Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Образование родителей в современном миреСтр 1 из 23Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ
ББК 74.2Q^ 023 Образование родителей и школа: Учеб.-метод, пособие / 023 Под ред. |Л.Г. Петряевской|. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 120 с. — (Воспитание и доп. образование детей). ISBN 5-691-00288-0. В пособии рассматриваются проблемы образования родителей в современной социально-экономической ситуации. Приводятся некоторые способы взаимодействия школы и семьи, способствующие взаимообучению родителей, учителей, учащихся. Даются разработки программ взаимодействия детей различных возрастных групп с родителями. Материалы прошли апробацию на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга и г.Колпино. Пособие может быть использовано для образования родителей, а также в целях повышения квалификации учителей, социальных педагогов. ББК 74.205 ©Коллектив авторов, 1999 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление. ISBN 5-691-00288-0 Художник Уранова М.Л„1999 Серия «Воспитание и дополнительное образование детей» задумана как совместный проект Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС. Цель проекта — обеспечить методической литературой руководителей различных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, классных руководителей, воспитателей, вожатых, организаторов детского отдыха. Многие книги могут быть полезны социальным педагогам, студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, работникам системы повышения квалификации педагогам учреждений культуры и спорта, тем, кто занимается детскими общественными организациями. Редакционная коллегия надеется, что книги этой серии помогут решить хотя бы некоторые проблемы, волнующие сегодня педагогическую общественность — развитие социальной, познавательной, творческой активности детей и подростков, формирование у них качеств гражданина и патриота, воспитание личности, стремящейся к нравственному совершенствованию . Основное содержание серии строится по двум направлениям: нормативно-правовому и программно-методическому. Пособия, рекомендации, справочники, программы, сценарии праздников и другие издания предназначены для использования в многообразной внеурочной работе и дополнительном образовании. В них будут освещаться вопросы организации, нормативного и правового обеспечения содержания воспитания и дополнительного образования, методики работы с детьми в творческих объединениях: художественных, технических, спортивных, учебно-научных, экологических, туристических, военно-патриотических и др. Не будут забыты вопросы работы с классным коллективом, проблемы духовно-Нравственного воспитания школьников, их самоопределения и самореализация в общественной, культурной и профессиональной жизни. К работе над серией привлечены ученые, педагоги-практики, руководители учреждений дополнительного образования и школ, органов управления дополнительным образованием. Руководители проекта приглашают к сотрудничеству всех, кого волнуют проблемы воспитания и дополнительного образования детей, тех, кто хочет стать одним из авторов серии. СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:
ВВЕДЕНИЕ Большинство взрослых людей — родители: молодые и в расцвете сил, пожилые и старые; родители, живущие со своими детьми, и одинокие; родители родных и приемных детей. Родителями не рождаются, ими становятся. Однако если профессиональная компетентность, карьера обеспечиваются не только внутренними, но и внешними, социальными, факторами, то становление родителей рассматривается обычно как дело семейное, личное, частное. При этом внешние условия (политическая ситуация, экономика, экология, охрана прав человека и ребенка) выступают в миропроживании людей менее значимыми по сравнению с внутренними: любовью, доверием, жертвенностью. Как та птица-пеликан, которая выклевывает куски своего тела, если детям не хватает пищи, так и любящие родители готовы платить (и очень часто расплачиваются) своим здоровьем и жизнью за будущее счастье сына, дочери. Они отвечают за собственного ребенка не только в юридическом, экономическом, но и в моральном плане. Две основные сферы самореализации взрослого человека — профессиональная и семейная — по-разному преломляются в его жизни. Профессиональное развитие связано с такими категориями, как уровень квалификации, карьера, профессиональная мобильность. Становление же родителей отражает в большей степени глубоко личностные отношения и переживания. Спектр человеческой деятельности, обеспечивающей реализацию родительских функций, очень широк. Противоречия прошлого и настоящего, традиционного и нового, проблемы разных этапов развития семьи — все это задачи, которые с неизбежностью встают перед родителями. Однако всегда ли они успешно решаются? Можно достичь многого в профессиональной жизни и быть при этом глубоко несчастным, одиноким, нелюбимым. Можно целиком отдать себя детям и быть при этом обузой для них, неумышленно приносить им даже вред. Трудно формально определить точку благоденствия, но отклонения от нее приводят к прогнозируемым последствиям. -.5 Что является результатом родительской деятельности — хороший ребенок, подросток, взрослый? Многие науки — педагогика, психология, социология — издавна ищут ответы на вопрос, какие же условия необходимо создать, чтобы развивался именно такой — хороший — человек. Однако духовность, доброта, гениальность и по сей день не стали более частыми явлениями, чем раньше. Разве век за веком так уж незначительно совершенствовались государственная, экономическая, научная и образовательная системы, что человечеством до сих пор не выработаны этические нормы «правописания» жизни, правила воспитания достойных людей? Может быть, все дело в отношении родителей к детям? Но разве родительская любовь настолько иссякла, что только лишь поэтому в двадцатом веке были развязаны самые бесчеловечные войны в земной истории? Приходится согласиться, что каждый родитель сам проходит школу своего становления. И процесс этот столь же уникален, как и любовь, как утверждение добра. «Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме», — писал известный философ М. Мамардашвили. Родители маленького ребенка, а затем взрослого сына или дочери должны пройти путь возвышения от биологической тождественности с детьми до признания «инакости» личности. Путь этот не прост, а результаты всегда трудно предсказуемы. Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Если мера всех вещей — человек (Протагор), то «мера» родителей — ребенок. Уникальность их семейного опыта, подлинность отношений между ними, специфика профессиональной деятельности, здоровье, культура быта и досуга семьи — все отражается на жизни и будущем ребенка, на разных этапах его развития так или иначе определяя отношения с миром. По мере взросления детей родители меняют и свои отношения с ними, изменяя себя и учась у «жизни». Как правило, этот процесс носит индивидуальный и стихийный характер личностного поиска и самоопределения, выражаясь, например, в чтении психологических и социально-педагогических изданий, в просмотре соответствующих телевизионных передач. Однако в семейной сфере, в отличие от профессиональной, где хотя бы формально существует система повышения квалификации, практически нет специально организованной службы образования родителей. Потребность же в ней велика-»**-как со стороны родителей, так и с позиции детей. ' Слишком часто ошибки, допускаемые взрослыми, оборачиваются трагедией для детей. Так, по неведению отдавая ребенка то в одну, то в другую школу, родители, по сути дела, ставят на нем социально-педагогический эксперимент, не зная при этом правил проведения последнего. Кто ответит им, как раскрыть способности ученика? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок достиг в жизни успеха, но знает ли он, что именно уверенность в себе, в своих силах и есть залог этого успеха? Каждый родитель хочет, чтобы к его ребенку по-доброму относились другие люди, однако как он сам относится к ним, чему он учит ребенка? Конечно, чем меньше опыт родителей, тем больше возможностей помочь им в самоанализе, в осознании своей педагогической концепции, в создании условий и возможностей для развития ребенка, в получении навыков оказания ему помощи. Для молодых родителей успешно функционируют такие формы образования, как «Мамина школа», «Подготовка ребенка к школе», '"Школа развития интеллектуальных способностей ребенка" и т.п. В последние годы стали создаваться социально-психологические консультационные центры, в которые могут обратиться родители и более взрослых детей — за советом в сложных или педагогически запущенных ситуациях; действует телефон доверия. Однако как быть родителям, не находящимся в сложных или кризисных ситуациях, но тем не менее настроенным на собственное обучение и развитие ради благополучия своих детей, или же нуждающимся в знаниях, позволяющих грамотно решать проблемы, возникающие в общении с детьми? Где они могут ознакомиться со способами оказания помощи и поддержки младшему школьнику? Где они могут научиться правильно строить взаимоотношения с подростком? ^В образовании родителей заинтересована и современная школа. Без поддержки педагогических усилий семьей невозможно утверждать приоритет нравственных и духовных ценностей. Если семья равнодушно взирает на творческие достижения детей, то учитель не сможет повысить уровень общей культуры учащихся. Сегодня в обществе фиксируется потребность в развитии образования родителей как социально-образовательного ин-• ститута. Последний подразумевает группу ролей и статусов, совокупность лиц и учреждений, выполняющих определенные социальные и социально-образовательные функции. Семейный консультант, андрагог, социальный педагог, психолог, духовник, педиатр и другие специалисты — таково ролевое регламентирование лиц, работающих с родителями. Семейные консультационные центры, университеты для родителей, группы образования родителей и т.п. — такова совокупность учреждений, обеспечивающих образование родителей. Что это — утопия или реальность? Кто может осуществлять подобный социально-образовательный заказ? Каково необходимое содержание образования родителей? Что может сделать школа в реализации образовательного проекта? В данном пособии рассматриваются как теоретические аспекты этих вопросов, так и практические подходы к их решению, предлагается методическое обоснование ряда образовательных проблем. ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ Образование родителей в современном мире Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я только могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, — я бы выбрал последнее. Л.Н. Толстой Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, удача, личное дело каждого человека?.. Какой подготовки требует овладение ролью родителя? И дает ли такая подготовка основания утверждать, что прошедшие ее юноши и девушки наверняка будут счастливы в будущей семейной жизни, что они смогут окружить своих детей атмосферой сердечного тепла и поддержки? Есть много таких знаний, которые оказываются востребованными только в определенных жизненных ситуациях, но за отсутствие этих знаний человек платит изломами не только своей судьбы. Мир взрослых людей сложен, индивидуален. В непредсказуемости жизненных событий кажется, что вообще невозможно определить какие-либо закономерности. В субъективности переживаний затуманиваются контуры типичного. Родители, испивая каждый свою чашу родительского счастья, страдания, гнева и радости, отдают предпочтение собственным ценностям, опыту и умозаключениям,неосознавая при этом, что их ценности, опыт, умение мыслить определены широким спектром социальных факторов, а •поэтому типичны. Родители прошлого столетия и родители сегодня — это очень разные люди, несмотря на то, что сложности и проблемы типичны: ребенок непослушен, дерзок со взрослыми, не хочет учиться, хватается то за одно, то за другое, не сумев ничего закончить до конца, и пр. Как следует вести себя, чтобы, не нанося ребенку вреда, исправить его поведение? В современной жизни успешное решение подобных проблем связано с пониманием ребенка, его психологического и физического состояния, с доверием к нему, к способу выражения его душевного состояния. Избирается такая форма поведения взрослых, которая отвечает стремлению помочь детям выйти из тупика. Не принятые предписания и правила, как это было раньше, а интересы личности ребенка выступают сегодня для родителей ориентиром грамотного поведения. Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающихся людей, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, П.Ф Лесгафт, Л.Н. Толстой, В.П. Острогорский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева. Из прошлого века гуманистическая традиция отношения к личности перешла в век нынешний. Слова А.С. Макаренко, обращенные к родителям, несмотря на их авторитарный тон, наполнены тревогой за будущее. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены и до сих пор. Уникален опыт работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского. В целом труды, посвященные образованию родителей, содержат следующие продуктивные идеи: — уважение к личности ребенка с самых первых дней его жизни, недопустимость несправедливого, унижающего достоинство детей отношения; — ведущая роль нравственного воспитания детей в семье с самых первых дней их жизни; — акцент на воспитании всесторонне развитой личности, «сына Отечества», умеющего трудиться и размышлять; — важность понимания и учета родителями индивидуальных особенностей и склонностей ребенка; — понимание родителями ответственности за воспитание ребенка перед другими людьми, связь семьи с обществом; — высокая роль слова, книги в развитии ребенка. Тип семьи, уровень образования родителей, профессия, социальная общность (страта), к которой они принадлежат, книги, которые читают, телевизионные передачи, которые смотрят, — все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации взрослых, но и их родительский опыт. Родители, не удовлетворенные своим ребенком или самими собой, думают, что тревожащие их проблемы отражают неповторимость, своеобразие их личного опыта, их индивидуальность. Однако чаще всего за этим стоят типичные ситуации, общие для многих семей. Можно сказать, что в родительстве с самой очевидной противоречивостью сочетаются личностные и общественные проблемы. И если на одном конце подобной шкалы находится 10 родитель со своей любовью и самоотдачей по отношению к ребенку, то на другом — проблемы выживания человечества, цивилизации, культуры... В различных исторических ситуациях по-разному определялась роль родителей в воспитании и развитии детей, менялись не только родительские