Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения на формирование образов  предметов




1. Лепка по предметному образцу, по картинке, после беседы о предмете.

2. “Обезьянка”. У взрослого и у ребенка по одинаковому набору предметов. Ребенок копирует действия взрослого с предметами. Но в этом упражнении взрослый и ребенок сидят рядом, так как незрячему ребенку на данном этапе невозможно учитывать зеркальное положение. Для большей самостоятельности следует также дать возможность ребенку побыть “человеком”, а взрослому – “обезьянкой”, и попросить ребенка исправить ошибки взрослого, если они будут.

На первый взгляд может показаться, что данное упражнение направлено только на развитие навыков ориентировки на плоскости. Однако оно также связано и с формированием образов пространственного расположения предметов относительно друг друга.

В этом смысле важно также изучать с ребенком путь от дома до ближайшего магазина или расположение газонов, деревьев и других объектов во дворе. Вначале хорошо бы изготовить из доступных материалов или изобразить на приборе “Ориентир” (с изготовителем можно связаться по телефону 149–81–19) план изучаемого маршрута или двора. Показать ребенку путь, по которому нужно будет идти, а затем пройти в одном направлении. После этого обсудить, как нужно идти обратно (путь в обратном направлении вызывает особую трудность у незрячих детей), а затем пройти его.

Это упражнение также поможет ребенку легче принять и усвоить правило: “Мы читаем слева направо, а пишем справа налево”. У ребенка возникает ассоциация, что мы вначале идем в одну сторону, а потом обратно. На этапе подготовки ребенка к изучению системы Брайля этого бывает достаточно. Позже, когда он начнет накалывать точки и проверять, что у него получилось, он заметит, что точки получаются не с той стороны, с которой он их накалывал, а с противоположной. Для объяснения этого явления мы используем особое упражнение (см. ниже в разделе “Упражнения, готовящие детей к освоению системы Брайля”).

3. “Получилось – не получилось”.Игра с пирамидкой. Взрослый собирает пирамидку с ошибками и без ошибок, а ребенок говорит, получилось или не получилось. Затем они меняются ролями, но взрослый ведет себя не очень уверенно. Он говорит: “Мне, кажется, что у тебя получилось. А ты как думаешь? А-а-а! Кажется, вот тут не так, я не ошибаюсь?” Это позволяет взрослому вовремя поправить ребенка, чтобы он избежал настоящих ошибок. Таким образом, взрослый может включить ребенка в процесс анализа результата.

4. Игра “На что это похоже?”.На плотном листе бумаги (картоне, крышках приборов “Ориентир” или “Графика”) с помощью пластилина или деталей названных приборов надо расставить несколько “точек” и предложить ребенку сначала последовательно соединить их прямыми линиями (ими могут быть счетные или любые другие палочки, полоски магнитной резины, которыми комплектуются приборы “Ориентир” и “Графика”), а затем сказать, что получилось. Сначала точки надо расставлять так, чтобы получались геометрические фигуры правильной формы, а затем и неправильной, т.е. опять же идти от простого к более сложному.

5. Игра “Представь себе”. Дети называют предметы или объекты, которые они себе представляют: елка, апельсин, дорога, щенок, мороженое и т.д. На одном занятии я с детьми использовала не более пяти слов. Дети по очереди говорят о предмете, который они представляют, а взрослый задает при этом уточняющие вопросы. Например: “Ты представил себе, что на столе перед тобой лежит апельсин. Расскажи, какой он?” Если отвечающий ребенок затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят остальные участники игры. На занятиях дети, рассказывая об апельсине, говорили, например, так: “Он похож на шар”, “Немножко с пупырышками”, “А мой апельсин почти гладкий, он бывает таким”, “А мой холодный, из холодильника”, “Сладкий”, “Нет, кислый”, “Кисло-сладкий”, “Я представляю, что чищу его”, “А у него кожура горькая” и т.д.

Подобные игры-упражнения развивают у детей воображение и речь.

6. Восприятие (с помощью осязания и остаточного зрения) и сравнение объемных и плоских геометрических фигур и их изображений.В этом упражнении полезно использовать развертки объемных геометрических фигур. Наша цель – посмотреть, из каких плоских геометрических фигур состоят объемные фигуры.

7. Обследование различных предметов (натуральных, игрушечных) и определение, из каких геометрических фигур они состоят. Аналогичные упражнения полезно выполнять с использованием рельефно-графических изображений. Можно использовать вышеупомянутые приборы, детали конструкторов или другие доступные материалы.

8. Рассматривание неполных предметов, определение, каких частей не хватает. Дидактическим материалом могут служить сломанные игрушки: машинки без колес, куклы с оторванными частями тела и т.п.

9. Игра “Дорисуй геометрическую фигуру”. Важно дать ребенку изобразить все возможные варианты. Опять используем приборы “Ориентир” или “Графика”, а также доступные материалы и способы (пластилин на картоне или жесткой поверхности, защипывание бумаги, гуашь с манкой и т.д.).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 186.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...