Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Современные родители: поле проблем
В настоящее время главная опасность состоит в следующем: если вся предшествующая история со всеми ее событиями лишь в незначительной степени затрагивала субстанцию человеческой природы, то теперь как будто сама эта субстанция пришла в движение, и опасность грозит ей самой вее,сокровенных глубинах. Карл Ясперс Собственно говоря, чем отличаются родители от других взрослых людей, не имеющих собственных или приемных детей? Свободный взрослый человек — свободен.Он делает 15 ошибки и отвечает за них сам. Ошибки же родителей отражаются на их детях. Невежество родителей, отсутствие элементарной психологической и педагогической грамотности, неумение общаться с другими людьми, узость кругозора, косность и жестокость — тяжелые условия для развития детей. Освоение знаний и навыков доверительного взаимодействия, сотрудничества с детьми на разных этапах их развития, в различных жизненных ситуациях — важная цель образования родителей. Необходимым шагом на этом пути является осознание родителями себя в контексте проблем глобальных (общечеловеческих), региональных (специфических), семейных (локальных) и индивидуальных (личностных). Образование родителей, в отличие от семейного, в большей степени направлено на оказание помощи им в становлении полноценной здоровой личности ребенка. Естественно, чтобы эффективно развивать и воспитывать детей, родители прежде всего должны знать и понимать свой собственные жизненные проблемы, свои особенности и условия жизни, знать, к чему приводят результаты их действий, ретрансляция их ценностей, стремление к воспроизводству их образа жизни. Изучение самих себя, развитие родительской рефлексии может служить основой для построения эффективной образовательной стратегии. Каков же сегодня мир проблем родителей? Сиюминутные и вечные; материальные и нравственные, духовные; социальные и биологические, общественные и личные... — множество иерархически разноуровневых проблем тревожит их. По включенности в решение этих вопросов, по эмоциональной сопричастности можно понять систему нравственных ценностей родителей, жизненных ориентиров в семье ребенка. Обрушивающийся поток проблем преломляется во внутреннем мире человека и инициирует его ответные реакции на разных уровнях жизнедеятельности: эмоциональном, поведенческом, мировоззренческом. Чувства, действия и мнения взрослых не укрываются от глаз ребенка и в целостности своей выступают важнейшими факторами развития и воспитания. Рассогласованность действий, чувств, убеждений, как и отсутствие иерархии смыслов и ценностей приводит родителей к ощущению неудовлетворенности своей жизнью. Неудивительно, что сегодня (по данным социологических исследований) только 10 % родителей вполне удовлетво- 16 рены жизнью. Анализ и определение ими своей позиции, иерархии ценностей способствует развитию рефлексивных умений, выявлению позитивных ответов и способов решения проблем, объединению конструктивных, созидательных сил, выработке целостного и оптимистического мировоззрения. Что же определяет проблемное поле родителей на общечеловеческом уровне? Это отнюдь не риторический вопрос. Состояние общества — стабильное или кризисное — меняет приоритеты в образовании родителей. Тенденции современной жизни позволяют констатировать кризисное состояние общества, выход из которого связан с изменением базовых ориентации, с иной системой построения отношений человека в мире. Стихийно выбор ценностей сегодня строится на приоритете материального благополучия; именно с ним люди соотносят и состояние здоровья, и условия для самореализации, и возможности для образования детей. Выдвижение на первый план материальных ориентиров происходит за счет снижения значимости таких базовых ценностей, как: доброта, сотрудничество, ответственность, творчество. Но человек объективно не может долго жить в мире, где ведущими ценностями выступают материальные. В любые времена люди любят, радуются, смеются, плачут, восхищаются, страдают, творят... Именно поэтому необходимо бережно сохранять и передавать ценности духовные, образовательные. И это не просто «пожелание». Это — необходимое условие развития общества, которое хочет преодолеть социально-экономический кризис. Таким образом, в образовании родителей приоритетными становятся концептуальные и ценностные моменты, аналитический подход, повышающий значимость осмысления происходящего. Современные человековедческие науки фиксируют актуальность общечеловеческих или, как их иногда называют, глобальных проблем, влияющих и на жизнь отдельной семьи. Во первых, это разрушение человеком природы, угроза вырождения людей. Данная тенденция отражается на состоянии здоровья общества, на снижении способности семьи к воспроизводству здорового потомства, на увеличении числа детских болезней, на повышении уровня утомляемости людей. Во вторых, возможность самоуничтожения человечества. Никогда еще ранее людское сообщество не находилось в заложниках результатов своего же труда. Ядерное, химическое, биологическое, психологическое виды оружия, отража-
