Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Использование прибора “Брайлевская колодка”.




Варианты заданий:

– Посчитай клетки колодки (сначала пустые, потом заполненные);

– Разбери колодочку (сначала можно допускать хаотичный разбор, а затем надо учить и требовать, чтобы штифты вынимались, т.е. задание выполнялось по порядку – слева направо и сверху вниз по столбцам).

– Собери колодочку (сначала можно допускать хаотичную сборку, а затем надо учить собирать, т.е. вставлять штифты в отверстия, по порядку по столбцам слева направо, сверху вниз).

Я придерживаюсь мнения, что собирать колодку нужно слева направо, потому что штифты, находящиеся в отверстиях колодки, воспринимаются в виде точек. Если мы будем составлять какую-либо комбинацию справа налево, как при письме, ее тактильный образ будет невольно запоминаться ребенком в перевернутом по отношению к чтению виде.

По моему мнению, при работе справа налево нужно было бы из полных шеститочий убирать штифты для получения отверстий. Но это не слишком хороший вариант, потому что для многих незрячих свойственно сразу обращать внимание на более выпуклые детали и невольно запоминать их расположение, т.е. в таких случаях образ рельефного знака Брайлевского щрифта формируется автоматически. Поэтому, оставив все лишние точки, ребенок все равно будет склонен прежде всего обращать внимание на то, что осталось, а не на изучаемую комбинацию, образованную из отверстий колодки.

Работая с колодкой, я обычно не использую слово “напиши”. Вместо него я употребляю слово “составь”.

Многие дети сначала затрудняются вставлять штифты в отверстия колодки, поэтому я часто прошу их распознать (прочитать) какую-либо букву, когда мы играем в слова. Тем самым я не соединяю два задания. Впоследствии, когда у ребенка появляется навык сборки колодки, он сам составляет буквы без особых усилий, не теряя при этом интереса к обучению.

– Посчитай отверстия (дырочки) в каждой клетке колодочки. Сколько их?

– Посчитай точки (штифты) в каждой клетке колодочки. При счете называй номер точки в соответствии с ее положением в шеститочии.

– Посмотри, как я расположила (вставила) штифты-точки в отверстия колодки. А теперь сам(а) вставь штифты-точки как на моей колодочке (работа по образцу).

Все задания, выполняемые с использованием колодочки, естественно, тоже надо обыгрывать. Например, штифты могут быть грибами. Говорим, что грибы можно специально выращивать. Вот у нас такие грибы (это необходимо сделать, потому что штифты находятся в строгом порядке). Мы можем “собирать грибы” и “варить грибной суп” для кукол или понести их продавать.

Можно обыграть ситуацию с белкой, которая живет в семье одной девочки. Белка очень любит орехи. Однажды она увидела на столе ореховый торт. Предлагаем ребенку быть белкой, которая собирает (вынимает) орехи-штифты. А можно предложить ребенку приготовить ореховый торт ко дню рождения белки.

– “Какая точка сбежала?”. Взрослый убирает одну из точек (штифт) из клетки. Ребенок обследует клетку и называет номера пустых клеток. Аналогичным образом можно упражняться в назывании оставшихся точек-штифтов. Если у ребенка возникнуть трудности, то с ним снова надо поиграть в машинки или в бабочку, которая садится на разные клумбы.

4. Упражнения с использованием пластилина.Наложение пластилина на различные сочетания точек в клетках прибора “Брайлевская колодка” и беседа о том, на что похож отпечаток; в дальнейшем учим детей анализу сочетания точек и лепке по образцу соответствующего знака системы Брайля.

5. Подготовка ребенка к накалыванию точек на приборе прямого чтения или стандартном приборе для письма. С этой целью можно поупражнять детей в обкалывании грифелем маленьких предметов. Это можно сделать на брайлевской бумаге, если подложить под нее лист мягкой резины.

6. Работа с прибором прямого чтения и прибором “Брайлевское шеститочие”:

– Набираем (рисуем) на приборе прямого чтения “кирпичики”, “дорожки”, “коврики”, т.е. учим детей накалывать шеститочия с пробелами и без пробелов.

– Накалываем (рисуем) прямые линии или 1-й и 4-й, или 2-й и 5-й, или 3-й и 6-й точками шеститочия, т.е. изображаем прямые линии верхними, средними и нижними точками клеток одной строки прибора.

Для увеличения скорости накалывания разных комбинаций точек можно использовать метроном или музыкальное сопровождение. Например, если нужно накалывать комбинацию из трех точек, используем вальс, из двух точек – польку и т.д.

Для музыкального сопровождения лучше всего сделать фонограмму с постепенно увеличивающимся темпом. Но это упражнение лучше всего выполнять с детьми, которые хорошо ориентируются на плоскости, но медленно работают. Упражнение должно доставлять ребенку удовольствие, поэтому надо следить, чтобы ребенок не делал чрезмерных усилий при накалывании точек.

7. Переход к стандартному Брайлевскому письменному прибору.Сначала самостоятельное письмо, то есть можно писать или рисовать дорожки или коврики по желанию, можно даже рисовать “звезды на небе” (точки, как и где угодно), но с соблюдением правильной постановки рук. Затем можно перейти к письму отдельных (легких по комбинации) букв и слов с ним.

8. Упражнения в чтении букв и слов, написанных по системе Брайля. Многие дети при чтении чрезмерно надавливают на точки, а иногда даже стремятся поскрести их ногтем. Поэтому материал для чтения лучше готовить (писать самим по системе Брайля) на блокнотах, страницами которых являются листы специальной полихлорвиниловой пленки (такие блокноты можно приобрести на предприятиях “Логос” или “Тифла”. По размеру они также более удобны для маленьких детей. Сначала лучше делать карточки со словами, написанными с пробелом (пропуском клетки) после каждой буквы, затем с пробелом или дефисом после каждого слога, и только после такой подготовки переходить к упражнениям в чтении слов, написанных в стандартном виде.

Например, упражнение с карточками может быть организовано следующим образом. Готовится четыре карточки, на каждой из которых написано одно слово: “лес”, “дом”, “город”, “деревня”.

После прочтения надписей раскладываем карточки на довольно большом расстоянии друг от друга. Берем знакомые детям игрушки (кукол, животных). Им нужно помочь добраться до места их проживания.

Например, ребенок берет кошку. Он может рассуждать так: “Кошка живет в доме”. Несет кошку к карточке с надписью “дом”. У него возникает проблема отличия нужной карточки от других. Он определяет нужную карточку по длине надписи. Затем из двух одинаковых карточек вычленяет на одной из них уже хорошо ему знакомую букву “л”, с которой начинается слово “лес”, и несет игрушку к нужной карточке.

Далее взрослый может спросить: “А где находится дом?” Ребенок отвечает: “В городе”. Взрослый продолжает: “Значит, кошка будет жить и в городе?” Ребенок соглашается. Можно продолжить: “А разве в деревне нет домов?” В результате такой беседы ребенок приходит к выводу, что кошки и в деревне живут, а если кошки дикие, то они живут в лесу.

Конечно, такая работа возможна не со всеми незрячими детьми дошкольного возраста. Мы смогли это сделать пока только с одним ребенком (Ваней С.). Однако стремиться вывести ребенка на возможно более высокий для него уровень является нашей главной задачей, чего мы желаем всем родителям и педагогам.

 

Рекомендуемая литература

1. Костючек Н.С., Методические указания к использованию в учебной работе школ для слепых прибора “Брайлевское шеститочие” // Дефектология. – 1983. – № 6. – С. 80–83.

2. Леушева М.Г., Денискина В.З., Методика ускоренного запоминания основных знаков (букв, цифр, знаков препинания) рельефно-точечной системы Брайля. – М., 2001.

3. Рельефно-точечные пособия для младших школьников, издаваемые ИПТК ВОС “Логос”.

4. Соловьева Е.Е., Успенская К.А., Методические указания к букварю и букварь для школ слепых детей. – М.: 1949.

5. Тараканов Б.Е. Шеститочие в наглядных пособиях, играх и игрушках для детей и взрослых: Учеб. пособие для семьи, кружка, школы. Часть первая. – М.: Из-во “Фолиант”, 1991.

6. Фомина Л.А. Опыт использования прибора “Ориентир” в работе с незрячими детьми. – М.: РГБС, 2002.

 

Телефон для вопросов и предложений: (095) 188–02–77.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................... 3

Из личного опыта........................................................................... 4

Неудачный опыт...................................................................... 5

О моих наблюдениях, выводах и об опыте работы с детьми 12

Ученики и поиск решения проблем............................................ 14

Опыт работы с группой незрячих детей............................. 21

Набор упражнений по подготовке незрячих детей к обучению в школе и к обучению их чтению и письму по системе Брайля......................................................................... 31

Рекомендуемая литература........................................................ 65

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 726.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...