Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Набор упражнений по подготовке незрячих детей к обучению в школе и к обучению их чтению и письму по системе Брайля




“Разминка-приветствие”

“Разминку-приветствие” целесообразно включать в занятие даже тогда, когда дети уже знакомы друг с другом. Это упражнение позволяет не только помочь им успокоиться, сконцентрировать внимание и эмоционально настроиться на дальнейшую деятельность, но и еще раз услышать голоса и имена тех, кто присутствует на занятии и с кем им нужно будет вместе выполнять задания.

Один из вариантов этого упражнения может быть следующим. Все (дети и взрослые) встают в круг, кто-нибудь из взрослых говорит: “Кто пришел сегодня к нам? Назовем по именам”. Затем дети и взрослые поочередно называют свои имена.

Затем последовательно каждый участник говорит:

–Это ты! (Говорящий дотрагивается руками до стоящих рядом.) Это я! (Говорящий дотрагивается до себя.) Это все мои друзья! (Круг смыкается, и все руки соединяются вместе.)

Далее дети снова образуют большой круг. Взрослый спрашивает: “А что мы можем в нашем круге делать?”

Дети предлагают свои варианты, которые все выполняют: прыгать, хлопать, топать, мяукать, хрюкать и т.д.

Описанная “разминка-приветствие” очень популярна в детских садах в Германии.

Упражнения на расслабление рук

Перед непосредственным выполнением упражнений по подготовке к чтению и письму по системе Брайля следует у детей снять напряжение с рук и немножко успокоить их.

Некоторые упражнения можно выполнять под музыку. Можно также сочетать их с пальчиковой гимнастикой, с рассказом какой-нибудь истории. Но пальчиковые движения не должны быть слишком интенсивными, чтобы не вызывать излишнее напряжение пальцев и кистей рук. Можно каждое упражнение выполнять отдельно, особенно когда оно вводится впервые. Обычно такого рода упражнения выполняются сидя за столом.

Однако, если целью занятия является не снятие напряжения с рук, а введение детей в какую-либо игру, где они должны будут исполнять определенные роли, то упражнения могут выполняться в любой необходимой для данной роли позе.

Упражнения для рук также помогают детям осваивать новые движения, стимулируют воображение и позволяют детям как бы “увидеть” то, что делают окружающие люди в аналогичных ситуациях. Впоследствии детям легче будет освоить деятельность, включающую подобные движения. Они также помогут детям в дальнейшем взаимодействовать друг с другом в группе.

Возможные варианты выполнения упражнений:

1. Игра “Рассказываем истории”. Детям очень нравится, когда движения рук сочетаются с рассказыванием историй. Иногда они сами предлагают сюжеты, используя при этом уже освоенные движения.

Вот одна из наших историй: “Мы вышли на улицу. Зима. Идет легкий снежок. Он плавно опускается на землю. (Показываем руками: поднимаем руки на уровень груди и плавно опускаем ладони на стол.) Вдруг мы увидели, что рядом с магазином стоит коляска, а в ней плачет ребенок. Мы подходим к коляске и качаем ее. (Выполняются соответствующие движения: покачиваем руками вперед и назад.) Мама вышла из магазина и взяла ребенка на руки. (Руки держим так, что как будто на них лежит ребенок.) Она стала качать ребенка. (Руки перед грудью согнуты в локтях. Делаем ими движения влево и вправо.) Мы увидели, что к магазину подбежал котенок. Он был такой хорошенький и весь в снегу. Мы стряхнули снег с котенка. (Выполняем движение, как будто стряхиваем снег.) Потом мы его стали гладить, а он замурлыкал. (Движение пальцев и ладоней по столу, поднимаем руки и гладим котенка). Мы зашли в магазин, купили сосиску, разломали ее на мелкие кусочки и покормили котенка. (Показываем, как мы это сделали.) Он был очень доволен, и мы тоже были рады, что так много хорошего сделали”.

2. Игра “Сажаем и выращиваем цветы”. Взрослый говорит: “Вскапываем землю, сажаем и поливаем цветы. (Выполняем соответствующие движения руками.) Цветы растут. (Очень медленно и плавно поднимаем руки до уровня лица.) Дождь поливает цветы. (Выполняем легкие движения очень расслабленными кистями рук, имитируя дождь.) Они зацветают. (Сначала пальцы сжаты в кулаки, затем очень плавно раскрываем ладони, пальцы растопырены.) К вечеру цветы “засыпают” и поэтому закрываются. (Пальцы медленно сжимаются в кулаки, но не плотно.) Утром цветы снова “просыпаются” и снова открываются. (Снова ладони плавно раскрываются). Пчела прилетела, села на цветок и пьет нектар. (Одна ладонь раскрыта, а пальцы другой руки собираются вместе, оставаясь прямыми. Можно пошевелить пальцами, чтобы показать, как пчела летит. Затем надо коснуться раскрытой ладони подушечками соединенных вместе пальцев.) Налетел ветер и стал срывать лепестки с цветка. (Дуем на раскрытую ладонь, а другой рукой “срываем” лепестки.)

3. Можно “выращивать” яблоню, а затем “срывать” с нее яблоки. В этом упражнении участвует все тело ребенка, но основные движения выполняются руками. Руки совершают медленные плавные движения. Все упражнение выполняется очень плавно, без резких движений и спешки. Упражнение можно выполнять как на индивидуальном занятии, так и на групповом. В последнем случае один ребенок изображает яблоню, а остальные – садоводов, у которых одна рука – “корзина”, а другой они срывают “яблоки”.

Упражнения на развитие осязания

Хорошее осязание необходимо для восприятия шрифта Брайля. Шрифт Брайля (как и плоскопечатный) может быть и более крупный, и более мелкий. Устойчивость точек во многом зависит от бумаги, на которой написан текст. Если в дальнейшем ребенок будет пользоваться компьютером, ему понадобится умение считывать текст с брайлевской строки, которая имеет достаточно устойчивые точки, но мелкий шрифт. Кроме того, в тактильном дисплее для слепых под каждым шеститочием имеются еще две дополнительные точки, т.е. получается восьмиточие. Поэтому наша задача – развить осязание ребенка в такой мере, чтобы он в дальнейшем мог читать любой текст.

Варианты упражнений:

1. Учить детей обследовать различные предметы, формируя у них при этом понятия “гладкий”, “шершавый”, “легкий”, “тяжелый”, “теплый”, “холодный” и т.п. и т.д. Если дети уже хорошо знакомы с предметами, используемыми на занятии, то можно учить их подбирать предметы по контрасту (гладкий – шершавый, легкий – тяжелый).

2. Учить детей различать на ощупь материалы, из которых сделаны предметы, и находить предметы, сделанные из одного и того же материала.

3. Подбирать предметы, одинаковые по величине.

Учить детей различать геометрические фигуры.

Учить подбирать предметы, одинаковые по форме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...