ющие технические достижения цивилизации, существуют. До сих пор сохраняются войны как средство решения межгосударственных и межнациональных проблем. Применение силовых методов при этом часто переходит в идеологию насилия. В-третьих, усиление неравномерности экономического развития стран. Между различными регионами планеты углубляется дифференциация, увеличивается и разница между уровнями жизни богатых и бедных людей. Даже в богатых странах сохраняется безработица. В странах третьего мира за год от голода умирают 10 миллионов детей в возрасте до 5 лет. Для нашей страны неравномерность экономического развития, появление богатых и бедных исторически преемственно воспринимается как социальная несправедливость. Подавляющее большинство населения (84% опрошенных, по данным проводившихся в 1996 г. в С.-Петербурге исследований) считают, что обогащение большей части людей происходит нечестным способом. Проблемы взаимосвязи экономического развития общества и личной судьбы приобретают особую значимость. Быть честным или быть богатым, «быть или иметь» (Э. Фромм), зарабатывать, но посредством чего — вопросы, которые решают сегодня многие. Очевидно, что достойные ответы на них возможны при отказе каждого человека от центрированности только на себе, на своей выгоде и сиюминутном выигрыше и при ориентации его на нужды людей «граждан мира». Переход сознания индивидуума на уровень ответственности за развитие общности, общества, принятие им решений, способствующих не только личному благополучию, но и позитивному развитию общества, — сложнейшая образовательная задача, стоящая сегодня перед взрослыми людьми, и особенно перед родителями. Эти вопросы активно обсуждаются в рамках теории общих систем, разработка которой связана с именами таких ученых, как Людвиг фон Берталанффи и Илья Пригожий. Теория подчеркивает принципиальную несводимость целостной системы к простой сумме ее частей. Особую важность приобретает анализ взаимодействий между частями системы. Изменение в одной части неизбежно влечет изменение в других частях и в системе в целом, однако свойственное системе стремление к самовосстановлению может противодействовать изменениям. 18 В рамках данного подхода становится возможным осозна-. ние человеком себя как части различных разноуровневых систем и как неповторимого целого. Взрослый человек может проанализировать свое влияние на развитие ребенка, на отношения с его референтной группой, на отношения в семье, понять возможности взаимодействия своей семьи и общества, найти соотношение семейных ценностей и ценностей социальных, определить специфику взаимодействия и область ответственности семьи и школы в воспитании ребенка. Применение системного подхода как методологической основы образования родителей способствует анализу по крайней мере трех важных направлений в миропроживании человека; проблем общественного развития и обеспечения их цивилизованного решения; проблем развития личности и обеспечения их грамотного решения; проблем взаимодействия человека с близкими, с другими людьми и с социальными институтами. Осознания со стороны родителей требуют и другие глобальные проблемы и тенденции, определяющие развитие взрослых и детей. Во-первых, наличие даже в экономически высокоразвитых странах эпидемий (например, СПИДа), наркомании, алкоголизма, психических болезней. Несмотря на то, что социальным проблемам в экономически высокоразвитых странах уделяется большое внимание, их значимость не снижается. Так, например, в США, по статистике, каждый 92-й житель болен СПИДом. Возрастает численность молодежи, употребляющей наркотики. В-вторых, засилие массовой культуры, потребительской и гедонистической идеологии. Фиксируется негативное воздействие средств массовой коммуникации на детей и молодежь. Обращает на себя внимание противостояние в общечеловеческих масштабах ценностей духовной культуры, связанной с углубленным осмыслением мира, ценностей массовой культуры, ориентированной на удовлетворение прагматических потребностей людей, и ценностей традиционной национальной культуры. В-третьих, процессы феминизации и маскулинизации. Движение женщин за равноправие приводит к стиранию в современном мире многих ролевых и функциональных предписаний. Кроме того, мужчины и женщины, обреченные на непрерывный поиск способов заработать деньги, все чаще выполняют несвойственные им ранее социальные функции (сильнее эти процессы выражены в среднем классе обще- 19 ства). Однако актуальность проблем взаимодействия женского и мужского начал в развитии общества не снижается. В-четвертых, рост технического и информационного обеспечения, компьютеризация практически всех сфер жизни. Факторы не только приводят к изменению образа жизни людей, но и влияют на процессы восприятия и мышления. Это сказывается и на развитии современных детей, обусловливает особенности их образовательной деятельности, свободное времяпрепровождение. Наблюдаются изменения в доминировании зрительного, слухового и кинестетического (двигательного) каналов восприятия детьми информации. Если раньше в процессе образования в большей степени опирались на слуховое восприятие, и это было эффективным, то теперь, когда число детей с доминирующим кинестетическим восприятием увеличилось, передача знаний требует новых методов и техник. В-пятых, ускорение процесса устаревания знаний. Все большее значение в современной жизни приобретает непрерывное образование человека, его профессиональная мобильность. Уже сегодня только 20 % взрослого населения России работают по специальности, приобретенной ими при получении базового профессионального образования. Актуальны вопросы повышения уровня функциональной грамотности. И многие субъективно ощущают ускорение жизни, необходимость «все время вертеться». Каждый взрослый человек, каждый родитель включен в поле этих проблем, однако по-разному видит свою роль в их решении: кто-то считает, что они далеки от его повседневной жизни, кто-то берет на себя ответственность за определенное их решение, кто-то действует и добивается результатов. Безразличие или активность родителей может выражаться не только в реальных действиях, но и в духовном осмыслении, в мировоззренческой позиции и эмоциональной сопричастности происходящему в мире. Позиция родителей при решении общечеловеческих проблем — важный фактор в воспитании и развитии детей. Как показывают исследования, открытость миру, направленность на поиск, на созидание — ориентации личности, определяющие духовный рост и счастье. Они связаны с сопричастностью человека судьбам других людей, а не наоборот, как подсказывает обыденное сознание. Любой взрослый в периоды личностных изменений, в процессе своего развития или кризисов задумывается над решением столь «далеких» проблем. То, чем человек восхищается, то, что его вдохновляет, — 20 это не просто эмоциональная сторона жизни,за этим стОит подлинное содержание личности. Анализ тенденций, происходящих в современной российской жизни и влияющих на позиции родителей, позволяет фиксировать следующие аспекты: — дифференциацию как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социально не защищенных родителей и детей; — высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью; — дезориентацию людей в сфере нравственной жизни, процессы стихийной христианизации, раздробленность сознания, поиск простых ответов, выражающийся в стремлении к эзотерическим знаниям и оккультной литературе; — индивидуализацию как усиливающую ориентацию на себя, на значимость своих переживаний, на жизнепрожива-ние здесь и сейчас; — низкий уровень развития правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определенных ограничений; — низкий уровень социально-психологической грамотности, умения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития; — увеличение числа расторгнутых браков с наличием детей; — алкоголизацию большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение; — снижение уровня общей культуры; показателями этого могут быть и снижение частоты посещения театров, музеев, кино, и потеря вековых культурных традиций, например, песенных, и существенное снижение духовности и поиска в искусстве; — увеличение открытости общества, контактов между людьми разных стран и еще неоформившееся понимание роли Отечества в мировом и личностном развитии человека. Как отражаются эти проблемы на жизни родителей? Сложность и опосредованность социальных связей и отношений, потеря подлинных человеческих идеалов в современном обществе приводят к усилению ролевых, функциональных взаимоотношений между людьми, к технократизации отноше- 21 ний, при которой для альтруистической любви и бескорыстия часто не остается места (Все продается, все покупается). С одной стороны, индивидуализация людей, с другой — подчинение интеллектуальной жизни стереотипам обыденного сознания приводят к автоматическому воспроизведению принятых ранее форм поведения, а иногда и к самодурству. Часто родители принимают решения без достаточно серьезного . анализа, поддаваясь движению эмоций, исходя из собственных представлений на уровне здравого смысла, который далеко не всегда глубоко отражает общечеловеческий опыт. Названные тенденции неоднозначно сказываются на жизни современной молодежи: с одной стороны, фиксируются миролюбие, общительность, толерантность, терпимость молодых людей, с другой — нежелание взрослеть и брать насебяответственность, инфантилизм, рост числа «убегающих» молодых людей, употребляющих наркотики, и пр. Несмотря на выраженную