Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование родителей в современном мире




СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................. 5
Образование родителей: теоретические вопросы (Л.Г. Петряевская) ............. 9
Образование родителей в современном мире . 9
Современные родители: поле проблем . . . . . . . 15
Принципы построения образования родителей . . 24
Содержание образования родителей ........ 29
Формы и методы образования родителей ..... 34
Образование родителей и школа: практические вопросы (Л.Г. Петряевская) ............... 42
Школа — содружество учащихся, родителей и учителей ..................... 42
Образовательные потребности родителей ...... 46
Построение образовательного взаимодействия родителей, детей и педагогов ........... 52
Работа с родителями различных групп риска . . . 59
Экстремальные проблемы: конфликт, разлука, насилие, кризис ................. 64
Образование родителей: методическое сопровождение 71
Методика изучения образовательных ориентации родителей (Л.Г. Петряевская, З.Г. Кравченко) . . . 73
Преодоление отчуждения родителей от школы (Е.И. Поташева, НЛ. Букина) .......... 78
Помощь родителям детей младшего школьного возраста (Н.Н. Букина, Е.И. Поташева) 89
Помощь родителям детей среднего школьного возраста (Л.Г. Петряевская) .......... 96
Микроисследования (ЛТ. Петряевская) ...... 102
Заключение ..................... 114
Литература ..................... 116

 

ББК 74.2Q^ 023

Образование родителей и школа: Учеб.-метод, пособие / 023 Под ред. |Л.Г. Петряевской|. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 120 с. — (Воспитание и доп. образова­ние детей).

ISBN 5-691-00288-0.

В пособии рассматриваются проблемы образования родителей в со­временной социально-экономической ситуации. Приводятся некоторые способы взаимодействия школы и семьи, способствующие взаимообуче­нию родителей, учителей, учащихся. Даются разработки программ вза­имодействия детей различных возрастных групп с родителями. Мате­риалы прошли апробацию на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга и г.Колпино.

Пособие может быть использовано для образования родителей, а так­же в целях повышения квалификации учителей, социальных педагогов. ББК 74.205

©Коллектив авторов, 1999 © «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 1999 © Серийное оформление. ISBN 5-691-00288-0               Художник Уранова М.Л„1999

Серия «Воспитание и дополнительное образование детей» задумана как совместный проект Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министер­ства общего и профессионального образования Российской Федерации, Гуманитарного издательского центра ВЛАДОС.

Цель проекта — обеспечить методической литературой ру­ководителей различных образовательных учреждений, педа­гогов дополнительного образования, классных руководите­лей, воспитателей, вожатых, организаторов детского отдыха. Многие книги могут быть полезны социальным педагогам, студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов, работникам системы повышения квалификации педа­гогам учреждений культуры и спорта, тем, кто занимается детскими общественными организациями.

Редакционная коллегия надеется, что книги этой серии помогут решить хотя бы некоторые проблемы, волнующие сегодня педагогическую общественность — развитие социаль­ной, познавательной, творческой активности детей и подро­стков, формирование у них качеств гражданина и патриота, воспитание личности, стремящейся к нравственному совер­шенствованию .

Основное содержание серии строится по двум направлени­ям: нормативно-правовому и программно-методическому. По­собия, рекомендации, справочники, программы, сценарии праздников и другие издания предназначены для использо­вания в многообразной внеурочной работе и дополнительном образовании. В них будут освещаться вопросы организации, нормативного и правового обеспечения содержания воспита­ния и дополнительного образования, методики работы с де­тьми в творческих объединениях: художественных, техни­ческих, спортивных, учебно-научных, экологических, турис­тических, военно-патриотических и др. Не будут забыты во­просы работы с классным коллективом, проблемы духовно-Нравственного воспитания школьников, их самоопределения и самореализация в общественной, культурной и професси­ональной жизни.

К работе над серией привлечены ученые, педагоги-практи­ки, руководители учреждений дополнительного образования и школ, органов управления дополнительным образованием.

Руководители проекта приглашают к сотрудничеству всех, кого волнуют проблемы воспитания и дополнительного образо­вания детей, тех, кто хочет стать одним из авторов серии.