функции, но и требования к их реализации. Так, в Домострое читаем: «Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет». Нетрудно заметить, насколько с тех пор изменились отношения между детьми и родителями: побои детей не являются нормой поведения. Проблемы «отцов и детей» — проблемы традиционные. Но в современном контексте жизни раскрываются они по-новому. Современные родители чаще сомневаются, чаще задумываются над тем, всегда ли они правы. Каким образом способствовать развитию самостоятельности ребенка, его предприимчивости, инициативности? Как контролировать действия ребенка, доверяя ему и его решениям? Многие допустимые ранее способы решения жизненных вопросов оказываются не только не эффективными в изменившихся условиях, но подчас даже приносят вред, ведут к отчуждению. Как уже отмечалось выше, на разных этапах развития общества менялись социальные ожидания и предписания к роли родителей. Однако стихийно складывающиеся представления опережали осознание этих изменений, новых функций и возможностей. Современные тенденции развития общества приводят к таким процессам, когда родители лишь интуитивно улавливают новые требования времени, иногда исполняя их, а иногда, в подобной же ситуации, внезапно и для себя, и для ребенка, переставая их исполнять. Более того, взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, отвечают на происходящие социально-экономические перемены, что далеко не всегда оказывается достаточным. Отсутствие родительской рефлексии, целостного мировоззрения приводит к различного рода изъянам и ошибкам, порождает у родителей ощущение, что от них ничего не зависит, вызывает внутреннее напряжение. В то же время сегодня от семьи общество ожидает большей ответственности за жизнь и полноценное развитие ребенка. Складывающиеся нормы взаимодействия детей и родителей отражают новые реалии. Для многих все более очевид- 11 ным становится то, что партнерский характер отношений, внимание к нуждам и интересам ребенка, уважение к изъявлению им собственной воли, его самостоянию, распространение ограничений лишь на жизненно и нравственно принципиальные вопросы, взгляд на наказание как на единичный эпизод в жизни ребенка, — все это плодотворно влияет на развитие личности. Каждый родитель в своей жизни принимал решение о тех или иных способах воспитания — детей, делал выбор и пожинал плоды. Чаще всего при этом преобладает ориентация на собственный жизненный опыт, опыт близких людей и опыт, почерпнутый из средств массовой информации (кстати, нередко не отражающий современные научные подходы). Однако опыт не всегда является хорошим советчиком. Навыками же социально-педагогического анализа жизненных ситуаций родители часто не владеют. Социально-педагогический анализ жизни современных детей позволяет выявить ряд характерных особенностей. Сегодня дети: — живут в экологически, психологически и социально не безопасной ситуации; — более раскованы, свободны, чем это было раньше; — имеют более широкий кругозор, шире информированы о жизни; — раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, искушений, конкуренции, одиночества; — более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас»; — их дружеские отношения чаще подвергаются испытаниям. Каждый из названных факторов по-разному отражается на жизни ребенка. Большая свобода и раскованность при отсутствии стабильности и гарантированное™ приводит, например, к выраженной психологической неуравновешенности подростков, усилению немотивированной спонтанной агрессии, увеличению числа младших школьников, неумеющих сосредоточиться, быть внимательными. Большая информированность о жизни часто связана с менее глубоким ее постижением, что порождает детскую уверенность: «Я знаю». Эта позиция носит защитный характер, позволяя ребенку на психологическом уровне почувствовать себя более уверенно. Он закрывается от нависшего над ним мира взрослых. Учится только обозначать различные пред- » 12 меты и жизненные ситуации, только вспоминать, чтоонкогда-либо видел или слышал, но реже действовать с этими предметами самостоятельно. Как показывает современная статистика, растет число детей, становящихся жертвами болезней взрослого мира. Так, например, мать-проститутка может включить в свою «работу» и дочь. Отец, нередко не способный обеспечить свою семью материально, не останавливает сына, входящего в систему рэкета и приносящего домой большие деньги. Девушки и юноши все раньше вступают в половые отношения. При доступности противозачаточных средств число абортов среди девушек до 16 лет увеличивается, что может объясняться сугубо психологической безграмотностью. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам. Статистически достоверен факт: если родители часто спокойно и серьезно говорят со своими детьми о способах предотвращения фатальных ошибок, то дети увереннее ведут себя в ситуациях риска. Однако для того, чтобы так говорить, между детьми и родителями должны существовать доверительные отношения и взрослые должны быть подготовлены к видению проблем современности, к анализу и прогнозу результатов предпринимаемых действий. Открытость родителей, проявление родительской воли: от добросердечных отношений, до безразличия, до неприятия своих детей — процесс, небезразличный как для самих детей, так и для выживания общества в целом. Оказать помощь и защиту детям взрослые смогут, владея необходимыми валеологическими, психологическими, педагогическими знаниями. Если раньше эти знания передавались от поколения к поколению в непосредственном общении,тосегодня все реже приходится наблюдать совместно проживающие трехпоколенные семьи. При этом образ жизни поколений имеет столь существенные различия, что опыт одного малоприемлем для жизни другого. В стихии и сиюминутности жизни кажется, что изменились базовые ценности и идеалы. Становится необходимым серьезный анализ вечных общечеловеческих ценностей, важными — над опытные компоненты миропроживания человека, жизненно важным — образование родителей. Большой теоретический и практический опыт в сфере образования родителей накоплен за рубежом благодаря деятельности таких ученых, педагогов, как Джейн Адаме, 13 Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Бенджамин Спок, Хайм Жино, Уильям Глассер, Том Гордон и др. Образование родителей за рубежом имеет ряд следующих особенностей. 1. Серьезное, уважительное отношение в обществе к образованию вообще и к образованию родителей в частности. Это проявляется в достаточно активном освоении родителями специальных образовательных программ, причем как женщинами, так и мужчинами, в готовности взрослых к выполнению домашних заданий, к отработке предлагаемых навыков эффективного поведения и др. 2. Предлагаемые в различных образовательных программах многообразные формы и методы решения проблем оставляют за родителями право выбора и стимулируют осознание ими своей ответственности за воспитание детей. 3. Практическая направленность образования родителей, его ориентация на интересы и проблемы, с которыми родители сталкиваются в жизни. 4. Большое внимание к отработке технических приемов продуктивного взаимодействия родителей и детей. 5. Дихотомическое разграничение подходов к образованию родителей: предлагаемые программы либо базируются на нравственных ценностях какой-либо определенной религиозной конфессии, либо они игнорируют поле нравственных проблем и внутренней борьбы человека, обращая внимание лишь на вопросы эффективности поведения для достижения определенной цели. Большую часть в содержании образования составляют психолого-педагогические знания и техники, представляющие разные направления психологических школ: от психоанализа до бихевиоризма, интеракционного анализа, психосинтеза и др. Широкая сеть образовательных услуг для родителей во многом способствует разрешению существующих социальных проблем. Однако проблем этих в странах, имеющих высокий уровень материально-технического развития, увы, не меньше. Хотя обыденное сознание утверждает, что ч материально обеспеченном обществе легче достигается благополучие, данные научных исследований говорят об обратном. Сравнительный анализ российских региональных исследований показывает, что в регионах, имеющих более высокий средний уровень жизни, проблемы отклоняющегося, девиантного, поведения детей, учащихся, молодежи стоят значительно острее. 14 Как свидетельствует зарубежная статистика, в США, например, процент учащихся, употребляющих наркотики, значительно выше, чем в России, как и уровень преступности в молодежной среде; в полтора раза больше семей, в которых дети проживают не с родными родителями. Вопреки расхожему стереотипу: дайте нам денег, и мы решим все проблемы, — реальные социальные процессы имеют совершенно другую направленность. Поиск соотношения содержания образования родителей, центрированного на проблемах личности, и содержания, способствующего общественному развитию, является общей важной проблемой. С одной стороны, целесообразным представляется учет конкретных условий жизнепроживания родителей, их особенностей; с другой стороны, важно, чтобы знания, получаемые родителями, способствовали выработке ценного для развития всего общества открытого, целостного, оптимистического мировоззрения, а взаимодействие родителей с детьми сочетало в себе глубокие человеческие чувства и сознательно проработанные поведенческие паттерны. Это соотношение коллективного и индивидуального в конкретной истории семьи может обнаруживаться стихийно, однако может вообще не обнаруживаться, негативно сказываясь на развитии детей. Сложности непосредственной межпоколенной передачи опыта, появление новых научных человековедческих открытий, выработка и понимание новых общих ценностей, смыслов и норм поведения — все это делает необходимым появление организованных форм образования родителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |