастности можно понять систему нравственных ценно­стей родителей, жизненных ориентиров в семье ребенка.

Обрушивающийся поток проблем преломляется во внут­реннем мире человека и инициирует его ответные реакции на разных уровнях жизнедеятельности: эмоциональном, по­веденческом, мировоззренческом. Чувства, действия и мне­ния взрослых не укрываются от глаз ребенка и в целостно­сти своей выступают важнейшими факторами развития и воспитания. Рассогласованность действий, чувств, убежде­ний, как и отсутствие иерархии смыслов и ценностей приво­дит родителей к ощущению неудовлетворенности своей жиз­нью. Неудивительно, что сегодня (по данным социологичес­ких исследований) только 10 % родителей вполне удовлетво-

16

рены жизнью. Анализ и определение ими своей позиции, иерархии ценностей способствует развитию рефлексивных умений, выявлению позитивных ответов и способов решения проблем, объединению конструктивных, созидательных сил, выработке целостного и оптимистического мировоззрения.

Что же определяет проблемное поле родителей на общече­ловеческом уровне? Это отнюдь не риторический вопрос. Со­стояние общества — стабильное или кризисное — меняет приоритеты в образовании родителей.

Тенденции современной жизни позволяют констатировать кризисное состояние общества, выход из которого связан с изменением базовых ориентации, с иной системой постро­ения отношений человека в мире. Стихийно выбор ценно­стей сегодня строится на приоритете материального благопо­лучия; именно с ним люди соотносят и состояние здоровья, и условия для самореализации, и возможности для образова­ния детей.

Выдвижение на первый план материальных ориентиров происходит за счет снижения значимости таких базовых ценностей, как: доброта, сотрудничество, ответственность, творчество. Но человек объективно не может долго жить в мире, где ведущими ценностями выступают материальные. В любые времена люди любят, радуются, смеются, плачут, вос­хищаются, страдают, творят... Именно поэтому необходимо бережно сохранять и передавать ценности духовные, образо­вательные. И это не просто «пожелание». Это — необходи­мое условие развития общества, которое хочет преодолеть со­циально-экономический кризис. Таким образом, в образова­нии родителей приоритетными становятся концептуальные и ценностные моменты, аналитический подход, повышающий значимость осмысления происходящего.

Современные человековедческие науки фиксируют актуаль­ность общечеловеческих или, как их иногда называют, гло­бальных проблем, влияющих и на жизнь отдельной семьи.

Во первых, это разрушение человеком природы, угроза вырождения людей. Данная тенденция отражается на состо­янии здоровья общества, на снижении способности семьи к воспроизводству здорового потомства, на увеличении числа детских болезней, на повышении уровня утомляемости людей.

Во вторых, возможность самоуничтожения человечества. Никогда еще ранее людское сообщество не находилось в за­ложниках результатов своего же труда. Ядерное, химичес­кое, биологическое, психологическое виды оружия, отража-

17


ющие технические достижения цивилизации, существуют. До сих пор сохраняются войны как средство решения межгосу­дарственных и межнациональных проблем. Применение си­ловых методов при этом часто переходит в идеологию на­силия.

В-третьих, усиление неравномерности экономического раз­вития стран. Между различными регионами планеты углуб­ляется дифференциация, увеличивается и разница между уров­нями жизни богатых и бедных людей. Даже в богатых странах сохраняется безработица. В странах третьего мира за год от го­лода умирают 10 миллионов детей в возрасте до 5 лет.

Для нашей страны неравномерность экономического раз­вития, появление богатых и бедных исторически преемствен­но воспринимается как социальная несправедливость. Пода­вляющее большинство населения (84% опрошенных, по дан­ным проводившихся в 1996 г. в С.-Петербурге исследований) считают, что обогащение большей части людей происходит нечестным способом. Проблемы взаимосвязи экономического развития общества и личной судьбы приобретают особую зна­чимость. Быть честным или быть богатым, «быть или иметь» (Э. Фромм), зарабатывать, но посредством чего — вопросы, которые решают сегодня многие. Очевидно, что достойные ответы на них возможны при отказе каждого человека от центрированности только на себе, на своей выгоде и сиюми­нутном выигрыше и при ориентации его на нужды людей «граждан мира».

Переход сознания индивидуума на уровень ответственно­сти за развитие общности, общества, принятие им решений, способствующих не только личному благополучию, но и по­зитивному развитию общества, — сложнейшая образователь­ная задача, стоящая сегодня перед взрослыми людьми, и особенно перед родителями.

Эти вопросы активно обсуждаются в рамках теории об­щих систем, разработка которой связана с именами таких ученых, как Людвиг фон Берталанффи и Илья Пригожий. Теория подчеркивает принципиальную несводимость целост­ной системы к простой сумме ее частей. Особую важность приобретает анализ взаимодействий между частями системы. Изменение в одной части неизбежно влечет изменение в дру­гих частях и в системе в целом, однако свойственное систе­ме стремление к самовосстановлению может противодейство­вать изменениям.

18

В рамках данного подхода становится возможным осозна-. ние человеком себя как части различных разноуровневых систем и как неповторимого целого. Взрослый человек мо­жет проанализировать свое влияние на развитие ребенка, на отношения с его референтной группой, на отношения в семье, понять возможности взаимодействия своей семьи и общества, найти соотношение семейных ценностей и ценностей социаль­ных, определить специфику взаимодействия и область ответ­ственности семьи и школы в воспитании ребенка.

Применение системного подхода как методологической ос­новы образования родителей способствует анализу по крайней мере трех важных направлений в миропроживании человека;

проблем общественного развития и обеспечения их цивилизо­ванного решения; проблем развития личности и обеспечения их грамотного решения; проблем взаимодействия человека с близкими, с другими людьми и с социальными институтами.

Осознания со стороны родителей требуют и другие гло­бальные проблемы и тенденции, определяющие развитие взрослых и детей.

Во-первых, наличие даже в экономически высокоразвитых странах эпидемий (например, СПИДа), наркомании, алкого­лизма, психических болезней. Несмотря на то, что социаль­ным проблемам в экономически высокоразвитых странах уделяется большое внимание, их значимость не снижается. Так, например, в США, по статистике, каждый 92-й житель болен СПИДом. Возрастает численность молодежи, употреб­ляющей наркотики.

В-вторых, засилие массовой культуры, потребительской и гедонистической идеологии. Фиксируется негативное воздей­ствие средств массовой коммуникации на детей и молодежь. Обращает на себя внимание противостояние в общечеловечес­ких масштабах ценностей духовной культуры, связанной с углубленным осмыслением мира, ценностей массовой культу­ры, ориентированной на удовлетворение прагматических по­требностей людей, и ценностей традиционной национальной культуры.

В-третьих, процессы феминизации и маскулинизации. Дви­жение женщин за равноправие приводит к стиранию в со­временном мире многих ролевых и функциональных предпи­саний. Кроме того, мужчины и женщины, обреченные на не­прерывный поиск способов заработать деньги, все чаще вы­полняют несвойственные им ранее социальные функции (сильнее эти процессы выражены в среднем классе обще-

19

ства). Однако актуальность проблем взаимодействия женско­го и мужского начал в развитии общества не снижается.

В-четвертых, рост технического и информационного обес­печения, компьютеризация практически всех сфер жизни. Факторы не только приводят к изменению образа жизни лю­дей, но и влияют на процессы восприятия и мышления. Это сказывается и на развитии современных детей, обусловлива­ет особенности их образовательной деятельности, свободное времяпрепровождение. Наблюдаются изменения в доминиро­вании зрительного, слухового и кинестетического (двигатель­ного) каналов восприятия детьми информации. Если раньше в процессе образования в большей степени опирались на слухо­вое восприятие, и это было эффективным, то теперь, когда чис­ло детей с доминирующим кинестетическим восприятием увели­чилось, передача знаний требует новых методов и техник.

В-пятых, ускорение процесса устаревания знаний. Все большее значение в современной жизни приобретает непре­рывное образование человека, его профессиональная мобиль­ность. Уже сегодня только 20 % взрослого населения России работают по специальности, приобретенной ими при получе­нии базового профессионального образования. Актуальны во­просы повышения уровня функциональной грамотности. И многие субъективно ощущают ускорение жизни, необходи­мость «все время вертеться».

Каждый взрослый человек, каждый родитель включен в поле этих проблем, однако по-разному видит свою роль в их решении: кто-то считает, что они далеки от его повседневной жизни, кто-то берет на себя ответственность за определенное их решение, кто-то действует и добивается результатов. Без­различие или активность родителей может выражаться не только в реальных действиях, но и в духовном осмыслении, в мировоззренческой позиции и эмоциональной сопричастно­сти происходящему в мире.

Позиция родителей при решении общечеловеческих про­блем — важный фактор в воспитании и развитии детей. Как показывают исследования, открытость миру, направленность на поиск, на созидание — ориентации личности, определя­ющие духовный рост и счастье. Они связаны с сопричастно­стью человека судьбам других людей, а не наоборот, как подсказывает обыденное сознание. Любой взрослый в пери­оды личностных изменений, в процессе своего развития или кризисов задумывается над решением столь «далеких» про­блем. То, чем человек восхищается, то, что его вдохновляет, —

20

это не просто эмоциональная сторона жизни,за этим стОит

подлинное содержание личности.

Анализ тенденций, происходящих в современной россий­ской жизни и влияющих на позиции родителей, позволяет фиксировать следующие аспекты:

— дифференциацию как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не защищенных родителей и детей;

— высокий уровень социально-психологической тревожно­сти, усталости людей, их недовольство жизнью;

— дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, процессы стихийной христианизации, раздробленность созна­ния, поиск простых ответов, выражающийся в стремлении к эзотерическим знаниям и оккультной литературе;

— индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепрожива-ние здесь и сейчас;

— низкий уровень развития правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определенных ограничений;

— низкий уровень социально-психологической грамотности, умения взаимодействовать с другими людьми, идти на со­трудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

— увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей;

— алкоголизацию большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

— снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, например, песенных, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве;

— увеличение открытости общества, контактов между людьми разных стран и еще неоформившееся понимание ро­ли Отечества в мировом и личностном развитии человека. Как отражаются эти проблемы на жизни родителей? Сложность и опосредованность социальных связей и отно­шений, потеря подлинных человеческих идеалов в современ­ном обществе приводят к усилению ролевых, функциональных взаимоотношений между людьми, к технократизации отноше-

21

ний, при которой для альтруистической любви и бескоры­стия часто не остается места (Все продается, все покупается).

С одной стороны, индивидуализация людей, с другой — подчинение интеллектуальной жизни стереотипам обыденно­го сознания приводят к автоматическому воспроизведению принятых ранее форм поведения, а иногда и к самодурству. Часто родители принимают решения без достаточно серьезного . анализа, поддаваясь движению эмоций, исходя из собственных представлений на уровне здравого смысла, который далеко не всегда глубоко отражает общечеловеческий опыт.

Названные тенденции неоднозначно сказываются на жиз­ни современной молодежи: с одной стороны, фиксируются миролюбие, общительность, толерантность, терпимость моло­дых людей, с другой — нежелание взрослеть и брать насебяответственность, инфантилизм, рост числа «убегающих» мо­лодых людей, употребляющих наркотики, и пр.

Несмотря на выраженную стратификацию общества, мож­но назвать некоторые общие проблемы профессиональной жизни людей:

— стремление получать за свою работу как можно больше денег, а не работать ради восстановления страны или про­фессиональной самореализации;

— отсутствие социальных и правовых гарантий, существо­вавших прежде, снижение уровня профессиональной защиты;

— трудности профессионального самоутверждения, карьеры;

— необходимость постоянного профессионального обновле­ния, расширения области специализации;

— страх остаться без работы.

Часто дети становятся свидетелями переживаний родите­лей, оставшихся без работы, особенно отцов. Оценивая, на что уходят время и жизненные силы, 89% опрошенных ро­дителей выбрали позицию на зарабатывание денег и обеспе­чение семьи и только 11% — на профессиональную саморе­ализацию. 57% опрошенных указали, что им пришлось бро­сить любимое дело ради заработка. Вызывает тревогу то, как в сложившихся условиях проходит профессиональное само­определение детей. Иногда они начинают чувствовать, что

являются обузой в семье.

К наиболее острым проблемам современной семьи отно­сятся:

— перераспределение материально-экономических функций внутри семьи: женщина сейчас может зарабатывать больше,

22

чем мужчина, ребенок — больше, чем родители, изменение традиционных поло-возрастных и ролевых предписаний;

— изменение типа взаимоотношений в семьях: от традици­онных авторитарного или детоцентристского — к либерально­му или партнерскому, но чаще всего — к формальному;

— трудности строительства семейной жизни, острое про­хождение кризисных этапов развития семьи на фоне поводов для стрессов и кризисов;

— тревога родителей за своих детей, за их здоровье, уче­бу, будущее, осознание невозможности научить детей, как надо жить в обществе, в котором взрослые часто и сами дез­ориентированы;

— проблемы взаимоотношений детей, ревность между детьми;

— конфликты внутри семьи, скандалы, разводы. Сложности и проблемы в семье — нормальное жизненное явление. Миф о том, что в семье все может быть благополуч­но, развеивается. Фундаментальный факт психологии: человек столь же нуждается в отрицательных эмоциях, сколь и в по­ложительных, — осмысливается уже многими людьми. Вопрос в том, как выражать эти негативные эмоции, как быть гне­вным и не наносить при этом вреда не только себе, но и ок­ружающим? Если конфликты неизбежны, то как научиться проходить эти испытания с меньшими потерями?

Среди наиболее острых личностных проблем родителей от­личаются:

— усталость, психическое и физическое перенапряжение;

— тревога в связи со снижением безопасности жизни;

— рост чувства одиночества, отсутствия понимания;

проблемы, связанные с проявлениями мучающих чело­века чувств: обиды, зависти, ревности, гордыни, гнева, горя, безысходности;

— возрастные и событийные кризисы человека;

— сложность обретения смысла жизни, душевной радости, интерпретации событий жизни;

— рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельно­сти, беспомощности.

В зависимости от культурных, национальных и реги­ональных особенностей, пола и возраста родителей, степени их личностной включенности эти проблемы приобретают свою специфику.

Для грамотного их решения требуется освоение новых че-ловековедческих знаний, развитие качеств и умений, cnocofr-

23

ствующих личностному росту (открытости, родительской рефлексии, способности прогнозировать результаты своих действий, иерархии нравственных ценностей).

Естественно, проблемное поле того или иного родителя актуально включает лишь некоторые из рассмотренных про­блем. Однако понимание того, что происходит не только с то­бой, но и с другими, — необходимое условие для консолидации. Родители как общность, функционально ответственная за разви­тие, здоровье и благополучие своих детей (26 ст. Декларации ООН по правам человека), определяют будущее человечества только в том случае, когда выступают как социальная группа.

Поиск новых культурных форм жизнепроживания связан с преодолением губительных противоречий. Складывающа­яся в современном обществе идеология гуманизма, интегра­ции, сотрудничества — это уже некоторые определившиеся способы созидания, пути выживания людей.

Могут ли родители отвечать за мир и благополучие в семье, могут ли открыто обсуждать с другими людьми свои проблемы, сотрудничать с людьми, событийно или професси­онально связанными с их детьми, могут ли родители изу­чать жизнь, искать пути решения проблем, — от этого зави­сит настоящее и будущее их детей.

Проблемы образования родителей необходимо рассматри­вать именно в таком широком контексте, поскольку их ре­шение становится в современной социально-образовательной ситуации ведущим фактором развития всего общества.

В существующих условиях система образования родителей может оказывать помощь и образовательную поддержку взрос­лым и детям, способствуя росту их социальной защищенности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...