СОСТАВ РЕДАКЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ:

Чепурных E. Е. —   заместитель Министра образования Российской Федерации, кандидат пе­дагогических наук;  
Бруднов А.К. —   начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Вулъфов Б.З. —   зав. кафедрой педагогики Универси­тета РАО доктор педагогических наук;  
Волохов А.В. —   заместитель председателя Союза пио­нерских организаций — федерации детских организаций, кандидат педа­гогических наук;  
Евладова E.Б.. —   зав. лабораторией дополнительного образования Института общего обра­зования Минобразования России, кан­дидат педагогических наук;  
Караковский В.А. —   директор средней школы № 825 Москвы, академик РАО, доктор педа­гогических наук;  
Киселев ВЛ. —   директор Санкт-Петербургского город­ского Дворца детского творчества;  
Клятова Н.И. —   директор Московского городского Двор­ца детско-юношеского творчества;  
Кучер Н.И. —   начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России;  
Лебедев O.E. —   член-корреспондент РАО, доктор пе­дагогических наук, профессор Санкт-Петербургского университета педаго­гического мастерства;  
Остапец-Свешников А.А. —   академик Академии детско-юношес­кого туризма, руководитель клуба «Ро­дина», доктор педагогических наук.  

 

ВВЕДЕНИЕ

Большинство взрослых людей — родители: молодые и в расцвете сил, пожилые и старые; родители, живущие со сво­ими детьми, и одинокие; родители родных и приемных детей.

Родителями не рождаются, ими становятся. Однако если профессиональная компетентность, карьера обеспечиваются не только внутренними, но и внешними, социальными, фак­торами, то становление родителей рассматривается обычно как дело семейное, личное, частное. При этом внешние ус­ловия (политическая ситуация, экономика, экология, охрана прав человека и ребенка) выступают в миропроживании лю­дей менее значимыми по сравнению с внутренними: лю­бовью, доверием, жертвенностью.

Как та птица-пеликан, которая выклевывает куски своего тела, если детям не хватает пищи, так и любящие родители готовы платить (и очень часто расплачиваются) своим здо­ровьем и жизнью за будущее счастье сына, дочери. Они от­вечают за собственного ребенка не только в юридическом, экономическом, но и в моральном плане.

Две основные сферы самореализации взрослого человека — профессиональная и семейная — по-разному преломляются в его жизни. Профессиональное развитие связано с такими ка­тегориями, как уровень квалификации, карьера, професси­ональная мобильность. Становление же родителей отражает в большей степени глубоко личностные отношения и пере­живания. Спектр человеческой деятельности, обеспечива­ющей реализацию родительских функций, очень широк. Противоречия прошлого и настоящего, традиционного и но­вого, проблемы разных этапов развития семьи — все это за­дачи, которые с неизбежностью встают перед родителями. Однако всегда ли они успешно решаются?

Можно достичь многого в профессиональной жизни и быть при этом глубоко несчастным, одиноким, нелюбимым. Можно целиком отдать себя детям и быть при этом обузой для них, неумышленно приносить им даже вред. Трудно формально определить точку благоденствия, но отклонения от нее приводят к прогнозируемым последствиям.

-.5

Что является результатом родительской деятельности — хороший ребенок, подросток, взрослый? Многие науки — педагогика, психология, социология — издавна ищут ответы на вопрос, какие же условия необходимо создать, чтобы раз­вивался именно такой — хороший — человек. Однако ду­ховность, доброта, гениальность и по сей день не стали более частыми явлениями, чем раньше. Разве век за веком так уж незначительно совершенствовались государственная, эконо­мическая, научная и образовательная системы, что человече­ством до сих пор не выработаны этические нормы «правопи­сания» жизни, правила воспитания достойных людей?

Может быть, все дело в отношении родителей к детям? Но разве родительская любовь настолько иссякла, что толь­ко лишь поэтому в двадцатом веке были развязаны самые бесчеловечные войны в земной истории?

Приходится согласиться, что каждый родитель сам прохо­дит школу своего становления. И процесс этот столь же уни­кален, как и любовь, как утверждение добра. «Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возоб­новляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивиду­уме», — писал известный философ М. Мамардашвили. Роди­тели маленького ребенка, а затем взрослого сына или дочери должны пройти путь возвышения от биологической тожде­ственности с детьми до признания «инакости» личности. Путь этот не прост, а результаты всегда трудно предсказуемы.

Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. Если мера всех вещей — человек (Протагор), то «ме­ра» родителей — ребенок. Уникальность их семейного опы­та, подлинность отношений между ними, специфика профес­сиональной деятельности, здоровье, культура быта и досуга семьи — все отражается на жизни и будущем ребенка, на разных этапах его развития так или иначе определяя отно­шения с миром.

По мере взросления детей родители меняют и свои отно­шения с ними, изменяя себя и учась у «жизни». Как пра­вило, этот процесс носит индивидуальный и стихийный ха­рактер личностного поиска и самоопределения, выражаясь, например, в чтении психологических и социально-педагоги­ческих изданий, в просмотре соответствующих телевизион­ных передач. Однако в семейной сфере, в отличие от профес­сиональной, где хотя бы формально существует система по­вышения квалификации, практически нет специально орга­низованной службы образования родителей. Потребность же

в ней велика-»**-как со стороны родителей, так и с позиции детей.    '

Слишком часто ошибки, допускаемые взрослыми, обора­чиваются трагедией для детей. Так, по неведению отдавая ребенка то в одну, то в другую школу, родители, по сути дела, ставят на нем социально-педагогический эксперимент, не зная при этом правил проведения последнего. Кто ответит им, как раскрыть способности ученика? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок достиг в жизни успеха, но знает ли он, что именно уверенность в себе, в своих силах и есть за­лог этого успеха? Каждый родитель хочет, чтобы к его ре­бенку по-доброму относились другие люди, однако как он сам относится к ним, чему он учит ребенка?

Конечно, чем меньше опыт родителей, тем больше воз­можностей помочь им в самоанализе, в осознании своей пе­дагогической концепции, в создании условий и возможно­стей для развития ребенка, в получении навыков оказания ему помощи. Для молодых родителей успешно функциони­руют такие формы образования, как «Мамина школа», «Подготовка ребенка к школе», '"Школа развития интеллек­туальных способностей ребенка" и т.п.

В последние годы стали создаваться социально-психологи­ческие консультационные центры, в которые могут обратить­ся родители и более взрослых детей — за советом в слож­ных или педагогически запущенных ситуациях; действует телефон доверия.

Однако как быть родителям, не находящимся в сложных или кризисных ситуациях, но тем не менее настроенным на собственное обучение и развитие ради благополучия своих детей, или же нуждающимся в знаниях, позволяющих гра­мотно решать проблемы, возникающие в общении с детьми? Где они могут ознакомиться со способами оказания помощи и поддержки младшему школьнику? Где они могут научить­ся правильно строить взаимоотношения с подростком?

^В образовании родителей заинтересована и современная школа. Без поддержки педагогических усилий семьей невоз­можно утверждать приоритет нравственных и духовных цен­ностей. Если семья равнодушно взирает на творческие дости­жения детей, то учитель не сможет повысить уровень общей культуры учащихся.

Сегодня в обществе фиксируется потребность в развитии образования родителей как социально-образовательного ин-• ститута. Последний подразумевает группу ролей и статусов,

совокупность лиц и учреждений, выполняющих определен­ные социальные и социально-образовательные функции.

Семейный консультант, андрагог, социальный педагог, психолог, духовник, педиатр и другие специалисты — тако­во ролевое регламентирование лиц, работающих с родителя­ми. Семейные консультационные центры, университеты для родителей, группы образования родителей и т.п. — такова совокупность учреждений, обеспечивающих образование ро­дителей.

Что это — утопия или реальность? Кто может осущест­влять подобный социально-образовательный заказ? Каково необходимое содержание образования родителей? Что может сделать школа в реализации образовательного проекта?

В данном пособии рассматриваются как теоретические ас­пекты этих вопросов, так и практические подходы к их ре­шению, предлагается методическое обоснование ряда образо­вательных проблем.

ОБРАЗОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Образование родителей в современном мире

Если бы мне дали выбирать: населить землю такими святыми, каких я толь­ко могу вообразить себе, но чтобы не было детей, или такими людьми, как теперь, но с детьми, — я бы выбрал последнее.

Л.Н. Толстой

Что такое родительство? Профессия, призвание, долг, уда­ча, личное дело каждого человека?.. Какой подготовки тре­бует овладение ролью родителя? И дает ли такая подготовка основания утверждать, что прошедшие ее юноши и девушки наверняка будут счастливы в будущей семейной жизни, что они смогут окружить своих детей атмосферой сердечного тепла и поддержки?

Есть много таких знаний, которые оказываются востребо­ванными только в определенных жизненных ситуациях, но за отсутствие этих знаний человек платит изломами не толь­ко своей судьбы. Мир взрослых людей сложен, индивиду­ален. В непредсказуемости жизненных событий кажется, что вообще невозможно определить какие-либо закономерности. В субъективности переживаний затуманиваются контуры ти­пичного. Родители, испивая каждый свою чашу родитель­ского счастья, страдания, гнева и радости, отдают предпочте­ние собственным ценностям, опыту и умозаключениям,неосознавая при этом, что их ценности, опыт, умение мыслить определены широким спектром социальных факторов, а •поэтому типичны.

Родители прошлого столетия и родители сегодня — это очень разные люди, несмотря на то, что сложности и про­блемы типичны: ребенок непослушен, дерзок со взрослыми, не хочет учиться, хватается то за одно, то за другое, не су­мев ничего закончить до конца, и пр. Как следует вести се­бя, чтобы, не нанося ребенку вреда, исправить его поведе­ние? В современной жизни успешное решение подобных про­блем связано с пониманием ребенка, его психологического и физического состояния, с доверием к нему, к способу выра­жения его душевного состояния. Избирается такая форма

поведения взрослых, которая отвечает стремлению помочь де­тям выйти из тупика. Не принятые предписания и правила, как это было раньше, а интересы личности ребенка выступают сегодня для родителей ориентиром грамотного поведения.

Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающих­ся людей, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролю­бов, К.Д. Ушинский, П.Ф Лесгафт, Л.Н. Толстой, В.П. Остро­горский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева. Из прошлого века гуманистическая традиция отношения к личности перешла в век нынешний. Слова А.С. Макаренко, обращенные к роди­телям, несмотря на их авторитарный тон, наполнены трево­гой за будущее. Ответы на многие поставленные им вопросы не найдены и до сих пор. Уникален опыт работы «Школы для родителей» В.А. Сухомлинского.

В целом труды, посвященные образованию родителей, со­держат следующие продуктивные идеи:

— уважение к личности ребенка с самых первых дней его жизни, недопустимость несправедливого, унижающего досто­инство детей отношения;

— ведущая роль нравственного воспитания детей в семье с самых первых дней их жизни;

— акцент на воспитании всесторонне развитой личности, «сына Отечества», умеющего трудиться и размышлять;

— важность понимания и учета родителями индивидуаль­ных особенностей и склонностей ребенка;

— понимание родителями ответственности за воспитание ребенка перед другими людьми, связь семьи с обществом;

— высокая роль слова, книги в развитии ребенка. Тип семьи, уровень образования родителей, профессия, со­циальная общность (страта), к которой они принадлежат, книги, которые читают, телевизионные передачи, которые смотрят, — все это и многое другое определяет не только ценности, образ жизни и культурные ориентации взрослых, но и их родительский опыт. Родители, не удовлетворенные своим ребенком или самими собой, думают, что тревожащие их проблемы отражают неповторимость, своеобразие их лич­ного опыта, их индивидуальность. Однако чаще всего за этим стоят типичные ситуации, общие для многих семей. Можно сказать, что в родительстве с самой очевидной про­тиворечивостью сочетаются личностные и общественные про­блемы. И если на одном конце подобной шкалы находится

10

родитель со своей любовью и самоотдачей по отношению к ребенку, то на другом — проблемы выживания человечества, цивилизации, культуры...

В различных исторических ситуациях по-разному опреде­лялась роль родителей в воспитании и развитии детей, ме­нялись не только родительские функции, но и требования к их реализации. Так, в Домострое читаем: «Како дети учити и страхом спасати. Казни сына своего от юности его, и по­коит тя на старость твою, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не ум­рет, но здравее будет». Нетрудно заметить, насколько с тех пор изменились отношения между детьми и родителями: по­бои детей не являются нормой поведения.

Проблемы «отцов и детей» — проблемы традиционные. Но в современном контексте жизни раскрываются они по-но­вому. Современные родители чаще сомневаются, чаще заду­мываются над тем, всегда ли они правы. Каким образом спо­собствовать развитию самостоятельности ребенка, его пред­приимчивости, инициативности? Как контролировать дей­ствия ребенка, доверяя ему и его решениям? Многие допу­стимые ранее способы решения жизненных вопросов оказы­ваются не только не эффективными в изменившихся услови­ях, но подчас даже приносят вред, ведут к отчуждению.

Как уже отмечалось выше, на разных этапах развития об­щества менялись социальные ожидания и предписания к ро­ли родителей. Однако стихийно складывающиеся представле­ния опережали осознание этих изменений, новых функций и возможностей.

Современные тенденции развития общества приводят к та­ким процессам, когда родители лишь интуитивно улавлива­ют новые требования времени, иногда исполняя их, а иног­да, в подобной же ситуации, внезапно и для себя, и для ре­бенка, переставая их исполнять. Более того, взрослые стихий­но, на уровне здравого смысла, отвечают на происходящие со­циально-экономические перемены, что далеко не всегда оказы­вается достаточным. Отсутствие родительской рефлексии, це­лостного мировоззрения приводит к различного рода изъянам и ошибкам, порождает у родителей ощущение, что от них ни­чего не зависит, вызывает внутреннее напряжение. В то же время сегодня от семьи общество ожидает большей ответствен­ности за жизнь и полноценное развитие ребенка.

Складывающиеся нормы взаимодействия детей и родите­лей отражают новые реалии. Для многих все более очевид-

11

ным становится то, что партнерский характер отношений, внимание к нуждам и интересам ребенка, уважение к изъ­явлению им собственной воли, его самостоянию, распростра­нение ограничений лишь на жизненно и нравственно прин­ципиальные вопросы, взгляд на наказание как на единич­ный эпизод в жизни ребенка, — все это плодотворно влияет на развитие личности.

Каждый родитель в своей жизни принимал решение о тех или иных способах воспитания — детей, делал выбор и по­жинал плоды. Чаще всего при этом преобладает ориентация на собственный жизненный опыт, опыт близких людей и опыт, почерпнутый из средств массовой информации (кста­ти, нередко не отражающий современные научные подходы). Однако опыт не всегда является хорошим советчиком. Навы­ками же социально-педагогического анализа жизненных си­туаций родители часто не владеют.

Социально-педагогический анализ жизни современных де­тей позволяет выявить ряд характерных особенностей. Сегод­ня дети:

— живут в экологически, психологически и социально не безопасной ситуации;

— более раскованы, свободны, чем это было раньше;

— имеют более широкий кругозор, шире информированы о жизни;

— раньше сталкиваются с проблемой денег, наркотиков, искушений, конкуренции, одиночества;

— более прагматичны, чаще думают о выгоде, пользе «здесь и сейчас»;

— их дружеские отношения чаще подвергаются испыта­ниям.

Каждый из названных факторов по-разному отражается на жизни ребенка. Большая свобода и раскованность при от­сутствии стабильности и гарантированное™ приводит, на­пример, к выраженной психологической неуравновешенности подростков, усилению немотивированной спонтанной агрес­сии, увеличению числа младших школьников, неумеющих сосредоточиться, быть внимательными.

Большая информированность о жизни часто связана с ме­нее глубоким ее постижением, что порождает детскую уве­ренность: «Я знаю». Эта позиция носит защитный характер, позволяя ребенку на психологическом уровне почувствовать себя более уверенно. Он закрывается от нависшего над ним мира взрослых. Учится только обозначать различные пред-

» 12

меты и жизненные ситуации, только вспоминать, чтоонкогда-либо видел или слышал, но реже действовать с этими предметами самостоятельно.

Как показывает современная статистика, растет число де­тей, становящихся жертвами болезней взрослого мира. Так, например, мать-проститутка может включить в свою «рабо­ту» и дочь. Отец, нередко не способный обеспечить свою семью материально, не останавливает сына, входящего в си­стему рэкета и приносящего домой большие деньги. Девуш­ки и юноши все раньше вступают в половые отношения. При доступности противозачаточных средств число абортов среди девушек до 16 лет увеличивается, что может объяс­няться сугубо психологической безграмотностью. Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети не умеют противостоять соблазнам.

Статистически достоверен факт: если родители часто спо­койно и серьезно говорят со своими детьми о способах предотвращения фатальных ошибок, то дети увереннее ведут себя в ситуациях риска. Однако для того, чтобы так гово­рить, между детьми и родителями должны существовать до­верительные отношения и взрослые должны быть подготов­лены к видению проблем современности, к анализу и про­гнозу результатов предпринимаемых действий. Открытость родителей, проявление родительской воли: от добросердечных отношений, до безразличия, до неприятия своих детей — процесс, небезразличный как для самих детей, так и для выживания общества в целом.

Оказать помощь и защиту детям взрослые смогут, владея необходимыми валеологическими, психологическими, педаго­гическими знаниями. Если раньше эти знания передавались от поколения к поколению в непосредственном общении,тосегодня все реже приходится наблюдать совместно прожива­ющие трехпоколенные семьи. При этом образ жизни поколе­ний имеет столь существенные различия, что опыт одного малоприемлем для жизни другого. В стихии и сиюминутно­сти жизни кажется, что изменились базовые ценности и иде­алы. Становится необходимым серьезный анализ вечных об­щечеловеческих ценностей, важными — над опытные компо­ненты миропроживания человека, жизненно важным — об­разование родителей.

Большой теоретический и практический опыт в сфере об­разования родителей накоплен за рубежом благодаря де­ятельности таких ученых, педагогов, как Джейн Адаме,

13

Альфред Адлер, Рудольф Дрейкурс, Бенджамин Спок, Хайм Жино, Уильям Глассер, Том Гордон и др.

Образование родителей за рубежом имеет ряд следующих особенностей.

1. Серьезное, уважительное отношение в обществе к об­разованию вообще и к образованию родителей в частности. Это проявляется в достаточно активном освоении родителя­ми специальных образовательных программ, причем как женщинами, так и мужчинами, в готовности взрослых к вы­полнению домашних заданий, к отработке предлагаемых на­выков эффективного поведения и др.

2. Предлагаемые в различных образовательных програм­мах многообразные формы и методы решения проблем остав­ляют за родителями право выбора и стимулируют осознание ими своей ответственности за воспитание детей.

3. Практическая направленность образования родителей, его ориентация на интересы и проблемы, с которыми роди­тели сталкиваются в жизни.

4. Большое внимание к отработке технических приемов продуктивного взаимодействия родителей и детей.

5. Дихотомическое разграничение подходов к образованию родителей: предлагаемые программы либо базируются на нравственных ценностях какой-либо определенной религиоз­ной конфессии, либо они игнорируют поле нравственных проблем и внутренней борьбы человека, обращая внимание лишь на вопросы эффективности поведения для достижения определенной цели.

Большую часть в содержании образования составляют психолого-педагогические знания и техники, представля­ющие разные направления психологических школ: от психо­анализа до бихевиоризма, интеракционного анализа, психо­синтеза и др.

Широкая сеть образовательных услуг для родителей во мно­гом способствует разрешению существующих социальных про­блем. Однако проблем этих в странах, имеющих высокий уро­вень материально-технического развития, увы, не меньше.

Хотя обыденное сознание утверждает, что ч материально обеспеченном обществе легче достигается благополучие, дан­ные научных исследований говорят об обратном. Сравнитель­ный анализ российских региональных исследований показы­вает, что в регионах, имеющих более высокий средний уро­вень жизни, проблемы отклоняющегося, девиантного, пове­дения детей, учащихся, молодежи стоят значительно острее.

14

Как свидетельствует зарубежная статистика, в США, напри­мер, процент учащихся, употребляющих наркотики, значи­тельно выше, чем в России, как и уровень преступности в молодежной среде; в полтора раза больше семей, в которых дети проживают не с родными родителями. Вопреки расхо­жему стереотипу: дайте нам денег, и мы решим все пробле­мы, — реальные социальные процессы имеют совершенно другую направленность.

Поиск соотношения содержания образования родителей, центрированного на проблемах личности, и содержания, спо­собствующего общественному развитию, является общей важной проблемой. С одной стороны, целесообразным пред­ставляется учет конкретных условий жизнепроживания роди­телей, их особенностей; с другой стороны, важно, чтобы зна­ния, получаемые родителями, способствовали выработке цен­ного для развития всего общества открытого, целостного, опти­мистического мировоззрения, а взаимодействие родителей с детьми сочетало в себе глубокие человеческие чувства и созна­тельно проработанные поведенческие паттерны. Это соотноше­ние коллективного и индивидуального в конкретной истории семьи может обнаруживаться стихийно, однако может вообще не обнаруживаться, негативно сказываясь на развитии детей.

Сложности непосредственной межпоколенной передачи опыта, появление новых научных человековедческих откры­тий, выработка и понимание новых общих ценностей, смыс­лов и норм поведения — все это делает необходимым появ­ление организованных форм образования родителей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...