стратификацию общества, можно назвать некоторые общие проблемы профессиональной жизни людей: — стремление получать за свою работу как можно больше денег, а не работать ради восстановления страны или профессиональной самореализации; — отсутствие социальных и правовых гарантий, существовавших прежде, снижение уровня профессиональной защиты; — трудности профессионального самоутверждения, карьеры; — необходимость постоянного профессионального обновления, расширения области специализации; — страх остаться без работы. Часто дети становятся свидетелями переживаний родителей, оставшихся без работы, особенно отцов. Оценивая, на что уходят время и жизненные силы, 89% опрошенных родителей выбрали позицию на зарабатывание денег и обеспечение семьи и только 11% — на профессиональную самореализацию. 57% опрошенных указали, что им пришлось бросить любимое дело ради заработка. Вызывает тревогу то, как в сложившихся условиях проходит профессиональное самоопределение детей. Иногда они начинают чувствовать, что являются обузой в семье. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: — перераспределение материально-экономических функций внутри семьи: женщина сейчас может зарабатывать больше, 22 чем мужчина, ребенок — больше, чем родители, изменение традиционных поло-возрастных и ролевых предписаний; — изменение типа взаимоотношений в семьях: от традиционных авторитарного или детоцентристского — к либеральному или партнерскому, но чаще всего — к формальному; — трудности строительства семейной жизни, острое прохождение кризисных этапов развития семьи на фоне поводов для стрессов и кризисов; — тревога родителей за своих детей, за их здоровье, учебу, будущее, осознание невозможности научить детей, как надо жить в обществе, в котором взрослые часто и сами дезориентированы; — проблемы взаимоотношений детей, ревность между детьми; — конфликты внутри семьи, скандалы, разводы. Сложности и проблемы в семье — нормальное жизненное явление. Миф о том, что в семье все может быть благополучно, развеивается. Фундаментальный факт психологии: человек столь же нуждается в отрицательных эмоциях, сколь и в положительных, — осмысливается уже многими людьми. Вопрос в том, как выражать эти негативные эмоции, как быть гневным и не наносить при этом вреда не только себе, но и окружающим? Если конфликты неизбежны, то как научиться проходить эти испытания с меньшими потерями? Среди наиболее острых личностных проблем родителей отличаются: — усталость, психическое и физическое перенапряжение; — тревога в связи со снижением безопасности жизни; — рост чувства одиночества, отсутствия понимания; — проблемы, связанные с проявлениями мучающих человека чувств: обиды, зависти, ревности, гордыни, гнева, горя, безысходности; — возрастные и событийные кризисы человека; — сложность обретения смысла жизни, душевной радости, интерпретации событий жизни; — рост чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности. В зависимости от культурных, национальных и региональных особенностей, пола и возраста родителей, степени их личностной включенности эти проблемы приобретают свою специфику. Для грамотного их решения требуется освоение новых че-ловековедческих знаний, развитие качеств и умений, cnocofr- 23 ствующих личностному росту (открытости, родительской рефлексии, способности прогнозировать результаты своих действий, иерархии нравственных ценностей). Естественно, проблемное поле того или иного родителя актуально включает лишь некоторые из рассмотренных проблем. Однако понимание того, что происходит не только с тобой, но и с другими, — необходимое условие для консолидации. Родители как общность, функционально ответственная за развитие, здоровье и благополучие своих детей (26 ст. Декларации ООН по правам человека), определяют будущее человечества только в том случае, когда выступают как социальная группа. Поиск новых культурных форм жизнепроживания связан с преодолением губительных противоречий. Складывающаяся в современном обществе идеология гуманизма, интеграции, сотрудничества — это уже некоторые определившиеся способы созидания, пути выживания людей. Могут ли родители отвечать за мир и благополучие в семье, могут ли открыто обсуждать с другими людьми свои проблемы, сотрудничать с людьми, событийно или профессионально связанными с их детьми, могут ли родители изучать жизнь, искать пути решения проблем, — от этого зависит настоящее и будущее их детей. Проблемы образования родителей необходимо рассматривать именно в таком широком контексте, поскольку их решение становится в современной социально-образовательной ситуации ведущим фактором развития всего общества. В существующих условиях система образования родителей может оказывать помощь и образовательную поддержку взрослым и детям, способствуя росту их социальной защищенности. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |