Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тематическое содержание курса




Костанайский филиал

Штукина Е. Э.

ЯЗЫК РЕКЛАМЫ КАК ФАКТОР ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

(учебное пособие)

«Рекомендовано УМО РАЕ (Международной ассоциа-

Цией ученых, преподавателей и специалистов) по клас-

Сическому университетскому и техническому образова-

Нию в качестве учебного пособия для студентов выс-

Ших учебных заведений, обучающихся по направлении-

Ям подготовки: 45. 03. 01 – «Филология», 45. 03. 02 – 

«Лингвистика».

Костанай, 2017

УДК 659

ББК 76. 006. 5

Ш 94

Рекомендовано к печати
Учебно-методическим советом Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»,

Вузовской академической лабораторией межкультурных коммуникаций

Костанайского филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ»

Автор:Штукина Е.Э., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии                          

          Костанайского филиала ФГБОУ ВО  «Челябинский государственный университет»

 

 

 Рецензенты:Шкатова Л.А., профессор кафедры теории языка ФГБОУ ВО «Челябинский    государственный университет», доктор филологических наук. 

                      Савойская Н.П., доцент кафедры теории и практики перевода Костанайского   государственного университета им. А. Байтурсынова, кандидат филологических наук.


Ш 94 Штукина Е.Э.

            Язык рекламы как фактор ее эффективности:Учебное пособие [Текст] /Е.Э. Штукина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «ЧелГУ», 2017. – 101с.

           

 

ISBN

 

 

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям подготовки Филология и Лингвистика, учебные планы которых содержат элективные курсы по рекламной проблематике, а также для всех, кто интересуется языковой спецификой рекламной коммуникации. Автором частично использован материал, отобранный студентами для анализа языка наружной рекламы в гг. Челябинск (РФ) и Костанай (РК) в рамках исследований Вузовской академической лаборатории межкультурных коммуникаций при Костанайском филиале ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет».

 

ISBN 

 

                                                                                               © Е.Э.Штукина, 2017.

© Костанайский филиал

ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2017.



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………...4

Тематическое содержание спецкурса «Язык рекламы как фактор ее эффективности…………………………………………………………………………..5

Тема 1. Реклама – самостоятельный вид текста массовой коммуникации………….7

Тема 2. Структура рекламного текста………………………………………………..13

Тема 3. Свойства и категории рекламного текста……………………………….......19

Тема 4.Семантика рекламного текста………………………………………………..33

Тема 5. Функции языка в рекламной коммуникации……………………………….42

Тема 6. Стилистические качества языка рекламного текста……………………….49

Тема 7. Речевое воздействие в рекламной коммуникации. Убеждение как способ речевого воздействия………………………………………………………………….64

Тема 8. Суггестия (внушение) как способ воздействия в рекламной коммуникации.

…………………………………………………………………………………………..71

Тема 9. Речевое (языковое) манипулирование в рекламных текстах………………76

Тема 10. Лингвокультурная специфика рекламы поликультурного города………83

Список использованной литературы…………………………………………………93

 

 

Пояснительная записка

        Реклама, как известно – один из видов массовой информации и коммуникации; ее доля в общем информационном потоке весьма значительна. Она, практически, охватывает все общество.

Согласно современным научным представлениям, тексты массовой информации и коммуникации относятся к отдельному роду словесности, поэтому изучение рекламы является актуальным и необходимым для студентов, обучающихся по направлениям подготовки Филология и Лингвистика. В настоящем пособии систематизированы и обобщены в русле теории текста сущностные свойства и категории рекламного текста. На примерах из текстов, главным образом рекламы г. Костанай, рассматриваются: реализация функций языка в рекламной коммуникации; способы и приемы вербального воздействия на адресата и манипулирования им; стилистические особенности рекламных текстов, так как, по мнению многих специалистов в области рекламы, стилистические качества языка во многом определяют эффективность рекламного сообщения. В пособии также описывается специфика языка рекламы поликультурного города, которая выявляется на основе исследований, проведенных в рамках Вузовской академической лаборатории межкультурных коммуникаций под общим руководством доктора филологических наук, профессора Челябинского государственного университета Л.А. Шкатовой.

    Изучение элективного курса позволит студентам быть компетентными в лингвистическом анализе рекламных текстов, получить начальные навыки их составления, что повысит конкурентоспособность выпускников-филологов в области массовой информации и коммуникации.

Тематическое содержание курса

« Язык рекламы как фактор ее эффективности»

Тема Содержание темы
1 2 3
1 Тема № 1 Реклама как самостоятельный вид текста массовой коммуникации. Аспекты изучения рекламы в гуманитарных дисциплинах. Виды рекламы. Жанры рекламы. Параметры массовой информации и рекламы как рода словесности.
2 Тема № 2 Структура рекламного текста. Рекламный текст как вид креолизованного текста. Структура рекламного сообщения. Композиция вербального рекламного текста в аспекте стилистики языка.
3 Тема № 3 Свойства и категории рекламного текста. Занятие 1. Категории рекламного текста. Цельность и связность – универсальные категории рекламного текста. Антропоцентричность и диалогичность рекламного текста. Прагматика рекламного текста.
4 Занятие 2. Категория коммуникативности. Специфика рекламной коммуникации. Реклама как воздействующая коммуникация. Модели и стратегии воздействия в рекламной коммуникации.
5 Тема № 4 Семантика рекламного текста. Понятие семантического пространства текста. Особенности линейно-вербального (виртуального) семантического пространства рекламных текстов. Восприятие рекламного текста в психо- лингвистическом аспекте. Понимание эксплицитного и имплицитного в рекламном тексте.
6 Тема № 5 Функции языка в рекламной коммуникации. Реализация функций языка (по Р.О. Якобсону и А.А. Леонтьеву) в рекламной коммуникации. Суггестивная функция языка в рекламе. Ритм в рекламном тексте на различных уровнях языка как признак суггестивности текста.
7 Тема № 6 Стилистические качества языка рекламного текста как фактор его эффективности. Занятие 1. Метафорика рекламного текста. Критерии эффективности рекламы. Метафора как стилистический прием привлечения внимания к рекламе и воздействия на адресата. Классификация метафорических моделей рекламного дискурса. Социальная метафора – основная метафорическая модель в рекламных текстах.
8 Занятие 2. Языковая игра в рекламных текстах как способ привлечения внимания и воздействия. Игра со шрифтом. Игра слов на основе неоднозначности и омонимии. Прецедентные феномены в рекламном тексте. Виды трансформаций прецедентных текстов в рекламе.
9 Занятие 3. Синтаксис рекламного текста. Стилистические разновидности рекламных текстов. Синтаксические конструкции в рекламных текстах: именительной темы; парцелляция; параллелизм; безглагольные, назывные предложения.
10 Занятие 4. Слоган – ключевая фраза рекламного текста. Стилистические способы создания слоганов. Классификация слоганов как носителей основной рекламной идеи по их содержанию.
11 Тема №7 Речевое воздействие в рекламной коммуникации. Убеждение как способ речевого воздействия. Понятие речевого воздействия (А.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко). Убеждение (аргументация) как способ речевого воздействия. Логическая схема аргументации. Виды аргументации (теоретическая, эмпирическая, контекстуальная) и их реализация в рекламных текстах.
12 Тема № 8 Суггестия (внушение) как способ воздействия в рекламной коммуникации. Принципы суггестии, реализуемые в рекламе. Понятие «установка личности» и ее связь с суггестией. Способы и приемы внушения в рекламной коммуникации: создание имиджа; образный символизм; упрощенность; ассоциативность; неоднозначность; неаргументированные утверждения и призывы; «навязывание» пресуппозиции.
13 Тема № 9 Речевое (языковое) манипулирование в рекламных текстах. Понятие манипулирования в рекламе. Вербальные приемы манипулирования: создание искусственного класса сравнения; многозначность и двусмысленность; употребление иноязычных слов и фраз; манипуляция на основе вопросительных конструкций; реализация принципа «дефицита».
14 Тема № 10 Лингвокультурная специфика рекламы поликультурного города Понятие поликультурного пространства и поликультурного города. Лингвокультурные особенности рекламных текстов в поликультурном городе. Иноязычная лексика рекламных текстов; классификация текстов, содержащих такую лексику. Понятие этнической рекламы; сферы ее функционирования и содержание; безэквивалентная лексика в этнорекламе

 

Единственные настоящие поэты нашего времени

                                    служат в рекламных агентствах.

                                                                                       Теннеси Уильямс










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...